ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-218/2022 от 27.09.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2022 года

Дело № 3а-218/2022

25OS0000-01-2022-000166-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.

при секретаре ФИО3

с участием прокурора ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» к Агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица – акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», конкурсный управляющий акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО1, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба России о признании недействующими нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» (далее – КГУП «Приморский водоканал») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года № 55/2) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и тарифов при осуществлении деятельности в сфере водоснабжения (транспортировка воды) и водоотведения (транспортировка сточных вод) и с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года № 63/1) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и тарифов при осуществлении деятельности в сфере водоснабжения (транспортировка воды) и водоотведения (транспортировка сточных вод) на 2016 год.

16 августа 2022 года административные дела № 3а-218/2022 и 3а-220/2022, возбужденные по указанным административным исковым заявлениям, объединены судом в одно производство с присвоением административному делу № 3а-218/2022.

В обоснование требований административный истец указал, что является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории Владивостокского городского округа Приморского края согласно постановлению администрации города Владивостока от 24 января 2014 года № 149 «О наделении краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа» и в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обеспечивает водоснабжение, водоотведение и эксплуатацию таких объектов.

Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ») является регулируемой организацией, осуществляющей транспортировку воды и транспортировку сточных вод на территории Владивостокского городского округа Приморского края на основании договоров о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 16 октября 2015 года № 25-БП/1ВКХ и № 25-БП/2ВКХ от 10 ноября 2015 года.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года № 55/2) утверждены производственные программы и установлены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края на 2015 год.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод для потребителей АО «ГУ ЖКХ» на территории Приморского края» на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, в том числе на транспортировку воды на территории Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского муниципального района, а также транспортировку сточных вод на территории Владивостокского, Артемовского городских округов. Данный нормативный акт опубликован 26 декабря 2015 года в Приморской газете, спецвыпуск № 151(1169).

По мнению административного истца, оспариваемые постановления не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, поскольку АО «ГУ ЖКХ» не отвечает требованиям, предъявляемым к организации, эксплуатирующей транзитные водопроводные и канализационные сети.

Так, при подаче заявления об установлении тарифов в орган регулирования тарифов АО «ГУ ЖКХ» в подтверждение права собственности на объекты транзитных сетей водоснабжения и водоотведения представило договоры о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 16 октября 2015 года № 25-БП/1ВКХ, от 10 ноября 2015 года № 25-БП/2ВКХ и акты приема-передачи, которые не являются документами, подтверждающими право собственности.

При рассмотрении Арбитражным судом Приморского края дела № А51-23765/2018 установлено, что принадлежность АО «ГУ ЖКХ» транзитных водопроводных и канализационных сетей в спорный период 2015-2016 годов подтверждается договорами о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 16 октября 2015 года № 25-БП/1ВКХ, от 10 ноября 2015 года № 25-БП/2ВКХ. Иные документы, подтверждающие право собственности АО «ГУ ЖКХ» и Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) на транзитные водопроводные и канализационные сети в спорный период 2015-2016 годов (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), копии технических паспортов на водопроводные и канализационные сети, копии исполнительной документации на водопроводные и канализационные сети, схемы водопроводных и канализационных сетей), в материалы дела не представлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 644), в которые постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728, от 23 ноября 2021 года № 2009, от 30 ноября 2021 года № 2130 внесены изменения.

В соответствии с пунктами 55, 55(1), 55(2), 55(3), 55(4) Правил № 644 транзитная организация обязана предоставить в адрес гарантирующей организации правоустанавливающие документы на транзитные водопроводные и канализационные сети (копии технических паспортов на водопроводные сети, копии исполнительной документации на водопроводные сети, схемы водопроводных сетей, включая выписку из ЕГРН).

Ввиду отсутствия у АО «ГУ ЖКХ» документов, подтверждающих право собственности на транзитные водопроводные и канализационные сети, КГУП «Приморский водоканал» отказалось заключать с АО «ГУ ЖКХ» договор на транспортировку воды и сточных вод.

Представленные сведения о протяженности сетей водоснабжения в размере 55,66 км (Владивостокский городской округ), 12,77 км (Артемовский городской округ), 1,07 км (Надеждинский муниципальный район) и водоотведения в размере 49,36 км. (Владивостокский городской округ), 8,05 км (Артемовский городской округ), диаметре и условиях прокладки сетей водоснабжения и водоотведения, собственником которых в спорный период АО «ГУ ЖКХ» и Минобороны России не являлись, являются недостоверными. Не приведено экономическое обоснование расходов на амортизацию имущества, сведений о техническом состоянии водопроводных и канализационных сетей, расходов на ремонтные работы, документально не подтверждена величина планируемого объема подачи воды и сточных вод, а также объем поднятой воды и объем реализации сточных вод за истекший период регулирования.

Техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения не проводилось, поскольку у АО «ГУ ЖКХ» отсутствуют первичные документы на транзитные сети водоснабжения и водоотведения (схемы водопроводных и канализационных сетей, технические паспорта), которые бы свидетельствовали о протяженности сетей, привязке к зданиям, помещениям, диаметре трубопровода и его характеристике, технического состояния, а также места прокладки сетей холодного водоснабжения и водоотведения.

Регулирующий орган не проводил оценку представленных предприятием документов на соответствие Требованиям к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 737/пр, и Методическим рекомендациям по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 9905-АП/14.

В отсутствие обоснования расчетов при утверждении тарифов административным ответчиком произвольно завышен объем отпуска воды потребителям, а также необоснованно установлен объем принятых сточных вод за период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года; завышен объем транспортируемых сточных вод потребителям за указанный период.

Определением Приморского краевого суда от 9 августа 2022 года производство по административному делу № 3а-218/2022 по административному исковому заявлению КГУП «Приморский водоканал» о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 (в редакции постановления от 20 декабря 2016 года № 70/10) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части оспаривания производственных программ и тарифов на 2017 и 2018 годы, а также производственных программ и тарифов на питьевую воду, подвоз воды и водоотведение на 2016,2017,2018 годы прекращено, поскольку постановление от 16 декабря 2015 года № 63/1 (в редакции постановления от 20 декабря 2016 года № 70/10) в полном объеме не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.

По тем же основаниям определением Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года прекращено производство по административному делу по требованию КГУП «Приморский водоканал» о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года № 55/2) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части оспаривания производственных программ и тарифов на питьевую воду, подвоз воды и водоотведение.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 150, 152 КАС РФ административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Согласно письменному отзыву АО «ГУ ЖКХ» заинтересованное лицо возражает против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что при подаче заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для АО «ГУ ЖКХ» Правила регулирования тарифов и Основы ценообразования соблюдены.

Заинтересованное лицо Минобороны России представило письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что нарушений действующего законодательства при установлении тарифов не допущено.

В судебном заседании представитель административного истца КГУП «Приморский водоканал» - ФИО5 поддержала заявленные требования по доводам и основаниям искового заявления, суду пояснила, что документы, подтверждающие право собственности Минобороны России на транзитные водопроводные и канализационные сети в спорный период 2015-2016 годы представлены не были. В материалах тарифного дела отсутствуют инвентарные карточки, техническая документация на транзитные сети водоснабжения и водоотведения (технические паспорта и схемы), а также экспертное заключение органа регулирования тарифов. В нарушение Правил регулирования тарифов органом регулирования тарифов не проведена экспертиза предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов.

Представитель административного ответчика Агентства по тарифам Приморского края - ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что АО «ГУ ЖКХ» наделено правом пользования сетями на основании распоряжения № 1089-р и заключенных с Минобороны России в лице ФГКУ «1976 Отделение морской инженерной службы» договоров о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 16 октября 2015 года № 25-БП/1ВКХ и от 10 ноября 2015 года № 25-БП/2ВКХ. При этом объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для АО «ГУ ЖКХ», ранее не осуществлявшего регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определялся исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды АО «Славянка», ранее осуществляющей такую деятельность за последние три года. Впервые тарифы были установлены департаментом по тарифам Приморского края для АО «Славянка» на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года постановлением от 19 декабря 2014 года № 64/10. Поскольку расходы на амортизацию основных средств и расходов на капитальный ремонт АО «ГУ ЖКХ» не были заявлены, то в расчет тарифа указанные расходы не включались. В соответствии с пунктом «а» пункта 4 приказа Минстроя России от 5 августа 2014 года № 437/пр обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет. В материалы тарифного дела АО «ГУ ЖКХ» не представлено техническое обследование сетей. В обоснование затрат на текущий ремонт АО «ГУ ЖКХ» представлялись: план ремонта на 2016 год, локальные сметы к плану текущего ремонта – 45 штук. Затраты на текущий ремонт департаментом приняты на основании представленных локальных ресурсных сметных расчетов в размере затрат на материалы, машины и механизмы ввиду отсутствия в материалах дела договоров подряда. По Надеждинскому муниципальному району расходы на текущий ремонт АО «ГУ ЖКХ» не заявлены. Считает, что оспариваемые нормативные правовые акты прекратили свое действие и не затрагивают права и законные интересы истца.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора ФИО4, полагавшей, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а в части заявленных требований производство по административному делу подлежит прекращению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, в производстве Арбитражного суда Приморского края находится дело № А51-19456/2018, возбужденное по иску АО «ГУ ЖКХ» о взыскании с КГУП «Приморский водоканал» задолженности за фактически оказанные услуги за период с 1 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года по транспортировке холодной воды в размере 3031333, 65 рублей, по транспортировке сточных вод - 4110863, 39 рублей (т.1, л.д.133-141). 28 марта 2022 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении (часть 1 статьи 1).

Гарантирующей организацией, согласно пункту 6 статьи 2 Закона о водоснабжении, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), относится юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Под транзитной организацией в силу пункта 25.1 статьи 2 Закона о водоснабжении понимается организация, эксплуатирующая канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами.

Согласно пункту 26 статьи 2 Закона о водоснабжении транспортировка воды (сточных вод) представляет собой перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона о водоснабжении к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении определено, что установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 6 Закона о водоснабжении закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в соответствии с частью 1 названной статьи, в том числе относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (подпункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (подпункт 4) и иные полномочия.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 Закона о водоснабжении).

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

На основании постановления администрации города Владивостока от 24 января 2014 года № 149 «О наделении краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа», постановления администрации Артемовского городского округа от 19 ноября 2013 года № 3074-па «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Артемовского городского округа», постановления администрации Надеждинского муниципального района от 13 февраля 2017 года № 133 «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Надеждинского муниципального района и установлении зон их деятельности» КГУП «Приморский водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения данных муниципальных образований.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию (части 2, 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о водоснабжении государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

АО «ГУ ЖКХ» осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения абонентам КГУП «Приморский водоканал» на территории Приморского края.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Владивостокского городского округа, на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года; на территории Артемовского городского округа на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года; тарифы на транспортировку воды на территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года; на территории Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района, на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года; тарифы в сфере водоотведения на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района, на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года; на территории Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района, на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года. Постановление опубликовано в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 124(1142), 30 октября 2015 года.

Постановлением от 30 ноября 2015 года № 55/2 внесены изменения в приложение № 135 (Тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края) к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 12 ноября 2015 года № 50/5), заменены в строке 15.1 слова «18,44» словами «18,69». Постановление опубликовано в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 132(1150), 18 ноября 2015 года.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Владивостокского городского округа, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; на территории Артемовского городского округа, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; тарифы на транспортировку воды на территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; тарифы в сфере водоотведения на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; на территории Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Постановление опубликовано в издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 151(1169), 26 декабря 2015 года, вступило в силу со дня его официального опубликования.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 1 декабря 2016 года № 63/1 (в редакции постановления от 20 декабря 2016 года № 63/1) внесены изменения в приложения №№ 1-64, 72-133, 138, 139 к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции постановления от 10 марта 2016 года № 11/2), находящихся на территории Приморского края», которые изложены в новой редакции. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 декабря 2016 года, вступило в силу со дня его официального опубликования.

Проведя правовой анализ оспариваемых постановлений, суд приходит к выводу, что при их принятии департаментом по тарифам Приморского края соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; форма и вид нормативного правового акта; порядок принятия нормативных правовых актов; правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.

Постановления отвечают признакам нормативности в соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку содержат нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края. В связи с этим, требования к агентству по тарифам Приморского края заявлены обоснованно.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что оспариваемые постановления приняты с существенным нарушением норм федерального законодательства, так как АО «ГУ ЖКХ» при подаче заявления об установлении тарифов не представило документов, подтверждающих право собственности на водопроводные и канализационные сети, что не соответствует подпункту «а» пункта 17 раздела IV Правил; тариф установлен в отсутствие данных о протяженности сетей, диаметре трубопровода и его характеристиках, отсутствует привязка к зданиям, сооружениям, что противоречит подпункту «п» пункта 17 раздела IV Правил; отсутствует экономическое обоснование расходов на амортизацию имущества и текущий ремонт; документально не подтверждены величина планируемого объема подачи воды, а также объем поднятой воды.

Пункт 17 раздела IV Правил содержит исчерпывающий перечень обосновывающих материалов, которые прилагаются к заявлению об установлении тарифов.

Подпунктом «а» пункта 17 раздела IV Правил установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Подпунктом «п» пункта 17 Правил установлено, что для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно водопроводных и (или) канализационных сетей, протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и (или) транспортировка сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года.

21 сентября 2015 года между Министерством обороны Российской Федерации (заказчиком) и АО «ГУ ЖКХ» (исполнителем) заключен контракт на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций № 4-ВКХ на срок до 31 декабря 2016 года, по условиями которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.

Во исполнение контракта на основании договоров от 16 октября 2015 года № 25-БП/1ВКХ, 10 ноября 2015 года № 25-БП/2ВКХ Минобороны России АО «ГУ ЖКХ» переданы объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование, что подтверждается актами приема-передачи к договорам.

Согласно договорам переданные АО «ГУ ЖКХ» объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства принадлежат Минобороны России на праве оперативного управления.

Таким образом, документально подтверждено, что при утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года у АО «ГУ ЖКХ» имелись во владении и пользовании соответствующие водопроводные сети.

При этом сторонами не оспорено, что принадлежащие АО «ГУ ЖКХ» сети водоснабжения и водоотведения представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, присоединенных к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а АО «ГУ ЖКХ» осуществляет эксплуатацию переданных ему водопроводных сетей в соответствии с их целевым назначением.

Административный истец ссылается на отсутствие заключенного между ним и АО «ГУ ЖКХ» договора по транспортировке холодной воды и договора по транспортировке сточных вод.

Пунктом 45 Правил № 644 определено, что договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод.

В силу пункта 46 Правил № 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Постановлениями департамента по тарифам Приморского края № 45/1, № 63/1 подтверждается установление тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод для потребителей АО «ГУ ЖКХ», находящихся на территории Приморского края. Отсюда следует обязанность КГУП «Приморский водоканал» (гарантирующей организации) заключить соответствующий договор.

Поскольку КГУП «Приморский водоканал» отказалось от заключения с АО «ГУ ЖКХ» соответствующего договора, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28 декабря 2018 года № 16/06-2016 признан факт нарушения КГУП «Приморский водоканал» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного отказа (уклонения) от заключения договора транспортировки холодной воды и сточных вод с АО «ГУ ЖКХ» в период с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2016 года, результатом которого могло явиться ущемление интересов АО «ГУ ЖКХ» в части выполнения им своих обязательств перед Министерством обороны Российской Федерации по государственному контракту от 21 сентября 2015 года № 4-ВКХ по оказанию услуги холодного водоснабжения и водоотведения с использованием переданных заявителю в безвозмездное пользование объектов водно-коммунального хозяйства.

Учитывая это, суд находит недоказанной позицию административного истца относительно того, что АО «ГУ ЖКХ» не отвечает признакам транзитной организации, эксплуатирующей канализационные сети и оказывающей услуги по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами.

Ссылку административного истца на постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 55 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644, суд находит необоснованной, в связи с началом действия новой редакции постановления с 3 июня 2020 года, то есть после принятия оспариваемых постановлений.

Вопреки доводам административного истца о несоответствии оспариваемых постановлений Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, в связи с представлением АО «ГУ ЖКХ» недостоверных данных о протяженности, диаметре и условиях прокладки водопроводных и канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и сточных вод на очередной год, то в соответствии с указанными Правилами представление таких сведений на момент установления тарифов для АО «ГУ ЖКХ» не требовалось. Более того, соблюдение данных требований стало обязательным в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2019 года № 855 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года № 2009).

В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществляющей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются на очередной год в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.

Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с указанной выше формулой с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние три года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).

Поскольку тарифы для АО «ГУ ЖКХ» установлены впервые на период с 30 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года, планируемый объем транспортировки воды и сточных вод для АО «ГУ ЖКХ» на 2016 года на территории Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского муниципального района, а также объем транспортировки сточных вод на территории Владивостокского, Артемовского городских округов обоснованно принят департаментом по тарифам Приморского края в размере, утвержденном для ранее эксплуатирующего объекты данных централизованных систем АО «Славянка».

Поскольку доказательств иных объемов транспортируемых вод административным истцом не представлено, оснований полагать, что АО «ГУ ЖКХ» завышены объемы транспортируемой воды, что в последующем повлияло на размер установленного тарифа, не имеется.

Относительно доводов административного истца об отсутствии надлежащего экономического обоснования расходов на амортизацию и текущий ремонт, то в силу подпункта «в» пункта 2.10.2 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, техническая эксплуатация сетей водоснабжения включает планово-предупредительный ремонт на сети и ликвидацию аварий.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных работ учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Пунктом 51 Основ ценообразования установлено, что при определении ремонтных расходов регулируемой организации используются расчетные цены и экономически обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Относительно расходов на текущий ремонт АО «ГУ ЖКХ» заявлены расходы: на территории Владивостокского городского округа по транспортировке воды – 11186, 44 рублей, по транспортировке сточных вод – 127, 12 рублей, на территории Артемовского городского округа по транспортировке воды – 4322, 03 рубля, по транспортировке сточных вод – 164, 81 рубля, на территории Надеждинского муниципального района – 0 рублей, что подтверждается планом текущего ремонта объектов водо-канализационного хозяйства и инженерных сетей на 2016 год и локальными сметными расчетами к плану текущего ремонта. Расходы на амортизацию основных средств и расходы на капитальный ремонт АО «ГУ ЖКХ» не были заявлены, в связи с этим, в расчет тарифа указанные расходы не включались.

В силу пункта 6 статьи 37 Закона о водоснабжении обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования).

Такой же порядок и срок проведения технического обследования указанных систем предусмотрен подпунктом «а» пункта 4 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года № 437/пр.

Агентство по тарифам Приморского края в своем отзыве указало, что в материалы тарифного дела АО «ГУ ЖКХ» не представлено техническое обследование сетей.

Между тем из содержания и смысла приведенных норм законодательства следует, что непроведение АО «ГУ ЖКХ» в течение трех лет контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, не препятствует применению в указанных расчетных методах периода, не превышающего трех лет.

Оценивая доводы административного истца об отсутствии экспертного заключения, обосновывающего решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, содержащее объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов, экспертизы предложения об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, суд учитывает следующее.

В силу пункта 25 Основ ценообразования экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.

Таким образом, оснований не согласиться с указанным размером затрат на текущий ремонт не имеется, доказательств несоответствия установленных затрат фактическим расходам АО «ГУ ЖКХ» административным истцом не представлено.

Принимая во внимание, что оспариваемые постановления в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и тарифов при осуществлении деятельности в сфере водоснабжения (транспортировка воды) и водоотведения (транспортировка сточных вод) на 2016 год приняты органом исполнительной власти Приморского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и краевым законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы заинтересованных лиц о пропуске административным истцом срока исковой давности по заявленным требованиям не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм административного процессуального законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года № 45/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года № 55/2) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и тарифов при осуществлении деятельности в сфере водоснабжения (транспортировка воды) и водоотведения (транспортировка сточных вод) и постановления департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года № 63/1 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года № 63/1) «Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», находящихся на территории Приморского края» в части утверждения производственных программ, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и тарифов при осуществлении деятельности в сфере водоснабжения (транспортировка воды) и водоотведения (транспортировка сточных вод) на 2016 год – отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Пилипенко