Уникальный идентификатор дела
18OS0000-01-2019-000374-55
Дело № 3а-21/2020 (3а-365/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Гильмановой Д.Т.,
с участием
административного истца ***,
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании 1018310094301 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107,108),
представителя административного ответчика БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» - Холмогоровой О.Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании БВС от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109,110),
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - Лазаревой М.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом ВСВ 1379057 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номкр 73277 от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости,
установил:
*** (далее по тексту – ***, административный истец) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» с требованием:
установить кадастровую стоимость объектов недвижимости –
1. нежилое помещение с кадастровым номером № помещение № в здании вещевого рынка, назначение: нежилое, общая площадь: 46,4 кв.м., этаж: 3, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>;
2. нежилое помещение с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 102,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение №;
3. нежилое помещение с кадастровым номером №, помещение № в здании вещевого рынка, назначение: нежилое, общая площадь: 42,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>,
- по состоянию на 1 января 2018 года в размере, равном их рыночной стоимости.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, которые включены в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года № 502 по состоянию на 1 января 2018 года. В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года № 502 кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в размере 3 166 122,81 руб. (кадастровый номер объекта №), 1 429 067,10 руб. (кадастровый номер объекта №), 1 318 191, 21 руб. (кадастровый номер объекта №), что подтверждается отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс» (том № л.д.9-12).
Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, производство по делу приостановлено до истечения срока проведения экспертизы и получения экспертного заключения (том № л.д.163-170).
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости возобновлено, назначено судебное заседание (том № л.д.130,131).
В судебном заседании *** заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске; просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной, которая указана в отчете об оценке.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Тихомирова К.Ю. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, полагала возможным установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» - Холмогорова О.Л. против удовлетворения административных исковых требований не возражала, ранее представила письменные пояснения, согласно которым:
«Руководствуясь Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке», БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» была проведена процедура государственной кадастровой оценки помещений, объект незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2018 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2018 года №502.
Указанным актом, в том числе, утверждена кадастровая оценка объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:
- с кадастровым номером № (помещение №, общая площадь: 46,4 кв.м., этаж: 3) в размере 1 407 499,26 руб.;
- с кадастровым номером № (помещение №, общая площадь: 102,8 кв.м., этаж: 2) в размере 3 166 122,81 руб.;
- с кадастровым номером № (помещение №, общая площадь: 42,8, этаж: 2) в размере 1 318 191,21 руб.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» произвело оценку кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, в том числе которых определена кадастровая оценка объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 1 407 499,26 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, пункт 547)» (том № л.д.120-130).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике – Лазарева М.В. по существу заявленных требований не возражала, однако полагала, что установлению подлежит стоимость объектов недвижимости определенная заключением эксперта.
Ранее от представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике поступали письменные пояснения, согласно которым:
«Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, обращает внимание суда, что 6 марта 209 года внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером № на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного БУ УРП «ЦКО БТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимости равна 1 407 499,26 руб.
Управление не возражает против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» (том № л.д. 118).
От представителя заинтересованного лица Администрации МО «город Можга» - Куракиной И.Ф. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о рассмотрении дела без её участия (вх. №).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Администрации МО «город Можга».
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (часть 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что:
- на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ*** является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 102,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение № (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ) (том № л.д. 16,17);
- на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ*** является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 46,4 кв.м., этаж: 3, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение № (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ) (том № л.д. 18,19);
- на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ*** является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 42,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение № (номер и дата государственной регистрации права: № от 22 мая 207 года), имеется ограничение и обременение объекта недвижимости – ипотека (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основание государственной регистрации: договор ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ№) (том № л.д. 20,21).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 3 166 122,81 руб. (л.д.22).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 429 067,10 руб. (л.д.23).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 318 191,21 руб. (л.д.24).
Указанная кадастровая стоимость нежилого помещения определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2018 г. N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2018 года" (далее Постановление № 502).
Постановление № 502 принято в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Правительство Удмуртской Республики осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке": наделение бюджетного учреждения Удмуртской Республики полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункт 36.1 статья 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года N 29-РЗ "О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики").
Распоряжением правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 г. № 1383-р "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах" в соответствии с указанными положениями статьи 6 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и пункта 36.1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года N 29-РЗ "О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики" принято решение о проведении на территории Удмуртской Республики государственной кадастровой оценки, в том числе в 2018 году - помещений, объектов незавершенного строительства, с поручением Бюджетному учреждению Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости" обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости» произвело оценку кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, в том числе которых определена кадастровая оценка объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 1 407 499,26 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, пункт 547)» (том № л.д.122-130).
Согласно ответу на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:29:004205:150 определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 407 499, 26 руб. (том № л.д.184).
Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Правительство Удмуртской Республики и Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации объектов недвижимости"
Указанным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее по тексту – Закон) урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Статья 22 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статья 22 Закона).
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В связи с чем, суд признаёт, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами № являются ранее учтёнными, вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на ДД.ММ.ГГГГ (таблица № «<адрес>» №), а потому их кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, судом учитывается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта БУ УР «ЦКО БТИ» об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № и составляет 1 407 499,26 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости установлен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и равен 30 597,81.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № подлежит установлению на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закон Удмуртской Республики от 18.11.2014 № 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости с 2018 года.
Учитывая, что обращение в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является обязательным при оспаривании кадастровой стоимости утвержденной в порядке, предусмотренном Законом, поэтому суд приходит к выводу, что административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость указанного нежилого помещения не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает его права, поскольку увеличивает размер налога на имущество физических лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - Отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 24.20 Закона).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами № административный истец по настоящему делу представил в суд Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс», согласно которому рыночная стоимость:
- нежилого помещения с кадастровым номером №, помещение № в здании вещевого рынка, назначение: нежилое, общая площадь: 46,4 кв.м., этаж: 3, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в размере 836 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, помещение №, назначение: нежилое, общая площадь: 102,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в размере 1 747 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, помещение №, назначение: нежилое, общая площадь: 42,8, этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в размере 771 000 руб. (том № л.д. 26-94).
В случае, когда лица участвующие в деле возражают против удовлетворения заявленных требований, они обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьёй 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если возникли сомнения в обоснованности Отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с чем, определением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «<адрес>» о проведении судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами №. Проведение экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Инком-Эксперт». На разрешение экспертов поставлены вопросы об определении рыночной стоимости объектов недвижимости – нежилых помещений с кадастровыми номерами № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию Отчёта об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, к описанию объекта оценки, к методам расчёта рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Инком-Эксперт» Петровой Е.А. проведена судебная оценочная экспертиза, о чём составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому:
«1 - рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 024 000 рублей;
2 - рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 104 000 рублей;
3- рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 328 000 рублей;
оценщиком допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, федерального закона об оценочной деятельности предъявляемых к содержанию Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, к методам расчета рыночной стоимости объекта:
- допущена методологическая ошибка при расчете стоимости объекта капитального строительства (стоимость ОКС не выделена из единого объекта недвижимоcти – нежилого помещения с учетом прав на часть относящегося к нему земельного участка);
- анализ рынка объектов оценки произведен не полно;
- не соблюдены формальные требования, Предъявляемые к оформлению отчета (отсутствуют задачи проведения оценки; анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости представлен в отчете без приведения интервалов значений этих факторов).
Указанные нарушения оказывают влияние на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
В целом информация, использованная оценщиком при расчете стоимости объекта оценки, является достоверной, проверяемой.
По мнению эксперта, оценщиком правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости.
Нарушения требований федеральных стандартов оценки, федерального закона об оценочной деятельности, предъявляемых к описанию объекта оценки в Отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ не выявлены. Ошибки при выполнении математических действий не выявлены» (том № л.д. 2-129).
Правильность выводов эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.
Оценив экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает его достоверным, оснований не доверять выводам эксперта, не имеется.
При этом суд исходит из того, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта; соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), противоречий которому судом не установлено.
Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные судом вопросы, в том числе описание объекта оценки, объектов-аналогов, методику отбора последних, аргументацию применения необходимых корректировок.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые по смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеют для суда заранее установленной силы, и оценивается наравне с другими доказательствами.
В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены судом перед экспертом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт даёт заключение, основываясь на результатах проведённых исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
В силу статьи 25 вышеназванного Федерального закона № 73-ФЗ в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием применённых методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам; должны быть приложены иллюстрирующие его материалы.
Профессиональное суждение Эксперта Петровой Е.А. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведёнными расчётами. Итоговый вывод о величинах рыночной стоимости объектов недвижимости – нежилых помещений с кадастровыми номерами 18:29:004205:151, 18:29:004205:150, 18:29:004205:139, не является произвольным, поскольку основан экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик, расчётных показателей стоимости и корректировок с использованием согласованности результатов сравнительного и доходного подходов, обоснование отказа от применения затратного подхода, а также других методов оценки в рамках сравнительного и доходного подходов обоснован экспертом и не вызывает сомнений.
Эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки (ФСО); его заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках согласованности использованных сравнительного подхода и доходного является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов отобраны те, что наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведённых исследований является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с доказательствами, представленными в материалы дела.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения от ДД.ММ.ГГГГ№, участниками процесса не представлено.
Исходя из чего, суд не находит оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности, обладающий опытом работы и соответствующими знаниями в данной области.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Представленный административным истцом Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, не может быть признан судом надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим установленную оценщиком итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, поскольку данный Отчёт вызывает сомнения в правильности выводов оценщика.
Указанные выше нарушения оказали влияние на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
В связи с вышеизложенным Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть положен в основу решения, поскольку опровергается заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№.
В данном случае требования административного истца подлежат удовлетворению. Однако размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 18№ устанавливается равным их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№ руб. как наиболее достоверный:
1 - объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 024 000 рублей;
2 - объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 104 000 рублей;
3- объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 328 000 рублей.
Вместе с тем, судом учитывается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта БУ УР «ЦКО БТИ» об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № и составляет 1 407 499,26 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости установлен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и равен 30 597,81; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ (том № л.д.184)
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № подлежит установлению на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налога, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, является обоснованным.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения изложены в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен, поскольку оспариваемые результаты внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, а административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 102,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение №, в размере его рыночной стоимости равной 2 328 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № назначение: нежилое, общая площадь: 46,4 кв.м., этаж: 3, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение №, в размере его рыночной стоимости равной 1 104 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общая площадь: 42,8 кв.м., этаж: 2, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, помещение №, в размере его рыночной стоимости равной 1 024 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления Блиновой Александры об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - 4 апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено 13 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова