ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-218/2021 от 04.06.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

дело № 3а-218/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Семейкиной С.А.

при секретаре Ахметгалиевой Р.Р.

с участием прокуроров Давыдовой Л.А., Губайдуллиной Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСИБ» в лице представителя Киселева Михаила Станиславовича об оспаривании нормативно-правого акта в части,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Общество с ограниченной ответственностью «Евросиб» (далее по тексту ООО «Евросиб») в лице представителя Киселева М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 8 июня 2015 года № 244, в части установления коэффициента (Ка) на земельные участки, согласно приложению N 4 к настоящему решению, в том числе «Иные категории арендаторов, не указанные в настоящем приложении - 2,6 (позиция 7 таблицы).

Заявитель полагает, что установление представительным органом местного самоуправления коэффициента (Ка) 2,6 экономически необоснованно, противоречит постановлению Правительства ЯНАО от 08.10.2015 № 953-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", и нормам Земельного кодекса РФ.

В связи с этим, общество в лице его представителя адвоката Киселёва М.С. просит признать в данной части нормативный правовой акт недействующим.

В соответствии с Решением Думы Надымского района от 24 сентября 2020 года № 6 Собрание депутатов муниципального образования город Надым ликвидировано, ее правопреемником выступает Дума Надымского района.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Думы Надымского района и администрации МО Надымский район ФИО1 просит отказать в удовлетворении иска. Указал, что с 1 января 2020 года Постановление Правительства ЯНАО №953-П от 8 октября 2015 года, которым утвержден порядок расчета арендной платы за использование земельных участков, действует в новой редакции, в соответствии с которой установлена новая формула для определения размера годовой арендной платы. То есть оспариваемое истцом Решение к отношениям сторон не применяется с 1 января 2020 года. Уведомление об изменении расчета размера арендной платы было направлено истцу 25 июня 2020 года.

В возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Правительства ЯНАО ФИО2 просит отказать в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что оспариваемое истцом Решение к отношениям сторон не применяется с 1 января 2020 года в связи с принятием Постановления Правительства ЯНАО №953-П от 8 октября 2015 года. Вопреки доводам административного искового заявления коэффициент аренды к ООО «ЕВВРОСИБ» не применялся.

Представитель административного истца ООО «ЕВРОСИБ» Киселев М.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования. В судебном заседания от 02.06.2021 года уточнил административные исковые требования, просил признать незаконным решение № 8 июня 2015 года № 244, в части установления коэффициента (Ка) на земельные участки, согласно приложению N 4 к настоящему решению, в том числе «Иные категории арендаторов, не указанные в настоящем приложении - 2,6 (позиция 7 таблицы) в редакции решения от 08 июня 2015 года, которое действовало до 01 января 2020 года.

Представитель административных ответчиков Думы Надымского района и администрации МО Надымский район ФИО1, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, полагал административные исковые требований ООО «ЕВРОСИБ» не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Правительства ЯНАО ФИО2 полагала административные исковые требований ООО «ЕВРОСИБ» не подлежащими удовлетворению.

Прокурор Губайдуллина Г.А. в заключении полагала административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ суд автономного округа рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст.5,22 Устава муниципального образования город Надым (действовавший на момент принятия оспариваемых актов) Собрание депутатов МО г. Надым (в настоящее время Дума Надымского района) является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представить интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования.

Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов, является средством массовой информации - газета «Рабочий Надыма».

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 8 июня 2015 года № 244 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым» утверждены ставки арендной платы и коэффициенты, применяемые для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым.

В соответствии с пунктом 4 данного Решения утверждены коэффициенты (Ка), учитывающие категорию арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым, согласно приложению N 4 к настоящему решению, в том числе «Иные категории арендаторов, не указанные в настоящем приложении - 2,6 (позиция 7 таблицы) (л.д.30,31,47).

Решение № 244 официально опубликовано в печатном издании «Рабочий Надыма» от 13 июня 2015 года, спецвыпуск № 157 и размещено на официальном Интернет-сайте муниципального образования г. Надым-http://nadymregion.ru/nadym-raion/nadym/, вступило в законную силу c момента опубликования.

Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Надым № 284 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым ЯНАО, представляемых в аренду без торгов» были установлены новые коэффициенты арендатора 3, которые применялись по отношению к административному истцу.

Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым № 284 от 24 декабря 2015 года вступило в силу с 01.01.2016 года, но по отношению к административному истцу ООО «ЕВРОСИБ» ошибочно было применено с 01.01.2020 года, что свидетельствует из письма администрации, платежных поручения об оплате денежных средств по договору аренды ООО «ЕВРОСИБ».

Таким образом, судом проверяется законность Решения № 244 в период его действия с 08.06.2015 года по 01.01.2016 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Из материалов дела следует, что ООО «ЕВРОСИБ» является собственником сооружения: нефтебаза с емкостным парком с прилегающим железнодорожным тупиком и эстакадой, назначение: иное, инв. № 00030062, расположенного в пос. Старый Надым.

30 марта 2016 между Администрацией муниципального образования Надымский район и ООО «ЕВРОСИБ» заключён договор №2015/45 аренды земельного участка, общей площадью 37 925 кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером , вид разрешенного пользования - склады. При этом расчёт арендной платы произведён с применением коэффициента (Ка) - 2,6.

Таким образом, суд находит, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся по отношению к административному истцу, непосредственно затрагивал права, свободы и законные интересы ООО «ЕВРОСИБ».

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.

При рассмотрении настоящего дела административный истец воспользовался правом на уточнение заявленных требований и просил признать недействующим Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым от 8 июня 2015 года № 244, в части установления коэффициента (Ка) на земельные участки, согласно приложению N 4 к настоящему решению, в том числе «Иные категории арендаторов, не указанные в настоящем приложении - 2,6 (позиция 7 таблицы), которое действовало по отношению к арендатору до 01 января 2020 года.

Часть 6 статьи 208 КАС РФ позволяет подать в суд такое административное исковое заявление в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с положениями п.25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» от 25 декабря 2018 года в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт отменен, а также когда его действие прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (ч.2 ст.194, п.1 ч.8, ч.11 ст.213, п.1 ч.2 ст.214 КАС РФ).

Суд не находит оснований для прекращения производства по делу с учетом уточнений к административному исковому заявления, поданных административным истцом. Кроме того, суд находит что в период действия оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно применялся по отношению к административного ситцу, чем были затронуты его права, свободы и законные интересы.

В силу п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п.п.1, 3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2009 года № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление № 582), которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года № 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление № 953-П).

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2009 года № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление № 582).

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации принципы, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 года № 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление № 953-П).

Пунктом 2 Постановления № 953-П рекомендовано представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе до 30 декабря 2015 года обеспечить утверждение коэффициентов аренды (Ка) в соответствии с пунктом 2.3 Порядка.

В пункте 2.3 Порядка указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, размер коэффициента аренды (Ка) определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется представительным органом городского поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.

Одним из принципов определения арендной платы согласно Постановления Правительства РФ № 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается ы размере, соответствующим доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельной участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории с генеральным планом поселения, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29 февраля 2019 года № 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности в данном случае должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственного подтверждающих проведение расчета величины установленного коэффициента, который повышает общий размер арендной платы для арендаторов соответствующих земельных участков.

Соответственно при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Содержание представленных административным ответчиком документов не содержит анализа и оценки экономических, природных и

иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в них отсутствуют расчеты, свидетельствующие о проведении многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, не имеется какого-либо анализа доходности указанного вида разрешенного использования земельных участков с учетом интересов арендаторов земельных участков.

Таким образом, в представленных ответчиком документах изложены общие цели и задачи, носящие исключительно декларационный характер, в которых не содержится указаний относительно размера рассматриваемой ставки, отсутствуют конкретные ссылки на соответствующие расчеты, которые также не приведены.

Иных доказательств надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента 2,6 и их соответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при их принятии суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым в части установления коэффициента противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе п.п.1,3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 и подлежат признанию недействующим.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с определенной судом даты.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (в настоящее время не действует), то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст.3 КАС РФ, в связи с чем суд полагает признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 8 июня 2015 года № 244 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым» в части установления коэффициента арендатора в размере 2,6 по виду категории арендаторов - иные категории арендаторов (пункт 7 приложения 4 к решению № 244) (в редакции решения от 8 июня 2015 года) является незаконным и подлежит отмене со дня его принятия.

В силу требований ст.215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст.ст.103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика - Думы Надымского района по правилам ст.11 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Киселева Михаила Станиславовича, действующего в интересах ООО «ЕВРОСИБ» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 8 июня 2015 года № 244 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым» в части установления коэффициента (Ка) на земельные участки, согласно приложению N 4 к настоящему решению, в том числе «Иные категории арендаторов, не указанные в настоящем приложении - 2,6 (позиция 7 таблицы) (в редакции Решения от 08 июня 2015 года).

Возложить на Думу Надымского района обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован нормативный правовой акт.

Взыскать с Думы Надымского района в пользу ООО «ЕВРОСИБ» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 июня 2021 года.

судья /подпись/ С.А. Семейкина

«КОПИЯ ВЕРНА»

И.о. председателя

судебной коллегии

по административным делам

секретарь судебного заседания

(наименование должности работника аппарата суда)

Ахметгалиева Р.Р.

(Ф.И.О., подпись)

«

»

июня

г.