ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/2022 от 05.07.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000026-25

№ 3а-214/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2022 г. г.Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А.,

административного истца ФИО1,

представителя административных истцов ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,

представителей заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, ООО «СРК «А-Строй», ФИО7 о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143»,

установил:

Правительством Пермского края 23 декабря 2021 г. принято постановление № 1069-п «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143», которым в новой редакции изложено понятие "коэффициент плотности застройки земельного участка для видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", как отношение площади всех квартир (без учета балконов, лоджий) к площади земельного участка.

В новой редакции изложен пункт 12 статьи 3 Правил землепользования и застройки города Перми: внесение изменений в Правила в целях установления территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1, Ж-2 Правил или изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительных регламентах территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1, Ж-2 Правил в части увеличения коэффициента плотности застройки и/или высоты/этажности при реализации видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)" осуществляется путем установления в Правилах территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1, Ж-2 Правил или новой подзоны с изменением предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части увеличения высоты/этажности более чем на 60% и/или коэффициента плотности застройки в градостроительных регламентах территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1, Ж-2 Правил, допускается при наличии обеспеченности испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях) либо при наличии источников финансирования ее обеспечения, в том числе внебюджетных источников.

Обеспеченность испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях) реализуется застройщиком в порядке, предусмотренном правовым актом города Перми.

Требование к наличию обеспеченности испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях) либо к наличию источников финансирования ее обеспечения, в том числе внебюджетных источников, не распространяется при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории.

Кроме того, перечень территориальных зон в статье 52 Правил землепользования и застройки города Перми дополнен подзонами Ц-2 (В 9 эт.), Ц-2 (В 12 эт.), Ц-2 (В 16 эт.), Ж-1 (В 16 эт.), в связи с изменением показателя плотности изменены виды подзон Ц-2 (П 0,3), Ж-1 (П 0,3), Ж-2 (П 0,3) на подзоны Ц-2 (П 1,6), Ж-1 (П 1,6), Ж-2 (П 1,6), исключены подзоны Ц-2 (П 1,07), Ж-1 (П 1,07), Ж-2 (П 1,07).

В статьях 52.1, 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми из градостроительных регламентов территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ж-1, Ж-2 исключена привязка к функциональным зонам и введено описание предельных параметров новых подзон.

Пунктом 6 оспариваемого Постановления карта градостроительного зонирования города Перми изложена в редакции согласно приложению к настоящим изменениям.

Данное постановление опубликовано 24 декабря 2021 г. на официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru, 27 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 52, том 1, 27 декабря 2021 г.

ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п, ссылаясь на то, что принятый нормативный правовой акт в нарушение части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит сведений о границах территориальных зон в виде перечня координат характерных точек в системе МСК-59. В результате, из официальной публикации акта невозможно установить какой регламент действует на том или ином земельном участке, что не позволяет истцу использовать нормативный правовой акт в своей деятельности. Кроме того, постановление предусматривает увеличение плотности жилой застройки посредством изменения методики расчета коэффициента плотности застройки земельного участка, но его проверка на соответствие показателям Генерального плана г. Перми, обеспечивающим благоприятные условия жизнедеятельности, в нарушение требований части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проведена. Увеличение плотности жилой застройки приводит к уменьшению обеспеченности населения, в том числе административного истца, благоприятными условиями жизнедеятельности и социальной инфраструктурой.

ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» обратились в Пермский краевой суд с административными исковыми заявлениями к Правительству Пермского края о признании недействующим пункта 6 Постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п (которым утверждена карта градостроительного зонирования города Перми в новой редакции) в части включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельных участков с кадастровыми номерами ** и **, ссылаясь на то, что владеют указанными земельными участками, на которых размещены постройки физкультурно-оздоровительного назначения. Оспариваемым нормативным правовым актом земельные участки включены в территориальную зону ЦС-3. Установление такой территориальной зоны ранее уже было признано незаконным решениями Пермского краевого суда. Несмотря на это, земельные участки повторно включены в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3). При этом Генеральным планом г. Перми земельные участки отнесены к функциональным зонам СТН-Ж (зона средне- и малоэтажной застройки) и СТН-Д (зона жилой застройки), которыми не предусмотрено использование земельных участков для целей, соответствующих видам размешенного использования территориальной зоны ЦС-3. Указанное противоречие нарушает права административных истцов на использование земельных участков по назначению, соответствующему территориальной зоне Ж-2. Кроме того, поддержали доводы административного истца ФИО1 о нарушении требования части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии в акте обязательного приложения, содержащего перечень координат характерных точек границ территориальных зон, что создает правовую неопределенность при использовании земельных участков, поскольку графическое описание границ территориальных зон опубликовано в нечитаемом виде.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, администрация г. Перми.

Судом административным истцам предложено уточнить заявленные требования в связи с оспариванием положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, от чего истцы отказались, оспаривая положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административных истцов ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» ФИО2 поддержали заявленные требования.

Представители административного ответчика Правительства Пермского края считали требования истцов необоснованными, ссылаясь на то, что изменения в понятие «коэффициент плотности застройки» обусловлены необходимостью стимулировать размещение в нижних этажах многоквартирных домов помещений общественного назначения, площадь которых не будет учитываться при расчете коэффициента плотности. Численность населения в городе относительно стабильна. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры рассчитывается с учетом численности населения, а не количества квартир. Низкие коэффициенты плотности (0,3 и 1,07) были установлены на отдаленных от центра территориях, что препятствовало их застройке многоквартирными домами. Повышение коэффициента плотности до 1,6 направлено на стимулирование застройки отдаленных районов. Администрацией г. Перми ведется планомерная работа, направленная на обеспечение населения города социальными объектами: образовательными учреждениями, физкультурно-спортивными сооружениями, учреждениями здравоохранения. Считает, что истец не представил доказательств наличия угрозы нарушения его прав. Карта градостроительного зонирования города Перми опубликована на официальном сайте ФГИС ТП, где имеет формат, позволяющий увеличить ее без потери качества изображения и проверить относимость участка к территориальной зоне. Кроме того, карта доступна на официальном сайте муниципального образования «город Пермь» в публичной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, где можно идентифицировать любой отдельный участок. Сведения о границах территориальных зон внесены в ЕГРН. Считает, что требование части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о включении в нормативный акт сведений о границах территориальных зон в виде перечня координат характерных точек относится к случаям принятия Правил землепользования и застройки, а не внесения в них изменений. Считает доводы истца о несоответствии оспариваемого акта требованиям Генерального плана г. Перми голословными.

Представитель заинтересованных лиц администрации г. Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми ФИО6 считала требования административных истцов необоснованными, поскольку порядок принятия нормативного правового акта соблюден, нарушения прав истца не имеется.

Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО5 возражала против удовлетворения административных исков, ссылаясь на то, что соответствие вносимых изменений требованиям Генерального плана г. Перми подтверждено заключениями Министерства и Комиссии по подготовке проекта ПЗЗ Пермского городского округа. Включение в оспариваемый нормативный акт сведений о границах территориальных зон в виде перечня координат характерных точек не требуется, поскольку границы территориальных зон на карте не изменялись. Изменения в карте касаются условных обозначений коэффициентов плотности застройки в границах тех же территориальных зон, что и раньше.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, считавшего требования административного истца ФИО1 необоснованными, а требования административных истцов ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» подлежащими удовлетворению, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

В соответствии с положениями статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Процедура подготовки и принятия изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 - 33 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Статьей 2 Закона Пермского края от 7 декабря 2020 г. № 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" после 1 января 2021 года полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки города Перми и внесении в них изменений переданы Правительству Пермского края.

Распоряжением Правительства Пермского края от 30 декабря 2020 г. № 362-рп утвержден состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа.

3 августа 2021 г. Министерством издан приказ «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143». Приказ опубликован на официальном сайте Министерства 4 августа 2021 г.

6 августа 2021 г. Комиссия направила в Министерство проект изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми.

12 августа 2021 г. Министерством подготовлено заключение о соответствии проекта изменений Генеральному плану города Перми.

Комиссией подготовлено заключение о готовности проекта изменений в Правила для организации и проведения публичных слушаний.

Постановлением Главы г. Перми от 16 сентября 2021 г. № 130 назначены публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми. Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 72, 21 сентября 2021 г.

По результатам публичных слушаний подготовлен протокол публичных слушаний от 19 октября 2021 г. и заключение о соблюдении процедуры публичных слушаний от 21 октября 2021 г. (опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 82, часть 2, 26 октября 2021 г.), и от 26 октября 2021 г. (опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 83, 29 октября 2021 г.).

Протоколом заседания Правительства Пермского края от 22 декабря 2021 г. оформлено решение принять представленные в повестке дня проекты постановлений и распоряжений, в том числе постановление «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143». Постановление Правительства Пермского края опубликовано 24 декабря 2021 г. на официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru, 27 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 52, том 1, 27 декабря 2021 г.

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми принято уполномоченным органом в установленных форме и порядке, с соблюдением правил официального опубликования.

Исследовав фактические обстоятельства дела в части, относящейся к административным искам ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй», суд установил, что 29 октября 2015 г. между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и Л. заключен договор аренды земельного участка № 143-150 для строительства физкультурно-оздоровительной организации.

7 сентября 2016 г. Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдал Л. разрешение на строительство физкультурно-оздоровительной организации велоспорта в Орджоникидзевском районе города Перми с южной стороны дома по улице Лянгасова, 69а на земельном участке с кадастровым номером ** на срок до 7 сентября 2017 г.

11 декабря 2017 г. Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдал разрешение № 59-RU90303000-329-2016 на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **.

ФИО7 на основании договора купли-продажи от 26 декабря 2017 г., заключенного с Л. является собственником объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером **: площадки для велотриала, зданий инвентарных, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости.

29 декабря 2017 г., после регистрации права собственности на объекты недвижимости, ФИО7 обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ** под объектами недвижимости, в чем ему было отказано решением Департамента от 5 февраля 2018 г.

Решением Орджоникидзевского районного суда города Перми от 9 ноября 2018г. по делу № 2а-1208/2018 на Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО7 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **.

Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205, земельный участок с кадастровым номером ** расположен в функциональной зоне средне- и малоэтажной застройки СТН-Ж.

Формирование функциональной зоны СТН-Ж имеет цели создания правовых, административных и экономических условий для: преимущественно жилого использования территории; возможности сочетания жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа не выше трех этажей; развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.

Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 273 в Правилах землепользования и застройки города Перми изменены границы подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером ** по улице Лянгасова, 69 в Орджоникидзевском районе города Перми.

Решением Пермского краевого суда от 8 октября 2021 г. по административному делу 3а-973/2021 административное исковое заявление ФИО7 удовлетворено, признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 1.5 решения Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143», которым изменены границы территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), средне этажной жилой застройки (Ж-2), подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером ** по улице Лянгасова, 69 в Орджоникидзевском районе города Перми согласно приложению 3 к решению;

- приложение 3 «Фрагмент карты» к решению Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143».

Решение суда вступило в законную силу 25 января 2022 г.

Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, согласно которым на карте градостроительного зонирования города Перми в отношении земельного участка с кадастровым номером ** по улице Лянгасова, 69 сохранена территориальная зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3).

ООО «СРК А-Строй» приобрел право аренды земельного участка с кадастровым номером **, площадью 5 244 кв.м, по адресу: <...> с разрешенным видом использования - «строительство спортивного комплекса», на основании договора перенайма от 26 декабря 2017 г. с ООО «***».

20 декабря 2019 г. ООО «СРК А-Строй» получено разрешение на строительство спортивного комплекса, 17 декабря 2020 г. получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

ООО «СРК А-Строй» является собственником расположенных на земельном участке с кадастровым номером ** объектов недвижимости: зданий раздевалок, помещений для хранения спортивного инвентаря, здания для общефизической подготовки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости.

25 января 2021 г., после регистрации права собственности на объекты недвижимости, ООО «СРК «А-Строй» обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ** под объектами недвижимости.

По договору купли-продажи от 15 марта 2021 г. ООО «СРК «А-Строй» приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером **, по адресу: <...>, расположенный в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-2. Право собственности зарегистрировано 31 марта 2021 г.

Согласно генеральному плану, территория, расположенная по адресу: <...> отнесена к функциональной зоне жилой застройки (СТН-Д).

Формирование функциональной зоны СТН-Д имеет цели создания правовых, административных и экономических условий для: преимущественно жилого использования территорий; возможности сочетания многоэтажных жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов не выше трех этажей; формирования жилой застройки с квартирами большей площади по сравнению с квартирами жилой застройки в СТН видов А, Б и В (посредством введения соответствующих показателей в градостроительные регламенты в составе ПЗЗ); развития общественно-деловых и культурно-бытовых центров вдоль улиц с возможностью осуществлять широкий спектр коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных преимущественно на удовлетворение повседневных потребностей населения; повышение в перспективе степени разнообразия функций в пределах данной функциональной зоны без расширения ее границ.

Постановлением Правительства Пермского края от 17 марта 2021 г. № 155-п в Правилах землепользования и застройки города Перми изменены границы подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером ** по ул. Хабаровской в Дзержинском районе города Перми.

Решением Пермского краевого суда от 13 июля 2021 г. по административному делу 3а-801/2021 административное исковое заявление ООО «СРК «А-Строй» удовлетворено, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.3 постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 г. № 155-п «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской думы от 26 июня 2007 г. № 143» об изменении границы подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ЦС-3 и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером ** по ул. Хабаровской в Дзержинском районе г. Перми и приложение №3 к изменениям, которые вносятся в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143.

Решение суда вступило в законную силу 23 ноября 2021 г.

Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, согласно которым на карте градостроительного зонирования города Перми в отношении земельного участка с кадастровым номером ** по ул. Хабаровской г. Перми сохранена территориальная зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3).

Согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, территориальная зона Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки) выделена для формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных жилых домов с широким спектром услуг.

К основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж-2 относятся: среднеэтажная застройка, общежития, дошкольное, начальное и среднее общее образование, площадки для занятий спортом, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, общественное питание, объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха.

Градостроительными условиями земельного участка, расположенного в Орджоникидзевском районе города Перми, общей площадью 13933 кв.м, и земельного участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, общей площадью 5243,60 кв.м, указано, что основными видами использования зоны ЦС-3 (зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) является: спорт, обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, водный спорт, причалы для маломерных судов, ремонт автомобилей.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В соответствии с статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу частей 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

С учетом приведенных положений законодательства Генеральный план имеет большую юридическую силу, чем Правила землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные Правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения Генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков в соответствии с параметрами функциональных зон, установленных Генеральным планом. В рассматриваемом деле территориальная зона ЦС-3, установленная в отношении земельных участков Правилами землепользования и застройки, противоречит содержанию функциональных зон СТН-Д и СТН-Ж, установленных Генеральным планом.

Установленная оспариваемым нормативным правовым актом территориальная зона ЦС-3 существенно ограничивает возможные виды разрешенного использования земельных участков, принадлежащих административным истцам, по сравнению с территориальными зонами, соответствующими функциональным зонам СТН-Д и СТН-Ж.

Возражения административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что Правила землепользования и застройки города Перми в оспариваемой части не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку земельный участок предоставлялся под спортивные сооружения, являются ошибочными. Нарушение прав ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» обусловлено самим несоответствием регламента территориальной зоны содержанию функциональной зоны вопреки требованиям действующего законодательства, что выражается в ограничении возможностей использования земельного участка. Генеральным планом предусмотрены иные функциональные зоны, соответствующие использованию земельных участков для целей спортивных и спортивно-зрелищных сооружений - ТСП-ОД (общественно-деловая, специализированная зона) и ТСП-Р (зона рекреационных и специальных объектов).

Таким образом, включение земельных участков, находившихся в территориальной зоне Ж-2, в территориальную зону ЦС-3 (спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) противоречит содержанию функциональных зон СТН-Д и СТН-Ж, предусмотренных Генеральным планом города Перми, что нарушает права административных истцов, поскольку ограничивает владельцам земельных участков выбор видов разрешенного использования земельного участка.

Изложенное свидетельствует о несоответствии оспариваемого ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» пункта 6 постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п в части включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) на карте градостроительного зонирования города Перми земельных участков с кадастровыми номерами ** и **, нормам, закрепленным в части 3 статьи 9 части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем административные иски ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» подлежат удовлетворению.

Оценивая доводы административного истца ФИО1, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно подпунктам 5, 7, 9 пункта 1 главы 2 Генерального плана города Перми:

- показатели Генерального плана - определенные в соответствии с целями и задачами территориального планирования (глава 3) показатели, утвержденные в составе Генерального плана (глава 4), включающие: прогнозные показатели, целевые показатели, прогнозно-целевые показатели, расчетные показатели, показатели планирования бюджетных средств;

- целевые показатели - показатели, определяемые как цели и обязательства, по достижению и выполнению которых с утверждением Генерального плана принимают на себя органы местного самоуправления Перми к соответствующему временному рубежу (к концу первого этапа, к концу второго этапа, на перспективу) в части использования территории, развития социальной инфраструктуры, инженерно-технической инфраструктуры, развития улично-дорожной сети (показатели таблиц 1-7);

- расчетные показатели - показатели, соблюдение которых обеспечивает достижение целевых показателей и которые учитываются при подготовке документов, связанных с реализацией Генерального плана, в том числе плана реализации Генерального плана, местных нормативов градостроительного проектирования, документации по планировке территории, предложений по внесению изменений в ПЗЗ в части градостроительных регламентов, других документов (показатели таблиц 8-12).

Главой 4 Генерального плана г. Перми, в соответствии с целями и задачами территориального планирования и с учетом прогнозного показателя в отношении численности населения города Перми посредством использования результатов соответствующих расчетов, оценок и обоснований при формировании параметрической модели города Перми настоящим Генеральным планом определены следующие показатели: 1) целевые показатели - показатели таблиц 1-7; 2) расчетные показатели - показатели таблиц 8-12; 3) показатели планирования бюджетных средств - показатели таблицы 13.

Целевые показатели Генерального плана включают:

1) целевые показатели на перспективу в отношении структурной организации территории города Перми и площади функциональных зон различного назначения (таблица 1);

2) целевые показатели в отношении структурной организации и параметров функциональных зон (таблица 2);

3) целевые показатели на период до завершения второго этапа реализации Генерального плана в отношении объемов инженерно-технических ресурсов (таблица 3);

4) целевые показатели в отношении строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры (таблица 4);

5) целевые показатели в отношении развития улично-дорожной сети (таблица 5);

6) целевые показатели в отношении развития сети объектов инженерно-технического обеспечения на первый и второй этапы реализации Генерального плана (таблица 6);

7) целевые показатели в отношении планирования размещения и строительства муниципальных стоянок общего пользования для индивидуального автомобильного транспорта (таблица 7).

Расчетные показатели Генерального плана представлены в таблицах 8-12. Расчетные показатели определены в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 главы 2 настоящего правового акта и включают:

1) расчетные показатели в отношении планирования размещения, строительства и реконструкции объектов муниципальной социальной инфраструктуры и иных объектов (таблицы 8, 9, 10);

2) расчетные показатели в отношении планирования размещения, строительства, реконструкции муниципальных детских садов и муниципальных общеобразовательных школ, муниципальных озелененных территорий общего пользования и услуг городского общественного транспорта (таблица 9);

3) расчетные показатели и характеристики для различных видов улиц и дорог местного значения (таблица 11);

4) расчетные показатели в отношении планирования развития объектов инженерно-технической инфраструктуры на первый и второй этапы реализации Генерального плана по городу в целом (таблица 12).

Расчетные показатели Генерального плана в отношении планирования размещения, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры и иных объектов, наличие которых обеспечивается органами местного самоуправления города Перми в соответствии с вопросами их ведения, определенными федеральным законодательством, применяются на перспективу по городу в целом. Указанные расчетные показатели определены в таблице 8.

Оспариваемым постановлением изменено понятие «коэффициент плотности застройки земельного участка»; уточнены критерии изменения предельных параметров разрешенного строительства при которых внесение изменений в Правила допускается только при условии обеспеченности испрашиваемой территории (земельного участка) объектами социальной инфраструктуры (местами в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях) либо при наличии источников финансирования ее обеспечения, в том числе внебюджетных источников; в Правила введены подзоны с новой этажностью Ц-2 (В 9 эт.), Ц-2 (В 12 эт.), Ц-2 (В 16 эт.), Ж-1 (В 16 эт.) и новой плотностью Ц-2 (П 1,6), Ж-1 (П 1,6), Ж-2 (П 1,6).

Вопреки доводам административного истца ФИО1 суд не усматривает несоответствия внесенных изменений показателям Генерального плана г. Перми.

Проверка оспариваемых истцом изменений на соответствие показателям Генерального плана г. Перми в ходе подготовки к их принятию произведена, что следует из заключений Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа (т. 1 л.д. 75) и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (т. 1 л.д. 56). Даны заключения о соответствии проекта Генеральному плану и требованиям законодательства.

Само по себе изменение подхода к расчету коэффициента плотности не приводит к увеличению плотности существующей на данной момент застройки, в связи с чем не может противоречить каким-либо показателям Генерального плана. Аналогично и введение в Правила землепользования и застройки города Перми подзон с новой плотностью 1,6 вместо 0,3 и 1,07, не влечет изменение обеспеченности населения города Перми объектами социальной инфраструктуры, инженерно-технической инфраструктуры и улично-дорожной сети в существующей застройке.

Расчетами, представленными административным ответчиком суду (т.4 л.д. 35-161), подтверждается соответствие фактической обеспеченности населения города Перми объектами социальной инфраструктуры, инженерно-технической инфраструктуры и улично-дорожной сети показателям, закрепленным в таблицах главы 4 Генерального плана города Перми. Указанные расчеты обоснованно произведены по городу в целом, поскольку именно такой подход предусмотрен пунктом 12 главы 4 Генерального плана города Перми.

Изменение коэффициента плотности застройки на конкретном земельном участке само по себе не может повлиять на показатели всей функциональной зоны. Подзоны могут иметь любое значение коэффициента плотности застройки земельного участка при условии, что это компенсируется другими участками в границах той же функциональной зоны, не имеющими жилой застройки и входящими в нетто площадь.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых изменений показателям Генерального плана голословны, основаны на предположении, что застройщик при реализации конкретного проекта может злоупотребить правом, построив дом полностью заполненный квартирами. При этом ФИО1 допускает и обратное, но считает, что это не выгодно застройщику. Изложенное свидетельствует о том, что решение вопроса находится в плоскости индивидуальных правоотношений при установлении градостроительных регламентов в отношении конкретных земельных участков. Сами по себе оспариваемые изменения не содержат противоречия Генеральному плану г. Перми.

С другой стороны, соблюдение показателей Генерального плана обеспечивается не только ограничением жилищного строительства, но и развитием социальной инфраструктуры, инженерно-технической инфраструктуры, улично-дорожной сети, обеспечиваемым органами местного самоуправления города Перми.

Это прямо следует из закрепленного в пункте 1 главы 2 Генерального плана города Перми понятия целевых показателей, определяемых как цели и обязательства, по достижению и выполнению которых с утверждением Генерального плана принимают на себя органы местного самоуправления Перми к соответствующему временному рубежу (к концу первого этапа, к концу второго этапа, на перспективу) в части использования территории, развития социальной инфраструктуры, инженерно-технической инфраструктуры, развития улично-дорожной сети.

Следовательно достижение показателей Генерального плана включает и деятельность администрации города Перми, направленную на развитие городской инфраструктуры. В связи с этим перспективные показатели Генерального плана нельзя рассматривать односторонне, как препятствие для изменения значений предельных параметров жилой застройки, в том числе их увеличения.

Подзоны с новой этажностью Ц-2 (В 9 эт.), Ц-2 (В 12 эт.), Ц-2 (В 16 эт.), Ж-1 (В 16 эт.) приняты на перспективу и на момент рассмотрения дела не нашли отражения на карте градостроительного зонирования города Перми. Возможность изменения высотности зданий сверх установленной Генеральным планом города Перми для конкретных функциональных зон допускается посредством внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, что прямо предусмотрено описанием назначения функциональных зон, приведенным в таблице 15 Генерального плана города Перми.

Факт отсутствия в оспариваемом Постановлении приложения, содержащего перечень координат характерных точек границ территориальных зон, не свидетельствует о нарушении Градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ) обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Требование нормативного закрепления перечня координат характерных точек границ территориальных зон введено Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ и не распространяется на нормативные правовые акты, принятые до его введения. Правила землепользования и застройки города Перми утверждены решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, то есть до введения части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с чем не содержат такого перечня.

Изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, внесенные постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п, не затрагивают границы территориальных зон, а касаются характеристик существующих подзон. В частности, в паспорте карты градостроительного зонирования города Перми, утвержденной пунктом 6 Постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п, изменены обозначения подзон с новыми параметрами плотности П 1,6 вместо П 0,3 и П 1,07. Поскольку границы территориальных зон или подзон на карте градостроительного зонирования города Перми не изменены, обязанности нормативного закрепления описания этих границ в виде перечня координат характерных точек у административного ответчика не имелось.

Суд также находит обоснованными возражения административного ответчика о том, что перечень координат характерных точек требуется только для границ территориальных зон, а не подзон. Такой подход следует из буквального толкования части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым постановлением границы ранее установленных территориальных зон не затрагиваются. Следовательно, отсутствие приложения в виде перечня координат характерных точек границ территориальных зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Наличие или отсутствие у административного истца возможности проверить градостроительный регламент, действующий на конкретном земельном участке, из официальной публикации оспариваемого нормативного акта (в силу недостаточного качества изображения) самостоятельного правового значения для оценки его соответствия правовым актам имеющим большую юридическую силу не имеет.

Необходимая информация имеется в открытом доступе на публичном портале Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми и в Едином государственном реестре недвижимости в системе координат МСК-59 (ответ ФКП Росреестра т.4 л.д. 2). Однако, оценка доступности информации не является предметом настоящего судебного разбирательства.

Таким образом, суд не усматривает нарушения прав административного истца ФИО1 оспариваемым Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п либо противоречия данного Постановления правовым актам имеющим большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что в оспариваемой ФИО7 и ООО «СРК «А-Строй» части нормативный акт изначально вошел в противоречие с Генеральным планом г. Перми и на основании оспариваемого акта не осуществлялась реализация прав граждан и организаций, он подлежит признанию не действующим с момента принятия.

Руководствуясь статьями 178-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления ФИО7 и общества с ограниченной ответственностью «СРК «А-строй» удовлетворить.

Признать не действующей с момента принятия карту градостроительного зонирования города Перми в редакции приложения к постановлению Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143» в части включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельных участков с кадастровыми номерами ** и **.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http//www/pravo.gov/ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 23 декабря 2021 г. № 1069-п «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-214/2022 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 июля 2022 г.