ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/2021 от 27.08.2021 Томского областного суда (Томская область)

УИД 70OS0000-01-2021-000150-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Бондаревой Н.А.,

при секретаре Маслюковой М.Н.,

с участием прокурора Кофман Е.Г., административного истца Забелина М.В., его представителя Дорошенко О.В., представлявшего также Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», председателя окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 Ц., представителя Избирательной комиссии Томской области Романенко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-214/2021 по административному иску Забелина Максима Валерьевича к окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15,

установил:

постановлением Избирательной комиссии Томской области от 21 июня 2021г., опубликованным 22 июня 2021г., на 19 сентября 2021г. назначены выборы депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва (л.д. 58, 199, 200 т. 1).

Решением окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 от 8 августа 2021г. №8/25 на основании пункта «а» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области»отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва Забелина М.В., выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в связи распространением на него ограничений, предусмотренных пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ввиду причастности к деятельности организации, деятельность которой запрещена решением суда по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и отсутствием пассивного избирательного права быть избранным депутатом Законодательной Думы Томской области (л.д. 112-114 т. 1).

Забелин М.В. обратился в Томский областной суд с административным иском о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 от 8 августа 2021г. №8/25 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва; возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15.

Полагал, что при принятии оспариваемого решения окружная избирательная комиссия не могла руководствоваться лишь информацией из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, так как ни одно из условий для возможности применения к нему ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлено не было.

Решение Московского городского суда от 9 июня 2021 г. по делу № 3а-1573/2021, на которое имеется ссылка в оспариваемом решении, принятое по иску прокурора города Москвы к Некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» (город Москва), Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» (город Санкт-Петербург), общественному движению «Штабы Н.» о ликвидации и запрете деятельности, в законную силу не вступило. Обращение данного решения в части прекращения деятельности общественного движения «Штабы Н.» к немедленному исполнению не может повлечь за собой каких-либо ограничений его прав, поскольку он не являлся лицом, участвующим в деле.

Какие-либо решения суда, вынесенные в порядке административного судопроизводства, устанавливающие причастность к деятельности экстремистской или террористической организации в качестве ее участника, члена, работника или иного причастного к ее деятельности лица, в его отношении не принимались.

Оспариваемое решение необоснованно лишает его пассивного избирательного права, чем нарушает конституционное право быть избранным в орган государственной власти субъекта Российской Федерации и право на свободные выборы.

Определением судьи от 24 августа 2021г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Томской области и Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В судебном заседании Забелин М.В., его представитель Дорошенко О.В., представляющий также интересы Томского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», настаивали на удовлетворении требований административного иска. Забелин М.В. указал, что положения пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ на него не распространяются, а его пассивное избирательное право не может быть ограничено, поскольку он не является лицом, причастным к деятельности экстремисткой или террористической организации, так как на день принятия оспариваемого решения в отношении него не было принято ни одного судебного акта, вступившего в законную силу, которым была бы установлена его причастность к деятельности названных организаций. Постановление суда о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждает лишь факт его участия в несогласованном митинге против политических репрессий, организованного его друзьями (членами «Штаба Н.» в /__/), взгляды которых на недопустимость политзаключенных он разделяет и поддерживает. Кроме того, действия по участию в митинге имели место до принятия положений, которыми руководствовалась окружная избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения, а потому установленные названными положениями ограничения не могут быть применены к нему.

Представители окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу №15 и Избирательной комиссии Томской области считали административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято при строгом соблюдении требований избирательного законодательства, единогласно, полномочной окружной избирательной комиссией при наличии кворума, принцип равенства кандидатов и права административного истца не нарушает.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На территории Томской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются также Законом Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области».

Статьей 25 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ предусмотрено, что окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (пункт 1).

Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 февраля 2016г. №3077В утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной Думы Томской области, в которую включен Малиновский одномандатный избирательный округ №15 (л.д. 46-54 т. 1).

Полномочия окружной избирательной комиссии определены в статье 25 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ, в статье 20 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ и в статье 11 Закона Томской области от 10 апреля 2003г. №50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области».

В частности, окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу, их доверенных лиц; обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных действующим законодательством условий предвыборной деятельности; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе (пункты «а», «в», «д-и» статьи 20 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ).

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Томской области от 10 апреля 2003 года № 50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области» число членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти Томской области с правом решающего голоса определяется Избирательной комиссией Томской области и не может быть менее 6 и более 12.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Томской области от 18 июня 2021 года № 75/610 сформирован состав окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 в количестве 9 членов с правом решающего голоса, председателем комиссии назначена Ц. (л.д. 55-57 т. 1).

Статьей 28 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты Законодательной Думы Томской области непосредственно либо в составе областного списка кандидатов в соответствии с действующим законодательством (часть 1). Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (часть 2). Выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (часть3).

Избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (часть 1 статьи 32 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ).

27 июля 2021 г. Центральная избирательная комиссия Томской области приняла и выдала подтверждение получения документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборы депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Согласно представленному списку кандидатов в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 данным избирательным объединением выдвинут Забелин М.В. (л.д. 59-64 т. 1).

Статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1).

Частью 5 статьи 30 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ установлено, что соответствующая избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, о проверке выполнения требований, предусмотренных частью 3.2 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки названных сведений.

Из материалов дела следует, что на основании указанного положения Избирательная комиссия Томской области 27 июля 2021 г. обратилась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области о проверке достоверности сведений, представленных в избирательную комиссию кандидатами в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, для проверки причастности данных граждан к деятельности экстремистских либо террористических организаций (л.д. 67-73 т. 1).

В ответе от 4 августа 2021 г. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области сообщило, что Забелин М.В. постановлением Октябрьского районного суда г. Томска от 1февраля 2021 г. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере17000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о причастности Забелина М.В. к деятельности общественного движения «Штабы Н.», деятельность которого запрещена решением Московского городского суда от 9 июня 2021 г. по делу № 3а-1573/2021 (решение подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности), и сведения о котором опубликованы в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (л.д. 74-92 т. 1).

В связи с поступившей информацией Избирательной комиссией Томской области 5августа 2021 г. направлен дополнительный запрос в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области для уточнения полученной из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области информации (л.д. 94 т. 1).

Направленный в Избирательную комиссию Томской области ответ от 6 августа 2021 г. содержал сведения о наличии в сети «Интернет» информации о фактах, которые свидетельствуют о причастности Забелина М.В. к деятельности общественного движения «Штабы Н.», деятельность которого запрещена решением Московского городского суда от 9 июня 2021 г. (л.д. 94-107 т. 1).

Полученные в ходе проверочных мероприятий документы Избирательной комиссией Томской области 6 августа 2021 г. были направлены в окружную избирательную комиссию по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 для принятия решения в соответствии с действующим законодательством (л.д. 66 т. 1).

Окружная избирательная комиссия на основании части 2 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, требованиям закона, принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.

Статьей 4 Закона Томской области от 10 апреля 2003 года № 50-ОЗ предусмотрено, что заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 6); решение комиссии о регистрации кандидатов, списков кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 9); решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (пункт 11).

Из протокола заседания окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 от 8 августа 2021 года № 8 (л.д. 110-111 т. 1) усматривается, что в заседании приняли участие семь членов комиссии из девяти: председатель избирательной комиссии и шесть членов комиссии с правом решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое решение № 8/25. Само решение подписано председателем комиссии и секретарем. Решение размещено на официальном сайте Администрации Томского района на странице окружной избирательной комиссии в сети «Интернет» (л.д. 112-115 т. 1).

При изложенных данных оспариваемое решение окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 принято правомочным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия.

В силу положений статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Понятие пассивного избирательного права содержится в подпункте 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права в силу подпункта «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта «а» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ является основанием отказа в регистрации кандидата.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ статья 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена пунктом 3.6, в соответствии с которым не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ положения пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу данного Федерального закона.

УказанныйФедеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 4 июня 2021 г.

Принимая во внимание, что выборы депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва назначены постановлением Избирательной комиссии Томской области от 21 июня 2021 г. № 76/615, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2021 г. № 157-ФЗ, нормы об ограничении пассивного избирательного права по мотиву причастности кандидата к деятельности экстремистской или террористической организации в период времени, предшествующий началу избирательной компании по выборам депутатов Законодательной думы Томской области седьмого созыва, подлежат применению к спорным правоотношениям.

Кроме того, из указанных правовых предписаний следует, что одним из оснований, в соответствии с которым может быть ограничено пассивное избирательное право гражданина, является наличие причастности гражданина к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. В соответствии с указанным основанием ограничение пассивного избирательного права гражданина возможно, если на юридически значимую дату имеется вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, а также решение суда, вступившее в законную силу, которым установлена причастность гражданина к деятельности экстремистской или террористической организации.

Судом установлено, что 9 июня 2021 года Московским городским судом по административному делу № 3а-1573/2021 принято решение, вступившее в законную силу 4 августа 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Прокурора города Москвы, запрещена деятельность общественного движения «Штабы Н.» по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (л.д. 118-133 т. 1).

Названное решение суда в части прекращения деятельности общественного движения «Штабы Н.» приведено к немедленному исполнению.

Как следует из данного решения, учредители движения «Штабы Н.», а также иные лица, причастные к деятельности указанного движения, систематически проводят на территории субъектов Российской Федерации публичные мероприятия, несогласованные с органами исполнительной власти в установленном порядке. В подтверждение этого приводится пример митингов в Москве и других городах 23 января 2021 года в поддержку Н. Также указано, что функционирующая сеть «Штабов Н.» занимается, в том числе организацией митингов, политических кампаний, региональными и местными выборами и проектом «Умное голосование». Руководителями движения неоднократно высказывались призывы к проведению несогласованных акций, участниками размещались видеосюжеты, побуждающие к участию в незаконных публичных мероприятиях, содержащие недостоверные сведения, дискредитирующие органы государственной власти, и публичные призывы к возбуждению ненависти, вражды в отношении представителей власти. Указано, что руководителем «Штаба Н.» в /__/ является Ф.

Причастность Забелина М.В. к общественному движению «Штабы Н.» в период времени, предшествующий одному году до даты вступления в законную силу решения суда от 9 июня 2021 г., подтверждена вступившим в законную силу судебным актом и иными исследованными судом доказательствами.

Так, из материалов исследованного в судебном заседании дела № 5-457/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи20.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что Забелин М.В. 31 января 2021 г. в период времени с 12 часов 30 минут до 13 часов 00 минут, осведомленный о том, что организованное иными лицами публичное мероприятие в форме митинга не согласовано с администрацией Города Томска, принял в нем участие, а именно, находясь по адресу: г. Томск, площадь Ленина, 12а, на площадке перед зданием Томской областной государственной филармонии, совместно с другими гражданами выкрикивал лозунги в поддержу Н. и с целью его освобождения («свободу Н.», «П. – вор»). При этом согласно исследованным материалам административного дела на Забелина М.В., как на одного из активных участников указанного несогласованного публичного мероприятия, указала свидетель С., пояснив, что в помещении Томского РОВД парень, описанный ею выше, представился как Забелин М.В.

Из имеющегося в деле об административном правонарушении видеоматериала, просмотренного при рассмотрении настоящего дела, видно, что целью проведения публичного мероприятия 31 января 2021 г., в котором принимал участие Забелин М.В., являлось выражение протеста против ареста Н., публичные призывы к досрочному прекращению вне установленной процедуры полномочий высших должностных лиц Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации.

Данные материалы признаны допустимыми доказательствами, на основании которых постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 1 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением Томского областного суда от 19 марта 2021 г., Забелин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 17000 рублей.

Указанный судебный акт постановлен не более чем за один год до вступления в законную силу решения Московского городского суда от 9 июня 2021г. по делу № 3а-1573/2021, в связи с чем такое судебное постановление правомерно расценено окружной избирательной комиссией в качестве подтверждения причастности Забелина М.В. к деятельности общественного движения «Штабы Н.» применительно к положениям абзаца 3 пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от /__/ № 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 июня 2021 г. № 157-ФЗ).

Суждение административного истца и его представителя о том, что постановлением Октябрьского районного суда г. Томска по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2021 года не могли быть установлены юридически значимые факты о его причастности к деятельности общественного движения «Штабы Н.», так как предметом рассмотрения в данном деле являлись действия по участию в несогласованном публичном мероприятии, состоятельным быть признано не может.

Так, федеральный законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований к виду судопроизводства, в рамках которого принимается судебное решение, предусмотренное частью 8.2 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», и которым устанавливается причастность лица к деятельности экстремистской или террористической организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указаны виды судебных актов, которые могут быть приняты по делу об административном правонарушении, к ним относятся постановления и определения.

Таким образом, судебным актом по делу об административном правонарушении является постановление суда.

Правовым последствием вступления судебного акта, в том числе постановления суда о привлечении к административной ответственности, в законную силу является то, что с указанного момента установленные в нем обстоятельства, выводы суда, по рассмотренному делу становятся обязательными для всех лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, в том числе для избирательных комиссий.

Кроме того, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, по вопросам о том, имели ли место определённые действия и совершены ли они этим лицом (часть 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, вступившим в законную силу постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Томска по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2021 г. установлено, что Забелин М.В. принял активное участие в состоявшемся в городе Томске 31 января 2021 года публичном мероприятии в форме митинга, несогласованном с органами исполнительной власти, в поддержку Н.

Следовательно, факт участия Забелина М.В. в реализации отдельного мероприятия, в связи с которым соответствующая организация – общественное движение «Штабы Н.» была признана экстремисткой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», нашёл объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В свою очередь, непосредственное участие в реализации отдельных мероприятий, в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремисткой или террористической, квалифицируется федеральным законодателем как причастность к деятельности экстремистской или террористической организации.

Кроме того, судом исследована справка о проведенном мониторинге сети «Интернет», а также осмотрены интернет-страницы по соответствующим ссылкам на информационных ресурсах в сети «Интернет», размещенные на которых сведения также свидетельствуют о том, что Забелин М.В. неоднократно совершал действия, связанные с выражением поддержки высказываниями в сети «Интернет» целям и формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) общественного движения «Штабы Н.», в связи с которыми оно было признано экстремистским (л.д. 98-106 т. 1).

В мессенджере «Telegram» на своем канале (/__/) Забелин М.В. 22 января 2021 г. опубликовал запись, из которой следует, что 23 января 2021 г. он будет присутствовать как гражданин на несогласованном публичном мероприятии в поддержку Н., при этом указал «оштрафуют – заплачу штраф», «задержат – посижу» (л.д. 102 т. 1).

Факт участия Забелина М.В. на несогласованном публичном мероприятии 23 января 2021 г. подтверждается публикацией (/__/) размещенной на «Telegram»-канале информационного портала «Новости vtomske.ru» (/__/), на фотографиях он находится в непосредственной близости от организаторов акции, в том числе координатора «Штаба Н.» в /__/Ф. (л.д. 103-105 т. 1). Как следует из видеозаписи указанного публичного мероприятия от 23января 2021 г., целью его проведения являлось выражение протеста против ареста Н., публичные призывы к досрочному прекращению вне установленной процедуры полномочий высших должностных лиц Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации (/__/) (л.д. 206-207 т. 1).

21 апреля 2021 г. непосредственно перед проведением акции в поддержку Н. Забелин М.В. дал интервью информационному интернет-агентству «ТВ2», в ходе которого подтвердил привлечение к административной ответственности за участие в несогласованном публичном мероприятии, а также выразил слова поддержки координатору общественного движения «Штабы Н.» в /__/Ф. (л.д. 106 т. 1).

В соответствии с публикацией, размещенной Ф. в мессенджере «Twitter» 17 декабря 2020 г., депутаты Думы Города Томска, в числе которых Забелин М.В., а также руководители «Штаба Н.» в /__/Ф., Ф., обратились с заявлением на имя председателя Следственного комитета Российской Федерации с требованием возбудить уголовное дело по факту покушения на жизнь общественного деятеля Н. с применением химического оружия, что, по их мнению, было сделано при непосредственном участии государства (л.д. 203-205 т.1).

Также в судебном заседании были осмотрены страницы социальной сети «ВКонтакте», информация на которых свидетельствует о последовательном выражении Забелиным М.В. поддержки общественному движению «Штабы Н.».

Так, 1 июля 2018 г. региональным отделением «Штаб Н.» в /__/ по адресу: /__/, проведено публичное мероприятие в форме митинга с целью публичного выражения мнения граждан против решения власти о планах повышения пенсионного возраста, повышения НДС и роста цен на топливо. Организатором данного публичного мероприятия выступил заместитель координатора регионального «Штаба Н.» Ф. (/__/) (л.д. 99 т. 1).

В качестве одного из спикеров на указанном мероприятии выступил Забелин М.В., что подтверждается видеозаписью, опубликованной им в социальной сети «ВКонтакте» на личной странице (/__/) с комментарием: «Неожиданно для себя выступил на митинге против повышения НДС и пенсионного возраста P.S. к сожалению запись не сначала» (л.д. 99 т. 1).

21 сентября 2019 г. в офисе «Штаба Н.» в /__/ Забелин М.В. выступил с лекцией на тему: «развитие самоуправления на местах». Данное мероприятие освещено сотрудниками «Штаба Н.» на странице в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Н. Томск» (/__/) (л.д. 100 т. 1).

Приведенные данные указывают на необоснованность доводов Забелина М.В. о недоказанности его причастности к деятельности общественного движения «Штабы Н.» в контексте пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июня 2021 г. № 157-ФЗ).

Нельзя согласиться и с доводами административного истца о том, что на события января 2021 года неправомерно распространены положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ, устанавливливающие ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Течение периода, на который лицо, причастное к деятельности экстремистской или террористической организации, утрачивает пассивное избирательное право, начинается за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации и заканчивается до истечения трёх лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации и запрете деятельности экстремистской или террористической организации (пункт 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Ограничение пассивного избирательного права устанавливается федеральными законами, регулирующими избирательные отношения, и не является мерой уголовно-правовой либо административно-правовой ответственности.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 11-П, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя, который при этом обязан соблюдать конституционные требования, в частности учитывать, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений, допустима, если она объективно оправданна, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Федеральным законом от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ, вступившим в силу 4 июня 2021 года, введено ограничение пассивного избирательного права в отношении лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций.

Такое ограничение введено федеральным законодателем в качестве особого конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия выборных публичных должностей (и, следовательно, для возможности баллотироваться на соответствующих выборах), и сопряжено с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной власти, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

По смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определённые условия его реализации.

Необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить своё мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией; причастность к деятельности экстремистской или террористической организации является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии.

Поскольку в силу положений пункт 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действие пассивного избирательного права Забелина М.В. в настоящее время ограничено, последний не имеет права быть избранным депутатом Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, так как являлся лицом, причастным к деятельности общественного движения, в связи с которой деятельность данного движения запрещена решением суда по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а потому оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, принятое на основании пункта «а» части 9 статьи 39 Закона Томской области от 12 июля 2006г. №147-ОЗ в связи с отсутствием у административного истца пассивного избирательного права, является законным.

Доводы административного истца, его представителя, а также представленные отчеты и благодарственные письма об эффективности работы Забелина М.В. как депутата Думы Города Томска не исключают его причастности к деятельности общественного движения, деятельность которого запрещена решением суда по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и не влияют на законность принятого окружной избирательной комиссией оспариваемого решения.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Забелина Максима Валерьевича к окружной избирательной комиссии по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Законодательной Думы Томской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Томское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Малиновскому одномандатному избирательному округу № 15 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения принят 30 августа 2021 года.