ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/18 от 26.11.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а – 219/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2018 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе

председательствующего судьи Черниковой Л.С.,

с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,

при секретаре Абдуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению (ФИО)13 к (ФИО)14 о признании недействующим (номер)(ФИО)12<данные изъяты>, осуществляемые (ФИО)15, возложении обязанности установить экономически обоснованный тариф,

установил:

25 апреля 2018 года (ФИО)16 ( далее (ФИО)17) принят приказ (номер) «<данные изъяты>, осуществляемые (ФИО)18 город Ханты-Мансийск ( (номер), опубликован в официальном печатном издании Собрание законодательства ХМАО – Югры №4 (часть2) стр.436, 30.04.2018г.

(ФИО)19 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Приказа № 20-нп недействующим со дня принятия, возложении на административного ответчика обязанности по установлению экономически обоснованного тарифа.

В обоснование требований административный истец ссылается на необоснованное снижение РСТ Югры расходов Общества на топливо, ремонт судов, а также распределяемых расходов в части затрат на содержание аппарата управления, что привело к установлению экономически необоснованного размера тарифа на перевозки населения по межмуниципальным маршрутам, при сохранении которого прибыль не обеспечивается, Обществу наносятся убытки не компенсируемые за счет установленного тарифа и субсидии. Заявителем в РСТ Югры представлены документы, подтверждающие затраты общества, предложенный тариф экономически обоснован, исключает убытки предприятия и предполагает доходность.

Заявитель указывает на то, что при определении расходов на приобретение дизельного топлива РСТ Югры надлежало в качестве источника информации о цене топлива, предусмотренного пп.б) п. 20.1 Порядка № 114-п, п. 13.3 Методики № 100-нп, принять данные результата закупки в форме открытого запроса предложений, отраженные в закупочной документации (протокол вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений от 12.04.2018 г.), в соответствии с которым средневзвешенная цена топлива составляет 44349,15 руб. за тонну. Регулятором необоснованно применена средневзвешенная цена дизельного топлива по г. Ханты-Мансийску.

Административный истец также оспаривает необоснованное исключение тарифным органом части расходов на ремонт семи теплоходов, ссылаясь на то, что письмами от 20.02.2018 № 165, от 03.04.2018 № 390, от 04.04.2018 № 401 (ФИО)20 в адрес РСТ Югры были представлены достаточные и достоверные документы, подтверждающие экономическую обоснованность и необходимость несения заявленных Обществом расходов на судоремонт: коммерческие предложения, договоры, ремонтные ведомости, дефектные ведомости, акты дефектации, отражающие наличие дефектов деталей, узлов и агрегатов, подтверждающие необходимость их ремонта либо замены, а также их стоимость.

В части определения тарифным органом размера распределяемых расходов, административный истец указывает на необоснованное снижение расходов на содержание аппарата управления до 12,47%.

Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 252 Налогового Кодекса РФ; пунктам 20, 20.1 Порядка рассмотрения и принятия решений об установлении цен, тарифов, надбавок и ( или) их предельных уровней на отдельные товары и услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО – Югры от 04.05.2007г. № 114-п (далее- Порядок); пунктам 13.3, 13.7, 14 Методики по формированию фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в ХМАО-Югре, утверждённой приказом РСТ ХМАО-Югры от 05.09.2014г. №100-нп (далее - Методика).

В судебном заседании представитель административного истца (ФИО)21., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, письменных дополнениях ( Т. 1 л.д. 4-15, Т. 3 л.д. 1-8).

Представитель административного ответчика (ФИО)22., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование ( Т. 2 л.д. 161,162) против заявленных требований возражала. В обоснование возражений ссылалась на то, что Приказ № 20-нп принят уполномоченным лицом, с соблюдением установленного порядка и процедуры принятия. При формировании тарифа были учтены все документы представленные Обществом, им дана оценка, проведена экспертиза, при расчете тарифа снижены планируемые расходы Общества на топливо, на ремонт судов, на содержание административно-управленческого персонала как экономически необоснованные. Поддержала доводы письменных возражений ( Т. 2 л.д. 1-15, Т. 3 л.д.125-137.)

Представитель заинтересованного лица (ФИО)23 действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование (Т.2л.д.186,189) просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным тарифным органом в соответствии с установленным порядком его принятия, законодательством в области тарифного регулирования. Поддержала доводы письменных возражений ( Т. 2 л.д. 182 – 185).

Выслушав участников процесса, свидетелей (ФИО)24 изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора Бикмухаметову Г.Р., полагавшую заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляется на платной основе, провозная плата устанавливается перевозчиками. В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров, размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены в абзацах 6 и 7 указанного Перечня.

Право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществлять контроль за их применением закреплено также в подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 6 Закона ХМАО - Югры от 16.06.2016 N 47-оз «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» тарифы на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа водным (речным) транспортом, включая переправы, устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установление тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отнесено к полномочиям РСТ Югры в соответствии с пунктом 5 Перечня отдельных товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется РСТ-Югры (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 01.03.2013 № 63-п «О государственном регулировании цен (тарифов) на отдельные товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2012 г. N 137-п утверждено положение о (ФИО)25 в соответствии с которым (ФИО)26 является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), в полномочия которого входит установление тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-мансийском округе – Югре ( пункт 5.3.2.). Нормативный правовые акты принимаются в форме приказов ( п. 5.3).

Для определения основных направлений деятельности и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в (ФИО)27 образуется совещательный коллегиальный орган - правление общей численностью не более 9 человек. Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы ( п.9 Положения).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 418-п утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», предусматривающая предоставление субсидии из бюджета автономного округа организациям водного транспорта на возмещение фактически понесенных затрат от пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении в границах автономного округа, возникших в результате удешевления стоимости билетов, в соответствии с установленным указанной программой Порядком предоставления субсидии.

Пунктом 4.9. Порядка предоставления субсидии предусмотрено, что Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет субсидирование на основании экономически обоснованных расходов, действующих фиксированных тарифов, фактических доходов от пассажирских перевозок и багажа по субсидируемым маршрутам, включая доходы от платных услуг, на основании представленных Перевозчиком ежемесячных отчетов, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период.

Фиксированные к применению тарифы по субсидируемым маршрутам утверждаются (ФИО)28 по согласованию с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры после утверждения бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, определения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры суммы субсидий по каждому маршруту ( пункт 4.7. Порядка предоставления субсидии).

29.12.2017г. между (ФИО)29 и (ФИО)30 заключен договор № 92 ( с учетом дополнительных соглашений) о выделении субсидии на возмещение фактически понесенных затрат, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном сообщении в границах автономного округа по регулируемым тарифам на 2018г. в сумме 244366211 руб. ( Т. 2 л.д. 211-233).

2 февраля 2018 года (ФИО)31 обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении фиксированных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом.

25 апреля 2018 г. на заседании Правления (ФИО)32 принят Приказ № 20-нп «(ФИО)33, осуществляемые (ФИО)34 город Ханты-Мансийск». Тарифы речных перевозок по межмуниципальным маршрутам на навигацию 2018 года согласованы с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( Т. 2 л.д. 46-67).

В соответствии со статьями 42, 42.1 Закона ХМАО –Югры «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа–Югры» от 25.02.2003 года N 14-оз официальными изданиями ХМАО - Югры, в которых публикуются (размещаются) постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", газета "Новости Югры", «Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и "Информационно-аналитический интернет-портал ugra-news.ru ("Новости Югры")".

Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ч.2 ст.44 Закона N 14-оз от 25.02.2003 года).

Приказ № 20-нп был опубликован в официальном печатном издании Собрание законодательства ХМАО – Югры №4 (часть2) стр.436, 30.04.2018г. и внесен в государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти автономного округа за № 3839 от 28.04.2018г.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят (ФИО)35 в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, в установленной форме, при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликован в установленном законом порядке.

Указанное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2007 года № 114-п утвержден Порядок рассмотрения и принятия решений об установлении цен, тарифов, надбавок и (или) их предельных уровней на отдельные товары, услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 10 Порядка, рассмотрение и установление цен, тарифов, надбавок для конкретного субъекта ценообразования осуществляется РСТ по заявлению субъекта ценообразования с приложением расчетных материалов и документов, указанных в п. 22 Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов РСТ направляет в адрес субъекта ценообразования протокол согласования расходов и рассчитанных в результате экспертизы цен, тарифов для согласования. Субъект ценообразования в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должен согласовать его либо направить в адрес РСТ мотивированные разногласия, которые рассматриваются на заседании правления РСТ ( пункт 17 Порядка).

В соответствии с пунктом 20 Порядка при рассмотрении регулируемых цен, тарифов и надбавок расходы субъектов ценообразования принимаются РСТ:

с учетом оценки их экономической обоснованности и в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа, ведомственными инструкциями (методиками) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, методиками, разработанными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен, тарифов либо РСТ;

при условии обязательности ведения раздельного учета по объемам товаров и услуг, доходов и расходов по регулируемым видам деятельности (в том числе раздельно по технологическим циклам в рамках 1 регулируемого вида деятельности);

с учетом величины прибыли, необходимой для обеспечения субъектов ценообразования собственными средствами на развитие и финансирование обоснованных расходов за счет прибыли. При этом уровень рентабельности, включаемый в расчет цен, тарифов, не должен превышать предельный размер, установленный Правительством автономного округа;

с учетом мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на сокращение неэффективных расходов субъектов ценообразования.

Согласно пункту 20.1 Порядка, при определении расходов на приобретение сырья и материалов, используемых для оказания регулируемых услуг РСТ использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ ( услуг) и цены
( тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации ( в приоритетном порядке) :

а) цены (тарифы) на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цепы (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б)цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимые другими субъектами ценообразования, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности субъекта ценообразования за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у РСТ имеются указанные данные.

В силу положений пункта 20.2 Порядка при рассмотрении регулируемых цен, тарифов, для удешевления которых выделяются средства из соответствующего бюджета, РСТ Югры принимаются:

экономически обоснованные расходы субъектов ценообразования в установленном настоящим постановлением порядке;

сведения о размере средств, выделяемых из соответствующего бюджета для возмещения полученных убытков или недополученных доходов в результате регулирования цен, тарифов;

перечень расходов, связанных с оказанием регулируемых услуг, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета или иных источников (кроме платы потребителей товаров и услуг), с указанием размера финансирования.

Приказом (ФИО)36 Югры от 5 сентября 2014 года № 100-нп утверждена Методика по формированию фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – Методика), устанавливающая основные требования к обоснованию фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки и порядок определения состава экономически обоснованных расходов на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы.

В соответствии с пунктом 9 Методики фиксированные тарифы на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре формируются исходя из экономически обоснованных расходов и суммы субсидии, выделяемой из соответствующего бюджета в целях удешевления перевозок, с учетом мотивированного предложения Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по межмуниципальным маршрутам либо администрации соответствующего муниципального образования по местным (внутрирайонным) маршрутам, на территории которого осуществляются перевозки, об уровне социально ориентированного тарифа для населения.

Согласно пунктам 12, 13 Методики затраты на оказание регулируемых услуг по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, группируются в соответствии с эксплуатационными (прямыми) и распределяемыми расходами, согласно Положению об учетной политике перевозчика. Учет эксплуатационных прямых расходов на оказание регулируемых услуг осуществляется в разрезе видов маршрутов по следующим объектам (местам возникновения) затрат:- пассажирские суда;- суда, обслуживающие причалы;- содержание несамоходных судов;- содержание пристаней, вокзалов и по каждому объекту учитываются в составе следующих статей:- расходы на оплату труда;- страховые взносы;- топливо и энергия;- материалы;- амортизация основных фондов;- отстой;- расходы на ремонт;- аренда судов и механизмов;- прочие расходы (в том числе налоги, сборы и платежи).

В тарифах на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре учитывается плановая прибыль, необходимая для финансирования расходов, не подлежащих отнесению на себестоимость услуг, обеспечивающая рентабельность перевозчика, в размере, не превышающем предельный уровень, установленный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2001 N 17-п "О регулировании цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) в автономном округе", что составляет 15 % ( пункт 15 Методики).

Из содержания приведенных норм следует, что формирование тарифа на субсидируемые перевозки пассажиров речным транспортом осуществляется путем оценки экономической обоснованности расходов субъекта регулирования с учетом суммы выделяемой субсидии и суммы плановой прибыли, обеспечивающей рентабельность перевозчика.

В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Судом установлено, что 02 февраля 2018 года АО «Северречфлот» обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении цен, тарифов на услуги речного транспорта по перевозке пассажиров и багажа.

Из экспертного заключения по экономической обоснованности затрат (ФИО)37 на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по межмуниципальным субсидируемым маршрутам на территории ХМАО – Югры на 2018г. следует, что в 2017 году чистая прибыль Общества составила – 35 342 тыс.руб., доходы от пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам с учетом субсидии - 270923,18 руб., расходы – 280248 тыс. руб., убыток - по межмуниципальным маршрутам - 9324,82 тыс.руб. По расчетам предприятия в 2018 году плановые расходы на перевозку пассажиров составят – 359 071,96 тыс.р. (с учетом плановой прибыли 852,80 тыс.руб.) и для безубыточной работы требуется увеличение тарифа в 2,67 раза.

После проведения экономической экспертизы расчетных материалов (ФИО)38 Югры снизила плановые расходы Общества на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом по межмуниципальным маршрутам на 91 711,93 тыс. руб. к расходам, рассчитанным административным истцом, признав их экономически необоснованными. Плановая прибыль учтена в сумме 852,80 тыс.руб. Откорректированной суммы расходов с учетом суммы выделяемой субсидии достаточно для сохранения действующих тарифов, в месте с тем в целях планомерного повышения тарифов в пределах инфляции и экономии бюджетных средств по согласованию с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры предложено установить тарифы со среднем увеличением на 4%, что соответствует индексу потребительских цен на 2018г. ( Т. 2 л.д. 68 -81)

Административным истцом оспаривается определенный регулятором размер экономически обоснованных расходов перевозчика по статьям: «ремонт судов», «топливо», «распределяемые расходы» в части расходов на содержание аппарата управления.

Доводы административного истца о необоснованном определении плановых расходов Общества на 2018 год по статье «топливо» из рыночных цен на дизельное топливо, сложившихся по г. Ханты-Мансийску, и необходимости принятия средневзвешенной цены топлива, указанной в закупочной документации, со ссылкой на подпункт «б» пункта 20.1 Порядка, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Согласно положений подпункта «б» пункта 20.1 Порядка 114-п при определении расходов на приобретение сырья и материалов, используемых для оказания регулируемых услуг, (ФИО)39 Югры использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке)- цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В пункте 13.3 Методики предусмотрено, что при расчете тарифов на планируемый период стоимость топлива и масла определяется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) фактической стоимости, не превышающей их сложившейся средний уровень в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом прогнозных индексов изменения цен, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) на основании данных мониторинга закупочных и розничных цен на нефтепродукты в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом ( пункт 5 статьи 447 ГК РФ).

В (ФИО)40 14.10.2015г. утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд (ФИО)41».

В пункте 4.1.1 Положения о закупках определено, что запрос коммерческих предложений - открытая конкурентная процедура закупки, которая не является конкурсом или аукционом, ее проведение не регулируется положениями ст. 447- 449ГК РФ не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 ГК РФ, что не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником.

В пунктах 4.6.11, 4.7 Положения о закупках установлено, что в случае если к участию в запросе коммерческих предложений не был допущен ни один участник либо был допущен только один участник, запрос коммерческих предложений признается несостоявшимся. В случае, если запрос предложений признан несостоявшимся и договор не заключен с единственным участником процедуры, допущенным к участию в запросе предложений, Заказчик вправе отказаться от проведения повторной закупки, объявить о проведении повторного запроса коммерческих предложений

(ФИО)42 первоначально обратилось с заявлением об установлении цены на летнее дизельное топливо за тонну в размере 34 487,11 руб. (без НДС).

18.04.2018г. Общество направило в адрес (ФИО)43 Югры дополнительные материалы, просило учесть при определении тарифа стоимость дизельного топлива указанного в закупочной документации (протокол вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений от 12 апреля 2018 года).

Из указанного протокола от 12 апреля 2018 года следует, что (ФИО)44 04 апреля 2018 года в Единой информационной системе была размещена закупка в форме запроса предложений на право заключения договора поставки дизельного топлива (летнего) для судовых высокооборотных дизельных двигателей.

На участие в запросе коммерческих предложений подана 1 заявка ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» (начальная цена 5350 тонн дизельного топлива определена в сумме 283 170 648,50 руб. с НДС), признана соответствующей требованиям, установленным в документации запроса предложений.

По итогам рассмотрения и оценки заявок комиссией (ФИО)45, в соответствии с пунктом 4.6.11 Положения о закупках, принято решение о признании запроса коммерческих предложений несостоявшимся по причине подачи единственной заявки и заключении договора с единственным участником, заявка которого допущена на участие в закупке.

28.04.2018г. между (ФИО)46 и ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» заключен договор на поставку № 10061/2018 дизельного топлива по цене 283 170 648,50 руб. за 5350 тонн с НДС, которая по условиям п.7.2 договора может быть изменена по соглашению сторон.

Анализ представленных доказательств с учетом приведенных правовых норм регулирующих возникшие правоотношения свидетельствует о том, что процедура, которая проведена (ФИО)47 (запрос предложений) по смыслу ст. 447 ГК РФ не является торгами. По результатам проведения названной процедуры у административного истца обязанность заключить договор с конкретным лицом не возникает. Принятие решения о заключении договора с единственным участником запроса предложений и его последующее заключение не изменяет правовую квалификацию закупочной процедуры, проведенной Обществом.

В данной связи, цена дизельного топлива указанная в закупочной документации к источнику информации, приведенному в подпункте «б» пункта 20.1 Порядка 114-п не относится, в связи с чем, правомерно не была принята регулирующим органом при расчете тарифов.

Согласно заключению экспертизы РСТ Югры, показаниям свидетеля Деревянкиной С.Н., органом регулирования, в составе тарифов, средневзвешенная цена на топливо определена в сумме 42 060,13 руб. за тонну (без учета НДС) рассчитана с учетом установленного ГОСТом 305-82 коэффициента плотности для зимнего топлива (840 кг/м3) исходя из цены на дизельное топливо (зимнее) за один литр по г. Ханты-Мансийску на 10.04.2018г. по данным мониторинга закупочных цен на нефтепродукты, размещенного на официальном сайте Департамента экономического развития автономного округа и в информационной системе «Мониторинг Югра» проводимого БУ «Региональный аналитический центр», осуществляющего деятельность в сфере комплексного анализа, прогнозирования, информационно-аналитического мониторинга социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Закупочная стоимость зимнего дизельного топлива по г. Ханты-Мансийску за 1 литр - 41,96 руб. превышает средневзвешенный размер закупочной цены (38,97 руб. за 1 литр) по данным мониторинга по бункер-базам, указанным административным истцом в закупочной документации( за вычетом ББ в ЯНАО), и могла быть применена РСТ Югры, поскольку прав административного истца не нарушает.

При отсутствии иных источников информации о цене на нефтепродукты
указанных п. 20.1 Порядка (в порядке их приоритета) тарифным органом в составе тарифов на перевозку цена на топливо правомерно рассчитана в соответствии с положениями подпункта «д» пункта 20.1. Порядка, пункта 13.3. Методики на основании данных мониторинга закупочных цен.

(ФИО)48 плановые расходы на ремонт судов заявлены в сумме 15962740 руб. Расчет суммы расходов произведен на основании ведомостей ремонта, потребности в материалах (прилагается к ведомости ремонта), актов дефектации, коммерческих предложений, договора с НПФ «Анком» от 06.12.2017г. на ремонт гребного винта правого и левого вращения, счетов на оплату.

РСТ Югры учтены плановые расходы общества на ремонт судов в сумме 8759110 руб.

Доводы административного истца о несоответствии Приказа 20-нп требованиям ст. 252 НК РФ, п. 13.7 Методики, необоснованном снижении РСТ Югры планируемых обществом расходов на судоремонт не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 22 Порядка к заявлению субъектом ценообразования прилагаются, в том числе документы, подтверждающие нормы расходов и стоимость сырья, материалов и запасных частей.

Согласно пункту 13.7 Методики по статье «затраты на ремонт судов» отражаются расходы перевозчика на проведение всех видов ремонтов в соответствии с Правилами ремонта судов Министерства речного флота РСФСР, утвержденными приказом Министерства речного флота РСФСР от 12.05.1989 N 61 ( далее - Правила ремонта), на основании графика, утвержденного руководителем организации и согласованного с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по межмуниципальным маршрутам либо с администрацией соответствующего муниципального образования по местным (внутрирайонным) маршрутам, на территории которого осуществляются перевозки.

Затраты, учитываемые по данной статье, включают расходы на оплату труда судокоманды, непосредственно задействованной на ремонте судов, материалы и изделия, используемые при ремонте судна, а также цеховые расходы, представляющие собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения ремонтных, пусконаладочных работ, а также с их организацией, управлением и обслуживанием.

Расходы базового периода по данной статье подтверждаются бухгалтерскими данными (карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость и пр.) по каждому типу судна с приложением инвентаризационной описи основных средств в разрезе судов, задействованных на регулируемых видах деятельности.

Для обоснования стоимости судовых двигателей и агрегатов перевозчик предоставляет копию договора на их поставку. Стоимость запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов, используемых для текущего ремонта (ТР), среднего и капитального ремонтов (СР и КР), принимается на основании цен, установленных договорами, заключенными в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также других документов, подтверждающих обоснованность и оправданность размеров затрат.

Затраты на ремонт судовых двигателей и агрегатов определяются ресурсным методом исходя из установленных нормативными документами сроков их службы.

В соответствии с пунктом 1.6. Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР, (утв. приказом МРФ РСФСР от 12.05.1989 N 61) система технического обслуживания и ремонта судов предусматривает: техническое обслуживание всех элементов судна, осуществляемое по плану через определенные промежутки времени по перечню обязательных операций либо по техническому состоянию; систематический контроль технического состояния и содержания всех элементов судна; изучение износов основных элементов судна, анализ факторов, влияющих на характер и скорость их изнашивания, разработку норм износов и сроков службы, а также мероприятий по удлинению межремонтных периодов; планирование ремонтов по объемам, периодичности и времени их производства в зависимости от технического состояния и с учетом обеспечения работоспособности судна до следующего планового ремонта соответствующего вида.

Объемы и периодичность проведения технического обслуживания и ремонта судов устанавливаются на основе изучения износов, обобщения передового опыта судовых экипажей и систематического наблюдения за состоянием узлов и деталей основных элементов судов. Наблюдение осуществляется в процессе эксплуатации и ремонта судовыми экипажами, предприятиями, обслуживающими флот, пароходствами (БУП, УСК) и контролирующими организациями в части, их касающейся (пункт 1.9.)

В соответствии с пунктом 1.10. Правил ремонта виды и периодичность проведения плановых ремонтов определяются в зависимости от типа и назначения судна, условий эксплуатации, района плавания, возраста и нормативного срока службы.

В соответствии с п. 5.2.4 Правил ремонта дефектация должна выполняться с применением современных методов дефектоскопии, специального контрольного и мерительного инструмента, измерительных приборов в соответствии с рекомендациями и инструкциями зааодов- изготовителей и техническими условиями на ремонт.

Административным истом оспаривается исключение тарифным органом расходов на ремонт семи теплоходов в сумме 5496207руб., в частности: по теплоходу «Восход 71» - расходов на приобретение насоса НЦ, гребного винта, амортизаторов АДП, вала гидронасоса; по теплоходу «Метеор 281» - на дефектацию и ремонт двигателя, приобретение вала отбора мощности, датчика давления масла, датчика температуры, маслоотделителей 8 шт., крышки водяного насоса, регулятора давления, распылителя, шкива клинового ремня; по теплоходу «Метеор 148» - на дефектацию и ремонт винта, насоса центробежного, головки цилиндра, вала гидронасоса, компенсатора газовыхлопа, крышки водяного насоса, головки цилиндра 2 шт.; по теплоходу «Нептун» - расходы на замену нагнетателя воздуха, ресивера килевого продольного; по теплоходу «Заря 211» - расходы на приобретение контактного уплотнительного кольца, вала гидронасоса, по теплоходу «Заря 103» - вала гидронасоса; по теплоходу «Линда 5» - клинкета углового, по мотиву ненадлежащей оценки документов представленных в обоснование указанных расходов.

Из экспертного заключения составленного экспертом (ФИО)49, показаний свидетеля (ФИО)50 следует, что по результатам рассмотрения заявления (ФИО)51 тарифным органом из состава планируемых расходов Общества по статье «ремонт судов» исключены указанные выше расходы, ввиду непредставления Обществом в полном объеме документов предусмотренных п. 22 Порядка, п. 13.7 Методики, обосновывающих необходимость ремонтных работ либо замены деталей, узлов, агрегатов и их стоимость.

Установлено, подтверждается материалами дела, показаниями свидетеля (ФИО)52 и не опровергнуто представителем заявителя, что (ФИО)53 для обоснования затрат на ремонт указанных теплоходов были представлены: копии ремонтных ведомостей (содержат лишь информацию о виде работ - замена либо ремонт); копии дефектных ведомостей по части теплоходов (содержат описание дефекта); по теплоходам «Восход-71», «Метеор-281»,«Метеор-148», «Нептун» дефектные ведомости (ФИО)54 не предоставлены, соответственно наличие каких-либо недостатков не подтверждено; перечни «потребности в материалах» (содержат список материалов и их стоимость); коммерческие предложения в обоснование стоимости ремонта; документы, подтверждающие стоимость насоса НЦ (теплоход «Восход-71»), клинкета углового (теплоход «Линда-5»), сменно-запасных частей по договору № РРЕ090118-01 (теплоход «Метеор-281»), компенсатора газовыхлопа, распылителя MAN, вала отбора мощности (теплоход «Метеор-148»), АО «(ФИО)55 в (ФИО)56 не представлены.

Одним из критериев признания расходов экономически обоснованными в силу ст. 252 НК РФ является, в том числе, их документальное подтверждение. Разрешая вопрос о возможности учета тех или иных расходов подлежащих включению в тариф, необходимо исходить из того, подтверждают ли такие документы, произведенные или планируемые затраты или нет, т.е. условием для признания расходов экономически обоснованными является возможность на основании документов сделать однозначный вывод о том, что такие расходы либо фактически произведены либо будут произведены, и на какую сумму.

Анализ содержания представленных истцом документов свидетельствует о наличии в них частичных сведений либо о наименовании выявленных дефектах либо о видах работ (замена или ремонт) с перечнем необходимых материалов либо сведений о стоимости части материалов.

Такое содержание представленных документов не соответствует в полной мере требованиям ст. 252 НК РФ, п. 13.7 Методики.

Информация обосновывающая потребность проведения ремонта того или иного элемента судна либо его замены ( о нормативных сроках их службы и фактической выработке, показателей измерений, выполненных с применением дефектоскопии, специальных контрольных и мерительных инструментов, измерительных приборов в соответствии с рекомендациями и инструкциями зааодов- изготовителей, техническими условиями и нормативными документами, регламентирующих виды работ и порядок их проведения в зависимости от выявленного недостатка) (ФИО)57 регулятору представлена не была.

При этом, такая информация в Обществе имеется на каждое судно, определена в технической документации (инструкции по эксплуатации, типовые технологических процессы и т.д.), содержащей в себе сведения о нормах износа(выработки) возможных дефектах, выборе технологии ремонта, которыми надлежит руководствоваться при определении объема необходимых работ (ремонт или замена), ведется фиксация фактической наработки по узлам и агрегатам, что следует их показаний свидетеля (ФИО)58 являющего главным инженером, оснований которым не доверять у суда не имеется.

Таким образом, при проверке обоснованности предложенных (ФИО)59 расходов по статье «ремонт судов», орган регулирования, проведя анализ представленных документов, пришел к правильному выводу о недостаточности содержащихся в них сведений, позволяющих признать заявленные расходы на сумму 5496207руб. экономически обоснованными и правомерно на основании ст. 252 НК РФ, п. 20 Порядка, п. 13.7 Методики исключил их из состава расходов, учитываемых при определении тарифа.

Оспариваемые административным истцом нормативные положения Приказа 20-нп в указанной части федеральному законодательству и законодательству Ханты-мансийского автономного округа- Югры не противоречат.

При установлении тарифа на субсидируемые перевозки речным транспортом по межмуниципальным маршрутам на 2018 г. РСТ Югры отклонило заявленные обществом расходы по статье «распределяемые расходы» в части затрат на содержание административно-управленческого персонала в размере 16,95 %, установив их на уровне 12,47%

Согласно пункту 14 Методики распределяемые расходы - это расходы перевозчика па вспомогательное производство, служебновспомогательные нефтеналивные суда, управление и обслуживание производством в целом, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности. Распределяемые расходы относятся по видам деятельности, согласно утвержденной Учетной политике перевозчика.

Для расчета фиксированных тарифов проводится анализ распределяемых расходов в целом по организации. Расчет предоставляется по формам в соответствии с приложениями 4 - 9 к Методике, с подробной пояснительной запиской по распределению расходов по видам деятельности.

Процент распределяемых расходов на расчетный период определяется на основании фактических данных, отраженных в форме Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта». Расходы на содержание аппарата управления не могут превышать 20% от прямых расходов. При расчете процента распределяемых расходов, принимаются экономически обоснованные и оправданные расходы, подтвержденные документально, в том числе нормативами, утвержденными в установленном порядке.

Учетной политикой Общества предусмотрено, что общехозяйственные расходы – управленческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и распределяются на себестоимость продукции пропорционально прямым расходам по видам деятельности за исключением покупной стоимости материалов, при этом формируется полная себестоимость.

В соответствии с экспертным заключением (ФИО)60, первоначально (ФИО)61 затраты по данной статье заявлены на основании фактических данных 2016 года в размере 25,72 %, в т.ч. на содержание АУП - 14,13 %. (24 609 320 руб.)

В связи с закрытием финансового года, обществом в качестве разногласий к протоколу согласования заявлен процент распределяемых расходов по факту работы 2017 года на содержание АУП - 16,95 %.

В обоснование данного показателя Обществом представлена форма Б-3 ««Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта», по запросу регулятора представлена оборотно-сальдовая ведомость ( 26 счет) за 2017 год в электронной форме.

В нарушение п. 14 Методики расчет расходов за 2017 года по формам в соответствии с приложениями 4- 9 к Методике (в том числе расчет затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства, распределение затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства), с подробной пояснительной запиской по распределению расходов по видам деятельности (ФИО)62 представлен не был, что не оспаривалось представителем административного истца.

Ввиду отсутствия на момент проведения экспертизы отчетных данных по форме Б-3 за 2017 год экспертом применен на 2018 год процент распределяемых расходов на содержание АУП – 12,47 % принятый при расчете экономически обоснованных расходов на навигацию 2017 года, определенный на основании фактических данных за 2016 год, отраженных в форме Б-3 за 2016 год, с учетом проведенной оценки экономической обоснованности фактически понесенных затрат.

Данные Формы Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта» и оборотно-сальдовой ведомости ( 26 счет) за 2017 год с расшифровкой по статьям (в электронной форме), представленные в рамках разногласий к протоколу согласования, проанализированы тарифным органом в соответствии с п. 17 Порядка на заседании правления 25.04.2018г.

Из протокола заседания правления РСТ Югры, показаниий свидетеля (ФИО)63 следует, что по результатам проведенного анализа расходов за 2014 – 2017 годы, выявлен значительный рост расходов на заработную плату аппарата управления. Установлено, что в 2016 году фактические расходы на заработную плату составили 76 685,6 тыс. руб. и увеличились к 2015 году на 46,54%, в 2017 году - фактические расходы на заработную плату составили 87 572,4 тыс. руб. и увеличились к 2016 году на 14,2%, при этом заработная плата административно- управленческих работников в 2017 году не повышалась. Прямые расходы за период 2017 года возросли на 11%.

Штатное расписание, утвержденное приказом генерального директора общества № 92/р от 13 марта 2018 года на период с 01 апреля 2018г. в качестве обоснования увеличения ФОТ и штатной численности общества обоснованно не принято (ФИО)64 ввиду нарушения порядка его утверждения, установленного пп.25 п.14.2, п. 15.2.5. Устава Общества (в редакции 2017г), предусматривающего согласование наблюдательным советом общества предельной штатной численности и организационной структуры общества.

Тарифный орган в соответствии с п. 18, 21 Порядка при необходимости уточнения предложения об установлении тарифа обязан запросить у субъекта регулирования подтверждающие документы, однако не обязан указывать какой именно документ должен быть представлен.

Непредставление заявителем документов подтверждающих обоснованность расходов, исключает возможность проведения полной проверки их экономической обоснованности, но не препятствует тарифному органу рассмотреть вопрос об установлении тарифа на основании результатов хозяйственной деятельности перевозчика, исходя из имеющихся данных, в том числе, за предшествующий период регулирования.

Сведений о причинах роста заработной платы аппарата управления (ФИО)65 тарифному органу представлено не было. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного истца.

Таким образом, тарифным органом при определении процента расходов на содержание аппарата управления правомерно учтен фонд оплаты труда АУП, принятый при регулировании тарифов на 2017 год, определенный по результатам проведенной оценки фактических расходов 2016 года, а также с учетом анализа расходов 2017 года.

Согласно показаниям свидетеля (ФИО)66 тарифным органом на заседании правления проведен анализ заявленных Обществом в качестве разногласий расходов ( по счету 26) за 2017 года.

Из состава фактических затрат 2017года, учитываемых при расчете тарифа, (ФИО)67 исключены затраты на компенсацию аренды жилья в сумме 3442320 руб., в связи с тем, что такие затраты относятся на счет 91 «внереализационные расходы», отсутствовали в предыдущих периодах регулирования, необходимость их несения не обоснована (не представлено кому выплачивалась компенсация, в связи с чем приглашен сторонний специалист и т.п.).

Исключены разовые расходы (на ремонт имущества аппарата управления, приобретение штор, кондиционера, оргтехники, офисных кресел 2 шт., холодильника, жалюзи, письменного стола, лоцманской карты, удостоверений личности, техники, сервизов, обучение и дипломирование, на оценку имущества) ввиду недоказанности, что такие расходы будут произведены в 2018 году.

Исключены «сомнительные расходы» на услуги сторонних организации (разработка информационных продуктов вычислительной техники, юридическая экспертиза локальных актов, в связи с закупочной деятельностью, дизайн – проект кабинета руководителя, видеоролик, проживание в гостинице, аренда конференц-зала), которые общество не смогло подтвердить.

Снижены затраты на проезд до места командировок и проживание в командировках. Увеличение данных расходов произошло за счет командировок в г. Салехард, что не связано с деятельностью по перевозкам в границах ХМАО-Югры, потребность и эффективность для предприятия таких расходов не подтверждена, поскольку управление Обществом осуществляется, в том числе дистанционным способом. Приняты фактические расходы 2016 года и применен индекс потребительских цен 1,039;

Снижены расходы на льготный отпуск, в связи с тем, что льготным отпускным периодом являлся 2017года. Учтены фактические расходы 2016 года и применен индекс потребительских цен 1,039.

Расходы на оплату отпусков учтены в полном объеме, заложены в годовой фонд оплаты труда, в связи с чем, отдельного формирования резерва отпусков, не требовалось.

Из пояснений свидетеля (ФИО)68 следует, что неизрасходованные средства резерва отпусков не перераспределяются и не списываются, что свидетельствует об отсутствии обязанности РСТ учитывать их в составе экономически обоснованных расходов. В остальной части показания свидетеля (ФИО)69 не содержат информации, имеющей правового значение для дела.

Снижены расходы 2017 года на страхование, увеличение которых произошло за счет добровольного медицинского страхования. Договоры ДМС представлены не были. Приняты фактические расходы 2016 года и применен индекс потребительских цен – 3,9% (1,039);

Исключены расходы на разведку и разработку месторождений, поскольку данный вид деятельности общества не относится к регулируемому виду деятельности.

У суда отсутствуют основания не доверять подробным показаниям свидетеля (ФИО)70 являющейся начальником отдела регулирования и контроля тарифов на транспортные услуги РСТ Югры, членом правления РСТ Югры с правом голоса, и принимавшей участие в его заседании, которые стороной административного истца не опровергнуты.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности Обществом оправданности и размера фактически понесенных затрат на содержание АУП в 2017г., их прямой взаимосвязи с регулируемым видом деятельности, что не позволяет прийти к выводу об экономической обоснованности заявленных расходов, в связи с чем такие расходы правильно исключены РСТ Югры из расчета.

Расходы на содержание аппарата управления напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, не являются производственными, их размер может изменяться за счет иных источников доходов общества, в том числе от осуществления нерегулируемых видов деятельности.

Расчет процента «распределяемых расходов» выполнен РСТ Югры с учетом оценки представленных Обществом фактических данных полного отчетного периода 2017 года, в связи с чем, сведения отраженные в оборотно-сальдовой ведомости за 9 месяцев (счет 26) исследованию не подлежали.

Таким образом, тарифным органом процент расходов на содержание аппарата управления правомерно откорректирован в соответствии со статьей 252 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Порядка, пунктом 14 Методики.

Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу, что оптимизация РСТ Югры расходов заявителя на перевозки населения по межмуниципальным маршрутам является обоснованной.

Расходы перевозчика, которые включены в состав утвержденного тарифа, были обоснованы и документально подтверждены; корректировка размера затрат была вызвана их необоснованностью либо отсутствием документального подтверждения. При этом тарифным органом принимались меры к установлению достоверности представленных (ФИО)71 сведений, запрашивались подтверждающие документы ( в письменной и устной формах), которые не были представлены субъектом регулирования, что не оспаривалось стороной административного истца.

Оспариваемый Приказ № 20-нп принят на основании представленных субъектом ценообразования документов, оценка которых и принятие решения об изменении финансовых показателей находится в пределах государственного регулирования и контроля тарифов, и относится к компетенции РСТ Югры.

Доводы административного истца о том, что занижение РСТ Югры экономически обоснованных расходов Общества привело к установлению размера тарифа на перевозки населения по межмуниципальным маршрутам, при сохранении которого прибыль перевозчику не обеспечивается, Обществу наносятся убытки, не компенсируемые за счет установленного тарифа и субсидии, суд находит несостоятельными.

Согласно экспертному заключению РСТ Югры общая сумма экономически обоснованных расходов (ФИО)72 на навигацию 2018 года определена в размере 267 683 200 руб. с учетом плановой прибыли в сумме 852 800 руб., плановые доходы от пассажирских перевозок и багажа по регулируемым тарифам составят - 32 227 320 руб., плановые доходы от платных услуг - 985 270 тыс.руб. С учетом суммы выделяемой субсидии 244 366 211руб. откорректированной суммы расходов достаточно для сохранения действующих тарифов.

Оснований не согласится с приведенными в экспертном заключении расчетами, у суда не имеется.

Поскольку деятельность (ФИО)73 перевозке пассажиров водным речным транспортом по межмуниципальным маршрутам является субсидируемой, в силу положений пунктов 9,15 Методики при формировании тарифа подлежала учету плановая прибыль перевозчика и сумма выделяемой субсидии.

Тарифным органом указанные требования соблюдены. При формировании тарифа на субсидируемые перевозки размер экономически обоснованных расходов определен с учетом плановой прибыль АО
« Северречфлот» и суммы выделяемой плановой субсидии.

Согласно положений пунктов 1.2, 2.5 Порядка предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013г. № 428-п) субсидия предоставляется в целях возмещения фактически понесенных затрат перевозчика, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки в межмуниципальном сообщении в границах автономного округа по регулируемым тарифам, под которыми (фактически понесенные затраты) понимается разница между экономически обоснованными расходами, определенными РСТ Югры, и фактическими доходами от пассажирских перевозок и багажа по субсидируемым маршрутам, включая доходы от платных услуг.

Определенные в экспертном заключении финансовые показатели свидетельствуют об отсутствии у перевозчика планового убытка, поскольку сумма субсидии 244 366 211 руб. в полном объеме покрывает определенные РСТ Югры экономически обоснованные затраты общества на перевозки ( 267 683 200 тыс. руб. - 32 227 320 тыс. руб. - 985270 руб. = 237 470 610 тыс. руб. – сумма субсидии).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что административным ответчиком порядок и условия установления регулируемых тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров водным речным транспортом, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соблюдены.

Административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемый Приказ 20-нп нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку оспариваемый (ФИО)74 № 20-нп «<данные изъяты>, осуществляемые (ФИО)75 город Ханты-Мансийск» принят в пределах компетенции РСТ Югры, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований предусмотренных п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требования (ФИО)76 о признании недействующим Приказа № 20-нп от 25 апреля 2018 года (ФИО)77 «<данные изъяты>, осуществляемые (ФИО)78 город Ханты-Мансийск», возложении обязанности установить экономически обоснованный тариф, оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на Информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры") и в "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда РФ через суд Ханты-мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018г.

Судья суда ХМАО – Югры подпись Л.С. Черникова

Копия верна

Судья суда ХМАО – Югры Л.С. Черникова