ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-216/18 от 27.09.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-216/2018

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 27 сентября 2018 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием прокурора Масленниковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Ильи Аркадьевича о признании не действующим решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28 сентября 2017 года № 252 «О внесении изменений в Генеральный план Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с генеральными планами для 3 населенных пунктов (д. Кондратово, д. Берег Камы, д. Заосиново), утвержденный решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района от 28.02.2014 № 33», в части отнесения земельных участков, принадлежащих административному истцу к функциональной зоне «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков», а также о признании недействующим решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 октября 2017 года № 267 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края в новой редакции», в части отнесения тех же земельных участков к территориальной зоне СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)».

установил:

решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28 сентября 2017 года № 252 (далее – Решение № 252) «О внесении изменений в Генеральный план Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с генеральными планами для 3 населенных пунктов (д. Кондратово, д. Берег Камы, д. Заосиново), утвержденный решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района от 28.02.2014 № 33» (далее – Генеральный план) и решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 октября 2017 года № 267 (далее – Решение № 267) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края в новой редакции» (далее Правила землепользования и застройки) в данные документы внесены изменения, согласно которым в том числе изменены зоны территории, в границы которой входят земельные участки, принадлежащие Волкову И.А., с кадастровыми номерами:

**, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **,

на функциональную зону «Сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков» и территориальную зону СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)», соответственно.

Решение № 252 опубликовано в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 29.09.2017 № 30.

Решение № 267 опубликовано в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 27.10.2017 № 34.

Волков И.А. обратился в суд с заявлением о признании Решения № 252 и Решения № 267 недействующими, в той части, которой осуществлено изменение функциональной и территориальной зон, указанных земельных участков.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, которые до принятия оспариваемых нормативных правовых актов входили в границы территории, в отношении которой были установлены функциональные зоны: жилая – «Многоквартирные жилые дома», общественная – «Общественная застройка» и территориальные зоны – ОЖ «Общественного жилого назначения» и Ж-1 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами».

Ссылается, что указанные изменения, реализованные путем принятия оспариваемых актов, изменили правовой режим указанных земель, чем нарушили его права, как собственника земельных участков, предназначенных для жилой застройки, в результате чего осуществление жилищного строительства на них невозможно.

Полагает, что Решение № 252 принято с нарушением процедуры его принятия, вопрос об изменении функциональных зон спорных земельных участков на публичные слушания не выносился.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Представители административного истца Зернин Н.В. и Пуцик П.П., заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представители административного ответчика Земского собрания Пермского муниципального района Свечников К.Е., Решетников О.А. и Платонов Д.В. против удовлетворения административного иска возразили, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица администрации Пермского муниципального района Шипиловских Д.Б. также возражал против требований административного истца.

Администрация Кондратовского сельского поселения свою позицию по делу изложила в письменном виде, просила о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участников судебного процесса, изучив доводы административного иска и возражения относительно существа заявленных требований, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

05.04.2005 принят Закон Пермской области N 2142-271 "Об установлении административно-территориальных границ некоторых населенных пунктов Пермского муниципального района Пермского края".

Указанным Законом установлены административно-территориальные границы населенных пунктов Пермского муниципального района Пермского края, в том числе, деревни Кондратово Кондратовского сельсовета (в редакции Закона Пермского края от 08.10.2008 N 317-ПК Кондратовского сельского поселения) площадью 1143,11 га согласно акту описания и картографическому материалу.

В связи с установлением границ населенных пунктов, земли населенных пунктов, указанных в статьях 2-154 данного Закона переведены из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли поселений" (статья 155).

Фактически правой режим указанных земельных участков был изменен в связи с переводом земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, обусловленной расширением административно-территориальных границ деревни Кондратово Кондратовского сельского поселения

В результате, спорные участки были включены в черту населенного пункта поселения.

В связи с этим произошла смена категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли поселений, что однако не нашло своего своевременного отражения в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия в 2014 году Генерального плана и Правил землепользования и застройки, утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки внесение в них изменений, относилось к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение указанных вопросов местного значения на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Оспариваемые Решения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии со статьями 18, 23 и 24 ГрК РФ градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, и содержит, в частности: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23); карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам, в том числе жилым, общественно-деловым и сельскохозяйственного использования.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории, одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти.

Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

Пунктом 1 части 6 статьи 30, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные виды использования и вспомогательные).

Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих в том числе проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).

Однако результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.

Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 названного Кодекса).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 названного Кодекса).

Как следует из материалов административного дела, Волкову И.А. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово.

Спорные земельные участки согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки находились в территориальных зонах Ж-1 и ОЖ, жилого и смешанного назначения.

Данные территориальные зоны выделены для обеспечения правовых условий размещения жилых домов и формирования многофункциональной жилой и общественной застройки.

В соответствии же с картой функциональных зон поселения, в период до сентября 2017 года земельные участки административного истца входили в состав функциональных зон: жилая – «Многоквартирные жилые дома», общественная – «Общественная застройка».

Оспариваемыми нормативными правовыми актами функциональная зона была изменена на зону «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков», территориальная зона изменена на зону СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)», соответственно.

До 22 августа 2017 года в Едином государственном реестре недвижимости категория земель этих участков была определена как земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, после 22 августа 2017 года в ЕГРН по заявлению Волкова И.А. внесены изменения, категория земель изменена на «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка «высотная застройка».

Постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края № 45 от 29 марта 2017 года на 16 мая 2017 года назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Кондратовского сельского поселения. В указанный срок слушания были проведены, по итогам которых 22 июня 2017 года комиссия по землепользованию и застройке при администрации Пермского муниципального района подготовила соответствующее заключение.

28 сентября 2017 года Земское собрание Пермского муниципального района Пермского края решением № 252 утвердило изменения в Генеральный план Кондратовского сельского поселения.

Постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края № 100 от 30 июня 2017 года были назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Кондратовского сельского поселения. В объявленный срок 05 сентября 2017 года слушания проведены, по их итогам 29 сентября 2017 года комиссия по землепользования и застройке при администрации Пермского муниципального района оформила соответствующее заключение.

26 октября 2017 года Земское собрание Пермского муниципального района Пермского края решением № 267 утвердило Правила землепользования и застройки муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края в новой редакции.

Обращаясь в суд, административный истец указал, что установление для земельных участков иной функциональной зоны осуществлено с нарушением порядка проведения публичных слушаний при принятии Решения № 252, что повлекло нарушение его прав.

Порядок организации и проведения публичных слушаний в Пермском муниципальном районе определяет решение Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.06.2014 N 470 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях, общественных обсуждениях в Пермском муниципальном районе" (далее – Положение), в соответствии с которым публичные слушания - это форма непосредственного осуществления населением Пермского муниципального района местного самоуправления и участия населения в обсуждении проектов нормативных правовых актов Пермского муниципального района по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством, и другим общественно значимым вопросам.

Проведению публичных слушаний посвящен раздел 7 Положения.

Так, публичные слушания проводит председатель оргкомитета или комиссии по землепользованию и застройке, который открывает их, оглашает наименование проекта муниципального правового акта или формулировку общественно значимого вопроса, вынесенного на публичные слушания, инициаторов их проведения, представляет себя и секретаря оргкомитета или комиссии по землепользованию и застройке, а также предоставляет слово лицам, выступающим с докладом на публичных слушаниях, в порядке очередности, определяемой оргкомитетом. После доклада слово предоставляется экспертам по мере необходимости. После выступлений экспертов выступают участники публичных слушаний в порядке, определяемом председателем оргкомитета или комиссии по землепользованию и застройке.

Право выступления на публичных слушаниях должно быть предоставлено каждому участнику, изъявившему желание выступить, но не более 5 минут.

По окончании выступления участника публичных слушаний председатель оргкомитета или комиссии по землепользованию и застройке дает возможность другим участникам публичных слушаний задать уточняющие вопросы по докладу, но не более двух вопросов.

В течение последующих трех рабочих дней со дня проведения публичных слушаний оргкомитет или комиссии по землепользованию и застройке дополнительно принимает в письменной форме предложения и замечания.

Участники публичных слушаний не вправе вмешиваться в ход публичных слушаний, прерывать их и мешать их проведению. В случае нарушения участниками публичных слушаний порядка проведения публичных слушаний председатель оргкомитета вправе удалить их из зала.

Протокол публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности оформляется организатором публичных слушаний по форме согласно приложению 3 к данному Положению.

В соответствии с пунктом 8.1 Положения подготовку заключения о результатах публичных слушаний осуществляет оргкомитет или комиссии по землепользованию и застройке в течение семи рабочих дней со дня проведения публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний должно отражать в обобщенном виде позиции и предложения всех участников публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Материалы предлагаемых к обсуждению изменений по Генеральному плану, в том числе и карта функциональных зон, были размещены на официальном сайте Кондратовского сельского поселения, сайте Пермского муниципального района, а также на информационном ресурсе федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - ФГИС ТП), кроме того в рамках экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

На указанной карте (Карта функционального зонирования. Карта планируемого размещения объектов местного значения) спорные земельные участки были отнесены к жилой зоне: «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» и частично к общественной зоне: «Административно-деловые, учебно-образовательные, учебно-воспитательные, торгово-бытовые, культурно-просветительные, спортивно-рекреационные», помимо этого в общественной зоне указаны к размещению три объекта капитального строительства: школа, детский сад и торгово-развлекательный комплекс.

Указанные объекты запланированы к размещению на земельных участках, принадлежащих административному истцу по инициативе органов местного самоуправления Пермского муниципального района.

Проект изменений Генерального плана не содержал сведений об исключении спорных земельных участков из жилой и общественной функциональных зон.

Предложений об исключении спорных земельных участков из указанных функциональных зон на публичных слушаниях не поступало.

Согласно части 10 статьи 24 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При этом в соответствии с частью 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Волков И.А. в рамках публичных слушаний возразил против подобных изменений в Генеральный план.

Его возражения отклонены Комиссией, со ссылкой на то, что таким образом были исправлены технические ошибки, заключавшиеся в том, что при проектировании жилой и общественной зоны, предусматривающей жилую многоэтажную застройку не были учтены требования Свода правил "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820), касающихся размещения объектов обслуживания (школы, детские сады), приближая их к местам проживания граждан.

В своем заключении Комиссия пришла к выводу о том, что в отношении данных земельных участков следует установить функциональные зоны в соответствии с видами разрешенного использования, отображенными в ЕГРН.

Публичные слушания состоялись 16 мая 2017 г., по результатам которых составлены протокол и заключение от 22.06.2017.

Данные документы опубликованы в муниципальной газете "Нива" и размещены на официальном сайте администрации Пермского муниципального района.

С учетом указанного заключения, в генеральный план внесены изменения, согласно которым в отношении указанных земельных участков функциональная зона изменена на зону «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков».

А впоследствии указанные обстоятельства повлекли и изменение территориальной зоны на зону СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)».

Между тем, в Комиссию граждане, организации, либо органы государственной власти или местного самоуправления с просьбой изменить функциональную зону на зону «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков» не обращались.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, председателем публичных слушаний вопрос об изменении функциональной зоны спорных земельных участков на публичных слушаниях не объявлялся, в повестку дня не вносился и фактически участниками публичных слушаний не обсуждался.

Помимо этого проект изменения функциональной зоны для всеобщего обозрения не опубликован. В заключении о результатах публичных слушаний прямым и непротиворечивым образом, данный вопрос также не отражен.

Таким образом, указанные изменения были осуществлены после опубликования картографического материала, и, как следует из материалов административного дела, изменение функциональной зоны на карте функционального зонирования не было отражено для всеобщего ознакомления.

Также следует отметить, что таким изменения не соответствовали видам разрешенного использования земельных участков, сведения о которых содержались в ЕГРН.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении норм Градостроительного кодекса, а также пунктов Положения, нарушении прав и законных интересов административного истца, у которого отсутствовала возможность ознакомиться с оспариваемыми изменениями, участвовать в публичных слушаниях и высказать собственное мнение относительно планируемого изменения функциональной зоны земельных участков.

Суд также отмечает, что наряду с принципом обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории - одним из принципов, на котором основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является также и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

При принятии решений относительно территориального планирования и градостроительного зонирования уполномоченному органу необходимо учитывать интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В частности, в силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае административный истец с периода времени, предшествующего принятию оспариваемых нормативных правовых актов является собственником спорных земельных участков, установленная функциональная и территориальная зона для которых согласно обжалуемым изменениям в Генеральный план и Правила землепользования и застройки отнесена к сельскохозяйственным зонам. Действующим земельным и градостроительным законодательством строительство многоквартирных домов на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрены.

С учетом изложенного оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права Волкова И.А. на использование данных объектов недвижимости, в том числе препятствуют осуществлению жилищного строительства на данных земельных участках, а при принятии оспариваемых нормативных актов допущены следующие нарушения градостроительного законодательства.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как следует из положений статей 24 и 28 ГрК РФ проект генерального плана, в том числе по внесению в него изменений, подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся с участием жителей поселений, городских округов в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 ГрК РФ).

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, и анализа приведенных норм градостроительного законодательства, следует вывод, что генеральный план (изменения в него) подлежит доработке в той части, в которой на публичных слушаниях или в заключении о результатах публичных слушаний высказаны предложения, замечания по проекту генерального плана (изменений в него).

В данном случае, предложений об исключении земельных участков из существующих функциональных зон и включения их в зону сельскохозяйственного использования, в ходе проведения публичных слушаний не поступало и такие предложения не отражены в заключении о результатах публичных слушаний.

Названное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые положения не соответствуют приведенным нормам градостроительного законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Установление соответствующих территориальных зон в Правилах землепользования и застройки осуществлено без должных правовых оснований, приведенных в статье 33 ГрК РФ, противоречило действующему на тот момент Генеральному плану.

Тот факт, что в настоящее время согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки, указанные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует о законности оспариваемого Решения № 267, поскольку Решение № 252 принято с нарушением порядка его принятия.

Таким образом, разрешая административный спор, суд приходит к выводу, что Решение № 267, которым в том числе изменена территориальная зона, принято административным ответчиком с существенным нарушением порядка внесения изменений в Правила землепользования и застройки, что повлекло нарушение прав Волкова И.А.

Удовлетворяя заявленное требование о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт противоречит требованиям градостроительного законодательства и ограничивает право административного истца на использование земельных участков по назначению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, суд полагает необходимым признать их не действующими со дня вступления в силу настоящего решения.

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск Волкова Ильи Аркадьевича об оспаривании решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28 сентября 2017 года № 252 «О внесении изменений в Генеральный план Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с генеральными планами для 3 населенных пунктов (д. Кондратово, д. Берег Камы, д. Заосиново), утвержденный решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района от 28.02.2014 № 33», в части отнесения земельных участков, принадлежащих административному истцу к функциональной зоне «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков», а также о признании недействующим решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 октября 2017 года № 267 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края в новой редакции», в части отнесения тех же земельных участков к территориальной зоне СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)» удовлетворить полностью.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28 сентября 2017 года № 252 «О внесении изменений в Генеральный план Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с генеральными планами для 3 населенных пунктов (д. Кондратово, д. Берег Камы, д. Заосиново), утвержденный решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района от 28.02.2014 № 33», в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами:

**, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **,

собственником которых является Волков Илья Аркадьевич, к функциональной зоне «сельскохозяйственного использования, сельхозпроизводства, садоводства и дачных участков».

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 октября 2017 года № 267 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края в новой редакции», в части отнесения тех же земельных участков к территориальной зоне СХ-3 «Зона сельскохозяйственного производства (объекты сельхозпромышленности)».

Земскому Собранию Пермского муниципального района Пермского края следует опубликовать сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании: в муниципальной газете "Нива" и разместить на официальном сайте Пермского муниципального района www.permraion.ru.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/