ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-216/2021 от 29.09.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-216/2021

<дата> г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием административного истца ФИО1,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения бюджетного учреждения, принятого по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением и заявлением об уточнении заявленных требований к ГБУ РД «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» (далее – ГБУ РД «Дагтехкадастр»), в которых просил признать незаконным решение от 30 апреля 2021 г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью расположенного по адресу <адрес> и возложить на административного ответчика обязанность произвести пересчет кадастровой стоимости земельного участка и определить кадастровую стоимость земельного участка исходя из вида его разрешенного использования «для автомобильного транспорта».

В обоснование заявленных требований указал, что в период с <дата> г. вышеуказанный земельный участок принадлежал ему на праве собственности. По результатам государственной кадастровой оценки, проводившейся в Республике Дагестан в 2019 г., в отношении земельного участка была установлена кадастровая стоимость в размере ., что намного превышает ранее установленную кадастровую стоимость земельного участка, которая составляла При выяснении причин повышения кадастровой стоимости земельного участка было установлено, что при определении кадастровой стоимости ГБУ РД «Дагтехкадастр» ошибочно исходило из того обстоятельства, что видом разрешенного использования земельного участка является «под паркинги и открытые рынки» и он относится к сегменту «Предпринимательство», тогда как в действительности с 2017 г. видом разрешенного использования земельного участка является «для автомобильного транспорта», в связи с чем земельный участок подлежал отнесению к сегменту «Транспорт». В связи с допущенной ошибкой в определении кадастровой стоимости земельного участка он обращался в ГБУ РД «Дагтехкадастр» с заявлениями о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, и об исправлении допущенной при определении кадастровой стоимости ошибки. Решением от 30 апреля 2021 г. в удовлетворении его заявления о пересчете кадастровой стоимости отказано.

Определениями Верховного Суда Республики Дагестан от 22 июня 2021 г. и от 15 июля 2021 г. к участию в административном деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Управление Росреестра по Республике Дагестан, и в качестве заинтересованных лиц – администрация городского округа «город Дербент» и ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, признав решение ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 30 апреля 2021 г. незаконным с возложением на него обязанности пересчитать кадастровую стоимость земельного участка исходя из вида разрешенного использования земельного участка «для автомобильного транспорта», пояснив, что принятым решением и ошибочным определением кадастровой стоимости земельного участка нарушены его права, т.к. за период с января по сентябрь 2020 г., когда земельный участок находился в его собственности, подлежащий уплате им земельный налог будет рассчитан из ошибочно определенной необоснованно завышенной кадастровой стоимости земельного участка.

Представители административных ответчиков ГБУ РД «Дагтехкадастр», Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Управления Росреестра по Республике Дагестан, представитель заинтересованного лица администрации городского округа «город Дербент» и заинтересованное лицо ФИО2, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 в период с 24 августа 2017 г. по 25 сентября 2020 г. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью расположенный по адресу <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки, проводившейся в Республике Дагестан в <дата> в отношении принадлежавшего ФИО1 земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере

Согласно представленной в суд выписке из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2019 г., внесена в единый государственный реестр недвижимости 6 февраля 2020 г. и подлежит применению с 1 января 2020 г.

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка в размере была определена ГБУ РД «Дагтехкадастр» в порядке статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке), вступившего в законную силу с 1 января 2017 г.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в размере утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан», вступившим в законную силу 1 января 2020 г. (приложение № 3, строка 129564).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о кадастровой оценке, бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

17 декабря 2020 г. ФИО1 обратился в ГБУ РД «Дагтехкадастр» с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ФИО1 были направлены разъяснения от 9 марта 2021 г., в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере руб. определена по состоянию на 1 января 2019 г., исходя из среднерыночного значения стоимости земельного участка для размещения объектов торговли в размере имеющего вид разрешенного использования «под паркинги и открытые рынки», относящегося к подгруппе «04.030. Рынки. Размещение ОКС, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар)» группы «Предпринимательство» сегмента рынка объектов недвижимости «Рынок земельных участков общественно-делового назначения»

Согласно части 1 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 5 статьи 21 Закона о кадастровой оценке).

<дата>ФИО1 обратился в ГБУ РД «Дагтехкадастр» с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером выразившейся в неправильном определении вида разрешенного использования земельного участка - «под паркинги и открытые рынки» и сегмента рынка - «Предпринимательство», к которому он относится, тогда как в действительности, земельный участок имеет вид разрешенного использования «для автомобильного транспорта» и относится к сегменту рынка «Транспорт»

Решением ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 30 апреля 2021 г., № 11.17-исх-ГКО-593/1 по результатам рассмотрения заявления ФИО1 отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка в связи с отсутствием ошибок при определении кадастровой стоимости, о чем ФИО1 был извещен письмом от 30 апреля 2021 г., исх. № 11.17-исх-ГКО-591/1 с разъяснением, что кадастровая стоимость земельного участка определена на основании перечня, сформированного Управлением Росреестра по Республике Дагестан на 1 января 2019 г.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с настоящим административным иском.

Рассмотрев заявленные административные исковые требования, суд считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 23 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.

Являясь в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, а также в силу частей 5 и 21 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, ФИО1 имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения бюджетного учреждения, принятого по итогам рассмотрения его заявления об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка.

Срок обращения в суд с заявленными административными исковыми требованиями ФИО1 не пропущен.

Согласно части 2 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:

1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;

2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными (часть 3 статьи 21 Закона о кадастровой оценке).

По результатам рассмотрения административного дела суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ГБУ РД «Дагтехкадастр» была допущена единичная ошибка, выразившаяся в неправильном отнесении земельного участка к подгруппе «04.030. Рынки. Размещение ОКС, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар)» группы «Предпринимательство» сегмента рынка объектов недвижимости «Рынок земельных участков общественно-делового назначения» и неправильном определении вида разрешенного использования земельного участка - «под паркинги и открытые рынки».

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о кадастровой оценке определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Методические указания о государственной кадастровой оценке, определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания).

Согласно пункту 1.2. Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости (пункт 1.3. Методических указаний).

В соответствии с пунктом 1.10. Методических указаний, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

Таким образом, целевое назначение земельного участка и вид его разрешенного использования являются факторами, прямо влияющими на определяемый размер кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с письмом ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 29 июля 2021 г., исх. № 11.17-исх-ГКО-1097/1, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере определена на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка – «под паркинги и открытые рынки», поступивших в бюджетное учреждение из Управления Росреестра по Республике Дагестан.

При этом, как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела, вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка - «под паркинги и открытые рынки» - был присвоен земельному участку с кадастровым номером при его постановке на кадастровый учет 7 июля 2017 г., в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка составила акт определения кадастровой стоимости от 7 июля 2017 г.). Однако, 14 ноября 2017 г. в единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «паркинги и открытые рынки» на «для автомобильного транспорта», в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка была снижена до

Таким образом, на дату оценки – <дата> в едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:2857 – «для автомобильного транспорта» (письмо филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан от <дата>, исх. № 05-04508-ПР/21).

Вышеуказанное обстоятельство подтверждается также письмом Управления Росреестра по Республике Дагестан от 19 августа 2021 г., исх. № 13-исх-01488/21-07-МА, на запрос суда, а также представленной в суд копией постановления администрации городского округа «город Дербент» от 9 октября 2017 г., № 527, которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен с «под паркинги и открытые рынки» на «для автомобильного транспорта» (код 7.2).

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером является – «для автомобильного транспорта».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, действовавшим на момент определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером вид разрешенного использования земельного участка «для автомобильного транспорта» относится к подгруппе «Автомобильный транспорт» (7.2.) группы видов разрешенного использования «Транспорт» (7.0.).

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412, действовавшим на момент рассмотрения ГБУ РД «Дагтехкадастр» заявления ФИО1 об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка «для автомобильного транспорта» также отнесен к подгруппе «Автомобильный транспорт» (7.2.) группы видов разрешенного использования «Транспорт» (7.0.).

Таким образом, доводы административного иска о допущенной ГБУ РД «Дагтехкадастр» единичной ошибке при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , выразившейся в неправильном определении вида разрешенного использования земельного участка и отнесении земельного участка к группе видов разрешенного использования «Предпринимательство», в ходе судебного разбирательства по делу нашли свое полное подтверждение, в связи с чем обжалуемый по делу отказ в пересчете кадастровой стоимости земельного участка подлежит признанию незаконным.

Тот факт, что кадастровая стоимость земельного участка в размере руб. была определена ГБУ РД «Дагтехкадастр» на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка, поступивших в бюджетное учреждение из Управления Росреестра по Республике Дагестан, выводы суда о допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка единичной ошибке не опровергает и основанием для отказа в удовлетворении административного иска не является.

В соответствии с частью 24 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение ГБУ РД «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» от 30 апреля 2021 г. об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью с видом разрешенного использования «для автомобильного транспорта», расположенного по адресу <адрес>

Обязать ГБУ РД «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером исходя из вида его разрешенного использования – «для автомобильного транспорта».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.

В окончательной форме решение суда принято 2 октября 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов