Дело № 3а-71/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000206-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова П.Д.,
при секретарях судебного заседания Прокопьевой А.А., Львовой Е.В., Семенове Д.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ФИО3 обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением (с последующим уточнением) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В обоснование требований указано, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, площадью 22225 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2019 года № КУВИ-001/2019-23347209 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 по состоянию на 1 января 2013 года установлена в размере 8755983,25 руб. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 согласно отчету № О-0567/2019, выполненному ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет 5334000 руб. Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как создает для административного истца бремя чрезмерной фискальной нагрузки, влечет значительное нарушение прав и законных интересов административного истца.
Ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением об спаривании результатов определения кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 по состоянию на 1 января 2013 года равной его рыночной стоимости в размере 5334000 руб.
В судебном заседании административный истец ФИО3 участие не принимал, обеспечил участие своего представителя.
Представитель административного истца ФИО3 ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2 в судебном заседании удовлетворение исковых требований административного истца ФИО3 оставил на усмотрение суда.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике», администрация г. Канаш, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Заинтересованные лица администрация г. Канаш, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике представили заявления о рассмотрении дела без участиях их представителей, в отзывах на административное исковое заявление указали, что удовлетворение требований ФИО3 оставляют на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Административный истец ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, площадью 22225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости № 21-21/004-21/004/001/2016-4142/2 от 5 октября 2016 года (л.д. 4-6).
На дату подачи административного искового заявления 23 декабря 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 составляла 8755983,25 руб., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 1 января 2014 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2019 года № КУВИ-001/2019-23347209 (л.д. 7).
21 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 – 8817324,25 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ФИО3 является собственником земельного участка, и размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости участка, следует признать, что результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным исковым требованием.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемые сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2014 года, с настоящим иском ФИО3 обратился в суд 23 декабря 2019 года, то есть с пропуском пятилетнего срока.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Часть 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
В связи с изменением закона очередная оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости спорного земельного участка на дату подачи административного искового заявления не была проведена.
Поскольку административный истец вправе был рассчитывать на своевременное проведение очередной оценки в ранее установленные законом сроки, на момент обращения в суд очередная оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости спорных земельного участка не была проведена, суд считает необходимым заявление истца о восстановлении срока для обращения в суд удовлетворить.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 в размере рыночной стоимости, представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 1 октября 2019 года № О-0567/2019, изготовленный ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, площадью 22225 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года составляет в размере 5334000 руб.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельных участков произведено в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611.
Выводы, изложенные в отчете, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком сравнительным подходом.
В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объектов недвижимости, оценщик использовал сравнительный подход, при этом в отчете также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости земельного участка, занижения его рыночной стоимости или несоответствие представленного административным истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке как административными ответчиками, так и заинтересованными лицами не представлено.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление ФИО3 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую земельного участка в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 1 октября 2019 года № О-0567/2019, изготовленным ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, площадью 22225 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года составляет в размере 5334000 руб.
В соответствии с третьим абзацем ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В то же время в соответствии с абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Исходя из того, что законодатель для различных целей предусмотрел различные даты применения кадастровой стоимости, установленной судом, суд считает необходимым ограничиться указанием в решении лишь на дату подачи административным истцом административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости и дату окончания применения указанной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить ФИО3 срок для подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28, площадью 22225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года равной его рыночной стоимости в размере 5334000 (пять миллионов триста тридцать четыре тысячи) руб. 00 коп.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:28 действительная по 31 декабря 2019 года.
Датой обращения ФИО3 в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 23 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья П.Д. Иванов
Мотивированное решение составлено 6 июля 2020 года.