Дело № 3а-219/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,
при секретаре Горенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском указав, что он является собственником земельного участка площадью 2503 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № в размере 17 860 932,43 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 января 2020 года.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, ФИО1 обратился к оценщику АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки», которым составлен отчет № 203К-2020 от 17 июня 2020 года и определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № в размере
3 892 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Являясь налогоплательщиком земельного налога, который исчисляется из размера кадастровой стоимости земельного участка, считая нарушенными свои права, ФИО1, уточнив заявленные требования с учетом экспертного заключения, просит, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости 4 987 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 Роменко А.В. по доверенности в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представители Правительства Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель администрации МО «Черняховский городской округ» в судебное заседании не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием на согласие с уточненными требованиями административного истца.
Представитель ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по Калининградской области» представил ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
С учетом мнения явившегося в судебное заседания представителя административного истца, и положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (пункт 1).
С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 22).
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе и земельного участка с кадастровым №.
Судом установлено, что земельный участок площадью 2503 кв.м с кадастровым №, расположенный по <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для обслуживания сооружения, предназначенного для размещения объектов торговли, находится в собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 63-65).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена и утверждена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 17 860 932,43 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 января 2020 года. Дата применения кадастровой стоимости определена с 01 января 2020 года (л.д. 62).
В подтверждение доводов об оспаривании утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ФИО1 представлен отчет № 203К-2020 от 17 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым №, который подготовлен АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» оценщиком <данные изъяты> Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года оценщиком определена в размере 3 892 000 рублей (л.д. 66-109).
Определением суда от 09 октября 2020 года по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации МО «Черняховский городской округ» назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым № по состоянию на 01 января 2019 года, производство которой поручено эксперту ООО «Независимое агентство оценки» <данные изъяты>
Согласно заключению эксперта № 087-10-20 от 19 октября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010313:28 определена в размере 4 987 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года (л.д. 176-241).
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, соответствует требованиям действующего законодательства. При производстве экспертизы экспертом использован сравнительный подход. Проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений.
Оценив заключение судебно-оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Иных данных о рыночной стоимости спорного земельного участка лицами, участвующими в деле не представлены.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд считает доказанным, что по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 4 987 000 рублей.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца, в том числе путем увеличения размера земельного налога.
Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящихся у него в собственности земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском 20 августа 2020 года (дата внесения сведений в ЕГРН – 29 января 2020 года).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2503 кв.м с кадастровым №, расположенного по <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для обслуживания сооружения, предназначенного для размещения объектов торговли в размере рыночной стоимости 4 987 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного иска о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать дату обращения в суд – 20 августа 2020 года.
Решение об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости после вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2020 года.
Судья Е.И. Ткач