ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-217/20 от 20.07.2020 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-217/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2020 года                                                    город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 20 февраля 2020 года № 21-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год»,

у с т а н о в и л:

Решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2019 года был удовлетворен административный иск  общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», признан недействующим со дня принятия указанный приказ № 06-203 от 22 октября 2019 года, на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу.

Во исполнение указанного судебного решения 20 февраля 2020 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области  принят приказ № 21-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».

Указанным приказом установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на период с 28 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1752,90 руб./Гкал.

Текст приказа опубликован 28 февраля 2020 года в газете «Ульяновская правда)  № 14 (24288).

Общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (далее также ООО «Альфаресурс», административный истец, общество)  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия указанного приказа и возложении обязанности по изданию заменяющего нормативного акта.

В обоснование заявленных требований указало, что  оспариваемый приказ не соответствует требованиям законодательства, принятому ранее решению Ульяновского областного  суда  от  20  декабря  2019  года  по  административному  делу   № 3а-353/2019. Установленный тариф приведет к банкротству административного истца, он построен на недостоверных расчетах ответчика  и является экономически необоснованным.

Неправомерно Министерством в расчетах применен объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 7999,01 Гкал, и не принято во внимание указание в решении суда от 20 декабря 2019 года на то, что подлежали учету при принятии заменяющего нормативного правового акта внесенные в Схему теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год  изменения в части объема полезного отпуска тепловой энергии  - 6700 Гкал, начиная с 2018 года.

Министерством необоснованно в составе затрат не были включены расходы на оплату арендной платы газовой котельной, которые подлежат расчету исходя из стоимости котельной согласно представленному отчету об оценке № 032/07-19 от 2 августа 2019 года 14 536 800 руб., размера амортизации 10% от стоимости оборудования в год, налога на доход от этой суммы в размере 6%, что составляет 87 220,8 руб.

Неправомерно  не учтены в полном размере заявленные расходы на приобретение канцелярских товаров.

Министерством незаконно не включены при расчете тарифов   расходы на содержание, техническое обслуживание и ремонт тепло-газового оборудования котельной.

Судом были привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика  Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Альфаресурс» ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении  административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Министерством в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ соответствует нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает.

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, тарифное дело ООО «Альфаресурс», заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ           «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Указанным приказом установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на период с 28 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1752,90 руб./Гкал.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Текст приказа опубликован 28 февраля 2020 года в газете «Ульяновская правда)  № 14 (24288).

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2.6 Положения о Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года №8/125-П, Министерство устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (за исключением ценовых зон теплоснабжения).

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства  Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня    2013 г. № 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил указано, что тарифы могут быть введены на срок менее          1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Согласно материалам дела ООО «Альфаресурс» является единой теплоснабжающей  организацией, которая осуществляет выработку и поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома № ***, а также в здание № ***.

Тепловая энергия производится на квартальной газовой котельной, арендуемой ООО «Альфаресурс» у ООО «Интер-Энерго-Траст». Передача тепловой  энергии  потребителям производится по тепловым сетям ООО «Интер-Энерго-Траст».

1 августа 2019 года ООО «Альфаресурс» впервые обратилось в орган регулирования - Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на производство тепловой энергии на 2019 год, приложив пакет обосновывающих материалов, просило установить тариф с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

По заявлению ООО «Альфаресурс» Министерством было открыто дело об установлении тарифа на тепловую энергию. Министерством у ООО «Альфаресурс» были запрошены документы в соответствии с пунктом 14 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСР России от 7 июня 2013 года № 163.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения Министерством принято решение об использовании в отношении ООО «Альфаресурс» при установлении тарифа на тепловую энергию метода экономически обоснованных затрат.

По результатам произведенной специалистами Министерства экспертизы предложений ООО «Альфаресурс» по установлению тарифов был рассчитан одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, на период с 28 октября по 31 декабря 2019 года в размере 1540,83 руб./Гкал. На заседании Правления Министерства 22 октября 2019 года было принято решение об установлении данного тарифа в указанном размере, в этот же день издан приказ № 06-203 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».

Однако,  вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2019 года признан недействующим со дня принятия указанный приказ № 06-203 от 22 октября 2019 года, на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из протокола заседания правления Министерства от 20 февраля 2020 года №7, на основании указанного судебного решения был  пересмотрен тариф на тепловую энергию ООО «Альфаресурс» на 2019 год, при этом при расчете тарифа Министерством  затраты по арендной плате за аренду котельной были рассчитаны исходя из подлежащего уплате налога на земельный участок и составили 1,278 тыс. руб.;  были включены затраты на услуги по передаче тепловой энергии в размере 1342,40 тыс. руб.; были учтены затраты по статье «другие расходы» на приобретение канцелярских товаров в размере 1,659 тыс. руб., были включены затраты по статье «расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы»  в размере 1401,60 тыс. руб. В силу изложенного  необходимая валовая выручка на 2019 год учтена в размере 14 021, 43 тыс. руб. При расчете тарифа применен объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 7999,01 Гкал, потери тепловой энергии в размере 0,90 Гкал.  и тариф составил 14 021, 43 тыс. руб. : 7999,01 Гкал = 1752,90 руб./Гкал.

При проверке законности принятого Министерством приказа об установлении данного тарифа суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется, в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Согласно п. 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.

Согласно пунктам 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Согласно абзацу 2 статьи 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из решения Ульяновского областного суда от 20 декабря 2020 года,  судом было указано на необходимость Министерству учесть при принятии заменяющего нормативного правового акта  внесенных в схему теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск»  изменений в части объема полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год по котельной ООО «Альфаресурс» (ранее - ООО «Прометей-Теплолайн)  - 6700 Гкал, потери 600 Гкал, начиная с 2018 года.

Как следует из отзыва административного ответчика на административный иск, при принятии оспариваемого приказа при расчете тарифа на тепловую энергию Министерство  применило  величину объема полезного отпуска тепловой энергии без изменения на уровне 7999,01 Гкал., указанную в приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 7 декабря 2018 года №1131. При этом Министерство учитывало  актуализированную схему теплоснабжения на 2020 год, а именно: отражение  в таблице 110 – Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Прометей-Теплолайн» в 2018 году сведений о фактическом объеме тепловой энергии, отпущенной потребителям в 2018 году, - 10 000 Гкал., а также отчеты за 2018, 2019 годы по форме 46 – «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей», направленные организацией ООО «Прометей-Теплолайн» в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации, согласно которым отпуск тепловой энергии потребителям с коллекторов котельной составил за 2018 год – 10100 Гкал, за 2019 год – 7770 Гкал.

Однако, суд не может согласиться с данной позицией Министерства и применением при расчете тарифа на тепловую энергию объема полезного отпуска тепловой энергии  в размере 7999,01 Гкал.

Приказом  Министерства энергетики Российской Федерации от 22 ноября 2019 года № 1247 была утверждена актуализированная схема теплоснабжения  муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года (актуализированная версия на 2020 год).

В таблицы 49 «Доля потерь тепловой энергии в тепловых сетях. Процент от величины отпуска тепловой энергии с коллекторов источника» пункта 3.14 Главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения» под порядковым номером 58 отражены показатели ООО «Прометей-Теплолайн», в том числе объема отпуска тепловой энергии за 2018 год - 6700 Гкал, величины потерь тепловой энергии при передаче по сетям за 2018 год – 600 Гкал.

Как следует из  ответа заместителя Главы города Ульяновска от 18 декабря 2019 года на обращение руководителя ООО «Альфаресурс»  относительно ошибки в схеме теплоснабжения города Ульяновска в части несоответствия вырабатываемой и полезной мощностей, производимых квартальной котельной по ***, было указано на установление в схеме теплоснабжения  муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года на 2020 год, утвержденной приказом Минэнерго России от 22 ноября 2019 года № 1247, в таблице 49 пункта 3.14 Главы 1 вышеуказанного значения объема отпуска тепловой энергии 6700 Гкал и потерь 700 Гкал  на 2018 год.

С учетом этого, суд считает, что Министерство при принятии заменяющего нормативного акта должно был учесть при расчете тарифа на тепловую энергию для ООО «Альфаресурс» на 2019 год указанную величину объема отпуска тепловой энергии и величину потерь тепловой энергии при передаче по сетям за 2018 год, установленных схемой теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск»  до 2029 года на 2020 год.

Ссылки в отзыве Министерства на сведения в таблице 110 «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прометей-Теплолайн» в 2018 году» Главы 1 схемы теплоснабжения  муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года на 2020 год  под порядковым номером 11  об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в размере 10  000 Гкал не могут быть признаны обоснованными, поскольку не усматривается, каким образом определен данный объем тепловой энергии, в расшифровывающих   подпунктах к данному пункту 11 - 11.1 определенном по приборам учета, 11.2 определенном расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг)  значение объема производства тепловой энергии указано 0,0000 Гкал.

В силу этого данное значение производства тепловой энергии 10 000 тыс. Гкал не могло учитываться при расчете тарифа на тепловую энергию в качестве величины полезного отпуска тепловой энергии

Кроме того, данное значение не было применено и Министерством при расчете тарифа на тепловую энергию для ООО «Альфаресурс» на 2020 год.

Ссылки административного ответчика на  то, что при определении объема полезного отпуска  тепловой энергии ООО «Альфаресурс»   были учтены отчеты за 2018 и 2019 годы по форме 46, направленные ООО «Прометей-Теплолайн» в ФАС России, несостоятельны, поскольку в силу приведенных выше положений пункта 22 Основ ценообразования приоритетной формой определения расчетного полезного отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования являются сведения схемы теплоснабжения, и только в случае отсутствия указанных сведений в схеме теплоснабжения применяется расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, который определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Учитывая, что при принятии заменяющего нормативного правового акта  20 февраля 2020 года Министерством при расчете тарифа ООО «Альфаресурс» не был применен объем полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год, указанный в действующей на данную дату актуализированной  схеме теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года на 2020 год, утвержденной приказом Минэнерго России от 7 декабря 2018 года № 1131, установленный оспариваемым приказом тариф на тепловую энергию не может быть признан экономически обоснованным, рассчитанным в соответствии с требованиями Основ ценообразования.

При обращении за установлением тарифа общество включило в состав НВВ планируемые расходы на приобретение канцтоваров и офисной оргтехники в сумме 22 514 руб.

В соответствии с пунктами 33, 44 Основ ценообразования расходы на оплату канцтоваров и офисной оргтехники относятся к группе  прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку.

В соответствии с Распоряжением Правительства Ульяновской области от 14 февраля 2020 года № 62-пр «О нормативных затратах» Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области при экспертизе предложений об установлении цен (тарифов) на товары (услуги),  подлежащих государственному регулированию (далее – регулируемые тарифы), в целях определения экономически обоснованных затрат, подлежащих включению в регулируемые тарифы, в части, не урегулированной федеральным законодательством, должны исходить из величины нормативных затрат, рассчитанной в соответствии с Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Ульяновской области, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ульяновской области, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее - Правила определения нормативных затрат), утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 16 марта 2015 года № 110-П, и Правилами определения требований к закупаемым государственными органами Ульяновской области, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, органов управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ульяновской области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства  Ульяновской области от 9 июня 2017 года № 289-П.

В соответствии с пунктом 98  Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных Ульяновской области, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ульяновской области, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, являющейся приложением к Правилам определения нормативных затрат затраты на приобретение канцелярских принадлежностей  определяются по формуле:

 где:

 - количество i-го предмета канцелярских принадлежностей в соответствии с нормативами органов в расчете на основного работника;

 - расчетная численность основных работников, определяемая в соответствии с пунктами 17 - 22 Общих правил определения нормативных затрат;

 - цена i-го предмета канцелярских принадлежностей в соответствии с нормативами органов.

При принятии оспариваемого приказа Министерством были включены расходы на приобретение канцелярских товаров в размере 1,659 тыс.руб. При этом данные расходы были рассчитаны  административным ответчиком в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, содержащими правовое регулирование вопросов определения нормативных затрат на приобретение канцелярских принадлежностей, с учетом определенной Министерством нормативной численности  административно-управленческого аппарата общества в размере 1,053925.

В данной части у суда нет оснований не соглашаться с рассчитанными в соответствии с действующим правовым регулированием расходами на приобретение канцелярских принадлежностей.

Однако административным ответчиком не были учтены затраты на приобретение офисной оргтехники, необходимой для деятельности организации, указанные в предложении общества. Из  выписки из заседания правления Министерства от 20 февраля 2020 года №7 и экспертного заключения усматривается, что вопрос о включении указанных затрат, заявленных ООО «Альфаресурс», в состав НВВ не рассматривался, что также было подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании.

В то же время Правила определения нормативных затрат  содержат положения, регулирующие вопросы определения нормативных затрат на приобретение оргтехники, позволяющие тарифному органу определить  экономически обоснованные расходы на приобретение оргтехники, подлежащие включения в состав НВВ.

Доводы представителей административного истца о несогласии с оспариваемым приказом Министерства по тем основаниям, что в состав необходимой валовой выручки не были включены  затраты на содержание, техническое обслуживание и ремонт  тепло-газового оборудования котельной, не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.

Как следует из содержания решения Ульяновского областного суда  от 20 декабря 2020 года,  суд пришел к выводу о правомерности решения Министерства в части невключения в состав НВВ расходов общества в сумме 1 600 000 руб. на ремонт основных средств на основании договора от 1 августа 2019 года, заключенного обществом с ООО «АСТ Сервис», в части невключения в состав необходимой валовой выручки расходов общества на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, на сумму 1 614 000 руб., из которых 1 200 000 руб. – расходы на техническое обслуживание котельного оборудования на основании договора с ООО «АСТ-Сервис» от 1 августа 2019 года, и в сумме 414 000 руб. на основании договора от 1 августа 2019 года с этой же организацией на замену существующего узла учета газа.

Указанное судебное решение административным истцом, в том числе и в части данных выводов суда, не оспаривалось и вступило в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из выписки из протокола заседания Правления Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 20 февраля 2020 года № 7-Т пересмотр тарифа на тепловую энергию ООО «Альфаресурс»  на 2019 год осуществлялся на основании решения Ульяновского областного суда  от 20 декабря 2019 года, и тарифным органом решался вопрос  по тем статьям затрат общества,  по которым суд признал неправомерным их невключение в необходимую валовую выручку, а именно по расходам на арендную плату, по расходам на передачу тепловой энергии,  по расходам на приобретение канцелярских товаров, по расходам на прочие покупаемые энергетические ресурсы, а также по объему полезного отпуска тепловой энергии потребителям, подлежащему применению при расчете тарифа.

Учитывая, что невключение в состав НВВ расходов на ремонт основных средств, на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, в том числе расходов на техническое обслуживание котельного оборудования,  судебным решением было признано законным и обоснованным, и на момент принятия заменяющего нормативного правового акта в Министерство обществом не были представлены какие-либо дополнительные документы в обоснование предложения в части включения данных расходов в НВВ, тарифный орган правомерно не включил в состав НВВ при расчете тарифа на тепловую энергию на 2019 года указанные расходы. При наличии вышеуказанного решения Ульяновского областного суда от 20 декабря 2020 года, вступившего в законную силу, и при отсутствии  обстоятельств, являющихся основанием для изменения принятого решения  о невключении вышеуказанных расходов в НВВ, тарифный орган не  вправе был пересматривать выводы судебного решения и  давать иную правовую оценку   установленным судом обстоятельствам и доказательствам, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

Суд соглашается с расчетом Министерства по статье расходов «арендная плата», согласно которому в составе арендной платы был включен расчетный налог за земельный участок  под зданием котельной по адресу: ***, затраты по данной статье составили 1,278 тыс. руб.

В силу подпункта 8 пункта 33 и подпункта «г» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается арендная плата.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В силу пункта 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний № 91н).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний № 91н).

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

При этом пунктом 14 Методических указаний № 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.

Согласно   копии договора аренды квартальной газовой котельной по ул.Луначарского, 24 от 15 июля 2019 года, ООО «Альфаресурс» арендует у ООО «Интер-Энерго-Траст»  имущество  котельной. При этом согласно пункту 9 данного договора арендная плата в год составляет 1 637 880 руб.

Как следует из решения Ульяновского областного суда от 20 декабря 2019 года, вступившего в законную силу, ООО «Альфаресурс» в составе затрат НВВ заявило расходы на аренду газовой котельной в сумме 1 637 000 руб., при этом данный размер арендной платы был определен экспертным заключением об определении рыночной стоимости арендной платы, рассчитанной исходя из рыночной стоимости котельной. 

Судом в решении было указано на то, что данный расчет не соответствует вышеприведенным положениям Основ ценообразования. Вместе с тем Министерство обязано было экспертным путем определить экономически обоснованный размер арендной платы.

Министерством с целью производства расчета арендной платы были запрошены  у арендодателя ООО «Интер-Энерго-Траст» с целью определения размера амортизации информация о первоначальной и остаточной стоимости основных средств в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету, в формате оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 с указанием наименований и инвентарных номеров основных средств, а также ведомость начисления амортизации основных средств за 2019 год.

Однако ни арендодателем, ни арендатором – ООО «Альфаресурс» не были предоставлены запрошенные Министерством документы, необходимые для определения амортизации, учитываемой при установлении расходов по статье затрат  «арендная плата». 

Министерством также была запрошены в Управлении Федеральной налоговой службы по Ульяновской области сведения об уплачиваемых арендодателем ООО «Интер-Энерго-Траст»   налогах на имущество.

Согласно  ответу  УФНС  России  по  Ульяновской  области  по данным информационных ресурсов, а также бухгалтерской отчетности за 2017-2018 годы ООО «Интер-Энерго-Траст» не имеет в собственности  каких-либо основных средств, налог на имущество за 2017-2018 годы не исчисляло  и не уплачивало.

В силу изложенного  суд считает позицию представителя административного ответчика о невозможности определения размера амортизации, подлежащей учета при расчете экономически обоснованных  расходов на арендной плате, а также налога на имущество обоснованными.

То, что тарифным органом  не были рассчитаны и учтены при определении НВВ расходы на приобретение оргтехники, а также не был применен при расчете тарифа на тепловую энергию объем полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год, установленный  схемой теплоснабжения муниципального  образования «город Ульяновск», действующей на момент принятия оспариваемого приказа, влияет на итоговую величину  необходимой валовой выручки и размер тарифа на тепловую энергию, следовательно, дает основание полагать об экономической необоснованности установленного тарифа на тепловую энергию ООО «Альфаресурс».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании недействующим  приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 20 февраля 2020 года № 21-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт  полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта 2020 года «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов Ульяновской области» с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления  на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора)  в области регулируемых государством цен (тарифов) переданы вновь созданному Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года утверждено Положение об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области. Пунктом 1.1 указанного Положения Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим  подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги)  в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

С учетом этого и в силу части 4 статьи 216 КАС РФ  на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области следует возложить обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявлениеобщества  с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства  цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 20 февраля 2020 года № 21-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», на 2019 год».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение  месяца со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда»

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции  через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                   О.Е. Кинчарова