ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-21/2016 от 22.08.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а - 21/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2016 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участиемпомощника прокурора Холманских Т.А.,

административного истца ФИО1,

представителя административногоответчикаокружной избирательной комиссии ФИО2,

секретаря Филатовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 220 «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ» об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 09.08.2016 №14/26,

УСТАНОВИЛ:

Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2016 № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 18 сентября 2016 года.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 220 «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ» от 09.08.2016 № 14/26 (далее окружная комиссия) ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

ФИО1 обратился в суд ЕАО с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления окружной избирательной комиссии.

Требования мотивировал тем, что при участии в выборах кандидат в соответствии с законодательством проходит обязательные стадии избирательного процесса, в том числе уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении в кандидаты, подачи заявления и сведений о себе, открытие специального избирательного счёта и начала формирования избирательного фонда, изготовления подписных листов, сбора подписей в свою поддержку, повторной сдачи уточнённых сведении и подписных листов с собранными подписями для проверки в окружную избирательную комиссию, регистрации в качестве кандидата.

Для регистрации кандидата, в окружную избирательную комиссию представляются документы в соответствии со ст.47 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

При сдаче документов в окружную избирательную комиссию он сообщил, что подписи в свою поддержку собрать не смог, по причине ненадлежащего оформления со стороны ПАО «Сбербанк России» в лице Дополнительного офиса № 4157/094 Биробиджанского отделения договора на открытие ему специального избирательного счёта. В частности недочёты были выявлены при подписании договора от <...> и <...>. Из четырёх страниц договора подписями заверена только одна. Договор не содержит паспортных данных кандидата, не заверен надлежащей печатью, не указан в нём банковский счёт, не правильно указана фамилия представителя банка (пишется через «ё»), не указано, что договор является типовым и публичным, когда и кем утверждён, с кем согласован, составлен в одном экземпляре.Данные недочёты, в исправлении которых банком ему было отказано, являются существенными, нарушающими его избирательные права в части пользования спецсчётом (в том числе проведения оплаты за изготовление подписных листов), сбора подписей в свою поддержку и их представления в окружную избирательную комиссию для проверки. В проведении окружной избирательной комиссией экспертизы соблюдения кредитным учреждением юридически надлежащего порядка оформления договора последней ему также неправомерно инеобоснованно отказано. Результатом является срыв его как кандидата в выборах. Считает вынесенное в отношении него постановление окружной избирательной комиссии не основанном на законе и просит суд его отменить.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что избирательная комиссия не производила никаких действий по устранению конфликта возникшего между ним и банком. Договор на открытие счёта он подписал, хотя не согласен был с его формой, счёт открыл, избирком уведомил. Однако, деньги на счёт не положил, опасаясь их не получить, т.к. в своё время у него были со счёта сняты <...> рублей. Формально ему отказали правильно.

Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии ФИО2 исковые требованияне призналаи пояснила следующее. Окружной избирательной комиссией в установленный законом срок было выдано разрешение ФИО1 на открытие счёта, счёт был открыт, о чём он собственноручно письменно известил комиссию, написал его номер. После этого он должен был произвести действия по наполнению счёта, мог свои средства положить на счёт. Затем изготовить подписные листы, оплатив их изготовление из средств своего избирательного фонда. 03.08.2016 в 18 часов истёк срок подачи документов для регистрации кандидата, о чём он был уведомлён в электронном виде. 09.08.2016 ему было отказано в регистрации как кандидату. Экспертизу банковских договоров избирательная комиссия не проводит, могут только привлечь экспертов для проверки подписных листов.

Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования ФИО1 оставить без удовлетворения,суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 20 - ФЗ) для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в том числе документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.

Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счётов для формирования избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.04.2016 № 4/31 - 7.

Пунктом 1.3. Постановления определено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в субъекте Российской Федерации, где образован одномандатный избирательный округ, на основании договора банковского счета в кредитной организации, указанной окружной избирательной комиссией, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о своем выдвижении.

Пунктом 1.5 Постановления установлено, чтооткрытие специального избирательного счета кандидату осуществляется незамедлительно по представлению кандидатом либо уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) в кредитную организацию документов, предусмотренных Федеральным законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком.

Кандидат сообщает в окружную избирательную комиссию по установленной настоящим Порядком форме (прилагается) реквизиты специального избирательного счета не позднее чем через три дня со дня его открытия (пункт 1.6 постановления).

Кредитная организация представляет окружной избирательной комиссии сведения о поступлении денежных средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств кандидатом с использованием автоматизированной системы дистанционного банковского обслуживания (пункт 2.3. Постановления).

Пунктами 1, 2, 3, 4 ч.2 ст.47 Федерального закона № 20 - ФЗ предусмотрено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, или в порядке самовыдвижения, либо уполномоченный представитель этой политической партии вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.

Частью 4 ст.47 данного закона установлено, что все документы для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Частью 5 ст.44 указанного закона предусмотрено, что в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 настоящей статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.

Статьёй 1 Федерального закона от 03.11.2015 №300-ФЗ«Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов.

Согласно Приложению к указанному Федеральному закону, число избирателей зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ № 220» составляет 131 876.

Из материалов дела следует, постановлением окружной избирательной комиссии от 16.06.2016 № 1/1 определено, что количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и представленных для регистрации кандидата по Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва составляет 3957 (не менее 3% от 131 876), максимальное количество подписей избирателей в поддержку кандидата составляет 4154.

В соответствии с п.1.1Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политической партии, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 20.04.2016 №4/30-7 кандидат выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд.

Пунктом 2.25 Инструкции установлено, что средства избирательных фондов политических партий, кандидатов имеют целевое назначение и могут использоваться только:

1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией, кандидатом своей избирательной кампании.

Пунктом 2.29 Инструкции определено, расчёты между кандидатом и юридическим лицом за такое выполнение работ (оказание услуг), такую реализацию товаров производятся только в безналичном порядке.

Оплата изготовления, а также распространения каждого тиража предвыборного агитационного материала должны производиться отдельными платёжными поручениями (п.2.38 Инструкции).

Постановлением окружной избирательной комиссии от 14.07.2016 № 5/10 ФИО1, разрешено открыть специальный избирательный счёт для формирования избирательного фонда в Дополнительном офисе № 4157/94 Биробиджанского отделения № 4157 ПАО Сбербанк <...>.

<...> между Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и кандидатом ФИО1 заключен Договор на открытие Банком специального избирательного счёта кандидата № <...>.

Открытие кандидату в депутаты ФИО1 специального избирательного счёта подтверждается уведомлением Дальневосточного банка ПАО Сбербанк, сообщением ФИО1 в избирательную комиссию от <...>.

Согласно выписке из лицевого счёта № <...> ФИО1 средства на корреспондирующий счёт за период с <...> по <...>, с <...> по <...> не поступали.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в соответствии с требованиями закона кандидату в депутаты в порядке самовыдвижения ФИО1 разрешено было открыть специальный избирательный счёт для формирования избирательного фонда. Между банком и ФИО1 заключен соответствующий договор от <...>, сторонами подписан, что не оспаривалось истцом, счёт открыт, о чём он лично уведомил избирательную комиссию.

Доводы истца о том,что при заключении договора имелись недочёты, в связи с чем он не мог пользоваться указанным специальным счётом с целью проведения оплаты за изготовление подписных листов, что ему оказывались какие-то препятствия в проведении банковских операций, ничем не подтверждены. Кроме того, согласно выпискам из лицевого счёта средства на открытый ФИО1 счёт, не поступали со времени его открытия, соответственно и провести оплату за изготовление подписных листов средствами со счёта в соответствии с требованиями законодательства он не мог в связи с их отсутствием.

Согласно постановлению окружной избирательной комиссии от 04.08.2016 № 13/25 ФИО1 направлено извещение о выявленных недостатках в документах представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и последний уведомлен о рассмотрении вопроса о регистрации его кандидатом в депутаты на 09.08.2016.

Из перечня недостатков выявленных в результате проверки документов, представленных ФИО1 следует, что отсутствовали документы, предусмотренные п.1, 2, 3, 4 ч.2 ст.47 Федерального закона № 20-ФЗ (то есть, не представлены подписные листы с подписями избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей; копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов).

Согласно п.п. «в» п. 24 ст.38 Федерального закона № 67 - ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Отказывая ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты окружная избирательная комиссия мотивировала свой вывод тем, что кандидатом не были выполнены требования ч.5 ст.44, ч.2 ст.47 Федерального закона №20-ФЗ, а именно им не представлены до истечения срока необходимые документы для регистрации.

Данный вывод суд считает правомерным, поскольку ФИО1, в нарушение требований закона и принципа равенства всех кандидатов на 03.08.2016 (то есть не позднее, чем за 45 до дня голосования до 18 часов по местному времени) не представил в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.

Доводы ФИО1 о неправомерном отказе окружной избирательной комиссией в проведении экспертизы банковского договора предметом, которого являлось открытие специального избирательного счёта кандидата, несостоятельны.

Полномочия окружной избирательной комиссии определены в ст.29 Федерального закона № 20-ФЗ, в соответствии с которой проведение экспертизы банковских договоров в полномочия избирательной комиссии не входит. Не отражены такие полномочия и в регламенте избирательной комиссии, утвержденном постановлением избирательной комиссии ЕАО от 26.03.2009 № 52/218.

С учётом установленных обстоятельств и требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признаниянезаконным иотмены постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 220 «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ» от 09.08.2016 №14/26, об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО1. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 173-177,241-244, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 220 «Еврейская автономная область - Еврейский одномандатный избирательный округ» об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 09.08.2016 №14/26, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней через суд Еврейской автономной области

Судья суда ЕАО С.Н. Кочев