ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-217/2021 г.
3 сентября 2021 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца по доверенности Магомедова Г.М.,
административного ответчика ФИО24,
представителей административного ответчика по доверенности Ибрагимова М.М. и Идрисова Д.М.,
прокурора Ибрагимовой А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевым А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский»,
установил:
ФИО1 в лице представителя по доверенности Магомедова Г.М., обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Собранию депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан о признании недействующим решение № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский».
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. 28 декабря 2020 г. Собранием депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД принято решение № 21 об утверждении бюджета сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» на 2021 год, подписанное председателем сельского собрания – главой МО «сельсовет «Какамахинский» ФИО24
Указанное решение принято без проведения общего собрания депутатов сельского собрания и, соответственно, без проведения общего голосования по вопросу об утверждении бюджета сельского поселения, что противоречит Уставу МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД, а именно положению п. 2 ст. 27, согласно которому в исключительной компетенции Собрания депутатов сельского поселения находится утверждение местного бюджета и отчёта об его исполнении, а также положению п. 5 ст. 25 указанного Устава, согласно которому собрание депутатов сельского поселения двумя третями голосов, от установленной численности депутатов, принимает решения по вопросам утверждения устава сельского поселения, внесение изменений и дополнение в устав сельского поселения.
Решения Собрания депутатов сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов сельского поселения, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
По остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Собрания депутатов сельского поселения.
По мнению истца, в нарушение вышеизложенных положений Устава МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД, голосование по вопросу об утверждении бюджета МО «сельсовет «Какамахинский» проведено не было.
По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, как депутата сельского собрания, как жителя села Какамахи Левашинского района Республики Дагестан, поскольку он не смог реализовать свои полномочия, выразившиеся в голосовании о принятии бюджета, указанные в Уставе, в связи с его отсутствием на заседании Собрания депутатов и не извещении о времени и месте его проведения.
Ссылаясь на изложенное, ФИО1 обратился в суд с вышеназванными требованиями.
Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 11 июня 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация и глава сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан.
Административный ответчик – Собрание депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан в лице председателя Собрания – Главы села ФИО24, представил письменные возражения на требования истца, в которых просил отказать в удовлетворении заявления, указывая в обоснование, что 28.12.2020 г. состоялось заседание собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский». На повестке стоял вопрос о принятии бюджета села на 2021 год. Заседание Собрания депутатов оформлено протокольно, который вёл секретарь Карабудагов Г.М., в заседании принимали участие все 13 депутатов, из которых за принятие бюджета проголосовали 10 депутатов, против – 3 депутата, воздержалось – 0.
Таким образом, большинством голосов был принят бюджет села на 2021 год. Административный истец ФИО1 28.12.2020 г. также присутствовал на заседании собрания депутатов и был из числа депутатов проголосовавших против принятия бюджета села на 2021 год, что могут подтвердить и другие депутаты Собрания.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Магомедов Г.М., заявленные требования с учётом уточнений поддержали по доводам, приведённым в административном исковом заявлении. В дополнение пояснили, что о предстоящем 28.12.2020 г. заседании Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет Какамахинский» ФИО1 извещён не был. Депутатов в нарушение Устава извещают с помощью телефонного приложения «WhatsApp», с чем он не согласен. Но даже по «WhatsApp» им не было направлено извещения о предстоящем проведении заседания Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет Какамахинский» Левашинского района РД, назначенное на 28 декабря 2020 г. Участия в данном заседании Собрания депутатов от 28.12.2020 г. он не принимал, доводы ФИО24 об обратном являются недействительными. Полагает, что как протокол заседания Собрания, так и решение Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет Какамахинский» от 28 декабря 2020 г., сфальсифицированы. В протокол внесены недостоверные сведения о присутствии всех 13-ти депутатов на заседании Собрания от 28 декабря 2020 г., что не соответствует действительности. Он участия в голосовании также не принимал.
Административный ответчик глава сельского поселения «сельсовет Какамахинский» Левашинского района РД – председатель Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» ФИО24 и его представители Ибрагимов М.М. и Идрисов Д.М. исковые требования не признали. Они сообщили суду, что за несколько дней до проведения собрания, ФИО24 известил всех депутатов по телефонной связи, явка которых была обеспечена полная.
В судебном заседании с заключением по делу выступила прокурор Ибрагимова А.М., которая поддержала требования административного искового заявления и просила их удовлетворить с учётом приведённых представителем истца уточнений и представленных сторонами доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора Ибрагимовой А.М., полагавшей необходимым удовлетворить требования ФИО1 ввиду нарушения принятым решением его прав, а также требований Федерального законодательства и Устава села, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных истцом.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 44 указанного Закона Уставом муниципального образования должны определяться порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Частью 6 ст. 52 данного Федерального закона установлено, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Согласно статье 2 Положения о бюджетном процессе в сельском поселении «сельсовет «Какамахинский» (далее – Положения) правовую основу бюджетного процесса в сельском поселении составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные акты федерального и регионального законодательства, Устав сельского поселения «сельсовет «Какамахинский», настоящее Положение, муниципальные правовые акты.
Согласно статье 4 Положения одним из полномочий сельского поселения в сфере бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение Собранием депутатов сельского поселения бюджета поселения.
Согласно статье 5 Положения в полномочия Главы сельского поселения в сфере бюджетного процесса входит принятие Главой сельского поселения в пределах своей компетенции правовых актов, направленных на реализацию федеральных и региональных законов, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бюджетного процесса; осуществление общего руководства деятельностью органов местного самоуправления сельского поселения по составлению проектов решений о бюджете поселения, о внесении изменений в решение о бюджете поселения, отчётов о его исполнении; и др.
Согласно статье 6 Положения Администрация сельского поселения принимает в пределах своей компетенции правовые акты, направленные на реализацию федеральных, региональных законов и муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бюджетного процесса; устанавливает порядок и сроки составления проекта бюджета поселения с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом РФ и настоящим Положением; обеспечивает составление проекта бюджета поселения; вносит проект решения о бюджете поселения с необходимыми документами и материалами на рассмотрение в Собрание депутатов сельского поселения; и др.
Согласно статье 12 Положения Администрация сельского поселения вносит на рассмотрение в Собрание депутатов сельского поселения проект решения о бюджете поселения не позднее 15 ноября текущего года, одновременно с которым представляются документы и материалы, установленные законодательством.
Согласно статье 13 Положения проект решения о бюджете поселения рассматривается поэтапно в двух чтениях в порядке, установленном Регламентом Собрания депутатов сельского поселения и настоящим Положением.
Принятое Собранием депутатов сельского поселения решение о бюджете поселения в течение трёх дней направляется главе сельского поселения для подписания и опубликования (ст. 17 Положения).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Устава МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД (далее – Устава) к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения.
Согласно частям 1, 2 ст. 24 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов сельского поселения; Глава муниципального образования - Глава сельского поселения; исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - администрация сельского поселения; контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольно-счетная комиссия сельского поселения.
Глава сельского поселения одновременно возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов сельского поселения.
Согласно частям 1-5 ст. 25 Устава, Собрание депутатов сельского поселения состоит из 13 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах. Срок полномочий Собрания депутатов сельского поселения составляет 5 лет.
Собрание депутатов сельского поселения обладает правами юридического лица, а также правом законодательной инициативы.
Собрание депутатов сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Заседание Собрания депутатов сельского поселения правомочно при присутствии на нем более половины от числа избранных депутатов. Заседания Собрание депутатов проводятся не реже одного раза в три месяца.
Собрание депутатов сельского поселения двумя третями голосов, от установленной численности депутатов, принимает решения по вопросам утверждения устава сельского поселения, внесение изменений и дополнений в устав сельского поселения.
Решения Собрания депутатов сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов сельского поселения, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003г. №131 - ФЗ.
По остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Собрания депутатов сельского поселения.
Согласно частям 1, 2 ст. 26 Устава, Собрание депутатов сельского, поселения самостоятельно определяет свою структуру. Глава сельского поселения руководит работой Собрания депутатов сельского поселения, организует процесс подготовки и принятия решений Собрания депутатов сельского поселения, подписывает решения и приказы по вопросам организации работы Собрания депутатов сельского поселения.
В исключительной компетенции Собрания депутатов сельского поселения находится утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении (п. 2 ч. 1 ст. 27 Устава).
Пункты 8, 10 ч. 1 ст. 32 Устава определяют, что Глава сельского поселения представляет на утверждение Собрания депутатов сельского поселения проект бюджета сельского поселения и отчет об его исполнении; исполняет бюджет сельского поселения, утвержденный Собранием депутатов сельского поселения, распоряжается средствами сельского поселения в соответствии с утвержденным Собранием депутатов сельского поселения бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 55 Устава, сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет), который разрабатывается и утверждается в форме муниципального правового акта Собрания депутатов сельского поселения.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет об исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
После опубликования не более чем через 15 дней проект местного бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию или обнародованию.
Согласно ст. 59 Устава, разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет администрация сельского поселения.
Проект бюджета сельского поселения составляется на основе прогноза социально-экономического развития сельского поселения в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Порядок и сроки составления проекта бюджета сельского поселения устанавливаются Администрацией сельского поселения с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения.
Согласно ст. 60 Устава, Администрация сельского поселения обеспечивает составление проекта бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Собрание депутатов сельского поселения, разрабатывает и утверждает методику распределения или порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение в Собрание депутатов сельского поселения, обеспечивает управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Порядок составления и рассмотрения проекта бюджета сельского поселения, утверждения и исполнения бюджета сельского поселения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета сельского поселения, устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сельском поселении, утверждаемым Собранием депутатов сельского поселения.
Как установлено судом и видно из материалов дела, решением № 27 Участковой избирательной комиссии № 0919 от 14.09.2020 г. по результатам выборов депутатов Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» избранными признаны 13 депутатов указанного Собрания депутатов, в том числе заявитель ФИО1 (л.д. 102).
Согласно протоколу № 21 заседания Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» от 28.12.2020 г., на нём присутствовало 13-ть из 13-ти депутатов, председательствующим являлся ФИО24, секретарь ФИО29 (фамилии других депутатов не указаны) (л.д. 103-104).
Повесткой дня служил вопрос о принятии бюджета сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» на 2021 год, который был поддержан и утверждён депутатами сельского Собрания после голосования, в ходе которого проголосовали за его принятие 10 депутатов, против – 3, воздержались – 0.
Таким образом, было принято оспариваемое истцом решение № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский» на 2021 год (в документе имеется опечатка на 2020 год), подписанное председателем сельского собрания – Главой МО «сельсовет «Какамахинский» ФИО24
Административный истец ФИО1 утверждает об отсутствии на указанном Собрании депутатов не менее 6-ти депутатов из 13-ти, в том числе и его самого; оспариваемое решение № 21 от 28.12.2020 г. принято без проведения общего собрания депутатов сельского собрания и без проведения общего голосования по вопросу об утверждении бюджета сельского поселения, что противоречит п. 2 ст. 27 и п. 5 ст. 25 Устава МО «сельсовет «Какамахинский», а потому подлежит признанию недействующим.
В этой связи административным истцом ФИО1 было заявлено ходатайство о допросе в судебном заседании пятерых депутатов Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский».
Будучи предупреждёнными судом об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей депутаты Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» ФИО26. показали, что их о проведении заседания Собрания депутатов, назначенного на 28 декабря 2020 г. никто не извещал, на нём они отсутствовали в связи с неведением о его проведении, с проектом бюджета их также не ознакамливали, регламента Собрания соответственно также не видели, о том, что бы принят бюджет села им не известно.
С доводами заинтересованного лица ФИО24 о присутствии вышеуказанных депутатов на заседании Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» 28 декабря 2020 г. не согласились и опровергли в ходе своего выступления. В частности заявитель ФИО1 представил справку с места своей работы о том, что 28.12.2020 г. он находился на своём рабочем месте.
Депутаты собрания ФИО13 (79634118873), ФИО16 (79064472003) и ФИО11 (79884659969) представили в суд распечатки своих телефонных звонков, в том числе приложение «WhatsApp», в которых отсутствуют какие-либо сообщения либо звонки с телефонов ответчиков с информацией о проведении 28.12.2020 г. заседания собрания депутатов, что опровергает доводы защиты о направлении всем депутатам уведомлений по приложению «WhatsApp» о предстоящей сессии Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет Какамахинский» Левашинского района РД, назначенное на 28 декабря 2020 г. Более того, такая форма извещения не предусмотрена действующими положениями Устава села.
Вместе с тем, в судебном заседании по ходатайству административного ответчика ФИО24 также были допрошены в качестве свидетелей другие депутаты Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» - ФИО4 И.А., ФИО18, ФИО19, ФИО8 и ФИО2 Г.И., которые подтвердили присутствие 28.12.2020 г. на заседании Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» всех 13-ти депутатов, которое проходило в кабинете главы администрации МО «сельсовет «Какамахинский», их надлежащем извещении о времени и месте проведения Собрания и принятии при голосовании большинством депутатов бюджета села на 2021 год. Также свидетели пояснили, что о времени и месте проведения заседания собрания их извещал депутат Собрания депутатов – секретарь Собрания депутатов ФИО28
Между тем, допрошенный в судебном заседании ФИО27 пояснил, что не помнит, как и каким способом он извещал выше опрошенных депутатов сельского собрания. Пояснил, что на заседании присутствовали все избранные депутаты, однако присутствие заявителя ФИО1 на заседании Собрания 28.12.2020 г. подтвердить не смог. Он звонил всем депутатам по телефону и извещал их о месте и дате проведения собрания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом.
В дело не представлено никаких доказательств, опровергающих доводы, приведённые административным истцом ФИО1 и опрошенными по его ходатайству свидетелями ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО15
Решение о принятии бюджета принимается на основании Положения о бюджетном процессе в сельском поселении сельсовет «Какамахинский». Согласно данному Положению администрация сельского поселения выносит на рассмотрение Собрания депутатов сельского поселения проект решения о принятии бюджета поселения не позднее 15 ноября текущего года. Подтверждений внесения данного проекта на рассмотрение ответчиком не предоставлено.
Одновременно с проектом решения о принятии бюджета, Собранию депутатов сельского поселения предоставляется перечень документов, что соответствует статье 13 Положения о бюджетном процессе. Проект решения о бюджете поселения рассматривается поэтапно в двух чтениях в порядке, установленном Регламентом Собрания депутатов сельского поселения. Доказательств рассмотрения данного проекта решения бюджета в двух чтениях, ответчиком также предоставлено не было.
Согласно статье 14 Положения о бюджетном процессе, в течение суток со дня вынесения проекта решения о бюджете поселения, Собрание депутатов сельского поселения направляет его в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованию статьи 11 Положения. Документов, подтверждающих их направление, ответчиком не представлено.
Согласно статье 16 Положения, Собрание депутатов сельского поселения рассматривает проект решения о бюджете поселения во втором чтении в течение 30 дней со дня его принятия в первом чтении. Подтверждение того, что данный бюджет был принят в первом чтении и о том, что он в течение 30 дней был принят во втором чтении, ответчиком не предоставлено.
В соответствии с п. 5 ст. 25 Устава сельского Совета решение принимается на основании двух трети голосов от установленной численности депутатов. По остальным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
В ходе рассмотрения данного административного дела, доказательств, подтверждающих надлежащее извещение депутатов о дате, времени и месте проведения сессии Собрания депутатов от 28.12.2020 г. по вопросу принятия бюджета, ответчиками в суд представлено не было.
Вместе с тем, в протоколе № 21 заседания Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Какамахинский» отсутствуют фамилии присутствующих на сессии депутатов с их подписями, в подтверждение их явки.
Доводы ФИО21 и свидетелей – депутатов Собрания ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО15 об их отсутствии на заседании Собрания депутатов от 28.12.2020 г. ответчиком и заинтересованными лицами не опровергнуты.
Доводы административного ответчика ФИО24 и допрошенных в судебном заседании депутатов Собрания ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО8 и ФИО20, являются голословными, опровергаются установленными в суде фактическими обстоятельствами и конкретными доказательствами, которые последними не опровергнуты.
Согласно статье 13 Положения проект решения о бюджете поселения рассматривается поэтапно в двух чтениях в порядке, установленном Регламентом Собрания депутатов сельского поселения и настоящим Положением. Между тем, по требованию суда ответчиком данный Регламент в суд также представлен не был.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что на заседании Собрания депутатов от 28.12.2020 г. ФИО1 и депутаты собрания ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО4 М.А. отсутствовали, протокол собрания № 21 от 28.12.2020 г. не соответствует действительности, поскольку противоречит установленным судом фактическим обстоятельствам дела, и, соответственно, недействительным является принятое ответчиком и заинтересованными лицами решение № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский» на 2021 год.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Это или дата вступления решения суда в законную силу или иная определенная судом дата.
При определении момента, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которой если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Установлено, что решение № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района Республики Дагестан о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский» на 2021 год применялось, а именно на функционирование исполнительной власти, ЖКХ, культуры и др.
Исходя из этого, суд считает необходимым признать данный акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 ст. 215 КАС РФ, решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании, либо на сайте администрации МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение № 21 от 28.12.2020 г. Собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД о принятии бюджета МО «сельсовет «Какамахинский».
Обязать Собрание депутатов сельского поселения МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании либо на сайте администрации МО «сельсовет «Какамахинский» Левашинского района РД.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение вынесено 24 сентября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Д.М. Омаров