ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-218/2021 от 20.12.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-218/2021

10OS0000-01-2021-000340-98

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 декабря2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овсовой Л.В., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района ФИО2, Главы Рыборецкого вепсского сельского поселения ФИО3,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4о признании недействующими решений Совета Прионежского от 22 июня 2021 г. № 7 «Об утверждении Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения» и № 8 «Об утверждении Правил землепользования
и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

ФИО4 в судебном порядке оспорил решенияСовета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 7 «Об утверждении Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения» и № 8 «Об утверждении Правил землепользованияи застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения».

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым (...), расположенного в д. Каскесручей Прионежского района Республики Карелия,в зоне жилой застройки, относящегося к категории земель населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок граничит с функциональнойзоной Р-1 «Озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)» и территориальной зоной Р-1 «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)», установленными оспариваемыми нормативными правовыми актами, в связи
с чем определены ограничения использования земельного участка
в соответствиис Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования
к объемно-планировочным и конструктивным решениям»в виде запрета размещения зданий, строений и сооружений менее чем за 30 метров от его границ.

Считая, что указанные ограничения нарушают право административного истцана использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, препятствуют строительству на земельном участке индивидуального жилого дома планируемой им площади и конфигурации, ФИО4 просит суд признатьне действующими с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета Прионежского от 22 июня 2021 г. № 7«Об утверждении Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения» и № 8«Об утверждении Правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения» в части установления функциональной зоны Р-1 «Озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)» и территориальной зоны Р-1 «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)» в границах территории общего пользования, смежной с границами земельного участка с кадастровым номером (...). Полагает,что оспариваемыеположения нормативных правовых актов противоречат части 8 статьи 23, части 5 статьи 30, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 1 части 2 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (далее - ГрК РФ).

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административные исковые требования по изложенным
вадминистративном иске основаниям.

Представительадминистративного ответчика Совета Прионежского муниципального района и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованное лицо Глава Рыборецкого вепсского сельского поселения пояснила, чтоеще до приобретения земельный участок административного истца без его изъятия был включен в территорию традиционного природопользования местного значения в границах п. Каскесручей Рыборецкого вепсского сельского поселения, решение об утверждении которой принято Советом Рыборецкого вепсского сельского поселенияот 19 сентября 2019 г. № 3в соответствии с положениями Федерального закона от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».Оспариваемые функциональнаяи территориальная зоны Р-1 были установлены административным ответчиком с учетомданного решения. Просила отказатьв удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск
не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО4 на основании договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ приобретен земельный участок с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, местоположение: (.....), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества с расположенным
на указанном земельном участке садовым домом с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, местоположение: (.....).Право собственности
на указанные объекты недвижимости зарегистрировано ХХ.ХХ.ХХ

По заявлению ФИО4 от 23 июля 2021 г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) был измененна «индивидуальное жилищное строительство».

Решениями Совета Прионежского от 22 июня 2021 г. № 7 и № 8 утверждены (соответственно) Генеральный план и Правилаземлепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения.

Согласно указанным Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения земельный участок административного истца полностью расположен в функциональной зонеЖ - жилые зоны, территориальной зоне Ж - жилая зона, градостроительный регламент которой содержит вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

На карте функциональных зон д. Каскесручей в составе Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения, а также на карте градостроительного зонирования территории и карте границ зон с особыми условиями использования территории д. Каскесручей в составе Правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения, утвержденных оспариваемыми решениями Совета Прионежского муниципального районаот 22 июня 2021 г. № 7 и № 8, отображена(соответственно) функциональная зона Р-1 «Озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)»
и территориальная зона Р-1 «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)».

Земельный участок с кадастровым номером (...) граничит свышеуказанными функциональной и территориальной зонами Р-1.

Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий
и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков),
на территориях лесничеств (лесопарков), от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожарана объектах защиты. Требованияк объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС Россииот 24 апреля 2013 г.
№ 288 (далее - СП 4.13130.2013), противопожарные расстояния до границ лесных насажденийот зданий и сооружений сельских населенных пунктов,
а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлятьне менее 30 м.

Административный истец обратился в администрацию Прионежского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве
на земельном участке с кадастровым номером (...) объекта индивидуального жилищного строительства согласно представленной схеме его размещения.

Уведомлением от 13 августа 2021 г. администрация Прионежского муниципального района довела до сведения ФИО4 о недопустимости размещения на земельной участкес кадастровым номером (...) планируемого объекта индивидуального жилищного строительства ввиду
его расположения полностью в 30-метровом защитном противопожарном расстоянии от зоны «Р-1» - озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)», в котором согласно пункту 4.14СП 4.13130.2013 размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением
о признании нормативного правового акта не действующим полностью
или в части в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обладают лица,
в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, следовательно, обладает правом
на обращение в суд с данным административным иском.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон№ 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования
и застройки относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

В силу статьей 24, 32 ГрК РФ генеральный план поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно статьям4, 20, 21 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района, принятого решением Совета Прионежского муниципального района от 22 декабря 2005 г. № 1
(в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) представительным органом Прионежского муниципального района,наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, включая утверждение схем территориального планирования, генеральных планов поселений, входящих в состав Прионежского муниципального района, является Совет Прионежского муниципального района.

Таким образом, оспариваемые решения Совета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 7 «Об утверждении Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения» и № 8«Об утверждении Правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения»приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Требования закона к порядку подготовки генерального плана поселения также установлены в статье 24 ГрК РФ,порядок подготовки и утвержденияправил землепользования и застройки регламентирован статьями 30,31
ГрК РФ(далее нормы ГрК РФ приведеныв редакции, действующей
на момент принятия оспариваемых решений Совета Прионежского муниципального района, применительно к территориям поселений).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана поселения принимается главой местной администрации поселения.В соответствии с частью 3 названной статьи подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии
с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушанийпо проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).

В силу положений частей 11-13 статьи 24 ГрК РФ при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселенияв представительный орган местного самоуправления поселения. Представительный орган местного самоуправления поселенияс учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколоми заключением.

Процедура разработки проекта правил землепользования и застройки также предусматривает ряд последовательных действий, включающих,
в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, опубликование сообщения
о принятии такого решения в установленные законом сроки(части 5, 7 статьи 31 ГрК РФ), принятие главой муниципального образования решения
о проведении публичных слушаний с соблюдением срока принятия такого решения(часть11 статьи 31 ГрК РФ), проведение публичных слушанийпо проекту правил землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования,
в соответствиисо статьями 5.1, 28, частью 13 статьи 31 ГрК РФ(часть 12 статьи 31 ГрК РФ), представление после проведения публичных слушаний проекта главе местной администрации с обязательным приложением
кпроекту протокола публичных слушаний и заключения об их результатах (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), принятие главой местной администрации в установленные срокирешения о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию
в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, размещаются на официальном сайте поселения (часть 3 статьи 32 ГрК РФ).

Судом установлено, что 11 июня 2019 г. администрацией Прионежского муниципального района в лице и.о. Главы администрации Прионежского муниципального района (...) вынесено постановление № 553
о подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования
и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района. Указанное постановление было опубликовано
в газете «Прионежье» от 14 июня 2019 г. № 22 (9355).

Проект генерального плана прошел согласование с уполномоченными органами государственной власти федерального и регионального значения.

Публичные слушания по проектамгенерального плана и правил землепользования и застройки проведены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Постановлением Главы Прионежского муниципального района ФИО5 от 13 октября 2020 г. № 40 назначено проведение публичных слушаний по вопросу разработки проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения, указанное постановление опубликовано в газете «Прионежье»
от 16 октября 2020 г. № 40 (9423). Одновременно с этим проекты генерального плана и правил землепользования и застройки были опубликованы на официальном сайте Прионежского муниципального района prionego.ru, обеспечен доступ к проектам в форме экспозиции в период
с 16 октября по 13 ноября 2020 г.

Публичные слушания по вопросу разработки проектов генерального плана и правил землепользования и застройки проведены в период с 16 ноября 2020 г. по 13 ноября 2020 г., в ходе проведения публичных слушаний предложения, замечания заинтересованных лиц не поступали. Заключение
о результатах проведения публичных слушаний официально опубликовано 16 ноября 2020 г.

07 июня 2021 г. администрацией Прионежского муниципального района в лице Главы администрации Прионежского муниципального района
ФИО6 принято постановление о согласии с проектом Генерального плана и Правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения с учетом результатов работы согласительной комиссии, заключения о результатах публичных слушаний, о направлении проектов генерального плана и правил землепользования и застройки в Совет Прионежского муниципального района.

По итогам XXXX сессии Совета Прионежского муниципального района, состоявшейся 22 июня 2021 г., приняты решения № 7 «Об утверждении Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения» и № 8
«Об утверждении Правил землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения», оспариваемые административным истцом в рамках настоящего спора.

Указанные решения были опубликованы в газете «Прионежье»
от 25 июня 2021 г.№ 24 (9456), подписаны Главой Прионежского муниципального района ФИО5

Таким образом, решения Совета Прионежского муниципального района от 22 июня 2021 г. № 7 и № 8 приняты в надлежащей форме, подписаны уполномоченным лицом, нарушенийустановленной законом процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не допущено.

Анализируя соблюдение требований законодательства в части установления функциональной зоны Р-1 «Озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)»
и территориальной зоны Р-1 «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) смежной с функциональной и территориальной зоной «Ж - жилая зона», суд приходит к следующим выводам.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1ГрК РФ).

Пунктами 2, 4 части 1 статьи 34ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметрових планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35ГрК РФ следует,
что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Согласно действующему в настоящий момент Генеральному плануРыборецкого вепсского сельского поселения земельный участок административного истца является смежным с земельным участком, отнесенным к функциональной зоне Р-1 «Озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)»
и территориальной зоне Р-1 «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30ГрК РФ).

Территориальная зона, установленная в оспариваемых Правилах землепользования и застройки Рыборецкого вепсского сельского поселения в отношении спорного земельного участка, не противоречит функциональной зоне, отображенной в ранее действующем Генеральном плане, соответствует функциональной зоне, определенной в схемах территориального планирования действующего в настоящий момент Генерального плана Рыборецкого вепсского сельского поселения.

В соответствии с положениями статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки
и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Статьей 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные
в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Судом установлено, что установление территориальной зоны в документах территориального планирования вызвано созданием на этих землях территории традиционного природопользования в соответствии с положениями Федерального закона от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» с приложением схем, решением Совета Рыборецкого вепсского сельского поселения от 21 мая 2019 г. № 1 «Осоздании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов местного значения в границах территории муниципального образования «Рыборецкое вепсское сельское поселение» Прионежского муниципального района Республики Карелия».

При этом действующее законодательство не содержит обязательных требований установления, отображения, отступления границы одной территориальной зоны от другой территориальной зоны.

Не подлежат отображению и сведения об установлении обязательного пожарного разрыва.

Доводы стороны административного истца не принимаются судом во внимание, поскольку не содержат доказательств, свидетельствующих о противоречии принятых оспариваемых нормативных актов действующему законодательству.

С учетом вышеизложенного административным ответчиком при принятии оспариваемых Решений не допущено существенных нарушений требований федерального или иного законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В силу пункта 2части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявленияФИО4 отказать .

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 24 декабря 2021 г.