ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-219/2023 от 17.11.2023 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД: 04OS0000-01-2023-000223-49

3а-219/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 ноября 2023 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Масловой А.Ю., с участием прокурора Вершининой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Читаэнергосбыт» ТП «Энергосбыт Бурятии» о признании недействующим Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года №1/31 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке» (в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 мая 2023 года №1/),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия) от 21 ноября 2022г. №1/31 (далее – Приказ от 21 ноября 2022г. №1/31) были установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке, на 2023г. Приказ опубликован 29 ноября 2022г. в сетевом издании «Информационное агентство «Буряад унэн».

Названным нормативным правовым актом сбытовые надбавки установлены на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в следующем размере (руб./кВт.ч без НДС):

- население и приравненные к нему категории потребителей - 0,19364

- сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь - 0,76815;

- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств менее 670 кВт - 0,38338;

- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт - 0,24709;

- прочие потребители с максимальной мощностью принадлежащих им энергопринимающих устройств не менее 10 МВт - 0,23968.

Предписанием ФАС России от 17 февраля 2023г. №СП/11548/23 (далее - Предписание) с учетом изменений, внесенных решением ФАС России от 28 апреля 2023г. №СП/33514/23, на РСТ Республики Бурятия» возложена обязанность в срок до 1 июня 2023г. произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку (далее — НВВ) АО «Читаэнергосбыт» на основании мотивировочной части Предписания ФАС России и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статьям затрат «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования» за 2018-2019 гг., «Выпадающие доходы гарантирующего поставщика» на 2020-2022 гг.

Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 мая 2023г. №1/9, принятым в целях исполнения данного Предписания, внесены изменения в Приказ от 21 ноября 2022г. №1/31: изменен размер сбытовых надбавок путем замены цифры «0,76815» на цифры «0,64821», цифры «0,24709» на цифры «0,14287», цифры «0,23968» на цифры «0,142872».

Приказ опубликован 1 июня 2023г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ и в сетевом издании «Информационное агентство «Буряад унэн».

АО «Читаэнергосбыт» ТП «Энергосбыт Бурятии» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Приказ РСТ Республики Бурятия от 21 ноября 2022г. №1/31 (в ред. Приказа РСТ Республики Бурятия от 26 мая 2023г. №1/9), возложив на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт, устанавливающий сбытовые надбавки гарантирующего поставщика на 2023г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что сбытовые надбавки установлены с нарушением Федерального закона от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования), Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2018г. №1554/17 (далее – Методические указания №1554/17). Установленные сбытовые надбавки являются заниженными, экономически необоснованными, что влечет существенный ущерб для истца.

При принятии оспариваемого приказа регулятором в нарушение пунктов 23, 40, 51 Методических указаний применены прогнозные индексы потребительских цен вместо фактических, установленных Минэкономразвития РФ, что привело к уменьшению эталонной выручки на 2023г. на 24 116 134,82 руб.

Кроме того, регулятором при исполнении Предписания ФАС России необоснованно из необходимой валовой выручки АО «Читаэнергосбыт» на 2018 и 2019 годы исключена сумма излишне полученных доходов в размере 139 651 846 руб., что противоречит п.п. 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, п.п. 11, 46, 55 Методических указаний, устанавливающим порядок определения НВВ гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок.

При расчете отклонений РСТ Республики Бурятия нарушен принцип единоразового исключения необоснованных расходов, так как в совокупной выручке учтены отклонения по неподконтрольным расходам, уже исключенным из НВВ на 2020 и 2021 годы, в плановых совокупных выручках учтены недополученные/излишне полученные расходы за предыдущие периоды, которые не должны были учитываться при сравнении совокупных размеров НВВ согласно п.65 Основ ценообразования.

Согласно расчету, произведенному гарантирующим поставщиком отклонение фактических расходов от эталонов гарантирующего поставщика в доле, соответствующей доле эталонной выручки, определяемой графиком, составило 128 049 604,89 руб. в 2018 году и 303 425 330,09 руб. в 2019 году. Указанные величины согласно п. 65 Основ ценообразования не должны учитываться при определении выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика.

Вместе с тем, превышение фактических расходов от установленных тарифно-балансовым решением, в доле, соответствующей доле выручки, определенной методом экономически обоснованных затрат, составляет 59 754 652,95 руб., которые необходимо было включить в НВВ в соответствии с п.п. 7, 65 Основ ценообразования, как выпадающие доходы гарантирующего поставщика.

В рамках исполнения предписания ФАС России в части анализа выпадающих доходов за 2020г. РСТ Республики Бурятия была обязана провести новый анализ, исключив сумму недополученных/излишне полученных доходов за 2015 в размере 48 998 244,84 руб. со знаком минус из НВВ на 2020г., поскольку это противоречит пункту 65 Основ ценообразования. Данная сумма является выпадающим доходом гарантирующего поставщика и подлежит компенсации путем включения в НВВ.

В нарушение абз. 3, 10 п.7 Основ ценообразования РСТ Республики Бурятия решениями коллегии №1/25 от 25 декабря 2019г., №1/2 от 27 января 2020г. были исключены экономически обоснованные расходы в части превышения фактически понесенных расходов над установленными на очередной период регулирования в размере 118 665 230 руб. С учетом «сглаживания» на пятилетний срок, из НВВ гарантирующего поставщика на 2020г. были необоснованно исключены 23 035 268,09 руб. Кроме того, анализ экономически обоснованных расходов гарантирующего поставщика за 2018-2019 годы, проведенный РСТ Республики Бурятия в рамках предписания ФАС №СП/11548/23 от 17 февраля 2023г. также не содержит указанного выше подхода. В связи с вышеизложенным, указанная величина в размере 23 035 268,09 руб. также является выпадающим доходом гарантирующего поставщика, которую необходимо компенсировать включением в НВВ.

В нарушение принципа баланса интересов и предписания ФАС №СП/11548/23 от 17 февраля 2023г. экспертное заключение РСТ Республики Бурятия от 12 мая 2023г. не содержит анализа суммы экономически обоснованных доходов за 2015г. в размере 32 263 542, 28 руб., исключенных из НВВ на 2020г. во взаимосвязи с отражением сумм услуг по передаче и потерь электрической энергии в последующие периоды. В целом за период 2017-2022 гг. в бухгалтерском учете гарантирующего поставщика были доотражены суммы услуг по передаче и потерь электрической энергии в размере 46 309 617,06 руб., что превышает сумму в 32 263 542,28 руб. Таким образом, сумма 32 263 542,28 руб. является выпадающим доходом гарантирующего поставщика и подлежит компенсации путем включения в НВВ.

В нарушение п.57 Методических указаний НВВ гарантирующего поставщика на 2020г. в части, определяемой методом эталонных затрат, не содержит величину ?РДi-2, рассчитанную за 2018 год. РСТ Республики Бурятия в экспертном заключении от 12 мая 2023г. лишь констатировала отсутствие предложения по расчету величины ?РДi-2 в заявке гарантирующего поставщика на 2020г., не приведя собственный расчет. Вместе с тем, расчет указанной величины и включение ее в НВВ гарантирующего поставщика предусмотрен п.57 Методических указаний и не зависит от наличия/отсутствия данного расчета в заявке. В связи с вышеизложенным, указанная величина в размере 9 501 148,55 руб. также является выпадающим доходом гарантирующего поставщика, которую необходимо компенсировать включением в НВВ.

В судебном заседании представители АО «Читаэнергосбыт» ТП «Энергосбыт Бурятии» Сахьянова Е.В., Карпов А.А., Барышева А.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске и в уточнениях к иску.

Действующий на основании доверенности представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаев В.Н. в судебном заседании и в письменном отзыве на иск указал об отсутствии оснований для удовлетворения иска, ссылаясь на то, что приказ в новой редакции был принят в пределах компетенции РСТ Республики Бурятия, в порядке, установленном Правилами регулирования цен и Основами ценообразования, в целях исполнения Предписания ФАС России на основании дополнительно проведенной экспертизы.

На регулируемый период 2023г. сбытовые надбавки гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт» были установлены приказом РСТ Республики Бурятия от 21 ноября 2022г. №1/31 с учетом необходимой валовой выручки, определенной в соответствии с методическими указаниями №1554/17 методом сравнения аналогов, в размере 1 236 887,229 тыс. руб.

В целях исполнения предписания ФАС России РСТ Республики Бурятия проведен дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ АО «Читаэнергосбыт» на 2020-2022гг., по итогам которого составлено Экспертное заключение по расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт» на территории Республики Бурятия, сформированное во исполнение предписания ФАС России от 17 февраля 2023г. №СП/11548/23.

В целях исполнения предписания в приказ РСТ РБ от 21 ноября 2022г. №1/31 внесены изменения приказом от 26 мая 2023г. №1/9, необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика определена в размере 1 096 478,215 тыс. руб., исключены необоснованные расходы по статье «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования за 2018-2019гг.» в размере 139 651,846 тыс. руб.

В соответствии с действующим законодательством расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт»» на 2023г. выполнен с использованием метода сравнения аналогов.

Эталонная выручка ГП для целей расчета сбытовых надбавок для потребителей на расчетный период регулирования (i) определяется в соответствии с пунктами 23, 40, 51 Методических указаний №1554/17 по формулам (7), (61) и (73), где индекс потребительских цен на расчетный период регулирования (i) рассчитывается по формуле (8). При этом использовался прогнозный индекс потребительских цен в среднем за год в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и не были использованы фактические ИПЦ.

В соответствии с абз.15 п.65 Основ ценообразования №1178 по результатам проведенного дополнительного анализа необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика за 2018г. определена в сумме 610 516,90 тыс. руб., при плановой выручке в размере 657 743,61 тыс. руб., за 2019 год определена в сумме 719 484,13 тыс. руб., при плановой выручке в размере 907 743,56 тыс. руб.

Фактическая НВВ гарантирующего поставщика в части, определяемой методом экономически обоснованных затрат превышает план за 2018г. на 35 049,03 тыс. руб., за 2019 г. на 24 705,62 тыс. руб., которые в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат дополнительному учету на последующий период регулирования.

В части неподконтрольных расходов за 2018г. фактические расходы выше плана на 759,49 тыс. руб., а за 2019 год ниже плана на 5 750,20 тыс. руб. Указанные отклонения в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат учету в НВВ ГП на последующие периоды регулирования. При этом в соответствии с формулами 15, 67 и 79 методических указаний №1554/17 уже исключены из НВВ на 2021 год расходы в сумме 5 750,20 тыс. руб., на 2020 год учтены расходы в сумме 759,49 тыс. руб.

В части эталонов затрат плановые расходы выше фактических, за 2018 год на 128 049,6 тыс. руб., за 2019 год на 303 425,34 тыс. руб., которые в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат исключению из НВВ на последующий период регулирования.

В целях исполнения предписания ФАС России от 17 февраля 2023г. №СП/11548/23 исключению подлежат расходы в сумме 139 651,85 тыс. руб., рассчитанные в следующем порядке: (657 743,61 - 522 107,67) * 0,7 = 94 945,15 тыс. руб. (за 2018 год), (907 743,56 - 609 698,95) * 0,15 = 44 706,69 тыс. руб. (за 2019 год).

Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.

В направленных в суд письменных пояснениях ФАС России указала, что требования истца являются необоснованными, поскольку оспариваемый приказ был принят на основании Предписания ФАС России, вынесенного по результатам внеплановой документарной проверки РСТ Республики Бурятия, предписывающего провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ АО «Читаэнергосбыт» по результатам деятельности за предшествующие периоды регулирования за 2018-2019 гг., исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статьям затрат, а также выпадающие доходы гарантирующего поставщика на 2020-2022 гг.

РСТ Республики Бурятия на основании п.2 резолютивной части предписания был надлежащим образом произведен дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Читаэнергосбыт», а также исключены экономически необоснованные расходы из НВВ АО «Читаэнергосбыт» в размере 139 651,8 тыс. руб. Довод АО «Читаэнергосбыт» о необходимости дополнительного включения суммы выпадающего дохода АО «Читаэнергосбыт» (с учетом убытков от применения приказа РСТ Республики Бурятия от 26 мая 2023 №1/9) в размере 292 022 тыс. руб. является необоснованным, поскольку Предписание ФАС России не содержит положений, указывающих на необходимость включения в НВВ АО «Читаэнергосбыт» дополнительных сумм расходов по результатам его исполнения.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора Вершининой И.М., указавшей о наличии оснований для признания приказа недействующим, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения о ценообразовании в сфере электроэнергетики урегулированы Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 21 ноября 2017г. № 1554/17.

В силу ч.1 ст.6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии абз.6 п.3 ст.23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, размер которых определяется в соответствии с пунктами 65 - 65 (3) Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 3.6. Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29 в ее полномочия входит установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (далее – ГП) электрической энергии.

В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования цен организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).

28 апреля 2022г. гарантирующий поставщик - АО «Читаэнергосбыт» обратилось с заявлением в РСТ Республики Бурятия об установлении сбытовых надбавок для АО «Читаэнергосбыт» на территории Республики Бурятия на 2023 год, приложив расчет и обосновывающие материалы, из которых следует, что необходимая валовая выручка предложена гарантирующим поставщиком в размере 2 545 516,6478 тыс. руб.

31 октября 2022г. к данному заявлению были направлены дополнительные материалы, в которых НВВ на 2023г. скорректирована до 2 110 779,918 тыс. руб.

В соответствии с п.22 Правил регулирования приказом РСТ Республики Бурятия от 24 мая 2022г. №1/13 открыто дело об установлении сбытовых надбавок гарантирующему поставщику электрической энергии АО «Читаэнергосбыт» на 2023г., проведена экспертиза предложения регулируемой организации, на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия 21 ноября 2022г. принят приказ №1/31, которым установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Бурятия. Приказ опубликован 29 ноября 2022г. в Сетевом издании «Информационное агентство «Буряад унэн».

По итогам проведенной внеплановой документарной проверки РСТ Республики Бурятия на предмет соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении сбытовых надбавок для АО «Читаэнергосбыт» ФАС России вынесено предписание от 17 февраля 2023г. №СП/11548/23 (с учетом изменения относительно срока исполнения, внесенного решением №СП/33514/23 от 28 апреля 2023г.), пунктом 2 которого РСТ Республики Бурятия предписано в срок до 1 июня 2023г. произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Читаэнергосбыт» на основании мотивировочной части предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011г. №1178, исключив экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат: «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования» за 2018-2019гг., «Выпадающие доходы гарантирующего поставщика» на 2020-2022гг.

В целях исполнения данного предписания РСТ Республики Бурятия был проведен дополнительный анализ предшествующих периодов регулирования и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ АО «Читаэнергосбыт» на 2020-2022гг., по итогам которого составлено Экспертное заключение, предусматривающее исключение из расходов по статье «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования - 2018-2019 гг.» в размере 139 651,846 тыс. руб., и на заседании коллегии РСТ приказом от 26 мая 2023г. №1/9 внесены изменения в приказ РСТ Республики Бурятия от 21 ноября 2022г. №1/31. Приказ опубликован 1 июня 2023г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, в Сетевом издании «Информационное агентство «Буряад унэн».

Таким образом, в соответствии с п.п. 8, 12, 20 Правил регулирования цен по предложению регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), до принятия приказов проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) (п.22 Правил) с составлением экспертного заключения, приказы приняты органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования, о чем суду представлены протоколы заседания (п.25 Правил регулирования цен), приказы об установлении единых (котловых) тарифов опубликованы в установленном порядке.

Рассматривая доводы истца по существу заявленных требвоаний, суд находит их обоснованными в части.

В качестве одного из оснований для признания недействующими приказов РСТ Республики Бурятия административный истец указал о неправомерном применении при расчете эталонной выручки гарантирующего поставщика прогнозных индексов потребительских цен (далее – ИПЦ) вместо фактических.

Пунктами 23, 40, 51 Методических указаний №1554/17 предусмотрены формулы расчета величины эталонной выручки ГП для целей установления сбытовой надбавки, включающие в себя помимо прочего ИПЦi - индекс потребительских цен в среднем за год на расчетный период регулирования (i), выраженный в процентах, рассчитываемый по формуле (8):

, где

ИПЦj - прогнозный индекс потребительских цен в среднем за год в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на год j (фактический индекс потребительских цен, опубликованный Минэкономразвития России, если за год j известны фактические значения), в процентах;

N - год, следующий за годом, в ценах которого были определены эталоны затрат.

Таким образом, из данной нормы следует, что применению подлежат опубликованные Минэкономразвития России фактические индексы потребительских цен за соответствующие периоды.

Согласно представленной суду информации с сайта Минэкономразвития РФ за период 2017-2021г.г. были определены фактические значения индексов потребительских цен в среднем за год: 2017 г. – 103,7%, 2018 г. – 102,9%, 2019 г. – 104,5%, 2020 г. – 103,4%, 2021 г. – 106,7%.

Однако в нарушение изложенных норм РСТ РБ (стр.79 Экспертного заключения от 14 декабря 2022г.) были применены прогнозные ИПЦ за период 2019 – 2021г.г., несмотря на то, что был известен фактический размер ИПЦ за указанный период, что привело к некорректному определению величины ИПЦi на 2023г. и уменьшению эталонной и, в свою очередь, совокупной необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика на 2023 г.

Данные обстоятельства, которые не оспаривались при рассмотрении дела и представителем ответчика, свидетельствуют о несоответствии принятого на основании данного экспертного заключения приказа, оспариваемого по настоящему делу, нормам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя законность исключения из состава необходимой валовой выручки ГП на 2023г. расходов в сумме 139 651,846 тыс. руб., выявленных по результатам повторного анализа результатов деятельности за предшествующие периоды регулирования - 2018-2019г.г. - в целях исполнения предписания ФАС России, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2017 г. №863 были внесены изменения в отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в частности, внесены изменения в Основы ценообразования, в том числе в структуру (составляющие) нерегулируемых цен, в пункт 2 которых добавлены понятия:

- «эталон затрат гарантирующего поставщика» - экономически обоснованная удельная величина затрат, связанная с осуществлением регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов, устанавливаемая по статьям расходов;

- «эталонная выручка гарантирующего поставщика» - необходимая валовая выручка организации, осуществляющей деятельность в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов на основе эталонов затрат гарантирующего поставщика.

Согласно п.65 Основ ценообразования с учетом изменений, внесенных названным постановлением Правительства РФ №863, величина сбытовой надбавки ГП устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС России.

При этом при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика (эталонной выручки гарантирующего поставщика) для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой:

экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей и определяемые методом экономически обоснованных затрат;

эталоны затрат гарантирующего поставщика;

неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, включающие амортизацию основных средств, налоги, капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой гарантирующего поставщика, внереализационные расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности сетевых организаций;

выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:

- разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика, на период с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика;

- процедурой принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии;

- установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

Пункт 65 Основ ценообразования был также дополнен абзацами 12 - 16, предусматривающими следующие положения.

Если необходимая валовая выручка ГП на 2018 год или последующие годы, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат, превышает эталонную выручку ГП на соответствующий год, то доведение НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки ГП осуществляется в течение 2 лет. При этом в первый год доля эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ ГП составляет 1/2 и доля НВВ ГП, определяемой методом экономически обоснованных затрат, - 1/2. Во второй год НВВ ГП определяется в размере эталонной выручки ГП (абз.12).

Если эталонная выручка ГП на 2018 год превышает НВВ, рассчитанную методом экономически обоснованных затрат, то эталонная выручка (НВВ) ГП с использованием метода сравнения аналогов определяется путем поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки ГП. График поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предусматривает ежегодное увеличение доли эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ ГП в течение (не более) 4 лет, начиная с 2018 года (абз.13).

Если график поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов (абз.14).

При определении эталонной выручки (НВВ) ГП с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов ГП не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат ГП в доле, соответствующей доле эталонной выручки ГП в совокупной величине эталонной выручки (НВВ), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения НВВ ГП до эталонной выручки ГП (абз.15).

График поэтапного доведения НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки ГП формируется исходя из индекса изменения совокупной величины эталонной выручки (НВВ), составляющего величину не менее величины индекса потребительских цен, увеличенной на 4 процентных пункта, ежегодно (абз.16).

Распоряжением Главы Республики Бурятия №149-рг от 25 декабря 2017г. был установлен график поэтапного доведения НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки, предусматривающий долю эталонной выручки гарантирующего поставщика АО "Читаэнергосбыт" в совокупной величине необходимой валовой выручки: на 2018г. – 0,3; на 2019г. – 0,85; на 2020г. – 1.

Таким образом, порядок расчета величины сбытовой надбавки, введенный пунктом 65 Основ ценообразования в редакции Постановления Правительства РФ №863, предусматривал, что в течение переходного периода (начиная с 2018 года) расчет НВВ гарантирующего поставщика осуществляется органами регулирования тарифов с использованием двух методов - методом сравнения аналогов и методом экономически обоснованных затрат с учетом графика, установленного Распоряжением Главы Республики Бурятия №149-рг.

Постановлением Правительства Российской Федерации №2306 от 16 декабря 2021 г. абзацы 12 - 16 и 19 Основ ценообразования были признаны утратившими силу, однако это не отменяет действия названных норм в отношении предшествующих периодов регулирования, поскольку данный нормативный правовой акт принят в связи с окончанием переходного периода доведения НВВ ГП до 100% эталонных затрат.

Приказом Республиканской службы по тарифам РБ №1/44 от 26 декабря 2017г. для АО «Читаэнергосбыт» были установлены сбытовые надбавки на 2018 г.

Как следует из протокола заседания Коллегии РСТ РБ от 26 декабря 2017г., объем необходимой валовой выручки АО «Читаэнергосбыт» на 2018 год был определен в размере 657 743,607 тыс. руб.

При этом, из протокола (стр.2) видно, что полный размер НВВ (100%), определенный методом экономически обоснованных затрат составил 470 717,7 тыс. руб., размер НВВ, рассчитанный методом сравнения аналогов (эталонная выручка) составил 938 953,75 тыс. руб. (100%).

С учетом графика поэтапного доведения НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки в расчет НВВ, в целях установления сбытовых надбавок на 2018г. были включены:

НВВ ГП, определяемая методом экономически обоснованных затрат (0,70), – 328 469 170,87 руб. (470717,7 тыс. руб. х 0,70);

НВВ ГП, определяемая методом эталонных затрат (0,30), - 283 943 117,89руб. (938 953,75 тыс. руб. х 0,30);

Неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика - 2 036,465 тыс. руб.

Выпадающие доходы гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт» за предшествующий период 2016г. в размере 43 394,584 тыс. руб.

Приказом Республиканской службы по тарифам РБ №1/53 от 26 декабря 2018г. были установлены размеры сбытовых надбавок на 2019 год для АО «Читаэнергосбыт».

Как следует из протокола заседания Коллегии РСТ РБ, объем необходимой валовой выручки АО «Читаэнергосбыт» на 2019 год был определен в размере 907 743,56 тыс. руб.

При этом, как следует из протокола (стр.2), размер НВВ, определенный методом экономически обоснованных затрат составил 443 133,65 тыс. руб. (100%), размер НВВ, рассчитанный методом сравнения аналогов (эталонная выручка) составил 964 808,83 тыс. руб. (100%).

С учетом установленного поэтапного доведения НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки, в расчет НВВ, в целях установления сбытовых надбавок на 2019г. были включены:

НВВ ГП, определяемая методом экономически обоснованных затрат (0,15), – 66 470 047,38 руб. (443 133,65 тыс. руб.*0,15);

НВВ ГП, определяемая методом эталонных затрат (0,85), - 820 087 485,59 руб. (964 808,83 тыс. руб. *0,85);

Неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика - 7 611 313,56 руб.

Выпадающие доходы гарантирующего поставщика за предшествующий период, 2017г., в размере 13 574 753,17 руб.

Предписанием ФАС России от 17 февраля 2023г., в соответствии с которым РСТ Республики Бурятия проводился повторный анализ результатов деятельности ГП за 2018-2019г.г., когда действовал переходный период, было предписано с учётом установленных пунктом 2 нарушений произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в НВВ АО «Читаэнергосбыт», на основании мотивировочной части Предписания ФАС России и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статьям затрат «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования» за 2018-2019 гг., «Выпадающие доходы гарантирующего поставщика» на 2020-2022 гг.

Согласно абз.12 п.7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

В соответствии с п.5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331 предписания ФАС России носят обязательный характер и в силу абз.12 п.7 Основ ценообразования являются одним из оснований для пересмотра тарифного решения, в том числе за предшествующих период регулирования.

В целях исполнения предписания ФАС России №СП/11548/23 от 17 февраля 2023г. РСТ Республики Бурятия провела повторный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности АО «Читаэнергосбыт» за 2018-2019 гг., и определила сумму для исключения из НВВ АО «Читаэнергосбыт» в размере 139 651 846,00 руб. по статье «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования» за 2018-2019 годы., в том числе 94 045,15 тыс. руб. за 2018г., 44 706,69 тыс. руб. за 2019г. (стр.229 экспертного заключения от 12 мая 2023г.).

Результаты повторного анализа результатов деятельности предшествующих периодов отражены в разделе 3 Экспертного заключения: за 2018г. на стр.15-136, за 2019г. – на стр.225, в том числе в разделе 3.2 и 3.4. заключения дан анализ экономической обоснованности расходов предприятия по статьям затрат, результаты которого приведены в таблице №26 (стр.133) за 2018г. и в табл. №46 (стр.223) за 2019г.

Фактические экономически обоснованные расходы ГП за 2018г., выявленные в результате повторного анализа и отраженные в таблице №26, составили 522 107,67 тыс. руб., что, как следует из таблицы, меньше на 7931,03 тыс. руб. от установленных ранее РСТ РБ фактических расходов ГП, отраженных в экспертном заключении от 10 декабря 2019г.

Фактические экономически обоснованные расходы ГП за 2019г., отраженные в таблице №46, составили 609 698,95 тыс. руб., что, как следует из таблицы, меньше на 11 711, 44 тыс. руб. от установленных ранее РСТ РБ фактических расходов ГП, отраженных в экспертном заключении от 15 декабря 2020г.

В соответствии с п.7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, к которым относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (абз.11 п.7 Основ).

При этом согласно абз.18 п.7 Основ ценообразования особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 настоящего документа.

В соответствии с абз.15 п.65 Основ ценообразования при определении эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат гарантирующего поставщика в доле, соответствующей доле эталонной выручки (необходимой валовой выручки), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика.

Таким образом, из буквального толкования данных норм следует, что для доли необходимой валовой выручки, рассчитанной методом экономически обоснованных затрат, данный анализ при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика является обязательным и осуществляется в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, о чем указал в своих пояснениях по настоящему делу и ФАС России. Для доли эталона затрат ГП такой анализ проводиться не должен.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в рамках исполнения Предписания сравнительному анализу подлежал лишь размер затрат, определенный методом экономически обоснованных расходов за соответствующий период с фактическими затратами ГП, установленными в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности ГП за 2018-2019г.г. в доле, определенной на соответствующий год. Не подлежали сравнительному анализу фактические расходы ГП с эталонами затрат, которые определяются иными методами (в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2017г. №1554/17) и для которых установлен иной порядок учета их отклонения от фактических расходов.

Иное противоречило бы сути и принципам установленного абз.12-16 п.65 Основ ценообразования переходного периода, направленного на поэтапное доведение НВВ гарантирующего поставщика до эталонной выручки.

Изложенные нормы тарифным органом при исполнении Предписания ФАС России были нарушены, поскольку размер НВВ ГП, установленный в результате повторного анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2018, 2019г.г. сравнивался с совокупным НВВ ГП, который включал в себя затраты, определенные как методом экономически обоснованных затрат, так и затраты ГП, определенные методом эталонов затрат в соответствующих долях, а также выпадающие доходы за предшествующие периоды регулирования и неподконтрольные расходы ГП (стр.228 экспертного заключения от 12 мая 2023г.).

Так, как следует из раздела 3.5 Экспертного заключения от 12 мая 2023г. (стр.стр.226-229, табл. №48), регулирующим органом установленный в результате анализа фактических затрат НВВ за 2018, 2019г.г. сравнивался с совокупным НВВ, в результате было чего было выявлено отклонение от плановых затрат в размере 135 635,94 тыс.руб. (2018г.) и 298 044,61 тыс.руб. (2019г.), которые с учетом графика поэтапного доведения НВВ до эталонов были учтены тарифным органом в размере 94 945,15 тыс. в 2018г. (135 635,94 тыс.руб. х 0,70) и 44 706,69 тыс. руб. в 2019г. (298 044,61 тыс.руб. х 0,15), что в совокупности составило 139 651,85 тыс. руб. к исключению, которые оспариваются истцом.

Утвержденные РСТ Республики Бурятия итоги указанного экспертного анализа отражены в протоколе коллегии РСТ РБ от 26 мая 2023г.

Такой подход нельзя признать правильным, поскольку, как следует из изложенных ранее норм, сравнительному анализу подлежал лишь размер затрат, определенный методом экономически обоснованных расходов за соответствующий период с фактическими затратами ГП, установленными в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности ГП за 2018-2019г.г. в доле, определенной на соответствующий год.

Так, на стр. 228 Экспертного заключения регулятор установил, что по результатам проведенного анализа за 2018-2019г.г. установлено, что фактическая НВВ ГП в части, определяемой методом экономически обоснованных затрат превышает план за 2018г. на 35 049,03 тыс. руб., за 2019г. – на 24705,62 тыс. руб., которые подлежат дополнительному учету на последующий период регулирования.

Установлено было также превышение фактических расходов над плановыми и в части неподконтрольных расходов за 2018г. на 759,49 тыс. руб. При этом, как указано в экспертном заключении, в соответствии с формулами 15,67 и 79 Методических указаний №1554/17 уже исключены из НВВ на 2021г. расходы в размере 5 750,2 тыс. руб., на 2020г. учтены расходы в сумме 759,49 тыс. руб.

Учитывались ли указанные суммы при определении сумм, подлежащих к исключению, из экспертного заключения неясно.

При этом суд также отмечает, что в плановую НВВ гарантирующего поставщика были включены суммы недополученных доходов ГП за предшествующие периоды: 43 394,85 тыс. руб. в 2018г., 13 574,70 тыс. руб. в 2019г., которые в соответствии с абз.6 п.65 Основ ценообразования включаются в НВВ отдельной строкой и также не подлежали сравнительному анализу с фактическими расходами ГП за соответствующие периоды.

При этом суд не находит оснований согласиться с доводами истца о необходимости включения в НВВ сумм превышения фактических расходов над плановыми, поскольку это выходит за рамки имеющего обязательную силу для регулятора предписания ФАС России, в котором указано о необходимости исключения выявленных экономически необоснованных расходов и отсутствуют ссылки на необходимость анализа доходов ГП. При этом проверка тарифных решений, утративших силу в связи с истечением срока их действия, в силу п.1 ст.210 КАС РФ в компетенцию суда не входит.

Истец также ссылался на нарушение п. 57 Методических указаний при определении НВВ гарантирующего поставщика на 2020 г. в части, определяемой методом эталонных затрат, поскольку в расчете не учтена величина ?РДi-2, рассчитанная за 2018 год.

Согласно п. 57 Методических указаний №1554/17 отклонение величины выпадающих доходов, учтенных при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), от сложившихся за указанный период регулирования (i - 2), рассчитывается по формуле (82):

Где ?РДi-2 - отклонение стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой ГП для целей поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей, за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), руб.

Орган регулирования ссылается на отсутствие расчета величины ?РДi-2 при подаче Гарантирующим поставщиком заявления об установлении сбытовой надбавки на 2020г. и приложенных к нему материалах (величина ?РДi-2 указана «0»).

Суд не находит оснований согласиться с доводами истца в указанной части, поскольку п. 7 Основ ценообразования содержит закрытый перечень случаев, когда могут быть пересмотрены установленные цены (тарифы) за прошедшие периоды регулирования.

Как было указано ранее, имеющее обязательную силу предписание ФАС России от 17 февраля 2023г. содержит указание о необходимости дополнительного анализа и исключения выявленных экономически необоснованных расходов, в том числе по статье затрат «выпадающие доходы гарантирующего поставщика» на 2020-2022г.г.

Поскольку Предписание ФАС России не содержит положений, указывающих на необходимость включения в НВВ АО «Читаэнергосбыт» дополнительных сумм расходов по результатам его исполнения, у тарифного органа отсутствовали основания для пересмотра включения в НВВ ГП дополнительных сумм, связанных с учетом величины ?РДi-2.

Поскольку в названном случае истцом оспаривается фактически утратившее силу тарифное решение предшествующего периода, у суда отсутствуют в силу п.1 ст.210 КАС РФ основания для его проверки в порядке абстрактного нормоконтроля.

По изложенным мотивам суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ РСТ Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года №1/31 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке» (в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 мая 2023 года №1/9) подлежит признанию недействующим с момента принятия с учетом того, что имеет ограниченный срок действия.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Абзацем 13 п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрена обязанность регулирующего органа принять решение об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на РСТ Республики Бурятия обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании и на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Читаэнергосбыт» ТП «Энергосбыт Бурятии» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года №1/31 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО «Читаэнергосбыт», поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке» (в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 мая 2023 года №1/9).

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу принять акт, заменяющий признанный судом недействующим Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года №1/31 (в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 мая 2023 года №1/9).

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Бурятия на официальном Интернет-портале правовой информации.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Б. Казанцева

Решение в окончательном виде

Изготовлено 6 декабря 2023г.