ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/19 от 26.08.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2019-000138-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург

26 августа 2019 года

Дело № 3а-219/2019

Свердловский областной суд в составе:

судьи Полевщиковой С.Н.,

при секретаре Кармановой Ж.А.,

с участием прокурора Смольникова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело № 3а-219/2019 по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

27 декабря 2012 года Нижнетагильской городской Думой принято решение № 61 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» (далее – Правила землепользования и застройки).

Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Нижнетагильской городской Думы от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58, от 28 июня 2018 года № 36.

Утверждённые и введённые в действие представительным органом местного самоуправления Правила землепользования и застройки состоят из четырех приложений:

Приложение № 1 «Порядок применения Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил»;

Приложение № 2 «Градостроительные регламенты городского округа Нижний Тагил»;

Приложение № 3 «Карты градостроительного зонирования территории городского округа Нижний Тагил»»;

Приложение № 4 «Карты зон с особыми условиями использования территории городского округа Нижний Тагил».

В Приложении № 3 содержится схема, поименованная как «Карта градостроительного зонирования территории города Нижний Тагил».

Муниципальный правовой акт, включая картографическую часть, опубликован в газете «Тагильский рабочий. Официальный выпуск» от 29 декабря 2012 года № 84 (245).

ФИО2 обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: , к территориальной зоне Р-3.

ФИО1 обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 10 ноября 2017 года Правил землепользования и застройки в части отнесения в Приложении № 3 «Карта градостроительного зонирования города Нижний Тагил» земельных участков с кадастровыми номерами: , к территориальной зоне Р-3.

В соответствии с частью 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела определением Свердловского областного суда от 25 июня 2019 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

После объединения в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения однородных административных дел, представитель административных истцов ФИО3 уточнил заявленные требования, согласно которым, просит суд признать не действующей Карту градостроительного зонирования городского округа Нижний Тагил Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 61 (в редакции от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58, от 28 июня 2018 года № 36) в части установления территориальной зоны Р-3 «Зона специальных зеленых насаждений» относительно места расположения земельных участков с кадастровыми номерами: , , , .

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , представитель административных истцов просит признать не действующим в части нормативный правой акт с 10 ноября 2017 года.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали о том, что им на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1217 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации жилого дома, малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 740 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации жилого дома, малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: ...

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 566 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: ...;

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1000 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: ....

По мнению административных истцов, отнесение земельных участков к территориальной зоны Р-3 противоречит Генеральному плану городского округа Нижний Тагил согласно которому, земельные участки с кадастровыми номерами , с 10 ноября 2017 года относятся к функциональной зоне «Территория объектов торговли, общественного питания и КБО», а земельные участки с кадастровыми номерами: , - к функциональной зоне – И-2 «Объекты хранения индивидуального транспорта».

Помимо этого отнесение спорных земельных участков к территориальной зоны Р- 3 препятствует использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением, поскольку исключает строительство или реконструкцию объектов недвижимости.

Судом к участию в деле в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена администрация города Нижний Тагил, которая в направленном в адрес суда отзыве указала на необоснованность заявленных требований.

Из возражений заинтересованного лица следует, согласно Правилам землепользования и застройки спорные земельные участки находятся в территориальную зону Р-3 «Зона санитарно-защитного озеленения», в которой имеются индивидуальные жилые дома.

Изменения в Правила землепользования и застройки в части спорных территорий, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами: , , , не внесены, поскольку по результатам публичных слушаний жители были против изменения территориальной зоны Р-3 на иные территориальные зоны - Ц-2 или И-2.

Кроме того, рядом с земельными участками проходит железная дорога.

От железной дороги должна быть санитарно-защитная зона 100 метров.

Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от 30 ноября 2011 года на ОАО «Евраз» была возложена обязанность по разработке и согласованию проекта организации санитарно-защитной зоны, которая возможно будет в пределах спорных участков, однако до настоящего времени проект не разработан и решение суда не исполнено.

В судебном заседании приняла участие представитель Нижнетагильской городской Думы (далее – административный ответчик) ФИО4 которая, не опровергая довод представителя административных истцов о том, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит Генеральному плану городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, сослалась на Приложение № 2 «Градостроительные регламенты городского округа Нижний Тагил и регламенты населенных пунктов городского округа г. Нижний Тагил» из которого следует, что в территориальной зоне Р-3 «Зона санитарно-защитного озеленения» допускается размещение жилого дома и ведения приусадебного хозяйства.

Кроме того, представитель административного ответчика считает, что отдельные процедурные нарушения при принятии оспариваемого нормативного правового акта, не повлекли существенных нарушений прав административных истцов, и в целом не влияют на законность оспариваемого нормативного правового акта.

Представитель административных истцов в судебное заседание не явился, известил суд о возможности рассмотрения административного дела в его отсутствии.

В силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав возражения представителя административного ответчика, заслушав пояснения специалиста М.О.В., привлеченного к участию в административном деле в порядке статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора Смольникова Е.В., полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Как установлено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В соответствии со статьями 1, 3, 20, 21, 45 Устава города Нижний Тагил, принятого решением Нижнетагильской городской Думы от 24 ноября 2005 года № 80 (с учетом изменений), в границах городского округа Нижний Тагил находятся населенные пункты, в том числе город Нижний Тагил.

Нижнетагильская городская Дума является представительным органом городского округа Нижний Тагил.

Городская Дума состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Заседание городской Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее двух третей от числа избранных депутатов.

К полномочиям городской Думы относится, в том числе, утверждение по представлению Главы города, правил землепользования и застройки.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

21 февраля 2011 года постановлением Главы города Нижний Тагил утверждена муниципальная целевая программа «Развитие градостроительной деятельности города Нижний Тагил (2011-2013 годы)».

04 марта 2011 года в газете «Горный край» № 15(1739) опубликовано постановление № 280 от 21 февраля 2011 года «Об утверждении муниципальной целевой программы ««Развитие градостроительной деятельности города Нижний Тагил (2011-2013 годы)».

Данным постановлением утвержден план мероприятий по реализации муниципальной целевой программы, среди которых разработка Правил землепользования и застройки.

03 марта 2012 года Главой города Нижний Тагил подписано постановление № 3682 «Об утверждении Положения о Комиссии по землепользованию и застройки города Нижний Тагил».

Данное постановление размещено на официальном сайте города Нижний Тагил.

Указанным нормативным правовым актом определены состав, полномочия Комиссии при подготовке проекта Правил землепользования и застройки, которые включают в себя: организацию и проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, рассмотрение проектов о принятии Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил и внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, а также размещение утвержденной документации по планировке территории в средствах массовой информации.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 26 октября 2012 года № 55 назначены публичные слушания по вопросу «О проекте Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил».

В газете «Тагильский рабочий» от 27 октября 2012 года № 201 (23600) опубликовано постановление главы города Нижний Тагил от 26 октября 2012 года № 155 «О проведении публичных слушаний по вопросу «О проекте Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил».

03 декабря 2012 года постановлением Главы города Нижний Тагил № 183 в Приложение «Состав рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу «О проведении публичных слушаний по вопросу «О проекте Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» внесены изменения.

Доказательств опубликования данного постановления в газете «Тагильский Рабочий Официальный выпуск» административным ответчиком не представлено.

Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» прошли в 23 сельских населенных пунктах и в городе Нижний Тагил.

В населенном пункте города Нижний Тагил публичные слушания состоялись 05 декабря 2012 года по адресу» ..., о чем составлен протокол от 05 декабря 2012 года, представленный в материалы административного дела.

По результатам публичных слушаний составлено заключение от 27 декабря 2012 года.

Доказательств опубликования решения по публичным слушаниям административным ответчиком не представлено.

В дальнейшем Главой города Нижний Тагил подписано постановление от 26 декабря 2012 года № 199 «О внесение на рассмотрение в Нижнетагильскую городскую Думу проекта решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил».

27 декабря 2012 года решением Председателя комиссии одобрен проект Решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» и Нижнетагильской городской Думе рекомендовано утвердить проект решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил».

На заседании Думы, состоявшемся 27 декабря 2012 года, проект решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» был утвержден.

Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» включают в себя:

- приложение № 1 «Порядок применения Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил»;

- приложение № 2 «Градостроительные регламенты городского округа Нижний Тагил»;

- приложение № 3 «Карты градостроительного зонирования территории городского округа Нижний Тагил»»;

- приложение № 4 «Карты зон с особыми условиями использования территории городского округа Нижний Тагил».

Муниципальный правовой акт опубликован в газете «Тагильский рабочий. Официальный выпуск» от 29 декабря 2012 года № 84 (245).

На дату обращения административных истцов в суд Правила землепользования и застройки действовали в редакции решений Нижнетагильской городской Думы от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58, от 28 июня 2018 года № 36.

Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки аналогична процедуре подготовки и принятия правил землепользования и застройки.

22 января 2018 года Главой администрации города Нижний Тагил подписано постановление «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил».

Указанное постановление опубликовано в газете «Тагильский рабочий Официальный выпуск» 26 января 2018 года № 10 (24611).

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 07 марта 2018 года № 49-ПГ назначены публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил.

В газете «Тагильский рабочий Официальный выпуск» от 14 марта 2018 года № 28 (24629) опубликовано постановление главы города Нижний Тагил от 07 марта 2018 года № 49-ПГ.

В населенном пункте города Нижний Тагил публичные слушания состоялись 16 мая 2018 года по адресу......, о чем составлен протокол от 16 мая 2018 года, представленный в материалы административного дела.

По результатам публичных слушаний составлено заключение от 22 мая 2018 года.

Заключение участников публичных слушаний по результатам обсуждения проекта «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» опубликовано в газете «Уральский рабочий Официальный выпуск» 23 мая 2018 гола № 57 (24658).

В дальнейшем Главой города Нижний Тагил подписано постановление от 01 июня 2018 года № 127-ПГ «О внесение на рассмотрение в Нижнетагильскую городскую Думу проекта решения Нижнетагильской городской Думы «О внесении изменений в решение Нижнетагильской городской Думы» от 27 декабря 2012 года № 61 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» (в редакции Решений Нижнетагильской городской Думы от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58)».

На заседании Думы, которое состоялось 28 июня 2018 года, проект о внесении изменений в решение Нижнетагильской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 61 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил» (в редакции Решений Нижнетагильской городской Думы от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58)» был принят.

Муниципальный правовой акт опубликован в газете «Тагильский рабочий. Официальный выпуск» от 04 июля 2018 года № 75 (24676).

Материалами дела подтверждается и прокурором не опровергается, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной для такого акта форме и с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие.

Однако ряд недостатков, допущенных при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в частности, не представление в распоряжения суда доказательств публикации Проекта правил землепользования и застройки, заключения по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки, решения о создании Комиссии, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку не привели к нарушению порядка принятия и утверждения Правил землепользования и застройки.

Между тем, составной частью процедуры принятия Правил землепользования и застройки является проверка проекта Правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, данная проверка проекта Правил землепользования и застройки на соответствие документам территориального планирования перед его вынесением на публичные слушания, надлежащим образом не выполнена.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

К документам территориального планирования муниципальных образований в частности относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план поселения содержит карту функциональных зон поселения с указанием их границ и описанием (части 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (части 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Содержание приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, перед правилами землепользования и застройки.

Решением Нижнетагильской городской Думой от 25 ноября 2010 года № 67 утвержден Генеральный план городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года.

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Горный край» № 89, 07 декабря 2010 года.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 26 октября 2017 года № 43 внесены изменения в решение Нижнетагильской городской Думой от 25 ноября 2010 года № 67 «Об утверждении Генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года».

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Тагильский рабочий Официальный выпуск» № 129 от 10 ноября 2017 года.

Согласно Генеральному плану, принадлежащие на праве собственности ФИО1 земельные участки расположены в функциональной зоне «Территория объектов торговли, общественного питания и КБО», а земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО2 - в функциональной зоне - И-2 «Зона объектов автосервиса и хранения индивидуальных автомобилей».

Согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Нижний Тагил земельные участки административных истцов находятся в территориальной зоне Р-3 «Зона санитарно-защитного озеленения», предусматривающей возможность использования находящихся в ней земельных участков лишь для осуществления зеленых и кустарниковых насаждений, обустройства питомников, объектов экологической инфраструктуры и теплиц для выращивания цветов

Однако сведений о создании зон рекреационного назначения в районе спорных улиц: ... в материалах административного дела не имеется.

Напротив, специалист пояснил суду, что в районе местоположения земельных участков с кадастровыми номерами: , , , имеется жилая застройка и отсутствует какое-либо защитное озеленение.

Приведению Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом, а также фактическим использованием территории, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , согласно пояснениям представителя административного ответчика, препятствует мнение граждан, которые высказались по результатам публичных слушаний против изменения территориальной зоны Р-3 на территориальные зоны - Ц-2 или И-2.

При установленных судом обстоятельствах, карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в части отнесения территорий, на которых расположены спорные земельные участки к территориальной зоне Р-3 противоречит требованиям части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана.

Помимо этого, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой законной цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремится реализовать посредством любой меры, лишающей человека его имущества или контроля за его использованием.

Вид разрешенного использования земельного участка вправе изменить только собственник земельного участка, путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно статье 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего им земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки отнесение к территориальной зоне Р-3 земельных участков не предполагает размещение на них объектов для жилой или нежилой застройки, так как, зона Р-3 установлена для обеспечения правовых условий создания и использования санитарно-защитных зон предприятий, в которой запрещено использовать земельные участки и объекты капитального строительства, предназначенные для эксплуатации индивидуальных жилых домов.

Установление территориальной зоны Р-3 в границах которой, расположены спорные земельные участки, фактически исключило возможность их использования по назначению, что привело к нарушению прав административных истцов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Карта градостроительного зонирования городского округа Нижний Тагил Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденная решением Нижнетагильской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 61 (в редакции от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58, от 28 июня 2018 года № 36) в части установления территориальной зоны Р-3 относительно места расположения земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и влечет нарушение прав административных истцов, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку отображение принадлежащих административным истцам земельных участков в зоне Р-3 на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки противоречит актам большей юридической силы, и препятствует реализации правомочий собственников, в указанной части оспариваемый и применявшийся к регулируемым отношениям нормативный правовой акт с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

При обращении в суд административными истцами была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. каждым.

Судебные расходы подлежат возмещению административным истцам Нижнетагильской городской Думой в силу части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 103, 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления ФИО2, ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующей с момента вступления в силу настоящего решения карту градостроительного зонирования городского округа Нижний Тагил Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 61 (в редакции от 28 июня 2013 года № 33, от 08 октября 2015 года № 31, от 24 марта 2016 года № 17, от 27 октября 2016 года № 55, от 21 декабря 2017 года № 58, от 28 июня 2018 года № 36) в части установления территориальной зоны Р-3 «Зона специальных зеленых насаждений» относительно места расположения земельных участков с кадастровыми номерами: , , .

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию административным ответчиком в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Нижнетагильского городского округа.

Взыскать с Нижнетагильской городской Думы в пользу ФИО2 (( / / ) года рождения) в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) руб.

Взыскать с Нижнетагильской городской Думы в пользу ФИО1 (( / / ) года рождения) в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 года.

Судья С.Н. Полевщикова