ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-218/2015 от 30.11.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-218/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.

при секретаре Татарских К.И.,

с участием представителя административного истца – Мальцева А.В., действующего на основании доверенности, представителя Правительства Пермского края Алексеевой Т.Ю., действующей на основании доверенности, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Андришунас М.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев 30 ноября 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании пунктов 2.3.2, 2.3.5 Правил расходования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 15 июля 2013 года № 904-п недействующими,

у с т а н о в и л:

15 июля 2013 года Правительством Пермского края принято постановление № 904-п «Об утверждении Порядка передачи и использования субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, Порядка предоставления субвенций на расходы, необходимые органам местного самоуправления Пермского края для администрирования отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, Порядка предоставления государственной поддержки кредитования малых форм хозяйствования», которое опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", приложение к № 27, 17 июля 2013 года.

В указанное постановление постановлением Правительства Пермского края от 7 мая 2014 года № 321-п, опубликованным в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 18, 12 мая 2014 года, Постановлением Правительства Пермского края от 19 июня 2015 года № 385-п, которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 июня 2015 года, а также в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 25, 29 июня 2015 года, внесены изменения.

В последней редакции документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Правилами расходования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденными Постановлением Правительства Пермского края от 15 июля 2013 года 904-п (далее – Правила) определено, что заемщики для принятия кредитного договора (договора займа) к субсидированию представляют в орган местного самоуправления:

выписку из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства заемщика, выдаваемую органом местного самоуправления (для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (пункт 2.3.2);

копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок, предоставленный (приобретенный) для ведения личного подсобного хозяйства (для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (пункта 2.3.5).

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании указанных пунктов Правил недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанные нормы противоречащими пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ), создающими необоснованные административные барьеры, препятствующие получению государственной (муниципальной) услуги, ссылаясь на то, что перечисленные в данных пунктах документы и сведения находятся в распоряжении государственных органов.

В судебном заседании представитель административного истца Мальцев А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении (л.д.5-6) и заявлении об уточнении заявленных требований (л.д.116-117).

Представитель Правительства Пермского края Алексеева Т.Ю. против удовлетворения административного искового заявления возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.23-31, л.д.121-126).

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Андришунас М.Б. с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях Министерства (л.д.14-16, 118-119).

Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью первой статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 данной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ) отнесено, в частности, решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства (подпункт 9 пункта 2).

Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

При этом условиями предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации, в частности, являются наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (подпункт «а» пункта 5); наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, сроки и порядок рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представленных документов, сроки и порядок заключения заемщиком соглашения с уполномоченным органом о предоставлении указанных средств, предусматривающего установление ежегодного предельного расчетного объема этих средств на период действия инвестиционного кредитного договора (договора займа), а также сроки ввода объекта в эксплуатацию (по объектам, требующим ввода в эксплуатацию) (подпункт «в» пункта 5).

Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1320-п утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае».

Законом Пермского края от 7 июня 2013 года № 209-ПК «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства» органам местного самоуправления переданы следующие отдельные государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках данной государственной программы:

государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в размере предоставляемых субвенций посредством предоставления субсидий в соответствии с федеральными законами и законами Пермского края:

на возмещение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (кроме кредитных) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, за счет средств бюджета Пермского края;

на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования, за счет средств бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (часть первая статьи 3).

Пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый в части нормативный правой акт принят в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»", в пределах полномочий Правительства Пермского края, которое в силу положений статьи 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» (далее – Закон Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК) является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Оспариваемое постановление является действующим нормативным правовым актом.

Нарушения процедуры принятия оспариваемого в части постановления Правительства Пермского края при рассмотрении дела судом не установлено. Оспариваемое в части постановление принято с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 года № 595-п, Указом Губернатора Пермского края от 19 июня 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (ИСЭД ПК)». Форма и вид оспариваемого нормативного правового акта соответствует требованиям статьи 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК, определяющим, что Правительство Пермского края в рамках своих полномочий издает постановления и распоряжения, при этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края. Оспариваемое в части постановление Правительства Пермского края опубликовано в порядке и в сроки, установленные статьей 3 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд не находит оснований для выводов о несоответствии постановления в оспариваемой части Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ и иным нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и имеющим большую юридическую силу.

Доводы прокурора о том, что оспариваемые им положения нормативного правового акта Пермского края противоречат пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, нельзя признать состоятельными.

Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

При этом согласно статье 2 названного Федерального закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам являются разными видами бюджетных ассигнований.

Анализ приведенных в решении норм федерального законодательства в системном единстве с оспариваемыми нормами позволяет прийти к выводу о том, что установление нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации перечня документов, необходимых для получения субсидий, не может расцениваться как установление незаконных требований к претендентам на данные субсидии, а является одним из условий получения субсидии. Возложение на претендента на субсидию обязанности представить документы, указанные в пунктах 2.3.2, 2.3.5 Правил расходования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 15 июля 2013 года 904-п, обусловлено необходимостью подтверждения соответствия заявителя условиям предоставления субсидий, в частности соответствия категории граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В связи с чем, суд считает, что на спорные правоотношения положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ не распространяются и оспариваемые нормы Правил расходования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 15 июля 2013 года 904-п, положениям указанного Федерального закона не противоречат.

Кроме того предоставление заемщиком в уполномоченный орган выписки из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство для предоставления средств на возмещение части затрат по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "а" - "б(1)", "е" и "з" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460, предусмотрено и пунктом 10 указанных Правил. Между тем именно в целях реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации принято оспариваемое Постановление Правительства Пермского края. Указанное также свидетельствует о законности содержания оспариваемых положений.

Таким образом, суд считает установленным, что оспариваемое постановление принято Правительством Пермского края в пределах компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, введения в действие, оспариваемые предписания требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречат, административных барьеров для субъектов спорных правоотношений не устанавливают.

При указанных обстоятельствах административный иск заместителя прокурора Пермского края удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Пермского края о признании пунктов 2.3.2, 2.3.5 Правил расходования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 15 июля 2013 года № 904-п недействующими отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья -подпись- Л.Е.Хрусталёва