Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Салехард 11 декабря 2019 года
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Евсевьева С.А.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
с участием прокуроров Ерёмина О.Г., ФИО2,
представителей административного истца - акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту - АО «Ямалкоммунэнерго» либо Общество) ФИО3, ФИО4, ФИО5 и административного ответчика - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-217/2019 по административному исковому заявлению АО «Ямалкоммунэнерго» о признании недействующими приказов Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2019 года № 76-т, № 77-т, № 78-т, № 79-т, с момента их принятия,
у с т а н о в и л:
АО «Ямалкоммунэнерго» в лице представителя ФИО7 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (далее по тексту также - департамент) от 01 октября 2019 года:
- № 76-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 258-т»;
- № 77-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 259-т»;
- № 78-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 260-т»;
- № 79-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 261-т», с момента их принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с февраля 2013 года Общество на законных основаниях и добросовестно эксплуатирует городские системы водоснабжения и водоотведения и надлежащим образом осуществляет функции гарантирующей организации. Деятельность АО «Ямалкоммунэнерго» в области водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности и осуществляется по ценам (тарифам), устанавливаемым административным ответчиком. Приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17 декабря 2018 года № 258-т, № 259-т, № 260-т, № 261-т для расчётов с потребителями муниципального образования г. Надым филиалу АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе на 2019 год установлены тарифы соответственно на: тепловую энергию (мощность); питьевую воду и горячую воду; водоотведение; техническую воду и горячую воду. На основании представления заместителя прокурора ЯНАО № 7/5-37/2019 от 15 июля 2019 года административным ответчиком приняты оспариваемые приказы от 01 октября 2019 года № 76-т, № 77-т, № 78-т, № 79-т, которыми снижены тарифы на тепловую энергию (мощность), питьевую и горячую воду, водоотведение, очистку сточных вод, техническую и горячую воду. По мнению административного истца, пересмотрев тарифы в течение срока их действия в отсутствие законных оснований, департамент нарушил п. 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и п. 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406. В нарушение п. 34 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, пп. 10, 14, 21 Регламента установления регулируемых тарифом в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, департамент при принятии оспариваемых приказов не запросил у Общества предусмотренные в пп. 16, 17 Правил документы, что привело к установлению департаментом экономически необоснованных тарифов для Общества. Расчётная предпринимательская прибыль может быть исключена из расчёта необходимой валовой выручки (далее по тексту также НВВ) регулируемой организации только в том случае, если регулирующий орган на основании представленных документов установит, что регулируемая организация владеет объектами централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора аренды и срок договора аренды составляет менее 3 лет, однако в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» данные условия отсутствуют, поскольку, несмотря на само название договоров, заключенные с Обществом договоры аренды по существу являются договорами безвозмездного пользования, в связи с чем, к его тарифному регулированию не могут быть применены ограничения, установленные п. 47(2) Основ ценообразования. Незаконно исключив при принятии оспариваемых приказов из расчёта НВВ затраты по статье «Предпринимательская прибыль», Департамент нарушил право АО «Ямалкоммунэнерго» на установление для него экономически обоснованного тарифа.
Определением судьи суда ЯНАО от 01 ноября 2019 года к участию в деле в качестве органа, дающего заключение, привлечена прокуратура ЯНАО.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика - директор Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО ФИО8 указывает, что все внесенные изменения в ранее рассчитанную необходимую валовую выручку произведены департаментом в порядке устранения нарушений федерального законодательства в соответствии с представлением прокуратуры ЯНАО, проекты оспариваемых приказов прошли предварительную правовую экспертизу и получили положительные заключения.
В судебном заседании:
- представители административного истца ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, поддержали требования иска, дополнительно суду пояснили, что статус АО «Ямалкоммунэнерго» как гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории МО г. Надым установлен постановлением Администрации МО Надымский район от 01 сентября 2014 года № 473. Учитывая, что административный истец осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения на территории г. Надым с 2013 года, имеет статус гарантирующей организации с 2014 года, договоры, на основании которых истец владеет системами водоснабжения и водоотведения неоднократно перезаключались (последний раз в 2019 году), вынесение Департаментом обжалуемых приказов вследствие применения п. 47(2) Основ ценообразования является незаконным, поскольку не учитывает цели правового регулирования, которые преследовало Правительство РФ при внесении соответствующих исключений из права регулируемой организации учитывать расчетную предпринимательскую прибыль в составе НВВ. По мнению представителей, в случае если регулируемая организация владеет системами водоснабжения и водоотведения на иных основаниях, помимо договоров аренды со сроком менее 3 лет, п. 47(2) Основ ценообразования к такой организации не может быть применен. АО «Ямалкоммунэнерго» владеет системами водоснабжения на территории поселка СУ-934 МО г. Надым на основании договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 01 сентября 2017 года № 17-2017-Н, в связи с чем, исходя из буквального толкования п. 47(2) Основ ценообразования исключение предпринимательской прибыли является необоснованным, оспариваемый приказ № 79-т - незаконным. Само по себе наличие представления прокурора не является безусловным основанием для внесения изменений в приказы, которыми установлены соответствующие тарифы, Департаментом не приведено обоснования исключения показателей расчетной предпринимательской прибыли с учётом фактических обстоятельств, дополнения к экспертным заключениям не содержат экономически обоснованных причин исключения затрат по статье «Предпринимательская прибыль». Обоснованность исключения расходов, которые были учтены по статье «внереализационные расходы» (приказ № 76-т), истцом не оспаривается;
- представитель административного ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, возражая против удовлетворения административного иска, просил отказать в его удовлетворении, пояснив, что порядок и процедура принятия оспариваемых актов соблюдены, требования законов не нарушены;
- прокуроры Ерёмин О.Г. и ФИО2 дали заключение о том, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку по их мнению, при установлении тарифов для АО «Ямалкоммунэнерго» в 2018 году на 2019 год на тепловую энергию (мощность), питьевую воду и горячую воду, водоотведение, техническую воду и горячую воду органом регулирования необоснованно были учтены расходы, не подлежащие учету, в том числе и «предпринимательская прибыль». Обжалуемые приказы об изменении тарифов не противоречат требованиям закона, а установленные ими тарифы являются верными.
В судебном заседании свидетель ФИО1 суду пояснил, что в 2018 году АО «Ямалкоммунэнерго» были установлены тарифы на 2019 год на: тепловую энергию (мощность); питьевую воду и горячую воду; водоотведение; техническую воду и горячую воду. Поводом для пересмотра установленных на 2019 год тарифов послужило представление прокурора. Согласно проведенным расчётам, департамент частично согласился с доводами представления, и поэтому тарифы были пересмотрены в сторону снижения, поскольку из расчётов была исключена предпринимательская прибыль, которая была учтена при расчёте тарифов с учётом того, что АО «Ямалкоммунэнерго» длительное время владеет и пользуется сетями водоснабжения, водоотведения, снабжает население ресурсами, и в перспективе того, что Общество представит соответствующие документы на право владениями сетями, подтверждающими право регулируемой организации на учёт расчётной предпринимательской прибыли при установлении тарифов, однако такие договоры представлены не были. На заседании коллегии по пересмотру тарифов присутствовали представители АО «Ямалкоммунэнерго».
Проверив материалы дела, изучив доводы административного иска и возражения на него, выслушав мнение представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокуроров, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующих норм закона и установленных по делу обстоятельств.
Отношения по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении). Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания № 760-э).
Согласно ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, ст. 5, ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения, в том числе относится установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - это уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ, осуществляющий регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 19 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с Положением о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1081-П (далее по тексту - Положение о департаменте), Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим, в том числе функции по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (п. 1.1, подп. 2.2.2, 2.3.1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО является в данном регионе уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Согласно ч. 4 ст. 68 Закона ЯНАО от 06 апреля 2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве», официальным опубликованием приказов центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющих нормативный правовой характер, считается первая публикация их полных текстов в газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.yanao.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17 декабря 2018 года:
- № 258-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую филиалом акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе и поставляемую потребителям муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года - 1995 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 2100 руб./Гкал;
- № 259-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на питьевую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на питьевую воду с 01 января по 30 июня 2019 года - 73,62 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 76,97 руб./м3, и тарифы на горячую воду с 01 января по 30 июня 2019 года - 210,78 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 221,35 руб./м3;
- № 260-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на водоотведение с 01 января по 30 июня 2019 года - 120,70 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 127,31 руб./м3, и тарифы на очистку сточных вод с 01 января по 30 июня 2019 года - 51,18 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 53,08 руб./м3;
- № 261-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на техническую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями поселка СУ-934 муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на техническую воду с 01 января по 30 июня 2019 года - 217,78 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 245,92 руб./м3, и тарифы на горячую воду с 01 января по 30 июня 2019 года - 354,94 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 390,30 руб./м3.
Данные тарифы были установлены методом экономически обоснованных расходов на 1 год регулирования.
15 июля 2019 года заместителем прокурора ЯНАО в адрес заместителя Губернатора ЯНАО, директора Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО вынесено представление, в соответствии с которым по результатам проверки деятельности Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, в частности прокурором указано на необоснованность учёта в составе НВВ филиалу АО «Ямалкоммунэнерго» предпринимательской прибыли, а также неисключения внереализационных расходов.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения полномочной экспертной группой департамента для устранения нарушения законодательства с учётом представления прокурора были даны дополнительные экспертные заключения по тарифам на тепловую энергию (мощность), питьевую и горячую воду, водоотведение, очистку сточных вод, техническую и горячую воду.
Согласно выписки из протокола заседания коллегии, по итогам заседания коллегии департамента, на котором присутствовало более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующий вопрос (6 членов, из которых 2 с правом совещательного голоса не принимали участие в голосовании), а также представителя АО «Ямалкоммунэнерго», единогласно были приняты решения о внесении изменений в приказы Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17 декабря 2018 года № 258-т, № 259-т, № 260-т, № 261-т.
Представители Общества высказали мнение по обсуждаемым вопросам, при этом, каких-либо ходатайств об отложении заседания коллегии либо для предоставления дополнительных документов не заявляли.
Так, оспариваемыми приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 01 октября 2019 года:
- № 76-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 258-т» с 01 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на тепловую энергию (мощность) до 2072 руб./Гкал;
- № 77-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 259-т» с 01 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на питьевую воду до 72,32 руб./м3, на горячую воду до 214,77 руб./м3;
- № 78-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 260-т» с 01 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на водоотведение до 119,73 руб./м3, на очистку сточных вод до 49,87 руб./м3;
- № 79-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 261-т» с 01 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на техническую воду до 231,51 руб./м3, на горячую воду до 373,96 руб./м3.
Судом установлено, что оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом и опубликованными 01 октября 2019 года на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.yanao.ru), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также 03 октября 2019 года в газете «Красный Север» (спецвыпуск № 81, 03.10.2019), которые служат официальным источником публикаций нормативных правовых актов.
С учётом изложенного, суд считает, что порядок принятия и публикации оспариваемых нормативных правовых актов не был нарушен, при этом все права АО «Ямалкоммунэнерго» на участие в заседании коллегии и при рассмотрении вопросов по тарифам - были соблюдены.
Рассматривая доводы административного истца о неправомерности внесений изменений в приказы Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17 декабря 2018 года № 258-т, № 259-т, № 260-т, № 261-т в период регулирования, а также о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов, суд исходит из следующего.
Период действия тарифов, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее 1 года, если иное не предусмотрено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации (п. 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).
Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года (п. 18 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Согласно материалам дела, при установлении в декабре 2018 года тарифов на 2019 год органом регулирования был использован метод экономически обоснованных расходов, что подтверждается экспертными заключениями.
В соответствии с п. 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, на который ссылается административный истец в обоснование своих доводов, долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, указанным в данном пункте.
Вместе с тем, при установлении тарифов на недолгосрочный период регулирования методом экономически обоснованных расходов, закон не запрещает регулирующему органу внести соответствующие изменения в установленные тарифы в течение срока регулирования для их приведения в соответствие с законодательством РФ, в том числе на основании представления прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов.
Таким образом, поскольку тарифы по настоящему делу были установлены не на долгосрочный период, не методом доходности инвестированного капитала и не методом индексации, ссылка административного истца об отсутствии оснований для изменения тарифов в течение срока их действия в отсутствие случаев, указанных в п.33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, является неверной и основанной на неправильном толковании положений п.32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 настоящего закона, из которой следует, что отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Согласно п. 47(2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
При этом, положение п. 47(2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо рассматривать без отрыва и исключительно во взаимосвязи с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, по смыслу которого передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений Закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения расчётная предпринимательская прибыль учитывается при определении и установлении тарифа только тогда, когда имущество передано на основании концессионного соглашения или по договору аренды, заключенному на срок свыше трех лет. Иное же толкование положений п. 47(2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения не основано на нормах права и является неверным.
Из материалов дела следует, что такие договоры с АО «Ямалкоммунэнерго» не заключались.
Так, 01 сентября 2017 года между Департаментом муниципального имущества Администрации МО Надымский район и АО «Ямалкоммунэнерго» на срок три года заключен договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом (котельной, здания, артезианских скважин, сетей теплоснабжения и водоснабжения), расположенным в п. СУ-934 г. Надым (т. 2 л.д. 190-198).
01 сентября 2018 года между Департаментом муниципального имущества Администрации МО Надымский район и АО «Ямалкоммунэнерго» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которому Обществу переданы централизованные сети водоснабжения и водоотведения г. Надым, срок договора с 01.07.2018 по 31.05.2019 (11 месяцев) (т. 1 л.д. 37-189).
22 апреля 2019 года между теми же лицами заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которому Обществу переданы централизованные сети водоснабжения и водоотведения г. Надым, срок договора с 01.06.2019 по 30.04.2020 (11 месяцев) (т. 1 л.д. 190-198, т. 2 л.д. 1-189).
Само по себе заключение на длительный срок не предусмотренного Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении договора безвозмездного пользования системами водоснабжения, водоотведения, не свидетельствует о том, что такой договор равнозначен и по своей природе аналогичен и соответствует договору аренды либо концессионному соглашению, в связи с чем, договор от 01 сентября 2017 года между Департаментом муниципального имущества Администрации МО Надымский район и АО «Ямалкоммунэнерго» не может быть признан договором, соответствующим предъявляемым к нему ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении требованиям и предоставляющим право включать предпринимательскую прибыль в расходы регулируемой организации по смыслу п. 47(2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Обещание АО «Ямалкоммунэнерго», как об этом указал свидетель ФИО1 заключить предусмотренный законом договор на владение сетями и установление тарифов в 2018 году на 2019 год с возможной перспективой заключения Обществом соответствующего договора (соглашения), свидетельствует о том, что на момент установления тарифов у органа регулирования отсутствовали основания для учёта расчётной предпринимательской прибыли регулируемой организации и установлении тех тарифов, которые были определены приказами 258-т, 259-т, 260-т, 261-т.
При указанных обстоятельствах, прихожу к выводу, что затраты по статье «Предпринимательская прибыль» были обоснованно исключены органом регулирования (Департаментом) из расчетов при пересмотре вышеуказанных тарифов, поскольку АО «Ямалкоммунэнерго» не владеет объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основании концессионного соглашения или по договорам аренды, заключенным на срок свыше трех лет.
С учётом изложенного, считаю, что доводы иска о том, что заключенные с Обществом договоры аренды от 01 сентября 2018 года и 22 апреля 2019 года фактически являются договорами безвозмездного пользования имуществом, не влекут отмену обжалуемых приказов, поскольку каждый из них заключен менее чем на 3 года и соответствует всем требованиям договора аренды (ст.606 ГК РФ и гл.34 ГК РФ).
Вопреки мнению истца, само по себе указание в приложении к договору аренды о внесении платы в размере 0 руб. не свидетельствует о безвозмездности такого договора и об отсутствии арендной платы, поскольку как следует из договора от 01 сентября 2018 года, арендная плата установлена п. 4.1 указанного договора в видее возмещения услуг, оказанных арендатором, связанных с улучшением арендованного имущества, возмещение арендатором расходов на уплату арендодателем в период срока действия договора аренды установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с правом на имущество, что соответствует положениям ст.614 ГК РФ.
Обоснованность исключения расходов, которые были учтены по статье «Внереализационные расходы» на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в целях исполнения мероприятий инвестиционной программы в 2015 и 2016 года (приказ № 76-т), которые не были фактически реализованы Обществом, сторонами не оспаривается и сомнений у суда не вызывает, поскольку соответствует требованиям п. 9 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, п. 12 Методических указаний № 760-э.
При таких данных, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Суд принимает во внимание, что с 01 января 2020 года в силу вступают новые тарифы, установленные соответствующим компетентным органом для регулируемой организации на тепловую энергию (мощность), питьевую воду и горячую воду, водоотведение, техническую воду и горячую воду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного иска АО «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконными приказов Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2019 года № 76-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 258-т», № 77-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 259-т», № 78-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 260-т», № 79-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 261-т», с момента их принятия - отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Евсевьев
Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2019 года.