ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/2022 от 18.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-219/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000111-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль18 мая 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЮТА – АвтоГаз» о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2021 года N 439-г/сж "Об установлении фиксированных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЮТА-АвтоГаз" населению, на 2022 год",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ЮТА – АвтоГаз» (далее также Общество, организация, регулируемая организация) является организацией, реализующей населению сжиженный газ.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2021 года N 439-г/сж (далее также Приказ, Приказ № 439-г/сж) установлены фиксированные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «Юта – АвтоГаз» населению, на 2022 год.

Приказ опубликован в издании "Документ-Регион", N 102-а, 21.12.2021 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2021 года.

ООО «Юта – АвтоГаз» обратилось с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2021 года N 439-г/сж и возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный акт.

Требования административного иска обоснованы тем, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" и Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2019 г. N 1072/19 года, при установлении фиксированной цены не были учтены все экономически обоснованные затраты Общества, связанные с реализацией населению сжиженного газа.

В судебное заседание 4 мая 2022 года и после объявления перерыва 18 мая 2022 года представители административного истца не явились.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

После поступления административного искового заявления в суд с 1 апреля 2022 года образован Департамент регулирования тарифов Ярославской области путем выделения из Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, являющийся согласно постановлению Правительства Ярославской области от 18 января 2022 года № 22-п правопреемником Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в части выполнения функций в сфере регулирования тарифов, установленных Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 20.12.2016 N 1315-п "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившим силу постановления Правительства области от 09.08.2012 N 709-п".

В связи с этим, определением от 13 апреля 2022 года Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области исключен из числа лиц, участвующих в деле с привлечением к участию в деле в качестве административного ответчика Департамента регулирования тарифов Ярославской области.

Административный ответчик Департамент регулирования тарифов Ярославской области (далее также Департамент) административный иск не признал.

Представитель Департамента на основании доверенности Костылев Ю.П. в судебном заседании привел доводы о том, что оспариваемый в данном административном деле нормативный акт принят уполномоченным органом государственной власти Ярославской области с соблюдением порядка и процедуры его принятия и законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе в части учета экономически обоснованных затрат регулируемой организации при расчете фиксируемой розничной цены, не противоречит.

Судом в качестве свидетелей допрошены специалисты Департамента ФИО1 и ФИО2

Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии установленных законом оснований для признания Приказа недействующим и удовлетворения требований административного иска.

Заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения требований ООО «Юта – АвтоГаз» не находит.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.

Данные принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее также Основные положения).

Согласно пунктам 4 и 8 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, помимо прочего, розничные цены на газ, реализуемый населению; розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 года N 1315-п (в редакции данного нормативного акта, действовавшей на дату принятия оспариваемого Приказа) Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Согласно пунктам 4.1 и 5.11 указанного Положения Департамент имеет право в пределах своих полномочий издавать приказы, носящие нормативный характер.

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента.

В соответствии со статьями 2, 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» правовыми актами Ярославской области в целях настоящего Закона признаются, помимо прочих, приказы органов исполнительной власти Ярославской области.

Указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области, приказы органов исполнительной власти Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их принятия, если иные сроки официального опубликования не предусмотрены федеральным законодательством.

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В газете "Документ-Регион" официально публикуются: законы; указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер; иные правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете "Документ-Регион".

Из материалов дела следует, что оспариваемый в настоящем административном деле Приказ, которым установлены фиксированные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО «ЮТА - АвтоГаз» населению, на 2022 год, принят в пределах компетенции органа исполнительной власти Ярославской области, которым на дату принятия Приказа являлся Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Решение об установлении фиксированных розничных цен принято на заседании правления департамента.

Требования к форме нормативного акта, порядку опубликования и введения его в действие соблюдены.

Согласно пунктам 16 – 23 Основных положений государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.

Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 настоящих Основных положений. Регулирующий орган регистрирует заявление в день его получения.

Извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения (заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа, заключение экспертной группы, проект решения правления регулирующего органа), направляются членам правления и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения.

Заседание правления регулирующего органа, на котором рассматриваются предложения по установлению (изменению) цен (тарифов), считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления. На заседание приглашается представитель (представители) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Решение правления регулирующего органа об установлении (изменении) цен (тарифов) принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Решение об установлении (изменении) цен (тарифов) принимается правлением регулирующего органа в течение 40 рабочих дней с даты получения заявления об установлении (изменении) цен (тарифов).

Принятым в соответствии с пунктом 10 Основных положений приказом Федеральной антимонопольной службы России от 07.08.2019 года N 1072/19 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (далее также Методические указания).

В соответствии с пунктами 19 – 23 Методических указаний организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении розничных цен и (или) их предельного уровня, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

Регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами в день получения.

В течение 10 рабочих дней со дня предоставления всех документов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Методических указаний, орган регулирования открывает дело об установлении розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.

Решение об установлении розничных цен принимается органом регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Розничные цены утверждаются на год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 18 ноября 2021 года ООО «ЮТА – АвтоГаз» в Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области представлено заявление об установлении розничных цен на реализацию сжиженного газа потребителям по трем категориям - реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок; реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.

29 ноября 2021 года издан приказ Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 358 об открытии дела об установлении розничных цен.

16 декабря 2021 года составлено экспертное заключение по уровню розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ООО «Юта-АвтоГаз» населению для бытовых нужд, на 2022 год.

17 декабря 2021 года состоялось заседание правления Департамента по рассмотрению вопроса об установлении розничных цен по заявлению ООО «ЮТА – АвтоГаз», в котором принимали участие представители Общества.

Кворум для принятия решения на заседании имелся.

Решением правления Департамента установлены розничные цены по трем категориям, указанным в тарифной заявке, в соответствии с экспертным заключением.

На основании указанного решения Департаментом принят оспариваемый в настоящем административном деле Приказ.

Приведенные установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный Основными положениями и Методическими указаниями порядок принятия решения об установлении розничных цен на сжиженный газ для населения при принятии оспариваемого Приказа соблюден.

Согласно пунктам 3, 7, 8 Методических указаний расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемом виде деятельности, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования); в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях настоящих Методических указаний также применяется, помимо прочих, правило учета расходов субъекта регулирования, при котором расходы субъекта регулирования, возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете розничных цен полностью.

Фактические и плановые расходы субъекта регулирования подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.

В административном исковом заявлении ООО «ЮТА – АвтоГаз» приведены доводы о том, что в нарушение приведенных положений Методических указаний административным ответчиком учтены не все экономически обоснованные расходы Общества, связанные с осуществлением регулируемого вида деятельности.

Указанные доводы административного истца проверены судом и не нашли своего подтверждения:

Согласно пункту 24 Методических указаний розничная цена (Цкат) для каждой категории, указанной в пункте 12 настоящих Методических указаний, рассчитывается по следующей формуле:, где: Ркат - прогнозная на расчетный период сумма расходов субъекта регулирования по рассматриваемой категории, относимых на себестоимость; ЧПкат - прогнозная на расчетный период сумма чистой прибыли субъекта регулирования, необходимая для покрытия всех согласованных с регулирующим органом расходов из чистой прибыли по рассматриваемой категории; Нкат - прогнозная на расчетный период сумма налога на прибыль субъекта регулирования в части прибыли, получаемой от деятельности по рассматриваемой категории; Объемкат - прогнозный на расчетный период суммарный объем сжиженного газа рассматриваемой категории; СПкат - прогнозное на расчетный период сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования по рассматриваемой категории.

Согласно пункту 29 Методических указаний с целью расчета розничных цен по каждой категории, указанной в пункте 12 настоящих Методических указаний, расходы субъекта регулирования, входящие в структуру себестоимости, прямо отнесенные на конкретную категорию отнесенные на конкретную категорию, могут включать в себя: по Категории "1" - "Реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя", Категории "2" - "Реализация сжиженного газа групповых газовых резервуарных установок", Категории "5" - "Реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя", помимо прочего, - расходы на работу и содержание газонаполнительных станций и газонаполнительных пунктов, относимые на каждую из данных категорий (деятельность ГНС и ГНП по отпуску сжиженного газа в баллонах и деятельность ГНС по отпуску сжиженного газа в автоцистернах).

Из материалов дела следует, что в состав расходов на работу и содержание газонаполнительных станций ООО «ЮТА – АвтоГаз» включены расходы на аренду (лизинг) имущества в общей сумме 3 336 250 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности 308 550 рублей), включая аренду имущественного комплекса - 2 670 250 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности 246 960 рублей) и лизинг автотранспорта - 666 000 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности 61 600 рублей).

Департаментом данные расходы учтены в следующем размере: расходы на аренду (лизинг) имущества в общей сумме 1 605 510 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности 178 620 рублей), включая аренду имущественного комплекса – 1 281 900 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности 142 620 рублей) и лизинг автотранспорта – 323 610 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности36 000 рублей).

Таким образом, расходы ООО «ЮТА – АвтоГаз» в указанной части снижены регулирующим органом на 129 930 рублей.

Суд полагает действия административного ответчика в данной части обоснованными, соответствующими вышеприведенным положениям Методических указаний.

Снижая расходы в указанной части, Департамент руководствовался положениями дополнительного соглашения от 15 июня 2021 года к договору аренды имущества № ВГэс-6/2017 от 7 апреля 20117 года, согласно которому имело место снижение платы за аренду имущества в периоде регулирования (2022 год), а также положениями договора лизинга от 21 августа 2019 года № 827ЯР-ЮТА/02/2019 (приобретение транспортного средства Трактор промышленный «Беларус – 82.1), по условиям которого платежи в 2022 году составили 323 610 рублей, в том числе по регулируемому виду деятельности – 36 000 рублей.

Дополнительное соглашение представлено по запросу эксперта в рамках проведения экспертизы устанавливаемых цен, не было представлено в составе тарифной заявки Общества и не было учтено им в расчете цены при подаче заявления.

Договоров лизинга автотранспортных средств, которые бы действовали на 2022 год, помимо вышеуказанного договора от 21 августа 2019 года № 827ЯР-ЮТА/02/2019, административным истцом в Департамент не представлено. Расчет расходов на аренду (лизинг) транспортных средств ничем не обоснован.

В составе расходов на работу и содержание газонаполнительных станций административным истцом заявлены расходы на содержание абонентского отдела в размере 2 463 260 рублей.

Департаментом данные расходы учтены в размере 493 370 рублей на основании данных бухгалтерской отчетности Общества в соответствии с представленной по дополнительному запросу оборотно – сальдовой ведомостью (единой таблицей с данными об остатках и оборотах по всем счетам).

Указанные действия Департамента суд полагает обоснованными и в полной мере соответствующими пунктам 3, 8 и 17 Методических указаний.

Как следует из материалов дела снижение расходов регулируемой организации в указанной части произошло за счет, помимо прочего, непринятия Департаментом:

- расходов в сумме 108 100 рублей, обозначенных организацией, как расходы на техническое обслуживание резервуаров и трассы газопровода, расположенного в селе Варегово.

Обоснования данных расходов административным истцом в Департамент не представлено, равно как не представлено их и при рассмотрении настоящего административного спора;

- расходов на изготовление абонентских книжек в размере 267 500 рублей.

Абонентская книжка по общему правилу является документом, в котором фиксируются факт передачи баллона потребителю, сведения о переданном баллоне с газом (номер, масса), сведения о стоимости, о дате продажи.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 140 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, вместе с газовым баллоном продавец обязан передать потребителю кассовый и товарный чеки, в которых помимо обязательных сведений указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи, товарный чек также должен содержать подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Одновременно с товаром потребителю передается текст правил по безопасному пользованию газом в быту.

Таким образом, сведения, обычно отражаемые в абонентской книжке, фиксируются в поименованных в данной норме документах, передача которых потребителю является обязательной.

При этом, требований о передаче потребителю абонентской книжки и ее ведении при продаже бытового газа в баллонах Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, иные нормативные акты в данной сфере не содержат.

Таким образом, Департаментом обоснованно данные расходы не признаны обязательными при ведении регулируемого вида деятельности.

- расходы на услуги IT-компании ООО «Софтинфо» в размере 446 000 рублей.

Как следует из материалов дела, в подтверждение данных расходов административным истцом в регулирующий орган представлено трехстороннее тарифное соглашение от 5 марта 2018 года об организации информационного обмена для предоставления мер социальной поддержки по оплате потребленного сжиженного газа в денежной форме, заключенное между Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, ООО «ЮТА – АвтоГаз» и ООО «Софтинфо».

Вместе с тем, указанное соглашение сведений о возмездном характере тех правоотношений, которые оно регулирует, не содержит.

Доказательств фактической оплаты ООО «ЮТА – АвтоГаз» в пользу ООО «Софтинфо» за оказание каких – либо услуг и выполнение работ по данному соглашению регулируемая организация ни в орган тарифного регулирования, ни в рамках данного административного спора не представила, равно как не представила доказательств наличия иных договорных правоотношений с организацией ООО «Софтинфо»

Таким образом, исключение указанных затрат Департаментом является правомерным.

- расходы на оплату услуг АО «Почта России» по приему платежей от населения в сумме 893 800 рублей.

Расходы не учтены регулирующим органом на основании пункта 13.1 Основных положений, согласно которому не допускается включение в состав экономически обоснованных затрат организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Суд принимает во внимание, что согласно условиям представленного административным истцом договора о предоставлении услуг по приему платежей от населения за сжиженный газ от 12 января 2018 года обязанность по оплате данных услуг лежит на ООО «ЮТА – АвтоГаз» и определяется в зависимости от суммы платежа и населенного пункта Ярославской области, в котором производится платеж, то есть потребитель освобожден данным соглашением от несения расходов, связанных приемом платежей.

Вместе с тем, с учетом положений статьи 211 Налогового кодекса Российский Федерации и разъяснений, содержащихся в письме ФНС России от 04.08.2021 года N СД-4-11/11036@, принятые на себя расходы, связанные с оплатой банковских услуг и услуг АО «Почта России», как организации осуществляющей прием платежей, являются доходом потребителей услуги по поставке сжиженного газа в баллонах.

Следовательно, Департаментом при осуществлении регулирования верно истолкованы положения пункта 13.1 Основных положений и характер тех правоотношений, которые имеют место между ООО «ЮТА – АвтоГаз» и АО «Почта России», и обоснованно отклонены данные расходы, как неподлежащие учету в составе экономически обоснованных затрат в силу прямого указания на это в нормативном акте, подлежащем применению при расчете тарифа.

Доводы административного иска о том, приведенные положения не подлежали применению при оценке величины фактически понесенных расходов организацией за 2020 год, так как данные положения вступили в силу с 1 июля 2021, необоснованы.

Расчет фиксированных розничных цен производился регулирующим органом в момент действия пункта 13.1 Основных положений.

Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 года N 1164, которым данный пункт введен в Основные положения не содержит никаких оговорок относительно его применения, с учетом статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации данная норма подлежала применению регулирующим органом при расчете цен на 2022 год.

Из материалов дела следует далее, что транспортные расходы и общехозяйственные расходы организации при расчете цены уменьшены Департаментом на 2 065 260 рублей.

Из материалов дела следует, что из состава указанных расходов Департаментом исключены, помимо прочего,

- затраты по фонду оплаты труда водителю баллоновоза и слесарю.

Организацией данные затраты предложены в размере 5 280 000 рублей (в том числе по регулируемому виду деятельности – 4 037 650 рублей).

Департаментом данные расходы приняты в размере 4 440 000 рублей ( в том числе по регулируемому виду деятельности – 3 591 940 рублей).

Отклонение составило 505 710 рублей.

Из дела следует, что расчет затрат в указанной части произведен Департаментом на основании представленного регулируемой организацией штатного расписания.

В свою очередь, доказательств расчета организации ею не представлено ни в тарифный орган, ни в рамках рассмотрения настоящего административного дела.

Таким образом, действия Департамента в указанной части в полной мере соответствуют пунктам 3, 8, 17 Методических указаний.

По этим же основаниям Департаментом обосновано уменьшены заявленные организацией расходы по уплате страховых взносов, исходя из принятой суммы по фонду оплаты труда: с 1 219 30 рублей до 1 066 650 рублей. Отклонение составило 152 720 рублей.

- расходы по лизинговым платежам за автомобиль Лада Ларгус в размере 341 400 рублей.

Указанные расходы в полном объеме не учтены Департаментом, так как представленный в их подтверждение договор лизинга от 27 июня 2019 года № 769ЯР-ЮТА/01-2019 не подтверждает наличие платежей по данному договору в 2022 году.

Таким образом, отклонение указанных расходов положениям Методических указаний соответствует.

- расходы на запасные части для автомобилей в составе транспортных расходов на доставку сжиженного газа потребителям уменьшены на 220 550 рублей.

Из материалов дела следует, что приведенные расходы определены регулируемой организацией в размере фактически понесенных расходов за 2020 год.

При этом, при заявлении расходов на запасные части на 2022 год они увеличены регулируемой организацией по сравнению с фактически понесенными расходами в 2019 году по баллоновозам на 30, 3 %, по автоцистернам – в 5, 5 раз.

В связи с непредоставлением обоснования роста расходов в указанной части экспертом Департамента проанализированы расходы по данным статьям затрат за 2019 и 2020 год, определено среднее значение; определенная к включению в расходы сумма установлена с учетом индекса потребительских цен на 2020 – 2022 годы.

В рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом обоснования роста расходов в указанной части не представлено.

Суд полагает, что расчет Департамента в указанной части положениям пунктов 3, 8, 17 Методических указаний в полной мере соответствует.

- расходы на материальные затраты в составе общехозяйственных расходов уменьшены на 293 290 рублей; затраты на информационно – вычислительные услуги в составе общехозяйственных расходов в целом по организации уменьшены на 170 000 рублей; затраты на услуги связи в составе общехозяйственных расходов уменьшены на 215 350 рублей.

Из материалов дела следует, что приведенные расходы определены регулируемой организацией в размере фактически понесенных расходов за 2020 год.

При этом, при заявлении расходов на материалы они увеличены организацией по сравнению с фактическими расходами 2019 года на 93, 1% ; расходы на информационно – вычислительные услуги по сравнению с 2019 годом увеличены на 50, 8 % (в 3,6 раза); расходы на услуги связи по сравнению с 2019 годом увеличены в 13, 9 раз.

В связи с непредоставлением обоснования роста расходов в указанной части экспертом Департамента проанализированы расходы по данным статьям затрат за 2019 гож – календарный год, расходы в течение которого подтверждены документально при тарифном регулировании на 2021 год, величина данных расходов установлена с учетом индекса потребительских цен на 2020 – 2022 годы.

В рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом обоснования роста расходов в указанной части не представлено.

Суд полагает, что расчет Департамента в указанной части положениям пунктов 3, 8, 17 Методических указаний в полной мере соответствует.

- расходы на капитальный ремонт газовозов (баллоновозов) в размере 165 240 рублей.

Данные расходы не учтены Департаментом в полном объеме, в связи с непредставлением регулируемой организацией доказательств фактического несения данных расходов и отсутствие обоснованного плана данных расходов на период регулирования.

Приведенные выводы Департамента в рамках определения фиксируемой цены материалами дела подтверждаются.

В связи с этим, действия Департамента по расчету цены в указанной части положениям пункта 17 Методических указаний соответствуют.

Таким образом, доводы административного истца о необоснованном отклонении Департаментом экономически обоснованных расходов при установлении фиксированных цен на 2022 год не нашли своего подтверждения.

Исследование материалов тарифного дела с учетом тех пояснений, которые даны представителем Департамента и допрошенными в качестве свидетелей специалистами, не дали суду оснований для вывода о том, что в рамках расчета розничной цены в иной части имело место нарушение Основных положений или Методических указаний, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ в части установленных им велечин фиксированных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЮТА-АвтоГаз" населению, на 2022 год законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречит.

В административном иске ООО «Юта - АвтоГаз» приведены также доводы о том, что решением Ярославского областного суда от 21 января 2022 года признан недействующим приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 01.07.2021 года N 44-ви "О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2020 N 415-г/сж", которым были установлены фиксированные розничные цены на сжиженный газ на предыдущий период регулирования.

На Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный акт.

Административным ответчиком указанная обязанность до настоящего времени не исполнена.

В связи с этим, административный истец полагал, что оспариваемый в настоящем административном деле Приказ N 439-г/сж не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, также и на том основании, что при его вынесении не были учтены экономически обоснованные затраты организации, не включенные в тариф в рамках предыдущего регулирования.

Суд полагает, что данные доводы административного истца являются необоснованными.

Определения величины фиксированной розничной цены, в том числе в части включения в ее состав тех или иных затрат регулируемой организации, подлежит установлению в рамках иного тарифного регулирования. Верность производства расчета в ином тарифном регулировании не является предметом настоящего административного спора.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска ООО «ЮТА – АвтоГаз».

При этом, суд принимает во внимание, что административный истец, по существу заявляя требования о признании недействующим нормативного правового акта в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил о признании незаконными действий Департамента по непринятию отдельных затрат организации при осуществлении тарифного регулирования, а также ставил вопрос об отмене оспариваемого в данном деле Приказа N 439-г/сж.

Суд расценивает требования о признании незаконными действий по непринятию отдельных затрат, как основания административного иска.

В свою очередь, разрешение вопроса об отмене оспариваемого нормативного акта не относится к компетенции суда.

Поскольку, по изложенным выше мотивам, судом оснований для удовлетворения требований административного иска о признании недействующим Приказа N 439-г/сж не установлено, не подлежат удовлетворению и требования административного иска о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЮТА – АвтоГаз» о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2021 года N 439-г/сж "Об установлении фиксированных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "ЮТА-АвтоГаз" населению, на 2022 год" отказать.

Опубликовать в издании «Документ - Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного судаЕ.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2022 года