ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-216/2023 от 13.11.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-216/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 ноября 2023 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Алешечкиной А.М.

с участием прокурора Савельевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2009 года принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1372 "О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр. Непокоренных и внутриквартальным проездом; кварталов 128, 128А, 136 района Щемиловки, ограниченных пр. Обуховской Обороны, ул. Бабушкина, ул. Шелгунова; территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Тамбовской ул., Прилукской ул.; г. Колпино, территория квартала восточнее Загородной ул., ограниченного Загородной ул., проектной осью магистрали, Колпинской ул., продолжением ул. Севастьянова и проектной осью дороги на автотранспортное предприятие (Красный Кирпичник); квартала 35 района Ржевка, ограниченного красными линиями Рябовского шоссе, Ржевской пл., Камышинской ул., Беломорской ул.; квартала 18 Восточнее Витебской железной дороги, ограниченного ул. Белы Куна, Софийской ул., Пражской ул., ул. Турку, и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий" (далее – Постановление № 1372, оспариваемый акт)

Пунктом 1 Постановления N 1372 принято решение о развитии застроенных территорий, определенных Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 г. N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге". В абзаце 8 указанного пункта определено, что в пределах застроенных территорий расположены здания, планируемые к сносу при развитии застроенных территорий в соответствии с Адресными перечнями согласно приложениям 1-6.

Пунктом 2 Постановления N 1372 постановлено провести аукцион на право заключения договора о развитии застроенных территорий.

Пунктами 3 - 6 Постановления N 1372 определен предмет и условия проведения аукциона; форма участия Санкт-Петербурга в развитии застроенных территорий; на АОА "Фонд имущества Санкт-Петербурга" возложено исполнение соответствующих обязанностей; определены условия, подлежащие включению в договор с победителем аукциона.

В приложениях 1 - 6 к Постановлению № 1372 определены адресные перечни зданий, планируемых к сносу при развитии застроенных территорий.

В строку 6 приложения 1 к Постановлению № 1372, определившему адресный перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр. Непокоренных и внутриквартальным проездом, включено здание по адресу: пр.Некороенных д.13 корп.3.

Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 12, 25.12.2009

Бакунович И.И., Бакунович И.И.. Бакунович А.И., Бакунович Е.И., Базарова М.И., Баскова А.Б., Белобеева В.В., Гаджиев Т.Я., Девятко М.П.. Дьячков А.С., Климович В.Н., Коваленко Н.Б., Кузьмина В.А., Лешкевич В.И., Молитвина Л.Н., Писканова Л.И., Рассказова М.В., Смирнова В.М., Стояновский Р.Г., Шкель Н.Е., Шкель С.Г. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 1372, в части включения в перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (строка 6 приложения N 1 к указанному постановлению во взаимосвязи с абзацем 8 пункт 1 указанного постановления); к указанному заявлению присоединилась Тихомирова О.А.

Административные истцы полагают оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим Закону Санкт-Петербурга «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» от 06.05.2008 № 238-39 (далее – Закон Санкт-Петербурга № 238-39), поскольку четырехэтажный кирпичный многоквартирный жилой дом, 1941-1948 года постройки, по адресу: <адрес> (далее – Объект) не удовлетворяет ни одному критерию, указанному в пунктах 1-5 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 238-39; оспариваемый акт нарушает права административных истцов, являющихся собственниками квартир в указанном многоквартирном жилом доме, поскольку допускает снос Объекта, что угрожает прекращению права собственности административных истцом на принадлежащие им жилые помещения без их согласия.

Представитель административных истцов адвокат в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что Объект соответствовал на момент принятия оспариваемого акта градостроительному регламенту, поскольку Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» для территориальной зоны Т3Ж2, в которой расположен Объект, среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусматривал размещение многоквартирных жилых домов без установления минимальных допустимых параметров в части их высотности; административный истец полагает, что права административных истцов затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку с учетом положений части 6 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отельные законодательные акты РФ в целях обеспечения комплексного развития территорий» Правительство Санкт-Петербурга имеет возможность ввести принудительный порядок изъятия принадлежащих административным истцам жилых помещений в связи с включением Объекта в оспариваемый правовой акт.

Представитель административного ответчика представила возражения на заявленные требования, которыми просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что оспариваемый акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий и в установленном порядке, не нарушает права административных истцов при том, что участие в адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» предполагает согласие всех собственников помещений многоквартирных домов на отчуждение их помещений с предоставлением иных помещений, в случае не решения имущественно-правовых вопросов с собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, планируемых к сносу, предоставление земельных участков, расположенных под такими домами, инвестору невозможно. Представитель полагает, что включение Объекта в Адресный перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории квартала Гражданский пр.1-1А, соответствует критерию, установленному пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 238-39 и требованиям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступлении в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ), поскольку рассматриваемый многоквартирный жилой дом является малоэтажным и на момент принятия оспариваемого акта не соответствовал установленному Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» градостроительному регламенту территориальной зоны Т3Ж2, предусматривающей размещение среднеэтажных и многоэтажных жилых домов; действующий в настоящее время градостроительный регламент в отношении этой территории предусматривает размещение жилой зоны такой же этажности.

Представитель заинтересованного лица ООО «СПб Реновация» в судебное заседание явилась, представила возражения на заявленные требования, аналогичные позиции административного ответчика. Представитель также пояснила, что на основании оспариваемого правового акта Санкт-Петербургом с заинтересованным лицом 25.01.2010 года заключен Договор о развитии застроенных территорий, в том числе застроенной территории квартала Гражданский пр.1-1А, условиями которого и оспариваемого правового акта не предусмотрено реализации мероприятий по изъятию для государственных нужд жилых помещений, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц, расположенных в многоквартирных жилых домах, планируемых к сносу при развитии рассматриваемой территории, в связи с чем приобретение заинтересованным лицом принадлежащих административным истцам жилых помещений возможно только при обоюдном согласии сторон, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административных истцов оспариваемым правовым актом; заинтересованное лицо планирует реализацию проектов гражданского строительства на территории указанного квартала, во исполнение обязанностей по указанному Договору ООО «СПб Реновация» осуществило подготовку документации по планировке территории квартала 1-1А Гражданского проспекта, которая утверждена постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 988, № 989.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему выводу.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации); регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату принятия оспариваемого акта) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности было отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

На дату принятия оспариваемого акта деятельность по развитию застроенных территорий регулировалась положениями статей 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей (часть 1).

Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) (часть 2).

В соответствии с частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к перечню вопросов местного значения вышеуказанные полномочия не отнесены.

Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" разграничены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности; к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесены, в том числе, иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (подпункт 18 части 3).

В оспариваемом Постановлении N 1372 отражено, что оно принято в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2004 г. N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 г. N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге".

Законом Санкт-Петербурга N 238-39 утверждена адресная программа Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" (далее - адресная программа) согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга.

Абзацем 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 238-29 установлено, что адресная программа является основанием для проведения в установленном градостроительным, жилищным и земельном законодательством порядке мероприятий по подготовке документации, в том числе о результатах обследования застроенных территорий, необходимой для принятия Правительством Санкт-Петербурга решений о развитии указанных в адресной программе застроенных территорий.

Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100). В силу части 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга постановления правительства Санкт-Петербурга - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации отнесено к компетенции правительства Санкт-Петербурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.

Как следует из представленных административным ответчиком документов оспариваемый правовой акт принят на заседании Правительства Санкт-Петербурга 25.11.2009 года единогласно 9 присутствовавшими на заседании членами Правительства Санкт-Петербурга (т.2 л.д.1-7). Постановление N 1372 опубликовано в периодическом издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 12 25.12.2009 года (т.2 л.д.8-15), т.е. в соответствии с положениями статьи 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, которым определена территория, в границах которой предполагается установление особого правового режима, направленного на градостроительное развитие данной территории, принят уполномоченным органом с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, опубликован в установленном для нормативно правовых актов Правительства Санкт-Петербурга порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2007 N 386 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге" в целях реализации положений статей 46.1, 46.2 и 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлено, что решения о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге (далее - застроенные территории) принимаются Правительством Санкт-Петербурга на основании обращения органа государственной власти Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, физических или юридических лиц в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, если на застроенной территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, либо многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании адресной программы Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" (далее - адресная программа Санкт-Петербурга), утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге (далее - Положение).

Как следует из заключения Юридического комитета Правительства Санкт-Петербурга от 24.11.2009 № 20-24-1892/09 для принятия оспариваемого правового акта отраслевыми комитетами были представлены не все документы, определенные Приложением (т.1 л.д.176-179), вместе с тем, принимая во внимание, что Положением не регулируется процедура принятия нормативного правового акта, кроме того, руководители указанных комитетов согласовали проект оспариваемого правового акта на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга 19.11.2009 года (т.1 л.д.180-225), суд полагает, что оснований для признания Постановления № 1372 недействующим в связи с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта не имеется.

Оценивая доводы административных истцов относительно противоречия оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ), внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, который, среди прочего, дополнен главой 10 "Комплексное развитие территории", статьи 46.1-46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ положения законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом, распространяются на правоотношения, возникшие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных частями 2 - 9 статьи 18.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ в случае принятия органами местного самоуправления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решений, предусмотренных пунктами 6 и 10 части 1, пунктами 7 и 11 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), к правоотношениям, связанным с исполнением таких решений, внесением изменений в такие решения и признанием таких решений утратившими силу (отменой таких решений), применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ предусмотрено, что договоры о развитии застроенной территории, заключенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Таким образом, в силу прямого указания данного федерального закона к правоотношениям, возникшим до введения в действия главы 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой находится и статья 65, подлежат применению нормы утратившей силу 30 декабря 2020 года главы 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой находилась статья 46.1.

Из материалов дела следует, что на основании оспариваемого правового акта по результатам проведения аукциона на право заключения договор о развитии застроенных территорий между Санкт-Петербургом в лице Комитета по управлению имуществом и ООО «СПб Реновация» заключен договор о развитии застроенных территорий от 25.01.2010 № 21/Р000001 в отношении шести указанных в оспариваемом правовом акте территорий, включая территорию квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр.Непокоренных и внутриквартальным поездом, который действует с учетом дополнительных соглашений № 1 от 23.06.2011 года, № 2 от 14.02.2012 года и № 3 от 11.10.2018 года (т.2 л.д.39-65).

В статье 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату принятия Постановления № 1372) было определено, что решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (часть 3).

На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту (часть 4).

На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (часть 5).

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции (часть 6).

Территория, ограниченная красными линиями Гражданского пр., пр.Непокоренных и внутриквартальным проездом (Гражданский пр., квартал 1-1А) включена в Перечень планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге, утвержденный Законом Санкт-Петербурга № 238-39.

В пункте 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 238-39 установлено, что основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является:

1) признание многоквартирных домов в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) несоответствие вида разрешенного использования и(или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов (выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам;

3) принадлежность многоквартирных домов к типовым проектам постройки 1958-1970 годов;

4) наличие высокой степени физического износа (более 70 процентов) многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений вне зависимости от года их постройки;

5) принадлежность многоквартирных домов к малоэтажной жилой застройке (до трех этажей включительно), осуществленной в период до 1966 года.

Из приведенных положений следует, что одним из оснований для включения здания в решение о развитие застроенных территорий является несоответствие вида разрешенного использования и(или) предельных параметров зданий, строений, сооружений градостроительным регламентам.

Градостроительный регламент, являющийся составной частью правил землепользования и застройки, устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 части 1, пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия оспариваемого акта), градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон (пункты 3,4 части 2 статьи 36 этого же кодекса).

Действующим на момент принятия оспариваемого правового акта Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее – Генеральный план Санкт-Петербурга), являющимся документом территориального планирования Санкт-Петербурга, установленное которым функциональное назначение зон каждого вида, определяющее преимущественное функциональное использование земельных участков и объектов капитального строительства на территории указанных зон, являлось основой для установления видов разрешенного использования указанных объектов Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, было определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон (пункт 7.3 раздела 3.1 главы 3 Приложения № 1), при этом перечень функциональных зон (по видам) для жилых зон включал зону малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны и отдельно зону среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (пункты 5, 6 раздела 3.1 главы 3 Приложения № 1)

В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга Объект, являющийся четырехэтажным многоквартирным жилым домом, располагался в границах функциональной территории 3 ЖД – жилой зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

На момент принятия оспариваемого правового акта градостроительные регламенты в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга были установлены Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 № 29-10 (далее – Правила землепользования), в соответствии с которыми Объект был расположен в границах жилой зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т3Ж2); при этом для застройки малоэтажными (до 4 этажей) многоквартирными жилыми домами Правилами землеустройства выделена отдельная зона - Т2Ж1 - зона малоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторических пригородов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначении, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (статья 19 Приложения 3).

В соответствии со статьей 21 Приложения 3 к Правилам землепользования, устанавливающей градостроительный регламент жилой зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне отнесено размещение многоквартирного жилого дома (жилых домов) без указания на пределы этажности.

Из буквального толкования указанной нормы с учетом параметров, указанных в ее наименовании и определения этой нормой предельных максимальных значений коэффициента использования территории только для участков среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, следует, что градостроительный регламент указанной зоны не предусматривает размещение малоэтажных жилых домов, в связи с чем включение Объекта в решение о развитии застроенных территорий зданий не противоречило пункту 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 238-39.

Следует также учитывать, что такое решение не вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу и позднее, т.е. вплоть до вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ, поскольку действующим до настоящего времени Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", вступившим в законную силу 30.06.2016 года, рассматриваемая территория также была отнесена к территориальной зоне Т3Ж2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства которой установлены только среднеэтажная жилая застройка и многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

Доводы представителя административных истцов о том, что Объект был включен в оспариваемый правовой акт ошибочно, о чем свидетельствует отсутствие в пояснительной записке к проекту оспариваемого правового акта указания на несоответствие вида разрешенного использования и(или) предельных параметров расположенных в границах территории многоквартирных домов градостроительным регламентам (т.1 л.д.231-235), правового значения для оценки соответствия оспариваемых положений актам, имеющим большую юридическую силу не имеет, кроме того как следует из предоставленных административным ответчиком документов, при подготовке оспариваемого акта были представлены сведения относительно параметров многоквартирных жилых домов на рассматриваемой территории, в том числе в отношении этажности Объекта, т.е. указанная характеристика Объекта учитывалась при принятии оспариваемого нормативного правового акта (т.5 л.д.27-29).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении коллективного административного искового заявления о признании недействующим Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 N 1372 "О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр. Непокоренных и внутриквартальным проездом; кварталов 128, 128А, 136 района Щемиловки, ограниченных пр. Обуховской Обороны, ул. Бабушкина, ул. Шелгунова; территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Тамбовской ул., Прилукской ул.; г. Колпино, территория квартала восточнее Загородной ул., ограниченного Загородной ул., проектной осью магистрали, Колпинской ул., продолжением ул. Севастьянова и проектной осью дороги на автотранспортное предприятие (Красный Кирпичник); квартала 35 района Ржевка, ограниченного красными линиями Рябовского шоссе, Ржевской пл., Камышинской ул., Беломорской ул.; квартала 18 Восточнее Витебской железной дороги, ограниченного ул. Белы Куна, Софийской ул., Пражской ул., ул. Турку, и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий" в части включения в перечень зданий, планируемых к сносу при развитии застроенной территории, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (строка 6 приложения № 1 к указанному постановлению во взаимосвязи с абзацем восьмым пункта 1 указанного постановления) – отказать

Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья подпись Е.А. Витушкина