ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/19 от 10.06.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-32/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л.

при секретаре

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Челябинской области к Собранию депутатов Миасского городского округа Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

установил:

прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, в котором просит признать недействующим со дня принятия Правила землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденные решением Собрания депутатов Миасского городского округа решения № 35 от 22 июня 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 25 ноября 2011 года № 1 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа» применительно к территории поселка Верхний Атлян».

В обоснование заявленных требований прокурор Челябинской области указал на противоречие нормативного правового акта в оспариваемой части федеральному законодательству, выразившемуся в принятии Собранием депутатов Миасского городского округа решения № 35 от 22 июня 2018 года с нарушением требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с несоответствием генеральному плану городского округа. Установленные оспариваемым решением градостроительные регламенты не соответствуют категории земель сельскохозяйственного назначения, перевод которых в земли населенного пункта не был согласован с Правительством Челябинской области как высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Протест прокурора города Миасса, внесенный Собранию депутатов Миасского городского округа на оспариваемое решение, а также проект, внесенный Администрацией Миасского городского округа Челябинской области, были рассмотрены административным ответчиком и отклонены.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Администрация Миасского городского округа Челябинской области и Правительство Челябинской области.

Прокурор прокуратуры Челябинской области Чиж Л.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Миасского городского округа Осипова В.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась.

Представитель Администрации Миасского городского округа ФИО1 в судебном заседании просила удовлетворить заявленные прокурором требования, поскольку решение Совета депутатов Миасского городского округа о внесении изменений генеральный план в части территории поселка Верхний Атлян, предусматривающий перевод земель сельскохозяйственного назначения, вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 16 января 2020 года признано недействующим со дня принятия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы административного иска, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений (часть 1 статьи 8 ГрК Российской Федерации) и внесение изменений в правила землепользования и застройки (часть 1 статьи 33 ГрК Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК Российской Федерации). Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации.

Таким образом, генеральный план городского округа является основополагающим документом территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территории в целом, и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить.

Миасский городской округ Челябинской области является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (Закон Челябинской области от 26 августа 2004 года № 261-ЗО «О статусе и границах Миасского городского округа», статья 1 Устава Миасского городского округа).

Миасский городской округ объединяет общей территорией город и сельские населенные пункты, в том числе поселок Верхний Атлян (часть 2 статьи 1 Устава Миасского городского округа).

Согласно статьям 24, 26 Устава Миасского городского округа (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) представительным органом городского округа является Собрание депутатов Миасского городского округа, которое состоит из 26 депутатов.

К полномочиям Собрания депутатов Миасского городского округа относится утверждение генеральных планов Округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Округа документации по планировке территории (пункт 26 части 2 статьи 29 Устава Миасского городского округа).

Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 25 ноября 2011 года № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Миасского городского округа.

Решение Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области № 1 от 25 ноября 2011 года принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение публичных слушаний, и было официально опубликовано на официальном сайте Собрания депутатов Миасского городского округа и в Официальном вестнике Миасского городского округа в № 24 за 2011 год в соответствии со статьей 64 Устава Миасского городского округа. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 08 октября 2019 года по делу № 3а-156/2019 и не оспариваются сторонами.

Собранием депутатов Миасского городского округа принято решение № 35 от 22 июня 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 25 ноября 2011 года № 1 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа» применительно к территории поселка Верхний Атлян», которым в Правила землепользования и застройки Миасского городского округа были внесены изменения, касающиеся территории указанного выше населенного пункта, расположенного в границах городского округа.

Решения принимаются Собранием депутатов Миасского городского округа большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов городского округа, если иное не установлено федеральным законом (часть 3 статьи 32 Устава Миасского городского округа).

Проект решения Собрания депутатов Миасского городского округа об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа» применительно к территории поселка Верхний Атлян в соответствии со статьей 31 Устава Миасского городского округа был предварительно рассмотрен на постоянных комиссиях, создаваемых из числа депутатов Собрания депутатов.

Из протокола заседания Собрания депутатов Миасского городского округа № 39 от 22 июня 2018 года следует, что в заседании принимали участие 19 депутатов, из которых 18 проголосовали за принятие оспариваемого нормативного правового акта.

Решение опубликовано в «Официальном вестнике Миасского городского округа» от 10 июля 2018 года.

Согласно части 1 статьи 33 ГрК Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК Российской Федерации и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК Российской Федерации (часть 12 статьи 31 ГрК Российской Федерации).

Постановлением главы администрации Миасского городского округа № 1963 от 20 апреля 2017 года принято решение о подготовке проекта генерального плана поселка Верхний Атлян Миасского городского округа и проекта Правил землепользования и застройки поселка Верхний Атлян Миасского городского округа. Этим же постановлением утверждено Техническое задание на подготовку проекта генерального плана поселка Верхний Атлян, создана комиссия по подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, установлен срок для представления предложений по ним, утвержден порядок деятельности комиссии.

Согласно пункту разделу IV Технического задания на подготовку Правил землепользования и застройки поселка Верхний Атлян указанные Правила включают в себя три части – порядок их применения и внесения изменений (1 часть), карта градостроительного зонирования (2 часть) и градостроительные регламенты (3 часть), из которых 1 и 3 части являются общими для всей территории Миасского городского округа, в том числе поселка Верхний Атлян, а часть 2 Правил разрабатывается для территории поселка Верхний Атлян, в том числе - с учетом проекта подготовленного по настоящему техническому заданию генерального плана данного поселка.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Следовательно, в силу требований приведенных норм федерального законодательства установление в отношении территории, расположенной вдоль реки Атлян, начиная от поворота на поселок Верхний Атлян с автодороги Миасс-Сыростан до разреза «Косой пласт» (включая разрез «Косой пласт») градостроительных регламентов должно учитывать Генеральный план, согласно которому названная территория включена в границы Миасского городского округа.

Между тем, вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 16 января 2020 по делу № 3а-18/2020, постановленного по административному иску прокурора Челябинской области, Генеральный план Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденный решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 34 от 22 июня 2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Миасского городского округа от 25 ноября 2011 года № 2 «Об утверждении Генерального плана Миасского городского округа и о корректировке черты населенного пункта «г. Миасс» применительно к территории поселка Верхний Атлян», которым предусматривалось включение в границы данного населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вдоль реки Атлян, начиная от поворота на поселок Верхний Атлян с автодороги Миасс-Сыростан до разреза «Косой пласт» (включая разрез «Косой пласт»), признан противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.

Судом достоверно установлено, что оспариваемыми Правилами землепользования и застройки Миасского городского округа» применительно к территории поселка Верхний Атлян утверждена карта градостроительного зонирования, которая включает в границы данного населенного пункта территорию, расположенную вдоль реки Атлян, начиная от поворота на поселок Верхний Атлян с автодороги Миасс-Сыростан до разреза «Косой пласт» (включая разрез «Косой пласт»).

Одним из правовых последствий признания недействующим Генерального плана Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденного решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 34 от 22 июня 2018 года, является восстановление правового статуса территории, расположенной вдоль реки Атлян, начиная от поворота на поселок Верхний Атлян с автодороги Миасс-Сыростан до разреза «Косой пласт» (включая разрез «Косой пласт», как территории, находящейся за границами населенного пункта, восстановление землям, имевшим категорию земель сельскохозяйственного назначения, этой категории земель.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Правилами землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденными решением Собрания депутатов Миасского городского округа решения № 35 от 22 июня 2018 года, фактически устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений применительно к территории, которая не включена в границы населенного пункта. Это противоречит Генеральному плану Миасского городского округа, нарушает принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, не соответствует требованиям части 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета депутатов Миасского городского округа принято с нарушением требований части 4 статьи 30 Устава Миасского городского округа, согласно которому порядок созыва и проведения сессий Собрания депутатов городского округа, рассмотрения вопросов и принятия решений Собранием депутатов городского округа по предметам его ведения определяется Регламентом Собрания депутатов городского округа, и пунктами 3, 15, 28, 68 и 69 Регламента Собрания депутатов Миасского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 29 апреля 2011 года № 16.

В ходе судебного разбирательства установлено, что проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян администрацией Миасского городского округа был внесен и получен Советом депутатов Миасского городского округа 22 июня 2018 года.

В нарушение требований пунктов 3, 15, 28, 68 и 69 указанного выше Регламента в силу того, что проект нормативного правового акта был внесен администрацией в день проведения очередного заседания представительного органа, вопрос об утверждении генерального плана на момент вынесения распоряжения о созыве сессии не был включен в повестку дня и официально опубликован в средствах массовой информации не позднее чем за семь календарных дней до дня ее проведения.

По этой же причине проект решения Собрания со всеми необходимыми материалами не был направлен депутатам, в Контрольно-счетную палату Округа и размещен на официальном сайте Собрания не позднее, чем за семь календарных дней до рассмотрения вопроса на сессии.

Из протокола 39 сессии Собрания депутатов Миасского городского округа следует, что процедурное решение об изменении повестки и о включении в повестку дня вопроса по проекту решения об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян не принималось. Решение по проекту принято в день его внесения администрацией.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Правил землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденных решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 35 от 22 июня 2018 года, недействующими.

Определяя момент, с которого оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает положения статьи 215 КАС Российской Федерации, а также то обстоятельство, что оспариваемые положения были приняты с нарушением установленного федеральным законом процедуры и порядка принятия, и считает необходимым признать оспариваемые положения недействующими со дня их принятия решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 35 от 22 июня 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление прокурора Челябинской области удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки Миасского городского округа применительно к территории поселка Верхний Атлян, утвержденные решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 35 от 22 июня 2018 года «О внесении изменений в решение от 25 ноября 2011 года № 1 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа и о корректировке черты населенного пункта «г. Миасс» применительно к территории поселка Верхний Атлян».

Возложить на Собрание депутатов Миасского городского округа обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления и на официальном сайте Собрания депутатов Миасского городского округа (www.duma-miass.ru) в сети «Интернет» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: