Дело № 3а-217/2021
55OS0000-01-2021-000225-94
Строка стат. отчета 3.123
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Илларионова А.В.
при секретаре Шевелевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2021 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Квадро Групп» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Квадро Групп» (далее также - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (далее также - БУ «Омский центр КО и ТД», Бюджетное учреждение), выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления Общества от 12 февраля 2021 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости.
Административный истец указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании дополнительного соглашения от 23 сентября 2016 № 4 к договору аренды № АЗ-36-077-2007 от 14 ноября 2007 года, заключенного с Министерством имущественных отношений Омской области, сроком с 23 сентября 2016 года по 9 апреля 2057 года. 12 февраля 2021 года Общество обратилось в Бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с приложением всех необходимых документов, однако данное заявление возвращено по причине отсутствия согласия собственника земельного участка на пересмотр его кадастровой стоимости.
Ссылаясь на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), административный истец указал на отсутствие правовых оснований для возвращения заявления; с учетом уточнения требований просил признать незаконным ответ Бюджетного учреждения, выраженный в письме от 1 апреля 2021 года № 06/4238, взыскать с Бюджетного учреждения государственную пошлину, уплаченную при подаче административного искового заявления (л.д. 5 – 6, 137).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Квадро Групп» Денисенко А.А. заявленные требования поддержала с учетом уточнения, отметила, что при повторном обращении административного истца в Бюджетное учреждение заявление ООО «Квадро Групп» было принято к рассмотрению.
Представитель административного ответчика – БУ «Омский центр КО и ТД» Ценаева А.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым рассмотрение заявления арендатора государственного или муниципального имущества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости без согласия собственника ограничивает права собственника. Статья 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» содержит не исчерпывающий перечень оснований возвращения заявлений об установлении кадастровой стоимости, поскольку заявление также может быть возвращено в случае, если оно подано лицом, у которого отсутствует право на подачу такого заявления. Бюджетным учреждением при повторном обращении ООО «Квадро Групп» было принято к рассмотрению заявление и отчет для принятия решения по существу (письменные возражения – л.д. 93-95).
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Омской области Черных Д.Д. в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Горелова Е.А. в судебном заседании не участвовала при надлежащем извещении, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном отзыве оставила разрешение дела на усмотрение суда (л.д. 87-89).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», изданным во исполнение подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 1 января 2021 года установлено датой перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 5 апреля 2017 года № 32-рп «О реорганизации государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» указанное государственное предприятие реорганизовано путем преобразования в БУ «Омский центр КО и ТД», определены цели деятельности учреждения, в том числе реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости в соответствии с законодательством.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 23 мая 2018 года № 26-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области» предусмотрено поэтапное проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, согласно приложению к данному приказу. Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, определено БУ «Омский центр КО и ТД».
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Квадро Групп» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>, <...> кв.м, местоположение которого <...> на основании дополнительного соглашения от 23 сентября 2016 года № 4 к договору аренды № АЗ-36-077-2007 от 14 ноября 2007 года, заключенного с субъектом Российской Федерации – Омской областью, представляемой в договоре Министерством имущественных отношений Омской области.
В соответствии с приложением № 2 к дополнительному соглашению от 23 сентября 2016 года № 4 к договору аренды земельного участка № АЗ-36-077-2007 от 14 ноября 2007 года, арендная плата за земельный участок рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и составляет с 11 мая 2016 года <...> руб. в месяц.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области № 45-п от 20 ноября 2020 года по состоянию на 1 января 2020 года в размере <...> рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.
Частью 5 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определено, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя. Аналогичный перечень документов, необходимых для предоставления услуги, содержится разделе 2 «Регламента рассмотрения Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости», утвержденного приказом БУ «Омский центр КО и ТД» от 31 декабря 2020 года № 116 (далее также – Регламент Бюджетного учреждения).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
12 февраля 2021 года ООО «Квадро Групп» обратилось в Бюджетное учреждение с заявлением об установлении рыночной стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка. При обращении заявителем представлен отчет об оценке № 03/01/2021 от 5 февраля 2021 года (л.д. 12-13).
Данное заявление возвращено письмом Бюджетного учреждения от 1 апреля 2021 года № 06/4238 со ссылкой на положения статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», Регламента Бюджетного учреждения, а также на положения пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Поданное повторно 1 июня 2021 года заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере рыночной стоимости вместе с отчетом об оценке № 03/01/2021-Н от 28 мая 2021 года принято Бюджетным учреждением к рассмотрению.
В силу положений части 8 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.7.1 Регламента Бюджетного учреждения.
Вопреки утверждениям административного ответчика о необходимости предоставления согласия собственника объекта недвижимости на пересмотр кадастровой стоимости, в абзаце шестом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Необходимость наличия согласия собственника на такой пересмотр, выраженного в договоре аренды либо в иной письменной форме, о чем указано в абзаце седьмом пункта 6 названного постановления, требуется только в случае аренды имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц.
Частью 1 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установлено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Таким образом, довод административного ответчика о возможности возвращения Бюджетным учреждением заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в случае его подачи лицом, у которого отсутствует право на такое обращение, не может быть признан обоснованным.
Учитывая, что ООО «Квадро Групп» представлены в Бюджетное учреждение все необходимые документы, указанные в части 5 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», разделе 2 Регламента Бюджетного учреждения, соблюдены требования части 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возвращения заявления ООО «Квадро Групп», поступившего в Бюджетное учреждение 12 февраля 2021 года, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.
Следовательно, требования административного истца о признании незаконными оспариваемых действий Бюджетного учреждения подлежат удовлетворению.
Административное исковое заявление подано первоначально в Арбитражный суд Омской области 7 апреля 2021 года, впоследствии передано по подсудности в Омский областной суд определением Арбитражного суда Омской области от 7 июня 2021 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Разрешая требования административного истца о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд административным истцом уплачена государственная пошлина в размере № <...> рублей согласно платежному поручению № 71 от 7 апреля 2021 года.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2000 рублей.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению административному истцу Бюджетным учреждением.
Частичный возврат излишне уплаченной государственной пошлины возможен в порядке, предусмотренном статьей 33340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Квадро Групп» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании действий удовлетворить.
Признать незаконными действия Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Квадро Групп», поступившего в указанное учреждение 12 февраля 2021 года, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости.
Взыскать с Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Квадро Групп» расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда А.В. Илларионов
Мотивированное решение суда составлено 22 июля 2021 года.