ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/18 от 02.04.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-219/18

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 02 апреля 2018 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина Андрея Владимировича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим со дня принятия пункта 152 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15; о признании не действующим со дня принятия пункта 120 раздела «муниципальные районы» (Ветлужский муниципальный район) и пункт 213 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года № 326-13-303/16; о признании не действующим со дня принятия пункта 119 раздела «муниципальные районы» (Ветлужский муниципальный район) и пункта 214 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований в административном иске указал о том, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - здания, расположенного по адресу: ФИО4<адрес>«А», запись о государственной регистрации права от 02.09.2016 года . Также он является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - здания, расположенного по адресу: ФИО11, запись о государственной регистрации права от 30.05.2017 года .

В пункт 152 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», включен объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А».

В пункт 213 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А».

В пункт 214 раздела «муниципальные районы» (Уренский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А».

В пункт 120 раздела «муниципальные районы» (Ветлужский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», включен объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>.

В пункт 119 раздела «муниципальные районы» (Ветлужский муниципальный район) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», включен объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>.

Административный истец считает, что вышеуказанные нормативные правовые акты в части включения в них принадлежащих объектов недвижимости нарушают его права, свободы, интересы и не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А», принадлежит ему на праве собственности с 02.09.2016 года, является нежилым зданием, имеет наименование: «хоз.постройка». При этом в 2015, 2016, 2017 годах и по настоящее время здание не используется, находится в непригодном для использования состоянии.

Объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>, принадлежит ему на праве собственности с 30.05.2017 года, является нежилым зданием, наименование объекта согласно данных ЕГРН: «административное здание». В 2015, 2016, 2017 годах и по настоящее время здание не используется, находится в непригодном для использования состоянии.

С учетом этого административный истец ФИО1 полагает, что здания не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечни 2016, 2017, 2018 годов.

При рассмотрении дела в суде представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. На вопрос суда пояснил, что оба здания не используются, от них отключены инженерные коммуникации. Земельный участок под объектом недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А», имеет вид разрешенного использования: «под зданием городской бани (здание специального назначения)». Само здание в качестве городской бани уже не используется, но изменить вид разрешенного использования земельного участка до настоящего времени не представилось возможным, так как земельный участок находится в собственности Уренского района Нижегородской области.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкин А.В. предложил суду административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить в части признания недействующими пункта 120 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16, и в части пункта 119 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17, так как объект недвижимости является нежилым зданием, которое не используется. Согласно документам технического и кадастрового учета в нем не предусмотрено размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов; земельный участок, на котором расположено здание, не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров. В удовлетворении остальной части административного иска предложил отказать, так как объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А», находится на земельном участке с видом разрешенного использования: «под зданием городской бани (здание специального назначения)», вид разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещения на нем объектов бытового обслуживания, что на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ позволяет отнести здание к торговому центру.

В судебное заседание представитель административного ответчика министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области не явился, был извещен о месте и времени рассмотрении дела надлежащим образом. Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области суду представлены акты обследования нежилых зданий.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, изучив представленные доказательства, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав представителя административного истца и заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области принят приказ от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».

Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (в редакции, действовавшей на день утверждения Порядка) также было установлено, что министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» и утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункты 3, 7 Порядка).

Таким образом, оспариваемый в части приказ от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» принят министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается административным истцом.

Административный ответчик по настоящему делу министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области является правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в связи со слиянием данного государственного органа и министерства инвестиционной политики Нижегородской области и образования министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

Также министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области приняты приказ от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» и приказ от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год». Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Оспариваемые в части приказы от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» и от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» приняты министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и опубликованы, что не оспаривается административным истцом.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в разделе «Уренский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 152, кадастровый номер здания (строения, сооружения): , адрес объекта: <адрес>«А».

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», в разделе «Уренский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 213, кадастровый номер здания (строения, сооружения): , адрес объекта: <адрес>«А».

Также Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», в разделе «Ветлужский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 120, кадастровый номер здания (строения, сооружения): , адрес объекта: <адрес>.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в разделе «Уренский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 214, кадастровый номер здания (строения, сооружения): , адрес объекта: <адрес>

Также Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в разделе «Ветлужский муниципальный район» содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 119, кадастровый номер здания (строения, сооружения): , адрес объекта: <адрес>.

Административный истец ФИО3 является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО4<адрес>«А», а также собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО4<адрес>. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.64-65, л.д.67-68).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы г.Урень Уренского района Нижегородской области от 27.11.2014 года №159 «Об установлении на территории г.Урень Уренского муниципального района налога на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 4.7); для прочих объектов налогообложения - 0,5 процента (пункт 4.9).

Решением городской Думы г.Ветлуги Ветлужского района от 21.11.2014 года №58 «О налоге на имущество физических лиц» также установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (подпункт 2 пункта 3); для прочих объектов налогообложения - 0,5 процента (подпункт 3 пункта 3).

Из изложенного следует, что ФИО1 является субъектом правоотношений, регулируемых приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» и приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

При таких обстоятельствах ФИО1 на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 1 Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

По состоянию на 2016 года (действие оспариваемого Перечня на 2016 год) подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации излагался в следующей редакции: «2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.».

В пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По состоянию на 2016 года (действие оспариваемого Перечня на 2016 год) абзац второй подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации излагался в следующей редакции: «здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Из представленных доказательств, содержащихся в материалах дела, усматривается следующее.

Объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А».

Согласно документам технического учета, а именно техническому паспорту на нежилое здание с кадастровым номером , составленному по состоянию на 20.02.2008 года, данный объект недвижимости имеет наименование: «здание городской бани».

В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания в нем предусматривалось размещать следующие помещения: холы, склады, касса, тамбуры, служебные помещения, парные, залы, малый прачечный зал, большой прачечный зал, сушилка, операторная котельная, приемные, санузлы, малый зал прачечной, основной зал прачечной, электрощитовая (л.д.90-101).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2016 года нежилое здание с кадастровым номером 52:05:0110023:50 является зданием городской бани, назначение: здание специального назначения (л.д.24).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 01.12.2017 года и от 06.02.2018 года указанное выше здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: хоз. постройка (л.д.25, л.д.67-68).

В отношении данного объекта недвижимости административным истцом представлены фотографии здания (л.д.128-29), акт обследования по определению вида фактического использования здания и земельного участка от 05.02.2018 года, составленный комиссией в составе заместителя главы администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, и.о. начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, заместителя главы администрации города Урень Уренского муниципального района Нижегородской области, председателя КУМИ администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, а также уточненный акт обследования от 05.02.2018 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 52:05:0110023:20 с расположенным на нем обследуемым зданием имеет вид разрешенного использования: под зданием городской бани (здание специального назначения); фактически здание для размещения в нем объектов бытового обслуживания, общественного питания, торговли не используется (уточненный акт обследования).

В отношении данного нежилого здания представлен акт от 18.01.2016 года о ликвидации средств учета электроэнергии.

Административным ответчиком министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области суду представлен акт обследования земельного участка от 13.03.2018 года №6468, составленный директором Уренского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» ФИО6, согласно которому наземные инженерные коммуникации, проходящие по земельному участку, отсутствуют, здание и помещения фактически не используются.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>«А», на котором находится нежилое здание с кадастровым номером , имеет вид разрешенного использования: под зданием городской бани (здание специального назначения) (л.д.69-71).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка: под зданием городской бани (здание специального назначения) прямо предусматривает размещение на нем объекта бытового обслуживания (городская баня) и не предусматривает иного использования данного земельного участка.

То, что городская баня относится к объектам бытового обслуживания населения, следует из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (действовавшего по состоянию на 2016 год) (код 019000), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (код 96.04), Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (код 96.04.10), приказа Минпромторга России от 10.05.2016 года №1471 «Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 года №2496‑р, в соответствии с которыми приведенные выше коды деятельности и услуг (бани) относятся к бытовым услугам.

Кроме того, при определении понятия объекта бытового обслуживания суд исходит из положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1025, согласно которым правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Учитывая положения подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка: под зданием городской бани (здание специального назначения) прямо предусматривает размещение на нем объекта бытового обслуживания, суд полагает, что оспариваемые административным истцом пункт 152 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 года №311-05-11-111/15, пункт 213 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16, и пункт 214 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17, не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому в удовлетворении административного искового заявления в данной части должно быть отказано.

При этом суд считает, что не имеет правового значения довод административного истца и его представителя о фактическом неиспользовании указанного здания, так как включение объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрена законом (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ) в случаях, если вид разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещение на нем объекта бытового обслуживания.

Суд полагает, что не имеет правового значения и довод представителя административного истца о том, что земельный участок, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером , не принадлежит на праве собственности административному истцу, так как закон (статья 378.2 НК РФ) не связывает с таким обстоятельством возможность либо невозможность включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В данном случае имеющим значение обстоятельством является вид разрешенного использования земельного участка, прямо предусматривающий размещение объекта бытового обслуживания.

Объект недвижимости с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>.

Согласно документам технического учета, а именно техническому паспорту на нежилое здание (строение) с кадастровым номером , составленному по состоянию на 04.012003 года, данный объект недвижимости имеет наименование: «административное здание» (л.д.72-89).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2017 года и от 06.02.2018 года указанное выше здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное здание (л.д.26-27, л.д.64-66).

В отношении данного объекта недвижимости административным истцом представлен акт обследования по определению вида фактического использования здания и земельного участка от 27.03.2018 года, составленный комиссией в составе заместителя главы администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области, главой администрации города Ветлуги, заведующего отделом капитального строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области, заведующего сектора имущественных отношений администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области, согласно которому объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО4<адрес>, не используется для размещения в нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных помещений. Земельный участок имеет вид разрешенного использования: под административным зданием.

В отношении данного нежилого здания представлен акт от 03.02.2014 года ограничения режима потребления электрической энергии, согласно которому в здание прекращена подача электрической энергии.

Административным ответчиком министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области суду представлен акт обследования земельного участка от 13.03.2018 года №6469, составленный Уренским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация», согласно которому наземные инженерные коммуникации, проходящие по земельному участку, отсутствуют, здание с кадастровым номером и помещения фактически не используются.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: ФИО4<адрес>, на котором находится здание с кадастровым номером имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административным зданием (л.д.61).

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год и на 2018 год, не имелось.

Как установлено судом и указано в данном судебном решении, нежилое здание с кадастровым номером не обладает признаками административно-делового центра либо торгового центра (комплекса), что подтверждается документами технического и кадастрового учета, в том числе экспликацией к техническому паспорту здания.

Фактически здание также не используется в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), что подтверждается представленными актами обследования здания и приложенными фотографиями.

Само по себе наличие в наименовании здания слова «административное» не означает, что данное здание является административно-деловым центром применительно к положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании, данное здание ранее использовалось филиалом Нижегородского областного потребительского общества «Ветлужское райпо», что подтверждается справкой от 30.03.2018 года №18. Предназначение здания для обеспечения деятельности указанной организации с целью размещения работников НОПО «Ветлужское райпо» (до декабря 2010 года - справка от 30.03.2018 года №18) не позволяет сделать вывод о том, что здание предназначалось для использования его в качестве административно-делового центра. Из представленных в суд доказательств усматривается, что в 2017 и в истекший период 2018 года здание фактически не использовалось.

Разрешенное использование земельного участка, на котором расположено здание, также прямо не предусматривает размещения на нем административно-делового или торгового центра. Вид разрешенного использования земельного участка допускает его использование для размещения на земельном участке административного здания, однако применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ понятие «административное здание» не равнозначно понятию «административно-деловой центр». Учитывая, что фактически здание не используется для размещения в нем офисных помещений, а также объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка: «под административным зданием» в данном случае не свидетельствует о необходимости отнесения нежилого здания с кадастровым номером к категории «административно-деловой центр».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с изложенным суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему административному делу требования в части и признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 120 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16, и пункт 119 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17.

Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемые в части приказы, суд принимает во внимание, что сами приказы определяют перечни объектов недвижимого имущества на 2017 год и на 2018 год и в оспариваемой части затрагивают интересы непосредственно административного истца ФИО5 В таком случае суд считает возможным признать данные приказы недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.

Суд считает, что окончание 2017 года в данном случае само по себе не влечет необходимость прекращения производства по делу в части оспаривания Перечня на 2017 год, так как не имеется правовых оснований, препятствующих рассмотрению данного дела по всем заявленным требованиям и принятию по нему судебного решения. Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов. Приказ министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 30 сентября 2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» на день рассмотрения настоящего дела не признан утратившим силу. Учитывая, вышеизложенное, а также то, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 года и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения подлежат судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку были применены и могут быть применены к административному истцу ФИО1 как к плательщику налога на имущество физических лиц.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 2.2 оспариваемых в части приказов предусмотрено их размещение на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в информационно - коммуникационной сети «Интернет». Поэтому суд полагает необходимым указать в резолютивной части настоящего судебного решение на обязанность административного ответчика в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в информационно - коммуникационной сети «Интернет».

Также суд полагает необходимым обязать министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. При этом суд учитывает, что пунктом 2.1 приказов предусматривалось направление перечней в налоговые органы. На основании пункта 4 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта могут содержаться другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 по настоящему административному делу удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 120 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 119 раздела «Ветлужский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

В удовлетворении в части признания недействующими со дня принятия нормативного правового акта:

пункта 152 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 года №311-05-11-111/15 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»;

пункта 213 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 года №326-13-303/16 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»;

пункта 214 раздела «Уренский муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14.09.2017 года №326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», - отказать.

Обязать министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;

разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - коммуникационной сети «Интернет» (www.government-nnov.ru) и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (www.mininvest.government-nnov.ru).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 03.04.2018 года.

Судья областного суда М.А. Кручинин