УИД 61OS0000-01-2021-000193-40
Дело № 3а-214/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 31 августа 2021 г.
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при ведении протокола секретарем Дроздовой Н.А., помощником судьи Борозненко Л.Р.,
с участием:
прокуроров Шматовой Н.А., ФИО1, ФИО2,
представителя административного истца – председателя правления товарищества собственников жилья «15 микрорайон» ФИО3,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску товарищества собственников жилья «15 микрорайон» об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30 мая 2017 г. № 19/2 «Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области» в части,
у с т а н о в и л :
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее по тексту также Региональная служба) 30 мая 2017 г. принято постановление № 19/2 «Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области».
Постановлением установлены и введены в действие с 1 июня 2017 г. нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (за исключением многоквартирных домов, оборудованных светодиодными лампами) на территории Ростовской области (приложение № 1 к постановлению) и нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных светодиодными лампами, на территории Ростовской области (приложение № 2 к постановлению) с дифференциацией по 8 категориям многоквартирных домов (в зависимости от наличия того или иного энергопотребляющего оборудования).
Пунктом 1 приложения № 1 к постановлению № 19/2 норматив потребления для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, утвержден в размере 0,55 кВт·ч в месяц на кв.метр; пунктом 2 того же приложения норматив потребления для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другим оборудованием – 0,71 кВт·ч в месяц на кв.метр.
Постановление от 30 мая 2017 г. действует в редакции постановлений Региональной службы от 9 июня 2017 г. № 22/2 и от 3 октября 2017 г. № 43/1.
Товарищество собственников жилья «15 микрорайон» (далее также ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Региональной службы, выразившихся в неиспользовании сведений об износе инженерных систем электроснабжения жилых домов, имеющих конструктивные и технологические параметры, степень благоустройства, аналогичные тем, которые имеют дома, управляемые ТСЖ, при расчете нормативов, утвержденных постановлением Региональной службы от 30 мая 2017 г. № 19/2.
На основании определения Арбитражного суда Ростовской области от 21 мая 2021 г. дело по заявлению ТСЖ передано по подсудности в Ростовский областной суд.
Уточнив требования применительно к положениям главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), ТСЖ просит суд признать не действующим с даты принятия постановление Региональной службы от 30 мая 2017 г. № 19/2 в части пунктов 1 и 2 приложения № 1 к постановлению, устанавливающих нормативы 0,55 и 0,71 кВт·ч в месяц на кв.метр.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые нормативы установлены Региональной службой с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, без учета сведений об износе инженерных систем. Изложенное привело к необоснованному снижению с 1 июня 2017 г. ранее действовавшего норматива и обязанности ТСЖ как исполнителя коммунальной услуги оплачивать ресурсоснабжающей организации неправомерно завышенный сверхнормативный объем электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества (том 1 л.д. 62-67, 227-229, том 2 л.д. 125-126, 187-189).
В судебном заседании представитель административного истца (председатель правления ТСЖ) ФИО3 поддержал заявленные требования.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного иска (отзыв т. 2 л.д. 1-9, 136-140), полагая, что нормативы рассчитаны и утверждены с соблюдением актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав доводы представителей сторон, допросив свидетеля ... (уполномоченного сотрудника Региональной службы по делу об установлении нормативов), исследовав письменные доказательства, в том числе материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А., полагавшей нормативный правовой акт подлежащим признанию не действующим в оспариваемой части, суд считает необходимым удовлетворить административный иск по следующим основаниям.
Постановление Региональной службы от 30 мая 2017 г. № 19/2 содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть является нормативным правовым актом, проверка которого осуществляется судом по правилам главы 21 КАС РФ.
Как установлено судом, ТСЖ «15 микрорайон» управляет общим имуществом собственников в нескольких многоквартирных домах в г. Ростове-на-Дону, которые оснащены осветительными установками, дверными запирающими устройствами (электромагнитными замками, домофонами). Лифтовое оборудование в этих домах отсутствует (том 1 л.д. 201, том 2 л.д. 144).
Исходя из состава энергопотребляющего оборудования, к этим домам применяется норматив потребления 0,71, предусмотренный пунктом 2 приложения № 1 постановления № 19/2. При изменяющемся составе оборудования возможно применение в отношении некоторых из управляемых ТСЖ домов коэффициента, установленного для домов, оборудованных только осветительными установками. Судом также учитывается, что коэффициент, установленный для группы оборудования «осветительные установки» - 0,55 (равный коэффициенту, утвержденному пунктом 1 приложения № 1 для 1-й группы домов) является составной частью коэффициента, утвержденного пунктом 2 того же приложения.
При изложенных обстоятельствах ТСЖ как субъект правоотношений, регулируемых постановлением № 19/2, имеет право оспаривать в судебном порядке нормативный правовой акт в указанной выше части, которая применяется к нему или может быть применена.
Рассматривая дело в пределах заявленных требований, суд не проверяет законность и обоснованность иных нормативов, утвержденных постановлением № 19/2. Вместе с тем, суд не связан основаниями заявленных требований и проверяет оспоренные пункты 1 и 2 приложения № 1 к постановлению в полном объеме (части 7, 8 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 267-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее Правила № 306).
Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 2.1.4 пункта 2.1 раздела 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлению Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции Региональной службы, являющейся органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов государственной власти Ростовской области.
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято Региональной службой в пределах полномочий.
Постановление от 30 мая 2017 г. № 19/2, как и изменившие его редакцию постановления от 9 июня 2017 г. № 22/2, от 3 октября 2017 г. № 43/1, изданы в надлежащей форме, соответствующей пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе, приняты на заседаниях Правления этого органа правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения.
С соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», постановление № 19/2 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 2 июня 2017 г. (номер опубликования 6145201706020013), а также в печатном издании – газете «Наше время»; постановления № 22/2 и № 43/1 опубликованы на указанном официальном портале 14 июня 2017 г. и 11 октября 2017 г. соответственно (номера опубликования 6145201706140009 и 6145201710110026).
Постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», вступившим в силу с 1 января 2017 г., внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 и утвержденные им Правила. Изменения затронули порядок расчета нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 постановления № 1498 на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом этого постановления.
Таким образом, вопреки позиции административного истца, условия и основания для пересмотра ранее действовавших нормативов и утверждения новых, у Региональной службы имелись. Дело о пересмотре нормативов открыто по инициативе органа регулирования.
Проверяя постановление № 19/2 в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Под нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 2 Правил № 306 (здесь и далее с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498), понимается определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса; устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пункты 5, 11 Правил).
Согласно подпункту б пункта 4(1) Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Из пункта 29 Правил № 306 следует, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 (пункты 13, 19 Правил).
На основании пункта 43 Правил и пункта 37 приложения № 1 к ним норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле 34:
...
где:
Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
Приведенные положения при установлении оспариваемых нормативов учтены Региональной службой не в полной мере.
Из заключения по делу о пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению от 19 мая 2017 г., дополнительного отзыва Региональной службы (том 2 л.д. 94-108, 136-140), материалов тарифного дела, показаний свидетеля ... следует, что по запросам органа регулирования информацию, необходимую для расчета нормативов, представили органы местного самоуправления лишь части муниципальных районов области. При использовании полученной от органов местного самоуправления и ресурсоснабжающей организации информации о суммарной мощности оборудования норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по группе оборудования «осветительные установки», рассчитанный Региональной службой, превысил ранее утвержденный норматив на 420%.
Ссылаясь на необходимость соблюдения интересов потребителей и предотвращения роста платы граждан за электроэнергию, Региональная служба произвела расчет норматива иным способом.
С учетом сведений, полученных от казенного предприятия Ростовской области «Информационная база ЖКХ» об общей площади многоквартирных жилых домов с дифференциацией по этажности, в соответствии с Нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных советов народных депутатов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. № 283 (далее – Приказ № 283) административный ответчик произвел расчет среднего удельного норматива расхода электроэнергии, применив к нему коэффициенты, учитывающие продолжительность светового дня, дополнительной нормы расхода энергии светильниками наружного освещения, умножив полученную величину на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (2716217,12 кв.м), на количество часов использования приборов освещения в год и коэффициент, учитывающий наличие перегоревших ламп, и поделив полученное произведение на произведение 12 мес. и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (2716217,12 кв.м). В результате вычислений определен норматив 0,55 кВт·ч в месяц на кв.метр.
Для группы оборудования «системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование» Региональная служба рассчитала норматив 0,16 кВт·ч в месяц на кв.метр, умножив величину суммарного годового потребления соответствующей группой электрического оборудования (на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления и ресурсонабжающих организаций) на число часов работы в год и разделив на произведение 12 мес. и величину общей площади помещений, имеющих соответствующее оборудование, входящих в состав общего имущества домов.
Для домов, имеющих осветительные установки и оборудование, входящего в указанную группу, но не оснащенных лифтами, норматив определен в виде суммы нормативов по двум названным группам оборудования (0,55 + 0,16 = 0,71).
Оспариваемые нормативы рассчитаны Региональной службой с нарушением требований актов, имеющих большую юридическую силу.
Правила № 306 не предусматривают возможности применения альтернативных методов расчета нормативов, в том числе при том или ином соотношении норматива, рассчитанного в соответствии с новым правовым регулированием по формуле 34, и норматива, который действовал ранее. Более того, рост норматива в данном случае влечет за собой не рост платы граждан за электрическую энергию, а, напротив, снижение расходов потребителей и исполнителей коммунальных услуг на оплату электроэнергии, использованной сверх нормативов.
Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила № 306 имеют приоритетное значение по сравнению с ведомственным актом - приказом № 283, который не регулирует вопросы установления нормативов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
В соответствии с Правилами № 306 такой конструктивный элемент многоквартирного жилого дома как этажность не подлежит учету при определении нормативов потребления электроснабжения (учитывается для холодной и горячей воды) (пункт 4(1) Правил № 306).
Использованный органом регулирования механизм расчета не позволяет учесть износ внутридомовых инженерных систем.
Кроме того, расчет с использованием усредненных данных, отраженных в приказе № 283, произведен административным ответчиком некорректно.
Исчисляя средний удельный норматив расхода электроэнергии по группе А таблицы 1 названного приказа, отражающей нормы из расчета на 1000 кв.м общей площади квартир, уполномоченный сотрудник органа регулирования использовал сведения не о площади квартир, а об общей площади многоквартирных жилых домов (том 1 тарифного дела, л. 6).
Величина общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (2716217,12 кв.м), подставлена Региональной службой одновременно в произведение в числителе (делимом) и в произведении в знаменателе дроби (делителе). По правилам математики такой числовой множитель сокращается и никоим образом не влияет на результат расчета при любом числовом значении.
Исходя из содержания формулы 34 Правил № 306, при расчете нормативов потребления коммунального ресурса по электроснабжению на общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах соответствующей категории, и суммарное потребление электрической энергии оборудованием, относящимся к такому имуществу. По смыслу положений пункта 11 Правил № 306 и пункта 37 приложения № 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам; исключений, допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов, входящих в соответствующую группу, Правила № 306 не содержат.
Вместе с тем, Региональной службой при определении оспариваемых нормативов учитывались сведения не по всем многоквартирным домам, входящим в определенную категорию; расчет нормативов произведен без получения органом регулирования исчерпывающих данных по всем муниципальным образованиям.
Оснований полагать, что изменение количества многоквартирных домов в расчетах существенно не повлияло на итоговую величину оспариваемых нормативов, не имеется.
Правилами № 306 источник получения уполномоченным органом названных сведений, необходимых для установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, не определен. Уполномоченный орган вправе направлять запросы и получать необходимые сведения для проведения расчетов, у любых органов и организаций. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии Региональной службой исчерпывающих мер для получения необходимой информации, обеспечивающей полноту и правильность произведенных при определении нормативов расчетов, материалы дела не содержат.
Следует также отметить, что некоторые полученные от органов местного самоуправления исходные данные с очевидностью сформированы некорректно, что могло повлиять на расчеты, произведенные Региональной службой с использованием этих данных.
Доводы административного ответчика о том, что орган регулирования не обязан проверять достоверность предоставленных ему данных, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что бремя доказывания законности и обоснованности утвержденных нормативов возложено на орган, утвердивший оспариваемый акт.
Довод административного истца о необходимости признания оспариваемого акта не действующим со дня его принятия отклоняется судом. Поскольку постановление № 19/2 со дня введения его в действие применялось для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, с учетом содержания закрепленных в нем правовых норм оно в соответствующих частях признается судом не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, принятие настоящего решения означает, что пункты 1 и 2 приложения № 1 к постановлению являлись незаконными изначально, что должно учитываться в правоприменительной практике.
Учитывая, что в результате признания оспариваемых норм недействующими возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, при которой могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд возлагает на Региональную службу обязанность принять замещающий нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 30 мая 2017 г. № 19/2 признано недействующим (часть 4 статьи 216 КАС РФ).
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
На основании статьи 111 КАС РФ суд присуждает административному истцу с другой стороны судебные расходы.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования товарищества собственников жилья «15 микрорайон» удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 приложения № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30 мая 2017 года № 19/2 «Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области».
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять замещающий нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 30 мая 2017 г. № 19/2 признано недействующим.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ТСЖ «15 микрорайон» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 14 сентября 2021 г.
Судья О.А.Руднева