КОПИЯ
Дело № 3а-21/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Старовойтова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Кондыгиной Е.Е.,
с участием прокурора Еремина О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щетинкина Николая Антоновича о признании не действующим в части Положения о кадровом резерве государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2018 №36-ПГ,
УСТАНОВИЛ:
Щетинкин Николай Антонович обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Положения о кадровом резерве государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2018 № 36-ПГ.
В обоснование требований административного искового заявления указал, что на Аппарат Губернатора ЯНАО в соответствии с пунктом 3 Постановления от 5 апреля 2018 №36-ПГ возложены функции по обеспечению контроля за формированием кадровых резервов органов государственной власти, иных государственных органов ЯНАО и назначением из них на должности государственной гражданской службы ЯНАО. По результатам конкурса от 28 октября 2022 года на включение в кадровый резерв службы государственного строительного надзора ЯНАО он был включен в кадровый резерв Службы государственного строительного надзора (далее- ГНС) на должность заместителя начальника отдела обеспечения деятельности территориальных управлений и отчетности управления организации государственного строительного надзора, относящейся к старшей группе должностей гражданской службы. Одновременно в кадровый резерв по старшей группе должностей были включены Джафаров В.Г., Елькина О.В. В 2021-2022 он также был включен в кадровый резерв ЯНАО по ведущей и старшей группам должностей гражданской службы.
В декабре 2022 года на вакантные должности в службе ГСП ЯНАО назначены Джафаров В.Г., Елькина О.В. Несмотря на стаж его работы более 20 лет, включая стаж 9,5 в службе ГСН ЯНАО, предложения о замещении вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя ГСН ЯНАО в его адрес не направлял.
Полагает, что оспариваемая норма п.49 Положения (как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления Губернатора ЯНАО от 26.04.2022 №60-ПГ не соответствует нормам статьи 1 Федерального закона от 17.07.20089 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», так как не сопережит условий и оснований, а также порядок принятия руководителем государственного органа решения об использовании кадрового резерва ЯНАО при наличии в кадровом государственного органа гражданских служащих (граждан), удовлетворяющих требованиям должностного регламента по соответствующей должности (в пределах группы должностей). Оспариваемая норма пункта 51 Положения не соответствует статье 1 Федерального закона №172-ФЗ, так как позволяет представителю нанимателя по своему усмотрению осуществлять выбор одного из нескольких гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве; статьям 12, 60 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 10 (часть 1), статье 51 (часть 1) Закона ЯНАО от 29.03.2005 26-ФЗ «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа»
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Аппарат Губернатора ЯНАО, Служба государственного строительного надзора ЯНАО, Губернатор ЯНАО.
В письменных возражениях представители Губернатора ЯНАО, Аппарата Губернатора ЯНАО, Службы государственного строительного надзора ЯНАО просят отказать в удовлетворении требовании административного искового заявления, исключить Стройнадзор из числа ответчиков.
С доводами административного иска не согласен представитель заинтересованного лица аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Е.А. Пашков. В письменных возражениях полагает, что доводы, приведенные административным истцом, основаны на неправильном истолковании норм материального права, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Оспариваемые положения пунктов 49 и 51 Постановления № 36-ПГ соответствуют требованиям Конституции РФ, Закону № 79-ФЗ, Закону № 26-ЗАО и их нормативное содержание не противоречит требованиям Законов №№ 172-ФЗ и 273-ФЗ.
Административный истец Щетинкин Н.А. и его представитель адвокат Скобелин В.В. требования административного искового заявления поддержали.
Представитель Губернатора ЯНАО Демин Д.А. в судебном заседании полагал административные исковые требования Щетинкина Н.А. не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Аппарата Губернатора ЯНАО Рамазанова Р.Р. в судебном заседании считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель соответчика Службы государственного строительного надзора ЯНАО Кулибаба Л.В. просила в иске отказать, исключить Службу государственного строительного надзора ЯНАО из числа ответчиков по делу.
Прокурор прокуратуры ЯНАО Еремин О.Г. в судебном заседании считает административные исковые требования Щетинкина Н.А. подлежащими удовлетворению в части признания не действующим п. 51.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Обращаясь с иском, Щетинкин Н.А. полагал, что оспариваемая норма п. 49 Положения (как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления Губернатора ЯНАО от 26.04.2022 №60-ПГ не соответствует нормам статьи 1 Федерального закона от 17.07.20089 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», так как не сопережит условий и оснований, а также порядок принятия руководителем государственного органа решения об использовании кадрового резерва ЯНАО при наличии в кадровом государственного органа гражданских служащих (граждан), удовлетворяющих требованиям должностного регламента по соответствующей должности (в пределах группы должностей); норма пункта 51 Положения не соответствует статье 1 Федерального закона №172-ФЗ, так как позволяет представителю нанимателя по своему усмотрению осуществлять выбор одного из нескольких гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве; статьям 12, 60 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 10 (часть 1), статье 51 (часть 1) Закона ЯНАО от 29.03.2005 26-ФЗ «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».
По мнению административного истца такое регулирование свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов: широта дискреционных полномочий и отсутствие или неполнота административных процедур.
Давая оценку заявленным административным истцом исковым требованиям, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 11 Устава автономного округа от 28 декабря 1998 года № 56-ЗАО (принят Государственной Думой автономного округа 27 декабря 1998 года) (далее - Устав автономного округа) государственная власть в автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную.
Высшим должностным лицом автономного округа, осуществляющим государственную власть в автономном округе является Губернатор автономного округа, ныне Артюхов Д.Н.
В соответствии со статьей 35 Устава автономного округа на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, настоящего Устава автономного округа и иных законов автономного округа Губернатор автономного округа издает постановления и распоряжения.
Порядок издания, вступления в силу и официального опубликования актов Губернатора автономного округа устанавливается законом автономного округа и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Согласно пункту «з» части 2 и части 3 статьи 7 Закона автономного округа от 3 июня 2004 года № 18-ЗАО «О Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа», Губернатор автономного округа издает постановления по иным вопросам в пределах полномочий Губернатора автономного округа, установленных федеральными законами, Уставом автономного округа, законами автономного округа. Акты Губернатора автономного округа, имеющие нормативный характер, издаются исключительно в форме постановлений Губернатора автономного округа.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, предусматривает осуществление гражданином Российской Федерации профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы на основании заключаемого им с представителем нанимателя служебного контракта (статья 13) и закрепляет требования к содержанию этого контракта, определяя, помимо прочего, перечень его существенных условий (часть 3 статьи 24).
Исходя из преамбулы Федерального закона от 27 апреля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) данным Законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Положениями части 12 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена частью 9 статьи 55 Закона автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон автономного округа № 26-ЗАО).
Согласно части 3 статьи 35 Устава автономного округа порядок издания, вступления в силу и официального опубликования актов Губернатора автономного округа устанавливается законом автономного округа и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами автономного округа.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 6 Закона автономного округа от 6 апреля 2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве» (далее - Закон № 13-ЗАО) к нормативным правовым актам автономного округа, составляющим законодательство автономного округа, относятся постановления Губернатора автономного округа, имеющие нормативный характер.
Таким образом, положения Устава автономного округа и приведенных норм законодательства указывают на то, что Губернатор автономного округа обладает компетенцией и полномочиями в пределах предоставленных ему полномочий издавать нормативные правовые акты в виде постановлений регулирующие правоотношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы.
Во исполнение вышеназванных норм законодательства автономного округа Губернатором были издано постановление от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ, содержащее оспариваемые заявителем пункты 49 и 51.
При этом юридическое содержание вышеназванного постановления Губернатора автономного округа в силу подпункта 2 статьи 3 Закона № 13-ЗАО относит его к категории нормативного правового акта, так как оно принято в установленном порядке и определенной форме (официальный письменный документ) и направленно на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение.
Согласно части 1 статьи 64 Закона № 13-ЗАО постановления Губернатора автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, подлежат обязательному официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа в течение десяти дней со дня их подписания.
Порядок публикации нормативных правовых актов определены законодательством РФ.
Оспариваемое постановление № 36-ПГ было опубликовано в газете «Красный Север» от 13 апреля 2018 года, спецвыпуск № 26, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://правительство.янао.рф) 9 апреля 2018 года; на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 апреля 2018 года.
Также текст постановления № 60-ПГ опубликован в газете «Красный Север» от 4 мая 2022 года, спецвыпуск № 33, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 26 апреля 2022 года, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 апреля 2022 года № 8900202204290014.
Как следует из материалов дела, этапы принятия Положения, подписания его Губернатором автономного округа соблюдены.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Данный факт подтвержден в судебном заседании прокурором отдела прокуратуры ЯНАО Ереминым О.Г., указавшим, что оспариваемый нормативный правовой акт был предоставлен в прокуратуру ЯНАО, и в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 20.02.2020) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»,ему дана оценка законности.
Фактов прокурорского реагирования в отношении оспариваемого нормативного правового акта путем принесения протестов не имелось.
Пунктом 4 части 2 статьи 60 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование является приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения установлен порядок формирования, ведения кадрового резерва на государственной гражданской службе автономного округа и его использования.
На гражданской службе формируется кадровый резерв автономного округа и кадровые резервы органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов автономного округа (п. 3).
Пунктом 5 Положения определено, что кадровый резерв автономного округа состоит из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов.
Кадровый резерв автономного округа формируется для замещения должностей гражданской службы главной и ведущей групп должностей гражданской службы, за исключением должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, категории «помощники (советники)», на основании представляемых государственными органами в соответствии с данным Положением сведений об их кадровых резервах. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв автономного округа оформляется правовым актом государственного органа по управлению гражданской службой. (п. 6,7).
В соответствии с пунктом 8 Положения кадровый резерв государственного органа формируется представителем нанимателя для замещения должностей гражданской службы главной, ведущей, старшей групп должностей гражданской службы, за исключением должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, категории «помощники (советники)».
Таким образом, с учетом приведенных норм следует, что применительно к должностям гражданской службы главной, ведущей, старшей групп должностей кадровый резерв органа власти является неотъемлемой составной частью кадрового резерва автономного округа, а по должностям младшей группы должностей гражданской службы могут формироваться не увязанные с кадровым резервом автономного округа резервы органов власти.
В соответствии с пунктом 48 Положения на вакантную должность гражданской службы по решению представителя нанимателя назначается гражданский служащий (гражданин), соответствующий квалификационным требованиям для её замещения и состоящий в кадровом резерве, с его согласия.
Использование кадрового резерва автономного округа осуществляется путем назначения гражданского служащего (гражданина) на вакантную должность гражданской службы, относящуюся к той группе должностей гражданской службы, для замещения должностей гражданской службы которой он состоит в кадровом резерве автономного округа, или к нижестоящей группе должностей гражданской службы, на которую формируется кадровый резерв автономного округа.
Использование кадрового резерва государственного органа осуществляется путем назначения гражданского служащего (гражданина) на вакантную должность гражданской службы в любом государственном органе в пределах группы должностей гражданской службы, на которую он включен в кадровый резерв государственного органа либо относящуюся к нижестоящей группе должностей гражданской службы, для замещения должностей гражданской службы которой он включен в кадровый резерв государственного органа с учетом положений абзаца первого данного пункта.
При этом, основополагающим принципом гражданской службы в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ является равный доступ граждан к гражданской службе.
Как следствие, нормы федерального законодательства применительно к должностям гражданской службы главной, ведущей, старшей групп должностей не предусматривают возможности установления такого порядка, допускающего принятия решения об использовании исключительно кадрового резерва государственного органа как отдельной части кадрового резерва автономного округа.
С учетом изложенного, оснований полагать о наличии коррупциогенных факторов в оспариваемом нормативно-правовом акте, отраженных в нормах Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции», не имеется.
Как следствие, доводы жалобы обратном подлежат отклонению.
Далее, оспаривая законность пункта 51 Положения Щетинкин Н.А. указывает на его не соответствие нормам статьи 1 Федерального закона №172-ФЗ, так как позволяет представителю нанимателя по своему усмотрению осуществить выбор одного из нескольких гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве автономного округа, нормам части 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, содержат коррупциогенные факторы.
Давая оценку указанным требованиям следует учесть, что в нарушение положений ст. 59 КАС РФ доказательств того, в чем заключается противоречие 51 Положения нормам статьи 1 Федерального закона №172-ФЗ истцом не приведено.
Истцу и его представителю предлагалось привести обоснование противоречия оспариваемых законоположений Конвенции ООН против коррупции и Федеральному закону «О противодействии коррупции», чем они не воспользовались.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьёй. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв (ч.4, ст.47, ч.5 и 6 ст.64 Федерального закона № 79-ФЗ). Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется на конкурсной основе.
Аналогичная норма приведена и в пункте 10 оспариваемого Положения.
При этом, п. 13 Положения предусмотрено, что конкурс проводится конкурсной комиссией государственного органа, образованной для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.
Методика проведения такого конкурса определяется правовым актом государственного органа в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397 (п.14).
Согласно пункту 18 Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня гражданских служащих (граждан), допущенных к участию в конкурсе, а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы соответствующей группы должностей гражданской службы.
Согласно требованиям части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, может выйти за пределы заявленных требований в предусмотренных названным кодексом случаях.
Истцом процесс конкурсного отбора для включения в кадровый резерв не оспаривается, как следствие, проверке не подлежит.
Вопреки доводам истца пункт 51 Положения соответствует нормам статьи 12 Федерального закона №79-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ определен порядок назначения государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, при этом порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица не определяют. При этом федеральный законодатель, детально регламентируя отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, не возложил на законодателя субъекта Российской Федерации обязанности урегулировать данный вопрос, оставив его на усмотрение представителю нанимателя.
Аналогичным образом порядок формирования кадрового резерва в федеральном государственном органе регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96.
Исходя из указанных норм, федеральный законодатель предоставил представителю нанимателя право самостоятельно принимать кадровые решения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2.
С учетом изложенного, довод Щетинкина В.А. о наличии в пункте 51 Положения коррупциогенных факторов, является необоснованным, не основанным на нормах права и противоречащим положениям Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции», содержащим основным понятия относительно указаний истца в иске.
При таких обстоятельствах, оспариваемые пункты 49, 51 Положения не противоречат актам большей юридической силы, в том числе положениям Федерального закона от 17.07.20089 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 10 (часть 1), статье 51 (часть 1) Закона ЯНАО от 29.03.2005 26-ФЗ «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».
Как следствие, оснований считать, что оспариваемые пункты Положения о кадровом резерве государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2018 №36-ПГ приняты произвольно и ограничивают права административного истца в рассматриваемой ситуации, не имеется.
По настоящему делу, по сути, имеет место формирование доказательственной базы истцом в целях разрешения индивидуального трудового спора, тогда как лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (п. 6 ст. 45 КАС РФ).
Суждение истца о том, что правом первоочередного трудоустройства обладает лицо, состоящее в кадровом резерве и набравшее максимальное число баллов по итогам тестирования, а потому в процессе отбора в целях избегания коррупции необходимо исключить волю руководителя-работодателя, ошибочно в силу следующего.
Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ определено, что одним из принципов гражданской службы является профессионализм и компетентность гражданских служащих.
Суд считает, что один лишь тест, в отличие от других сфер жизнедеятельности, не может гарантировать должного качества работы госслужащего после приема на работу. На руководителе лежит ответственность и обязанность обеспечить должным образом работу управляемой им организации, что очевидно подразумевает учитывать и иные качества нанимаемых им работников исходя из специфики деятельности, сформировавшегося коллектива и прочих факторов.
Так, например, согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Заключение прокурора о необоснованной широте дискреционных полномочий правоприменителя неверно, так как такое отсутствие препятствует эффективному исполнению обязанностей.
Прокурор не учел, что исходя из приведенных положений законов, а также разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, в отношении которого установлен лишь запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, под которым понимается отказ, не связанный с оценкой деловых качеств работников, поскольку иные мотивы отказа рассматриваются как проявление дискриминации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрено право или обязанность работодателя устанавливать ограничения или преимущества при заключении трудового договора в зависимости от конкретных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Представители ответчиков последовательно утверждали, что при найме учитываются именно деловые качества работников, а иное не доказано.
Исходя из категории спора, данных о какой-либо дискриминации материалы дела не содержат.
Признание п. 51 незаконным вступит в противоречие с положениями как с п. 10 ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ, так и с п. 8 ст. 55 Закона ЯНАО от 29.03.2005 N 26-ЗАО (ред. от 24.10.2022) "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа" (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2005), где установлено, что назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
Кроме того, учитывает суд и необходимость соблюдения принципов единообразия правоприменения: оспариваемое условие о том, что «представитель нанимателя самостоятельно осуществляет выбор одного из них для назначения на вакантную должность гражданской службы», содержатся и в иных нормативных актах, например - Указе Президента РТ от 14.03.2011 N УП-127 "Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Татарстан", Положении о кадровом резерве на государственной гражданской службе Забайкальского края, утвержденного постановлением от 23 июня 2014 г. N 351.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Щетинкину Николаю Антоновичу в признании недействующими со дня принятия п.п. 49 и 51 Положения о кадровом резерве государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2018 №36-ПГ
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий /подпись/ Р.В. Старовойтов