УИД 34OS0000-01-2021-000162-32
Дело № 3а-24/2022
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 7 апреля 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Воронова Михаила Матвеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
административный истец Воронов М.М. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 1 января 2020 года существенно превышает их рыночную стоимость, определенную оценщиком в представленных отчетах. Данное обстоятельство, по его мнению, нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил установить:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> площадью 58966 кв.м. по состоянию на 1.01.2020г. равной рыночной стоимости в размере 36028220 руб.;
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61673 кв.м. по состоянию на 1.01.2020г. равной рыночной стоимости в размере 37312165 руб.;
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м. по состоянию на 1.01.2020г. равной рыночной стоимости в размере 36028226 руб.;
Представитель административного истца Воронова М.М. – Маркелова Е.А. в письменном заявлении административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело без участия истца и его представителя.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Представитель ГБУ Волгоградской области «Центр кадастровой оценки» в письменном ходатайстве относительно заявленных требований полагался на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в письменном отзыве возражений относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не заявил, полагался на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель УФРС по Волгоградской области в письменном отзыве отметил, что Управление не является надлежащим ответчиком, не возражал против реализации истцом права на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении требований к Управлению отказать.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.
Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере их рыночной стоимости, причем сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно выписок из ЕГРН от 21 апреля 2021 года административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения;
с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 61673 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома;
с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли населенных пунктов» на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Согласно данным кадастровой справки и выписок из ЕГРН, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость:
земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения составляет 152329226,44 руб.;
земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61673 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, составляет 159322327,82 руб.;
земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, составляет 126147732,78 руб.
Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области следует, что количественные и качественные характеристики спорных объектов оценки после 1 января 2020 года не изменялись, их кадастровая стоимость определена на указанную дату.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, является дата, установленная приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года № 79-н, - 1 января 2020 года.
Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу требований статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (часть 1). При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков.
Так, согласно отчету, составленному частнопрактикующим оценщиком <.......> №01-01-21/7 по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> площадью 58966+/-2125 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения по состоянию на 1 января составляет 36028226 руб. (л.д.3-138 том 3).
Согласно отчету, составленному частнопрактикующим оценщиком <.......>№01-01-21/5 по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61673+/-2173 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, составляет 37312165 руб. (л.д.8-143 том 1).
Согласно отчету, составленному частнопрактикующим оценщиком <.......>.№01-01-21/10 по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, составляет 36028226 руб.( л.д.3-138 том 2).
Определением суда от 14 мая 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной ООО «<.......> №32/2021-ЗЭ от 29.06.2021 года представленные административным истцом отчеты частнопрактикующим оценщиком <.......>. об оценке рыночной стоимости вышеуказанных участков соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Ввиду наличия противоречий в выводах эксперта и возникших у суда сомнений в обоснованности экспертного заключения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, а также в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения, определением суда от 10 августа 2021 года назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено ООО <.......>
Согласно заключению повторной судебной экспертизы, проведенной ООО <.......> № 84 от 14 октября 2021 г., представленные административным истцом отчеты, составленные частнопрактикующим оценщиком <.......> об оценке рыночной стоимости вышеуказанных участков соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Вновь ввиду наличия противоречий в выводах эксперта и возникших у суда сомнений в обоснованности экспертного заключения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, а также в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения, определением суда от 25 ноября 2021 года назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы, проведенной ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ №8856/5-4 от 22 декабря 2022 г., представленные административным истцом отчеты, составленные частнопрактикующим оценщиком <.......> №01-01-21/7, №01-01-21/5, №01-01-21/10 об оценке рыночной стоимости земельных участков, соответственно:
с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 36028226 руб.;
с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61673 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 37312165 руб.;
с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 36028226 руб., соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки; нарушений, которые бы могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, экспертом не выявлено.
Давая оценку заключению повторной судебной экспертизы, проведенной государственным экспертным учреждением, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, дан анализ рынка объектов оценки, описание процесса и результата оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования. Отчеты оценщика, правильность процесса и результата оценки экспертном проанализированы и проверены на соответствие действующим правовым нормам и стандартам в области оценочной деятельности.
Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы государственным экспертным учреждением, достоверным и допустимым доказательством. Каких-либо конкретных замечаний к нему сторонами не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость (более чем в два раза).
При таких обстоятельствах исковые требования к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 8 апреля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление Воронова Михаила Матвеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966+/-2125 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной равной 36028226 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 61673+/-2173 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной равной 37312165 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58966+/-2125 кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной равной 36028226 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья подпись Н.М. Камышникова
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 13 апреля 2022 года
<.......> |
<.......> <.......> |
<.......> |
<.......> |
<.......> <.......> |