ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/2022 от 25.04.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2022-000029-16

Дело № 3а-219/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием прокуроров прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края, обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, об оспаривании в части Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиями из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиями из бюджета Пермского края (далее – Порядок предоставления грантов № 791-п).

Указанное постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42 (682), 18 октября 2021 года, размещено на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 октября 2021 года.

Постановлением правительства Пермского края от 30 марта 2022 года №234-п в Порядок предоставления грантов № 791-п внесены изменения.

С учетом внесенных изменений заместителем прокурора Пермского края уточнены заявленные требования в окончательной редакции, которых (л.д.272-278) просит признать недействующим:

- пункт 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п, в той части, в какой субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года, не гарантируется возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств;

- пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п.

Исходя из содержания уточненного административного искового заявления, несмотря на внесение изменений в пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п постановлением Правительства Пермского края от 30 марта 2022 года № 234-п, прокурором оспаривается названный пункт в первоначальной редакции.

В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение положений Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 года № 142 (далее – Требования № 142) оспариваемый Порядок (пункт 2.1) не гарантирует возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения, о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года. Порядком установлены дополнительные требования (пункт 2.4.6), не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня, возлагающие обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие собственных либо заемных денежных средств на реализацию социального проекта. По мнению прокурора, пунктом 5.1.3 раздела V Требований № 142 предусмотрена лишь обязанность получателя гранта обеспечить софинансирование в определенном проценте от расходов проекта в процессе его реализации, и отсутствует какое-либо требование о необходимости наличия денежных средств на момент участия в отборе в качестве обязательного условия для предоставления гранта.

Прокуроры, принявшие участие в судебном заседании Масленникова И.А., ФИО1 настаивали на удовлетворении требований в уточенной редакции, по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ (подпрограмм).

Основные требования к предоставлению субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета такой меры государственной поддержки, предусмотренной федеральной программой развития малого и среднего предпринимательства, как гранты социальным предприятиям установлены разделом V Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 года № 142.

В соответствии с требованиями названного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 года №142, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года №791-п утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий социальным предприятиям из бюджета Пермского края.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что Порядок предоставления грантов № 791-п утвержден уполномоченным органом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры, введен в действие в установленном порядке – опубликован, вступил в силу, и в указанной части не оспаривается.

Абзацами первым и вторым пункта 5.1.1 Требований к реализации мероприятия, направленного на предоставление комплекса услуг и (или) предоставление финансовой поддержки в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства (далее МСП), включенным в реестр социальных предпринимателей (раздел V Требований № 142) предусмотрено, что гранты предоставляются социальным предприятиям, соответствующим следующим требованиям: - сведения о том, что субъект малого и среднего предпринимательства признан социальным предприятием в порядке, установленном в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Федерального закона №209-ФЗ, внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года.

Таким образом, на федеральном уровне предусмотрена возможность участия в конкурсе предприятиям, внесенным в соответствующий реестр по10 декабря текущего года.

Пунктом 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п предусмотрено, что Агентство ежегодно в срок до 01 сентября, а в 2021 году до 20 октября размещает на едином портале, официальном сайте Агентства и официальном сайте информационной поддержки субъектов МСП объявление о конкурсном отборе с указанием перечисленных сведений, в том числе даты начала подачи или окончания приема заявок участников конкурсного отбора.

Приведенный пункт Порядка предоставления грантов № 791-п по своему содержанию не исключает возможность указания Агентством в названном объявлении даты окончания приема заявок с учетом соблюдения условия о возможном участии в конкурсе предприятий, внесенных в соответствующий реестр по 10 декабря текущего года.

Однако действующая редакция пункта 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п свидетельствует о наличии правовой неопределенности применения названных положений, поскольку позволяет устанавливать дату окончания приема заявок на участие в конкурсе до 10 декабря текущего года, что подтверждается Объявлением о конкурсном отборе 2021 года, которым дата окончания приема заявок и документов была определена – 17 ноября 2021 года (л.д. 30).

То есть, положения пункта 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п не отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности, не являются в достаточной степени определенными по своему содержанию, что выражается в возможности установления даты окончания приема заявок на участие в конкурсе до 10 декабря текущего года вопреки требованиям пункта5.1.1 Требований № 142.

В соответствии с неоднократно высказанными позициями Конституционного Суда Российской Федерации правовая неопределенность не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод (например, постановления от 6 апреля 2004 года № 7-П, от 17 июня 2004 года № 12-П).

Пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемы акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, пункт 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п подлежит признанию недействующим в той мере, в которой субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года, не гарантируется возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств.

Возражения стороны административного ответчика, заинтересованного лица о наличии процедурных моментов, которые занимают значительный временной промежуток, не имеют правового значения, поскольку на федеральном уровне прямо предусмотрена возможность участия в конкурсе соответствующих субъектов, включенных в реестр по 10 декабря текущего года, при этом оспариваемые положения Порядка предоставления грантов №791-п допускают возможность ограничить круг участников указав дату окончания приема заявок до 10 декабря текущего года.

Абзацем вторым пункта 5.1.2 Требований № 142 в редакции от 23 ноября 2021 года предусмотрено, что грант предоставляется при условии софинансирования социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию проекта.

Согласно абзацу пятому пункта 5.1.3 Требований № 142 в редакции, действующей на день принятия решения суда – 25 апреля 2022 года, Грант предоставляется при условии софинансирования социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, или молодым предпринимателем расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размер не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов и указанных в пунктах 5.1.6 и 5.1.7 названных Требований.

Пунктами 2.4, 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п в первоначальной редакции установлено, что для участия в конкурсном отборе участник конкурсного отбора в течение срока, указанного в объявлении о конкурсном отборе, представляет в Агентство следующие документы: - документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта: заверенная кредитной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, выписка с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитный договор (договор займа) или решение российской кредитной организации о намерении кредитовать данный проект (представляется в случае, если в соответствии с представленным Социальным проектом предусматривается привлечение заемных средств).

Пунктами 2.4, 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п (в редакции постановления от 30 марта 2022 года №234-п) предусмотрено, что для участия в конкурсном отборе участник конкурсного отбора в течение срока, указанного в объявлении о конкурсном отборе, представляет в Агентство следующие документы: - документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта, заверенные кредитной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации: выписка с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитный договор.

Оспаривая пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п в первоначальной редакции, прокурор полагает, что пунктом 5.1.3 раздела V Требований № 142 предусмотрена лишь обязанность получателя гранта обеспечить софинансирование в определенном проценте от расходов проекта в процессе его реализации, и отсутствует какое-либо требование о необходимости наличия денежных средств на момент участия в отборе в качестве обязательного условия для предоставления гранта, что, по мнению прокурора, свидетельствует об установлении пунктом 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п дополнительных условий, не предусмотренных федеральной программой.

Суд не соглашается с названным суждением, изложенным в обоснование заявленных требований, по следующим основаниям.

Вопреки позиции прокурора, пунктом 5.1.3 Требований № 142 прямо предусмотрено условие предоставления гранта в виде установления принципа софинансирования расходов социальным предприятием.

Названное условие с очевидностью возлагает дополнительные обязательства (требования) к участникам отбора (к соискателям грантов).

Абзацами пятым и шестым подпункта «г» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492, предусмотрено, что к участникам отбора могут быть установлены иные требования, в случае, если такое требования предусмотрено правовым актом, также может быть установлен перечень документов, необходимых для подтверждения соответствия участника отбора требованиям, предусмотренным правовым актом.

В данном случае на федеральном уровне прямо предусмотрено софинансирование расходов связанных с реализацией проекта, такое софинансирование поименовано в качестве условия получения гранта.

Таким образом, предусмотренная пунктом 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п обязанность соискателя грата документально подтвердить соблюдение одного из условий получения гранта полностью соответствует как положениям пункта 5.1.3 раздела V Требований № 142, так и Общим требованиям к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492.

Иное толкование приведенных положений будет свидетельствовать о введении принципа авансирования расходов связанных с реализацией проекта, посредством предоставления только суммы гранта, при том, что второй части суммы для реализации проекта со стороны соискателя гранта может и не быть, однако такого принципа на федеральном уровне не установлено, напротив установлен принцип софинансирования как условие получения гранта.

Реальный характер полученного гранта с одной стороны и предполагаемая на будущий период времени производственная деятельность соискателя гранта (без подтверждения финансового состояния на момент получения гранта) со стороны заявителя не отвечает принципу софинансирования, носит вероятностный характер исполнения условий проекта со стороны заявителя.

Федеральной программой не предусмотрено поэтапное выделение субсидии либо поэтапная реализация проекта со стороны заявителя, предусмотрен четко определенный принцип софинансирования в качестве условия получения гранта, что свидетельствует об обоснованности введения положений о необходимости документального подтверждения наличия денежных средств для реализации проекта со стороны соискателя гранта.

При этом, предоставление дополнительных документов в виде предусмотренных в пункте 2.4.6 Порядка № 791-п выписки с расчетного счета и (или) кредитного договора направлено на документальное подтверждение соблюдения принципа софинансирования, который поименован в федеральной программе, новые либо дополнительные требования на уровне субъекта Российской Федерации не устанавливаются.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п не противоречит приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, требования прокурора об оспаривании Порядка предоставления грантов № 791-п подлежат удовлетворению в части.

В период рассмотрения административного дела в суде 24 марта 2022 года в Требования № 142 внесены изменения в части процентного соотношения софинансирования (изменен процент с 50% на25%).

В указанной части оспариваемый пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п перестал соответствовать Требованиям № 142.

Однако, действующая редакция пункта 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п (в редакции постановления от 30 марта 2022 года № 234-п) прокурором не оспаривается, оспаривается первоначальная редакция данного пункта в связи с чем суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для приведения в соответствие с действующим на день вынесения решения суда положений пункта 2.4.6 Порядка предоставления грантов в недействующей редакции постановления от 14 октября 2021 года № 791-п в части указания на процент софинансирования – 50%.

Кроме того, в названной части указания процента софинансирования спор отсутствует, нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие в рабочем порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые прокурором положения применялись и служили основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, то суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить в части.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года №791-п в той мере, в какой субъектам малого и среднего предпринимательства сведения о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года, не гарантируется возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств.

В удовлетворении требований о признании недействующим пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п – отказать.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья -подпись

Мотивированное решение составлено 13 мая 2022 года.

Решение суда не вступило в законную силу.