ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-21/19 от 22.04.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-21/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 22 апреля 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Назарова А.А., представителей административного истца муниципального унитарного предприятия «Новоторъяльский водоканал» Бушуева П.В. и Ивлевой Е.В., представителя административного ответчика Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Беляевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Новоторъяльский водоканал» о признании недействующими приказов Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы», от 13 декабря 2016 года
№ 159т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т», от 12 декабря 2017 года № 61т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т» в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы,

УСТАНОВИЛ:

16 ноября 2015 года Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл принят приказ № 132т «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые
МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на
2016 – 2018 годы» (далее – приказ от 16 ноября 2015 года № 132т), который зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 23 ноября 2015 года за № 121220150127, опубликован 24 ноября 2015 года на портале «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo (mari-el.gov.ru)). Пунктом 3 данного приказа установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы согласно приложению № 2.

13 декабря 2016 года Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл принят приказ № 159т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т» (далее - приказ от
13 декабря 2016 года № 159т), который зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 20 декабря 2016 года за
№ 121220160148, опубликован 22 декабря 2016 года на портале «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo (mari-el.gov.ru)). Пунктом 2 данного приказа внесены изменения в приказ от 16 ноября 2015 года № 132т с изложением приложения № 2 к приказу в новой редакции.

12 декабря 2017 года Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл принят приказ № 61т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т» (далее – приказ от
12 декабря 2017 года № 61т), который зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 20 декабря 2017 года за
№ 121220170076, опубликован 21 декабря 2017 года на портале «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo (mari-el.gov.ru)). Пунктом 1 данного приказа внесены изменения в приказ от 16 ноября 2015 года № 132т с изложением приложения № 2 к приказу в новой редакции.

Муниципальное унитарное предприятие «Новоторъяльский водоканал» (далее – МУП «Новоторъяльский водоканал», предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше приказов в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемых МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы, ссылаясь на следующее. Установленные оспариваемыми приказами тарифы на питьевую воду и водоотведение не являются экономически обоснованными, поскольку Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл при определении размера тарифа на питьевое водоснабжение неверно определены объемы отпуска воды. Регулирующий орган, устанавливая размер всех оспариваемых тарифов на 2016 год, необоснованно не включил в тариф нормативную прибыль. При расчете тарифа на холодное водоснабжение не были приняты к расчету экономически обоснованные виды расходов: расходы на материалы и малоценные основные средства, расходы на теплоэнергию. При расчете тарифа на водоотведение не были приняты к расчету расходы на материалы и малоценные основные средства, расходы на теплоэнергию, а на 2016 год также расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.

В дополнении к административному исковому заявлению от 26 марта 2019 года административный истец указал, что при принятии тарифного решения на 2016-2018 годы регулирующим органом не были учтены экономически обоснованные расходы в размере 1371,26 тыс. рублей по холодному водоснабжению и 1135,13 тыс. рублей по водоотведению, заявленные предприятием. Административный ответчик в нарушение
пункта 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования), и пунктов 4, 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной тарифной службы от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания), не использовал для расчета тарифов расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, а использовал плановую величину объема поднятой воды, уменьшенную на уровень потерь воды в размере
7,2 %, установленный в качестве долгосрочного параметра регулирования деятельности МУП «Новоторъяльский водоканал» на 2016-2018 годы.

С учетом дополнения к административному исковому заявлению от
18 апреля 2019 года административный истец просит суд признать недействующими приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т, от 13 декабря 2016 года № 159т, от 12 декабря 2017 года № 61т в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемых
МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016-2018 годы, обязать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл при корректировке тарифов на питьевую воду для МУП «Новоторъяльский водоканал» на 2020 и 2021 годы учесть недополученные доходы МУП «Новоторъяльский водоканал» по водоснабжению за период регулирования 2016-2018 годы в сумме
3825,652 тыс. рублей, обязать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл при корректировке тарифов на водоотведение на 2020 и 2021 годы учесть недополученные доходы МУП «Новоторъяльский водоканал» по водоснабжению за период регулирования 2016-2018 годы в сумме
5238,7 тыс. рублей.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл просит в удовлетворении требований отказать, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленном законом порядке, прошли регистрацию в Министерстве юстиции Республики Марий Эл. Административным истцом не доказано нарушение оспариваемыми приказами прав и законных интересов МУП «Новоторъяльский водоканал», а также их противоречие нормативным правовым актам более высокой юридической силы. Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение на 2016-2018 годы, рассчитанные методом индексации, были предварительно согласованы с предприятием. МУП «Новоторъяльский водоканал» при установлении (корректировке) тарифов на 2017 год и на 2018 год с заявлением об установлении тарифов в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе в связи с выпадающими доходами, не обращалось, открытие и рассмотрение дел было осуществлено по инициативе органа регулирования согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Правила регулирования тарифов). Заявление административного истца о том, что регулирующий орган не учел экономически обоснованные расходы в размере 1371, 26 тыс. рублей по холодному водоснабжению и 1135,13 тыс. рублей по водоотведению противоречит пункту 30 Правил регулирования тарифов. Примененный административным истцом порядок расчета подлежащих возмещению недополученных доходов, а также доводы о возможности возмещения убытков за счет бюджета не основаны на законе. Признание оспариваемых приказов недействующими не приведет к пересмотру тарифного решения на период 2019-2023 годов. Административным истцом пропущен срок оспаривания приказов, поскольку срок их действия истек.

В судебном заседании представители МУП «Новоторъяльский водоканал» Бушуев П.В. и Ивлева Е.В. административное исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в заявлении, пояснили, что не согласны с экспертными заключениями на формирование статей затрат на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы (далее – экспертное заключение, тарифное дело № 19-06/36-2015, № 19-07/20-2015,
т. 1) в части формирования натуральных показателей, формированием численности и среднемесячной оплаты труда, формированием общехозяйственных расходов, ремонтных расходов, налогов и сборов, не учтена предпринимательская прибыль гарантирующей организации. Представитель Ивлева Е.В. также пояснила, что указанные в первоначальном административном исковом заявлении размеры не принятых регулирующим органом при расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение расходов на материалы и малоценные основные средства, расходов на теплоэнергию, а также расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, являются некорректными.

Представитель Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Беляева Н.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что предложенный административным истцом расчет объема отпуска воды, принятых сточных вод является неправильным. Порядок возмещения недополученных доходов установлен Законом о водоснабжении, пунктом 15 Основ ценообразования, возможность применения которого для административного истца не упущена.

Выслушав объяснения представителей административного истца Бушуева П.В. и Ивлевой Е.В., представителя административного ответчика Беляевой Т.В., заслушав показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части признания недействующими нормативных правовых актов о тарифах в части показателей таблиц приложений к нормативным правовым актам, с возложением на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от
7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов, а также Методическими указаниями.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 29 пункта 9 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года
№ 148 (действовало до 12 февраля 2018 года), министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в сфере государственного регулирования водоснабжения и водоотведения, в том числе по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время полномочия по осуществлению указанных функций возложено на Министерство промышленности экономического развития и торговли Республики Марий Эл (подпункт 30 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 года № 49).

Приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т, от 13 декабря
2016 года № 159т, от 12 декабря 2017 года № 61т опубликованы на портале «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo (mari-el.gov.ru)).

В соответствии со статьей 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» и пунктом 4 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» официальным опубликованием правовых актов Правительства Республики Марий Эл считается первое размещение (опубликование) их текстов на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Учитывая нормы Положения о Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл, приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 26 января 2015 года № 12
«О правлении Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл», суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме и опубликованы в предусмотренном законодательством порядке.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что производство по настоящему административному делу подлежит прекращению в связи с истечением срока действия оспариваемых в части нормативных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 названного Кодекса утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав и законных интересов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указал, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Исходя из характера правовых отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в силу предмета таких отношений, тарифы, применяемые для расчетов, устанавливаются на определенный год. Вместе с тем, при разрешении вопроса о возмещении недополученных доходов организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды.

Оспариваемые в части нормативные правовые акты применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

Таким образом, факт того, что приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т, от 13 декабря 2016 года № 159т, от 12 декабря 2017 года № 61т прекратили действие в связи с истечением срока их применения, не может служить препятствием для их оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.

МУП «Новоторъяльский водоканал» в период 2016-2018 годов оказывало услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Новоторъяльского района Республики Марий Эл по тарифам, установленным методом индексации приказами Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т, от 13 декабря 2016 года № 159т, от 12 декабря 2017 года
№ 61т.

В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования тарифов), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.

На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями, исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).

Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.

Расчет объема принятых сточных вод на очередной год согласно пункту 8 Методических указаний осуществляется в соответствии с указанной выше формулой с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6, на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).

Между тем из экспертного заключения и представленного суду административным ответчиком расчета объема отпуска воды и объема принятых сточных вод видно, что орган регулирования вместо фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год Qi-2
(2014 год) применил плановый объем, утвержденный министерством при установлении тарифов на 2014, 2015 годы.

Поскольку такая возможность прямо не предусмотрена Методическими указаниями, плановый объем отпуска питьевой воды и плановый объем принятых сточных вод, рассчитанных регулирующим органом для МУП «Новоторъяльский водоканал» на 2016 год, не может быть признан достоверным.

Довод представителя административного ответчика о том, что в силу положений пункта 5 Методических указаний темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год, с учетом изложенного выше не может быть принят во внимание.

Кроме того, согласно пункту 19 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.

В связи с недостоверным определением планового объема отпуска питьевой воды и планового объема принятых сточных вод, рассчитанных регулирующим органом для МУП «Новоторъяльский водоканал» на
2016 год, не могут быть признаны достоверными и расчеты указанных показателей на 2017 и 2018 годы, как производные от первоначального расчета соответствующих объемов на 2016 год, в том числе и при корректировке тарифов приказами от 13 декабря 2016 года № 159т, от
12 декабря 2017 года № 61т.

В соответствии с пунктами 74, 76 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б»
пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала учитываются в составе производственных, ремонтных и административных расходов. Размер фонда оплаты труда определяется согласно Методическим указаниям с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также прогнозного индекса потребительских цен (пункты 39 - 41, 52 Основ ценообразования).

Пунктом 17 Методических указаний установлена следующая последовательность использования сведений при определении расходов на оплату труда: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Представитель административного ответчика Беляева Т.В. и свидетель Царегородцева Л.В. пояснили суду, что определение расходов на оплату труда при расчете тарифов произведено в соответствии с пунктом 17 Методических указаний исходя из параметров отраслевого тарифного соглашения.

Данное обстоятельство и правильность расчета представителями административного истца не оспаривались, их доводы о необходимости использования для определения расходов на оплату труда размера фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования не основаны на законе.

Доводы административного истца о неправильном формировании регулирующим органом при расчете тарифов операционных расходов в части расчета размера ремонтных расходов, налогов и сборов подлежат отклонению как не основанные на законе и материалах тарифного дела.

Так, в обоснование предложенных МУП «Новоторъяльский водоканал» расходов на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг МУП «Новоторъяльский водоканал» в 2015 году не были представлены при утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение документы, подтверждающие обоснованность расходов на аренду транспорта (договоры аренды, иные соглашения). Также не представлен расчет обоснованности предложенных МУП «Новоторъяльский водоканал» общехозяйственных расходов.

При формировании производственной программы согласно объяснениям директора МУП «Новоторъяльский водоканал» Бушуева П.В. были оставлены затраты только на капитальный ремонт, в связи с чем исключение из ремонтных расходов плановых расходов на текущий ремонт является обоснованным. При этом согласно объяснениям представителя административного ответчика Беляевой Т.В. и свидетеля
Царегородцевой Л.В. на текущий ремонт подлежали направлению средства по статье «Амортизация» в связи с отсутствием у предприятия инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 30 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются:

налог на прибыль;

налог на имущество организаций;

земельный налог;

водный налог и плата за пользование водным объектом;

транспортный налог;

прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов;

плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

Поскольку МУП «Новоторъяльский водоканал» применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», то по графе «Прочие налоги и сборы» органом регулирования учтены расходы по уплате указанного налога с учетом снижения необходимой валовой выручки.

Также подлежат отклонению доводы административного истца о не учете органом регулирования предпринимательской прибыли.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению. Размер расчетной предпринимательской прибыли определяется в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования.

Суд приходит к выводу, что Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл обоснованно не включило в состав необходимой валовой выручки расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации, поскольку при подаче документов об установлении тарифов, в ходе рассмотрения дел об установлении и корректировке тарифов МУП «Новоторъяльский водоканал» сведений о том, что предприятие является гарантирующей организацией, обоснование величины расчетной предпринимательской прибыли и соответствующий расчет не предоставило, хотя учет данного показателя носит заявительный характер исходя из законодательства в сфере тарифного регулирования, в том числе Правил регулирования тарифов.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т, от 13 декабря 2016 года № 159т,
от 12 декабря 2017 года № 61т в оспариваемой части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы, подлежат признанию недействующими.

Поскольку данные нормативные правовые акты в оспоренной части применялись, на их основе осуществлялись расчеты с гражданами и организациями, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в
пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). С учетом вновь принятого нормативного правового акта подлежит урегулированию вопрос о недополученных доходах МУП «Новоторъяльский водоканал», в случае их наличия, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При принятии нового нормативного правового акта, в том числе о корректировке тарифов, Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, исходя из положений части 1 статьи 34 Закона о водоснабжении, подпункта «а» пункта 3 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17 января 2013 года № 6, Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543, следует руководствоваться презумпцией достоверности информации, представленной организациями через федеральную государственную информационную систему «Единая информационно-аналитическая система ФСТ России».

В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Однако определение размера параметров, в том числе необходимой валовой выручки, на основании которых рассчитывается тариф, находится в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким образом, в остальной части административный иск МУП «Новоторъяльский водоканал» удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение 30 дней со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики
Марий Эл.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы» (приложение № 2), от 13 декабря 2016 года № 159т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т» (приложение № 2), от 12 декабря 2017 года № 61т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т» (приложение № 2) в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы.

Возложить на Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие приложения № 2 к приказам Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП «Новоторъяльский водоканал» на территории муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район», на 2016 – 2018 годы», от 13 декабря 2016 года № 159т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т», от 12 декабря
2017 года № 61т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года № 132т».

В удовлетворении остальной части административного иска муниципального унитарного предприятия «Новоторъяльский водоканал» отказать.

Взыскать с Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в пользу муниципального унитарного предприятия «Новоторъяльский водоканал» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение 30 дней со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл Братухин В.В.

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2019 года.