ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-217/2017 от 18.04.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Седых М.А., с участием представителя административного истца Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В., представителей заинтересованных лиц: ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 16 января 2018 года, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО3, действующей на основании доверенности от 23 марта 2018 года <номер изъят>, Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 11 декабря 2017 года <номер изъят>, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-33/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Правительством Иркутской области 7 апреля 2012 года издано постановление № 192-пп, в соответствии с которым земельный участок, <данные изъяты> государственная собственность на который не разграничена, переведен из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства объекта рекреационной деятельности – туристической базы. Данное постановление официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 4 мая 2012 года № 47.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю в случаях, установленных федеральным законом, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

Административный истец считает, что при принятии оспариваемого постановления о переводе земельного участка из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов Правительством Иркутской области нарушены положения части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающие, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, создания туристско-рекреационных особых экономических зон, в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Также прокурор указывает, что ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов, кроме создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории Российской Федерации могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны, под которыми понимаются определяемые Правительством Российской Федерации части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.

На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 72 и от 8 сентября 2010 года № 692 в Иркутской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», в состав которой территория Усольского района не входит.

Кроме того, в соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14, пунктом 22 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления вправе создавать только лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Прокурор считает, что согласно статье 11 Закона Иркутской области от 19 июня 2008 года № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области» для организации особо охраняемой территории регионального значения Правительством Иркутской области должно было быть принято решение, содержащее наименование, сведения о площади, описание местоположения границ особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения, а также категория особо охраняемой природной территории регионального значения. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения подлежат официальному опубликованию. Одновременно с принятием решений об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения Правительство Иркутской области утверждает положения о них.

Вместе с тем, особо охраняемая территория в рассматриваемой местности ни органами местного самоуправления Усольского района, ни исполнительными органами государственной власти области и Российской Федерации в установленном законодательством порядке не создавалась, соответственно, по мнению прокурора, законные основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.

Прокурор просит признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Прокуратуры Иркутской области прокурор Холодкова О.В. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, в котором указано, что согласно статье 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю в случаях, установленных федеральным законом, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

Оспариваемое постановление принято на основании поступившего в Министерство ходатайства ФИО1 о переводе земельного участка из одной категории в другую, которое содержало кадастровый номер земельного участка, категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. Кроме того, заявителем представлены договор аренды земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке, согласие Администрации Усольского районного муниципального образования на перевод земельного участка.

Порядок отнесения к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения федерального значения устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации), а регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации). Отмечает, что Правительством Российской Федерации, Правительством Иркутской области данное полномочие на момент издания оспариваемого нормативного правового акта не реализовано.

Считает, что в нарушение статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец в заявлении не указал сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение и не представил доказательства, подтверждающие такое нарушение.

Статьей 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.

При рассмотрении ходатайства несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации не установлено.

Считает, что оспариваемое постановление соответствует действовавшему на момент его принятия законодательству, так как отсутствовали основания для отказа в переводе земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем на основании ходатайства ФИО1 принято постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка».

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования административного истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление. Считает, что при принятии оспариваемого постановления Правительством Иркутской области нарушены положения статьи 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», так как особо охраняемая территория в рассматриваемой местности ни органами местного самоуправления Усольского района, ни исполнительными органами государственной власти области и Российской Федерации в установленном законодательством порядке не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, по мнению представителя заинтересованного лица, отсутствовали.

Административный ответчик Правительство Иркутской области, заинтересованные лица Служба архитектуры Иркутской области, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования Усольского района Иркутской области, Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования, Министерства лесного комплекса Иркутской области, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству (Усольское лесничество), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Административный ответчик Правительство Иркутской области представило возражения на административное исковое заявление, в которых указывает, что административные исковые требования не признает, считает, что оспариваемое постановление принято Правительством в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьей 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Полагает, что перевод земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов осуществлен в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающим, что такой перевод возможен в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Считает, что в данном случае на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в отсутствие генеральных планов и правил землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок образован и поставлен на кадастр органом местного самоуправления. Вид разрешенного использования земельного участка установлен органом местного самоуправления – постановлением Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования от 17 июля 2008 года № 414 «О предварительном согласовании места размещения туристической базы ФИО1» в соответствии с планируемым его использованием.

Указывает, что отнесение земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов соответствовало выбранному органом местного самоуправления виду разрешенного использования.

Правительство Иркутской области полагает, что является необоснованным довод административного истца о нарушении Закона Иркутской области от 19 июня 2008 года № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области» при принятии оспариваемого нормативного акта, поскольку на момент принятия постановления № 192-пп этот Закон действовал в редакции Закона Иркутской области, регулировавшей вопросы, связанные исключительно с особо охраняемыми природными территориями, в связи с чем его правовое регулирование не применялось при принятии постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп.

Считает необходимым учитывать, что статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по утверждению Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения, а не создания особой охраняемой территории.

Заинтересованное лицо Служба архитектуры Иркутской области представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. На момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области отсутствовали утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования Сосновского муниципального образования Усольского района Иркутской области (генеральный план и правила землепользования и застройки Сосновского муниципального образования утверждены 26 сентября 2013 года).

Отмечает, что в настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> отсутствуют на кадастровой карте Росреестра, в связи с чем не представляется возможным определить точное его местоположение. Данный земельный участок фактически прекратил свое существование в качестве индивидуально-определенной вещи.

Ссылаясь на положения пункта 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что административное исковое заявление не содержит сведений о том, какие права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нарушены либо могут быть нарушены оспариваемым правовым актом Правительства Иркутской области и в чем конкретно заключается нарушение таких прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

Заинтересованное лицо Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Службы и отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что Служба поддерживает позицию Правительства Иркутской области.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что Управление не является субъектом спорного правоотношения, так как не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу, просит рассмотреть его без участия представителя Управления.

Заинтересованное лицо Администрация городского поселения Мишелевского муниципального образования направила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что решением Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования от 29 мая 2015 года № 102 внесены изменения в генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования, в соответствии с которыми база отдыха, <данные изъяты> находится в зоне особо охраняемых территорий и объектов для строительства объекта рекреационной деятельности – туристической базы. 7 июля 2015 года заключен договор купли-продажи указанного земельного участка между ФИО1 и Администрацией городского поселения Мишелевского муниципального образования. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Администрация сельского поселения Сосновского муниципального образования Усольского района Иркутской области представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что земельный участок, <данные изъяты> находится за границами сельского поселения Сосновского муниципального образования, в связи с чем Администрация данного муниципального образования не является субъектом спорного правоотношения, так как не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по доводам административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Таким образом, административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В данном административном деле заместитель прокурора Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования.

Перевод земель – это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.

Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.

Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области является нормативным правовым актом.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.

Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.

Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.

Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.

Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 4 мая 2012 года № 47, которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ.

Постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, суд установил, что первоначальные сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> внесены в государственный кадастр недвижимости 10 июня 2010 года на основании заявления <данные изъяты> о государственном кадастровом учете земельного участка от 20 мая 2010 года, межевого плана земельного участка от 2 октября 2009 года, межевого плана земельного участка от 18 мая 2010 года, постановления мэра Усольского районного муниципального образования от 17 июля 2008 года № 414 «О предварительном согласовании места размещения туристической базы ФИО1». В соответствии с указанными документами площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, категория земель: земли запаса, вид разрешенного использования земельного участка: место размещения туристической базы.

2 мая 2012 года на основании постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» в государственный кадастр недвижимости внесены изменения о категории земель земельного участка с кадастровым <номер изъят> с земель запаса на земли особо охраняемых территорий и объектов.

13 июня 2012 года из государственного кадастра недвижимости аннулированы и исключены сведения об объекте недвижимости с кадастровым <номер изъят> в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку истек срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости, а именно: в течение двух лет со дня постановки на кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация прав или ограничений (обременений) прав на него и в отношении него отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами кадастрового дела, представленными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронном носителе, а также уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 25 сентября 2017 года, от 27 декабря 2017 года.

Обстоятельства отнесения указанного земельного участка к категории земель запаса до его перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

По информации, представленной Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», согласно записям Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке <данные изъяты> отсутствуют.

Однако имеются сведения о земельном участке <данные изъяты> категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: место размещения туристической базы.

При совмещении материалов лесоустройства и границы земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлено, что в настоящее время данный земельный участок входит в границы лесов. Площадь пересечения составляет <данные изъяты>.

Во исполнение определения суда Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» представлена информация о положении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, из которой следует, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (7 апреля 2012 года) данный земельный участок входил в границы земель лесного фонда.

Согласно справке от 15 мая 2008 года, выданной начальником Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству <данные изъяты>, представленной представителем заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2, земельный участок, расположенный <адрес изъят>, не относится к лесным участкам, расположенным на территории Усольского лесничества.

Проверяя соответствие оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» федеральному законодательству, суд установил, что в соответствии с частями 2 – 4 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции от 19 июля 2011 года) перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

В силу частей 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого нормативного правового акта) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно частям 3 - 6 указанной выше статьи Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Анализируя указанные выше правовые нормы, действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускалось в случае создания особо охраняемых территорий, туристско-рекреационных особых экономических зон, а также в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Кроме того, для перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов предполагается установление их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, они должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения должен был быть установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения не был установлен органами государственной власти Иркутской области, а также органом местного самоуправления на территории Усольского района Иркутской области.

Доказательств создания в Усольском районе Иркутской области в местности, на территории которой находится земельный участок с кадастровым <номер изъят>, особо охраняемой территории регионального или местного значения до принятия Правительством Иркутской области оспариваемого нормативного правового акта о переводе земельного участка из земель запаса в категорию земель: земли особо охраняемых территорий и объектов административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о нарушении Правительством Иркутской области положений пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции от 19 июля 2011 года) при принятии постановления от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» <данные изъяты> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, поскольку данные земельные участки были переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов без создания Правительством Иркутской области в местности их расположения особо охраняемой территории.

Кроме того, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено суду доказательств особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения данного земельного участка, его изъятия в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> поставлен на кадастровый учет 10 июня 2010 года с отнесением его к категории земель: земли запаса, вид разрешенного использования: место размещения туристической базы, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10 июня 2010 года <номер изъят>.

Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждается, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> до его перевода постановлением Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов относился к землям запаса с видом разрешенного использования: место размещения туристической базы.

Из текста оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов следует, что оно принято в соответствии со статьями 3, 10, 13, 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (вступившего в силу 5 января 2005 года).

Из части 4 статьи 15 данного Закона в редакции, действовавшей на момент принятия указанного постановления, следует, что в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исходя из изложенного следует, что поскольку данный земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не была разграничена, полномочия по его переводу из категории земель запаса в земли категории особо охраняемых территорий и объектов были реализованы Правительством Иркутской области, что подтверждается материалами дела, поскольку иного законами субъекта (Иркутской области) не было установлено, данный факт в ходе рассмотрения дела никем не оспаривался.

Собранными по делу доказательствами подтверждено, что ни Правительством Иркутской области, ни органом местного самоуправления в местности, где расположен земельный участок с кадастровым <номер изъят>, перед его переводом в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов особо охраняемая территория ни регионального, ни местного значения не создавалась, границы ее не определялись. Кроме того, сам порядок отнесения земель к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, как то предусмотрено частью 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, ни на местном, ни на региональном уровне не был принят уполномоченными на то органами власти.

Доводы представителей Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, высказанные ими в судебных заседаниях с их участием и отраженные в отзывах и возражениях на административное исковое заявление прокурора, не влияют на указанные выше выводы суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая, что нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую – в земли особо охраняемых территорий и объектов затрагивает интересы как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц, не могут быть приняты во внимание судом как не основанные на законе и материалах дела доводы Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области о недоказанности прокурором нарушения чьего-либо права и охраняемого законом интереса в результате принятия Правительством Иркутской области оспариваемого нормативного правового акта.

Неправильное применение прокурором к спорным правоотношениям положений статьи 11 Закона Иркутской области «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области» от 19 июня 2008 года № 27-оз (в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением), тогда так указанный нормативный правовой акт в редакции, действовавшей на момент принятия Правительством Иркутской области оспариваемого постановления, не регулировал порядок перевода земель в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, не ставят под сомнения указанные выше выводы суда, поскольку они основаны на иных нормативных правовых актах.

Частями 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, в связи с чем административные исковые требования заместителя прокурора Иркутской области о признании не действующим постановления Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд учитывает, что сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в 2012 году, в связи с чем оспариваемое постановление Правительства Иркутской области следует признать не действующим со дня его принятия.

Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», в котором и был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия постановление Правительства Иркутской области от 7 апреля 2012 года № 192-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Резолютивная часть решения подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2018 года.