ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-215/2018 от 01.03.2018 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Медведевой С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-215/18 по административному исковому заявлению ФИО1 к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки,

установил:

ФИО1 (далее-административный истец) обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 876 рублей 04 коп. за 1 кв. м., взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости земельного участка подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости, определенный для земель населенных пунктов. Допущенная техническая ошибка повлекла за собой определение завышенного размера кадастровой стоимости земельного участка, а соответственно, размера подлежащего уплате земельного налога.

В судебном заседании административный истец заявленный иск поддержала.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в удовлетворении административного иска просила отказать. Представлены письменные объяснения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещены о дате и времени судебного заседания, своих представителей не направили, об отложении дела не ходатайствовали.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Заслушав объяснения явившихся лиц, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска исходя из следующего.

Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120211:149, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, Вельяминовский сельский округ. Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 4 сентября 2014 года № 3985 на основании заявления административного истца земельному участку была определена категория – земли сельскохозяйственного назначения.

Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 11 сентября 2014 года № 4093 в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования- для садоводства. Указанные постановления административным истцом не оспаривались.

По результатам рассмотрения указанных постановлений администрации городского округа Домодедово Московской области филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществлен кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка, виде разрешенного использования.

Исходя из категории и вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании данных о средних значениях удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих и огороднических объединений для городского округа Домодедово, утвержденных распоряжением Минэкологии МО от 26.11.2013г. № 564-РМ ( в редакции распоряжения на дату возникновения спорных правоотношений) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее - Распоряжение № 564-РМ). Удельный показатель кадастровой стоимости был определен на основании указанного распоряжения в размере 2088,72 руб./кв.м.

Статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») определено понятие государственной кадастровой оценки как совокупности действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и т.д.

Правительством РФ от 8 апреля 2000 года принято Постановление № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Правила № 316), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пункту 2 Правил № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в ЕГРН результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона).

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил № 316 пунктом 1.2 предусмотрено, что Методических указаний № 222 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке. Пунктом 13 Правил № 316 предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 г. № 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (далее -Распоряжение № 566-РМ)

Как установлено в ходе рассмотрения административного дела ранее принадлежащий административному истцу земельный участок имел кадастровый номер 50:28:0120210:28, в отношении которого кадастровая стоимость была определена на основании указанного Распоряжения исходя из категории земель - земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость была установлена в размере 876 096 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере 1460,16 руб./кв.м. Распоряжением Министерства имущественных отношений от 18.08.2015 г. № 12ВР-1317 «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 09.12.2014 № 12ВР-1489» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровом номером <данные изъяты> была установлена в размере 525 624 рубля, удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере 876,04 руб./кв.м.

В судебном заседании установлено, что на дату принятия указанного распоряжения сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:28:0120210:28 являлись архивными. Соответственно, определенная Распоряжением № 12ВР-1317 кадастровая стоимость с учетом изменения категории и вида разрешенного использования с 2015 года не подлежали применению.

Таким образом, в силу приведенных норм законов, учитывая, что категория земель и вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120211:149 были установлены в 2014 году, то есть после 1 января 2013 года - даты по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки в Московской области, и до даты утверждения данных результатов (вступили в силу 26 ноября 2013 года), у органа кадастрового учета после данной даты возникла обязанность определения кадастровой стоимости названного земельного участка, на основании указанных результатов исходя из существующей категории и вида разрешенного использования участка, а именно – на основании распоряжения Минэкологии Московской области от 26.11.2013г. № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области».

Доводы административного истца о том, что земельному участку необоснованно был изменен кадастровый номер, на существо принятого решения не влияют, поскольку как указано выше основанием для пересмотра кадастровой стоимости явилось изменение по заявлению административного истца категории земель и вида разрешенного использования. Административный истец ни лишена права обращения на будущее время в установленном статьями 5 и 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» с ходатайство на имя Губернатора Московской области о переводе земельного участка из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли населенных пунктов.

С учетом отказа административному истцу в удовлетворении административного иска, оснований для удовлетворения заявления о взыскании с административных ответчиков судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 876 рублей 04 коп. за 1 кв. м., взыскании судебных расходов отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова

Мотивированное решение составлено 6 марта 2018 года.