Дело № 3а-21/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
при секретаре Чуйковой Ю.В.,
с участием представителя административного истца первого заместителя прокурора Камчатского края Федорук И.Ю., представителя административного ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО1, представителя заинтересованного лица Губернатора Камчатского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края о признании приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года № 692-п «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц» недействующим с даты вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с указанным административным иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт в части возложения на краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – КГКУ «Центр выплат») полномочий по предоставлению соответствующей государственной услуги с принятием итогового решения о ее предоставлении (об отказе в предоставлении) не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, ст.ст. 6, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В обоснование указал, что согласно Административному регламенту предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц (далее – Административный регламент) предоставление Министерством социального развития и труда Камчатского края данной государственной услуги осуществляется через КГКУ «Центр выплат», на которое, в частности, возложены полномочия по принятию решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги. Вместе с тем указанные полномочия переданы в отсутствие сформированного государственного задания (заказа) на оказание учреждением соответствующей государственной услуги. Кроме того, данная государственная услуга не включена в перечень дополнительных услуг, оказываемых государственными учреждениями в регионе, который утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
По мнению административного истца, невыполнение ответчиком данных условий исключает возможность оказания соответствующей государственной услуги КГКУ «Центр выплат» и влечет нарушение прав Российской Федерации на законодательное регулирование вопросов в сфере предоставления государственных услуг.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО3 полагает доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что позиция истца основана на произвольном толковании приведенных норм бюджетного законодательства и положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и не учитывает допускаемых указанным Федеральным законом способов организации предоставления государственных услуг в Камчатском крае. В частности, истцом не учено, что КГКУ «Центр выплат» является казенным учреждением, подведомственным Министерству социального развития и труда Камчатского края, при этом оно не определено никакими нормативными правовыми актами Камчатского края в качестве государственного учреждения, непосредственно предоставляющего рассматриваемую государственную услугу, а является организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги данным Министерством. В связи с этим не имеется правовых оснований для включения государственной услуги в федеральный и региональный перечни услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание. Также указывает, что Бюджетный кодекс РФ не содержит требований об обязательном формировании государственного задания для казенных государственных учреждений. В связи с изложенным полагает, что установленный порядок участия КГКУ «Центр выплат» в предоставлении государственной услуги, реализуемый в рамках законодательно закрепленных полномочий субъекта Российской Федерации, не противоречит действующему федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО1 в судебном заседании исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Губернатора Камчатского края ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в связи с необоснованностью заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В силу ч. 6 Раздела III Рекомендаций по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23 ноября 2010 года № 109, административные регламенты предоставления государственных услуг утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказами, постановлениями), к компетенции которых относится предоставление соответствующей государственной услуги, либо нормативными правовыми актами вышестоящих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частями 1.1, 1.8 Положения о Министерстве социального развития и труда Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 423-П, установлено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере социального развития и труда Камчатского края, и имеет подведомственные краевые государственные учреждения для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
Указанным Положением к числу полномочий Министерства социального развития и труда Камчатского края отнесены, в частности, осуществление организационно-методического руководства и координации деятельности по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию граждан в Камчатском крае (п. 1 ч. 2.1), разработка и обеспечение реализации федеральных программ и государственных программ Камчатского края в сфере социального развития и труда Камчатского края (п. 2 ч. 2.1), осуществление контроля за деятельностью подведомственных краевых государственных учреждений, укреплением их материально-технической базы (п. 10 ч. 2.1).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года № 692-п, опубликованным 7 июля 2016 года в официальном печатном издании «Официальные Ведомости», выпуск № 158-160, утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц». Последняя редакция указанного акта утверждена приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 17 октября 2017 года № 1134-п.
Частью 1 Административного регламента предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц.
Согласно ч. 2 Административного регламента данная государственная услуга предоставляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» и его филиалы.
В соответствии с ч.ч. 21, 22 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является назначение компенсации расходов либо отказ гражданину в назначении компенсации расходов.
Принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги осуществляется КГКУ «Центр выплат» не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, перечисленных в частях 24 и 27 настоящего Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
Частью 3 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из изложенного, довод административного истца о том, что полномочия по оказанию рассматриваемой государственной услуги были переданы Министерством социального развития и труда Камчатского края в адрес КГКУ «Центр выплат» в отсутствие сформированного государственного задания (заказа) на оказание данным учреждением соответствующей государственной услуги, является необоснованным, поскольку КГКУ «Центр выплат» является учреждением, подведомственным Министерству социального развития и труда Камчатского края, созданным для реализации его полномочий в установленной сфере деятельности, то есть в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги Министерством социального развития и труда Камчатского края.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие статьям 6, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что доводы истца в указанной части являются необоснованными по следующим основаниям.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает основные понятия и термины, применяемые в данном Кодексе, в частности, понятия государственных (муниципальных) услуг (работ), государственного (муниципального) задания и казенного учреждения, которым оспариваемый акт не противоречит.
Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ определяет направления, на которые могут предоставляться бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), при этом предметом регулирования статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ являются требования к содержанию государственного (муниципального) задания, порядку формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями, а также в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, требования к финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания, а также условия признания государственного (муниципального) задания невыполненным.
Вместе с тем, поскольку рассматриваемую государственную услугу в соответствии с Административным регламентом оказывает Министерство социального развития и труда Камчатского края, данные нормы Бюджетного кодекса РФ не могут быть положены в обоснование вывода о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
При этом суд также считает, что оснований для признания недействующим приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года № 692-п, которым утвержден оспариваемый Административный регламент, как о том заявлено в исковом заявлении, не имеется, поскольку данный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Министерства социального развития и труда Камчатского края, являющегося исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим правоприменительные функции в сфере социального развития и труда Камчатского края по нормативному правовому регулированию и предоставлению государственных услуг.
Каких-либо оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом также не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска первого заместителя прокурора Камчатского края о признании приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года № 692-п «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц», недействующим с даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По этим основаниям суд приходит к выводу об отказе первому заместителю прокурора Камчатского края в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска первому заместителю прокурора Камчатского края о признании приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года № 692-п «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц», недействующим с даты вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Чаднов
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 октября 2018 года.
ВЕРНО:
Председательствующий О.В. Чаднов