ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-217/2017 от 20.02.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-217/2017 по административному иску ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.05.2014 года в размере 14 280 585 рублей.

Свои требования административный истец обосновал тем, что он является собственником вышеуказанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГ. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06.05.2014 года определена в размере 21 133 737 рублей.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГ. ООО «<данные изъяты>» об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> итоговая величина рыночной стоимости составила 14 280 585 рублей.

На отчет от ДД.ММ.ГГ. об оценке рыночной стоимости земельного участка получено положительное экспертное заключение НП СРО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ.. Истец полагает, что установленная величина кадастровой стоимости указанного земельного участка нарушает его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.

На основании изложенного, истец считает, что в соответствии со статьями 24.18 и 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Определением Самарского областного суда от 26.01.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Самарской области.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители ФГБУ «ФКП по Самарской области», Мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, представили суду отзывы, в которых ФГБУ «ФКП по Самарской области» оставило разрешение требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной на усмотрение суда, Мэрии г.о. Тольятти просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области не направили своих представителей в судебное заседание, отзывов по делу не представили, о дате слушания дела извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. (л.д.5).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ..

Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГ. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06.05.2014 года определена в размере 21 133 737 рублей (л.д. 4).

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ., выполненному оценщиком ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером на дату оценки 06.05.2014 года составила 14 280 585 рублей.

Как следует из положительного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГ., составленного НП СРО «<данные изъяты>» на указанный отчет, выполненный экспертом ФИО1, регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков , экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объектов оценки подтверждена.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Отчет об оценке в соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 06.05.2014 года, на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

В отчете об оценке в соответствии с требованиями ст. 11 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указаны дата проведения оценки спорного земельного участка, дата составления и порядковый номер отчета; приведены задание на оценку, применяемые стандарты оценки, допущения и ограничения, используемые при проведении оценки, описание объекта оценки, сведения о заказчике оценки и об исполнителе, анализ рынка земельных участков, анализ факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость земельного участка.

В представленном административном истцом отчете, имеется полное описание объекта оценки со всеми характеристиками, с указанием документов, использованных при проведении оценки, допущений и ограничений, на которых основывалась оценка, анализ рынка объекта оценки. Имеются фотографии расположенных на земельном участке зданий и сооружений.

Анализ рынка, содержащий информацию о политических, экономических и законодательных факторах, оказывающих влияние на развитие рынка земельных участков Самарской области, выполнен в соответствии с положениями ФСО №7 /п.10,11/.

На странице 55 отчета оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием объекта оценки будет использование в качестве земельного участка для дальнейшей эксплуатации турбазы «Солнечная», т.е. наиболее эффективное использование совпадает с текущим использованием.

Из представленного истцом отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка был применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, отказ от применения других методов и подходов обоснован (страница 56-60 отчета).

В представленном отчете, имеется полное описание объекта оценки со всеми характеристиками, с указанием перечня использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения: из базы данных информационных систем: «Волга-Инфо», «I-Real»

Оценщиком в отчете определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, а именно: к сегменту рынка земельных участков объектов рекреации г. Тольятти Самарской области (страница 38 отчета).

Использованные в отчете объекты аналоги (таблица на странице 68 отчета) имеют сходные с объектом оценки характеристики, в частности: дату актуальности предложения, назначение. Введена скидка на торг 14%. Применена корректировка: на местоположение объекта-аналога № 4, поскольку данный аналог не сопоставим по удаленности с объектом оценки; на транспортную доступность, так как аналоги и объект оценки имеют различное качество дорог, соответственно и транспортную доступность. Кроме того, введена корректировка на площадь для объектов-аналогов №№ 1,2,3, поскольку данные объекты по площади в несколько раз ниже площади объекта оценки. Поскольку все аналоги и объект оценки имеют различное оснащение коммуникациями, применена корректировка на коммуникации.

В комментарии к расчету описан процесс внесения поправок и корректировок, приведено их обоснование (страницы 69-73 отчета). В таблице 9.3.3.3 на странице 74 отчета приведена информация корректировок по объектам-аналогам.

Рыночная стоимость земельного участка, определенная методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, составила 14 280 585 рублей. Стоимость 1 квадратного метра оцениваемого земельного участка составила 470,98 рублей.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона №135-ФЗ.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим административным иском является 29.12.2016г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.05.2014г. в размере 14 280 585 рублей.

Дата подачи иска в суд – 29.12.2016г.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.02.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь