ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-214/2022 от 28.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2022-000182-66

Дело № 3а-214/2022

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре Д.В.Иорданашвили,

с участием прокурора Т.Ю.Доськовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахарюка М.М. об оспаривании приказа министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269 «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Сахарюк М.М. в административном исковом заявлением оспаривает приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269 «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 20 7 Приложения к нему, просит признать его недействующим с момента утверждения. Считает, что с нарушением положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером , - здание, находящееся по адресу:. В этом здании находится помещение с кадастровым номером , которое принадлежит ему на праве собственности. Летом 2020 года в нем произошел пожар, вследствие чего использовать помещение по прямому назначению стало невозможно. Поскольку после пожара все здание не используется как торговый центр, полезная площадь стала менее 2 000 кв.м., то этот объект уже не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, поскольку он не может воспользоваться льготой по налогообложению, предоставляемой физическим лицам - собственникам имущества, имеющим статус индивидуального предпринимателя, использующим имущество в предпринимательских целях и выбравшим упрощенную систему налогообложения.

Определением суда к участию в деле привлечено ООО «ММС» как заинтересованное лицо.

Представитель административного истца Щербаков Э.В. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.

Представитель административного ответчика, - Потапова А.А., в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил отказать в удовлетворении административного иска. В своих возражениях сослался на то, что в Едином государственном реестре внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , находящемся по адресу:, как о здании площадью более 2000 кв.м., которое является крытым Торговым центром. Здание размещено на земельном участке, который до 2022 года имел вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли. Поскольку здание обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, то оно обоснованно включено на 2021 года в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269. До настоящего времени никаких изменений в статус объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесено.

Представитель ООО «ММС» Щербаков Э.В. поддержал административные исковые требования, заявленные административным истцом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не могут быть удовлетворены, суд пришел к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", часть 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ).

Законами субъектов Российской Федерации устанавливается и вводится в действие налог на имущество организаций, являющийся региональным налогом, и с момента введения его в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку и порядок уплаты налога. Общие принципы налогообложения в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов определяется положениями Налогового кодекса РФ (статьи 1, 12, 14, 372 Налогового кодекса РФ).

В статье 375 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Перечень объектов недвижимого имущества на налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода. Перечень объектов недвижимости подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).

Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» на территории Хабаровского края установлен и введен с 01.01.2006 года налог на имущество организаций.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 года № 502-пр «Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения» правом определять на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечень объектов недвижимого имущества и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту – Перечень), наделено министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.

Этим же постановлением Правительства Хабаровского края утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее по тексту – Порядок). В соответствии с ним уполномоченный орган утверждает Перечень приказом с учетом рекомендаций Краевой межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций (пункт 5).

Во исполнение пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, с учетом разъяснений, данных Федеральной налоговой службой Министерства финансов России в письме от 19.05.2017 года № БС-4-21/9464@ «О применении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Оспариваемый административным истцом Перечень на 2021 год объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269, с учетом рекомендаций, данных краевой межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края (протокол заседания комиссии от 12.11.2020 года № 1).

Приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269 опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (http://laws.khv.gov.ru) 23.12.2020.

Установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.

В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269 (далее по тексту Перечень приказа от 21.12.2020 года № 269) включено здание с кадастровым номером , находящееся по адресу:(пункт 20 Перечня).

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, в здании с кадастровым номером расположены помещения с кадастровыми номерами (право собственности с 27.08.2019 года зарегистрировано за Сахарюком М.М.) и (принадлежит на праве собственности ООО «ММС»).

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (запись ) Сахарюк М.М. с 13.10.2005 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. К получаемым доходам, на основании поданного им 01.08.2022 года заявления, с 13.10.2005 года по настоящее время применяется упрощенная система налогообложения.

В пунктах 1, 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ указано, что упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Представленные административным истцом письменные доказательства (договор аренды) подтверждают, что принадлежащее ему на праве собственности помещение с кадастровым номером , находящееся в здании с кадастровым номером 27:22:0051310:50, он использует для предпринимательской деятельности.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и обязанности административного истца, и он имеет правовой интерес в его изменении в части включения в него здания с кадастровым номером .

Проверив оспариваемые положения Перечня приказа от 21.12.2020 года № 269 на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» установлено (статья 1.1), что налоговая база налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества: торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Статья 378.2 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 8) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости, которому 28.06.2012 года присвоен кадастровый (ранее присвоенный государственный учетный , инвентарный номер 12577), это здание: назначение – нежилое, наименование – Крытый торговый центр, площадь – 2 542,6 кв.м., год строительства – 1969, кадастровая стоимость – 31 158 777,55 рублей, кадастровые номера помещений, расположенных в здании - и . Сведения об изменении назначения и площади не вносились.

В техническом паспорте на здание, имеющее инвентарный номер 12577, находящееся по адресу:, указано, что оно построено как крытый Торговый центр, имеет общую площадь по зданию 2 510,90 кв.м.. Сведения об изменении назначения и площади не вносились.

Таким образом, здание с кадастровым номером , предназначенное для использования как крытый Торговый центр, имеющее площадь более 2 000 кв.м., обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и статьей 1.1 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Поэтому это здание обоснованно включено в Перечень приказа от 21.12.2020 года № 269.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, предусмотренные законом права административного истца не нарушает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано после вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (https:laws.khv.gov.ru).

Довод административного истца, что по состоянию с лета 2020 года здание, находящееся по адресу:, не могло использоваться по назначению вследствие произошедшего в нем 30.07.2020 года пожара, поэтому оно не подлежало включению в Перечень приказа от 21.12.2020 года № 269, суд признает несостоятельным и не принимает во внимание.

Исходя из системного толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308, в Перечень объектов недвижимого имущества на налоговый период, в отношении которых налоговая база, для уплаты налога на имущество организаций, определяется как кадастровая стоимость, включаются объекты, которые отвечают одному из перечисленных требований: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 года № 502-пр «Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения», вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края определяется уполномоченным органом исполнительной власти края.

Следовательно, фактическое использование здания (строения, сооружения) устанавливается только в том случае, если в Едином государственном реестре (техническом паспорте) не указаны вид и назначение объекта недвижимости, и если земельный участок, на котором находится здание, не предназначен для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Если же, согласно внесенным в Единый государственный реестр недвижимости сведениям здание предназначено для использования как торговый объект и имеет общую площадь более 2 000 кв.м., то осуществлять проверку фактического использования этого здания не требуется.

В соответствии с Положением о краевой межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 года № 502-пр «Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения» краевая комиссия осуществляет следующие функции: - рассматривает проект Перечня, сформированный уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; - рассматривает обращения органов местного самоуправления и собственников объектов недвижимого имущества, касающиеся определения Перечня.

В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 года № 502-пр, уполномоченный орган по результатам определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества (далее уполномоченный орган) формирует проект перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения и обеспечивает его рассмотрение на краевой межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Краевая комиссия), в срок не позднее 15 октября года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется Перечень

Как установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривалось представителем административного истца Сахарюка М.М. и заинтересованного лица ООО «ММС», собственники помещений, находящихся в здании (кадастровый ) с заявлениями об изменении вида использования здания, о невозможности его использовать по назначению, и с иными заявлениями до 01.01.2021 года в уполномоченный орган и в межведомственную комиссии в период подготовки проекта Перечня, в период его обсуждения не обращались. Никаких документов, свидетельствующих о невозможности использовать здание как торговый центр, не предоставляли.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Сахарюку М.М. в удовлетворении требования об исключении здания с кадастровым номером , площадью 2542,6 кв.м., находящегося по адресу:, из определенного на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», утвержденного приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 21.12.2020 года № 269 (пункт 20 приложения), отказать.

Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда