ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-21/2023 от 25.05.2023 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

УИД 02 OS0000-01-2023-000030-96

Дело №3а-21/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Васильевой К.Г.,

с участием прокурора – Дедина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Автономного учреждения «Кызыл-Озек Сервис» к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании недействующей в части Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021года,

УСТАНОВИЛ:

Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис», с учетом уточнений, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании недействующей в части Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021года, мотивируя требования тем, что данная Территориальная схема не соответствует действующему законодательству, поскольку в разделе 2 Территориальной схемы при определении количества образующихся отходов на территории Республики Алтай в качестве видов источников образования отходов указаны «Туристы», тогда как согласно п. 2 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 года №1130, «источник образования отходов» определяется как объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы. По мнению административного истца категория «туристы» не может учитываться в качестве отходообразователей, ввиду отсутствия у них на территории Республики Алтай источников образования отходов.

Кроме того, применяемый в разделе 2 для прогноза количества образующихся отходов на 2020-2030 гг. процент среднего естественного прироста населения республики в размере 3,57% не соответствует статистическим показателям. На официальном сайте Алтайкрайстата в разделе Главная страница/Статистика/Официальная статистика/Республика Алтай/Население размещены официальные статистические показатели. Эти же сведения указаны на стр. 17 Территориальной схемы. Используя данные официальной статистики на момент утверждения схемы (на 01.01.2019 г. - 218,9 тыс.чел, на 01.01.2016 г. - 215,2 тыс чел.) прирост населения за 3 года составляет 1,7%, ежегодный прирост 0,57%. Таким образом, при разработке Территориальной схемы должно быть взято значение 0,57% роста в год. Ввиду применения неверных статистических данных при разработке Территориальной схемы, сведения об объемах образования отходов по годам реализации Территориальной схемы в документе искажены.

Соглашением №1 от 12 мая 2021 года между Министерством регионального развития Республики Алтай и Автономным учреждением «Кызыл-Озек-Сервис», последнему присвоен статус регионального оператора. Поскольку АУ «Кызыл-Озек-Сервис» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с мая 2021 года, то данные о динамике объемов образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года у автономного учреждения отсутствуют. Следовательно, в соответствии с п. 5 и 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, сведения территориальной схемы относительно количества твердых коммунальных отходов, указанные в разделе 2, а также в приложении 5 территориальной схемы, будут использованы при установлении тарифов и повлияют на их величину. Таким образом, имеется реальная угроза нарушения прав и законных интересов АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на получение достоверной величины тарифа (с использованием достоверных данных).

Регулирующим органом (Комитетом по тарифам Республики Алтай) при осуществлении ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами будут учтены объемы исходя из данных территориальной схемы, то есть будут учтены недостоверные данные по объемам ТКО, так как расчет объемов ТКО, произведенный в пункте 2 территориальной схемы, является необоснованным, произведен не в соответствии с понятиями, определенными пунктом 2 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 г. №1130. Раздел 2, приложение №5 Территориальной схемы нарушают права и законные интересы АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на получение экономически обоснованного тарифа, рассчитанного с использованием достоверных данных об объеме образования твердых коммунальных отходов. Таким образом, раздел «введение» в части указания процента естественного прироста населения в Республике Алтай 3,57%, раздел 2, приложения №4 и №5 действующей Территориальной схемы обращения с отходами Республики Алтай, противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы АУ «Кызыл-Озек-Сервис», поэтому подлежит признанию недействующим в соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с момента принятия Территориальной схемы. Кроме того, с момента принятия и по настоящее время оспариваемая Территориальная схема не применялась. Административный истец просит признать территориальную схему в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденную приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года недействующей со дня его принятия в части:

абзаца 7 подраздела «Демографическая ситуация» раздела «Введение» и раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части процента среднего естественного прироста в Республике Алтай за последние три года в размере 3,57%,

раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части учета туристов в качестве вида источника образования отходов,

раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части расчета общего объема и массы твердых коммунальных отходов, образуемых на территории Республики Алтай в части зоны АПО-1, указанных в таблицах (графы: «объем отходов от туристов» и «итого объем ТКО»), и в части прогноза объема и массы образования твердых коммунальных отходов по годам реализации территориальной схемы, рассчитанного на основании демографического прогноза Росстата в части зоны АПО-1, указанных в таблицах,

приложения № 5 «Образуемые жителями и туристами объемы и масса твердых коммунальных отходов по каждому муниципальному образованию по зонам деятельности регионального оператора» в части расчета для зоны АПО-1, графы «Туристы», «Условное количество туристов, постоянно проживающих на территории МО», «Объем отходов от туристов», «Масса отходов от туристов».

В судебном заседании представители истца Татарченко Е.В., действующая на основании доверенности, Емельянов В.Г., директор АУ «Кызыл-Озек-Сервис», действующий на основании выписки из распоряжения от 17.12.2021 года №5, поддержали административные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Тундинова Н.И., действующая на основании доверенности, административные исковые требования признала в полном объеме, просила иск удовлетворить, указывая, что оспариваемая часть Территориальной схемы не соответствует Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 года №1130, поскольку при разработке Территориальной схемы были применены не корректные сведения в части источников образования отходов – туристы, дважды учтены и неверные статистические данные – население в части прироста населения. Представила письменное заявление о признании иска, которое приобщено к материалам дела.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Комитета по тарифам Республики Алтай не явилась, в предыдущем судебном заседании представитель Юркина Н.Ю., действующая на основании доверенности, пояснила, что тариф для регионального оператора АУ «Кызыл-Озек-Сервис» впервые установлен приказом Комитета от 28.07.2021 года №13/1. Данные о фактическом объеме и массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года являются неполными, поэтому Комитет при установлении тарифов для регионального оператора АУ «Кызыл-Озек-Сервис» руководствуется данными Территориальной схемы. Комитет при установлении тарифов на 2021-2022 год руководствовался данными Территориальной схемы, утвержденными приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 25.12.2019 года №703-Д, а при установлении тарифов на 2023 год данными проекта Территориальной схемы, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 22.12.2022 года №376-Д, а на 2024 год Комитет будет руководствоваться Территориальной схемой, действующей на момент проведения расчетов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Дедина А.С., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 6 указанного выше Федерального закона установлено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых положений, предусмотрено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (п. 2 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (п. 3 ст. 13.3).

Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами (п. 5 ст. 13.3).

Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (п. 6 ст. 13.3).

Согласно Положению о министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N99 (далее - Положение о министерстве), Министерство регионального развития Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Алтай, нормативно-правовому регулированию в области строительства, архитектуры, градостроительной деятельности (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) (далее - градостроительство), жилищно-коммунального хозяйства, газового хозяйства, ценообразования в области строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, транспорта, дорожного хозяйства, обращения с отходами, функции по контролю по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, правоприменительные и иные функции в соответствии с настоящим Положением.

Пунктом 36.1 Положения о министерстве предусмотрено, что к полномочиям министерства относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

Судом установлено, что оспариваемая Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утверждена приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года и опубликована на официальном сайте Министерства регионального развития Республики Алтай (http://www.minregion-ra.ru). На момент рассмотрения настоящего административного дела данная Территориальная схема является действующей, в связи с отменой приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №44-Д от 27.02.2023 года приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 22.12.2022 года №376-Д «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 года №408-Д».

Порядок принятия и опубликования Приказа от 29.12.2021 N408-Д не нарушен и административным истцом не оспаривается.

Согласно соглашению №1\2021 от 12.05.2021 года «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения -1 (г.Горно-Алтайск, Майминский район, Чемальский район, Чойский район, Турочакский район)», заключенному между Министерством регионального развития Республики Алтай и Автономным учреждением «Кызыл-Озек-Сервис» (региональный оператор), региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в первой зоне деятельности регионального оператора по регулируемым тарифам, установленным Комитетом по тарифам Республики Алтай.

Согласно Уставу автономного учреждения «Кызыл-Озек-Сервис», утвержденного постановлением администрации МО «Кызыл-Озекское сельское поселение» от 15.10.2021 года №260/1, автономное учреждение «Кызыл-Озек-Сервис» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере благоустройства, организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на 2022-2031 годы, утвержденного приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2021 года №33/41, следует, что при установлении тарифа Комитетом применена Территориальная схема обращения с ТКО, утвержденная приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 25.12.2019 года №703-Д.

Из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на 2023 год, утвержденного приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.11.2022 года №38/13, следует, что при установлении тарифа Комитетом применена Территориальная схема обращения с ТКО, утвержденная приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 года №408-Д.

Из пояснений представителя Комитета по тарифам Республики Алтай Юркиной Н.Ю. и специалиста Комитета по тарифам Республики Алтай Тахановой Е.А., допрошенной в судебном заседании, установлено, что Комитетом при установлении тарифа региональному оператору АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на 2023 год, Территориальная схема в оспариваемой редакции не применялась, а применили проект Территориальной схемы, поскольку Комитет обладал информацией от Министерства регионального развития Республики Алтай о планируемом изменении объемов ТКО на 2023 год и схемы потоков. Более того, Комитетом был направлен запрос в ФАС России о применении проекта Территориальной схемы, на что ФАС России ответил, что орган регулирования руководствуется представленными обосновывающими и подтверждающими документами, в том числе по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на утверждение и актуализацию территориальной схемы органа.

Решением Верховного суда Республики Алтай от 05.04.2023 года по делу №3а-6/2023 признан недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2021 года №33/41 (в редакции приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.11.2022 №38/13, от 25.11.2022 года №39/5, от 16.12.2022 года №42/7). Данное решение суда не вступило в законную силу.

Таким образом, суд считает, что оспариваемая Территориальная схема, утвержденная приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 29.12.2021 года №408-Д при установлении тарифа для регионального оператора АУ «Кызыл-Озек-Сервис» на 2022 и 2023 годы не применялась, существует вероятность ее применения Комитетом по тарифам Республики Алтай при исполнении решения Верховного суда Республики Алтай от 05.04.2023 года. Следовательно, АУ «Кызыл-Озек-Сервис» вправе обратиться с данным административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части, поскольку оспариваемым актом могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.

Проверяя доводы административного истца о признании Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года недействующей со дня его принятия в части абзаца 7 подраздела «Демографическая ситуация» раздела «Введение» и раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части процента среднего естественного прироста в Республике Алтай за последние три года в размере 3,57%, прихожу к следующему.

Из текста Территориальной схемы в разделе «Демографическая ситуация» следует, что при расчете естественного прироста населения в Республике Алтай за 2018-2020 годы приняты показатели: 2018 год -5,2; 2019 год – 3,5; 2020 год – 2,0, итого средний естественный прирост в Республике Алтай за последние три года составил 3,57%.

Кроме того, указанный показатель среднего естественного прироста населения в Республике Алтай 3,57% использован в разделе 2 «Количество образующихся отходов» при расчете прогноза объема и массы образования твердых коммунальных отходов по годам реализации территориальной схемы.

Из данных статистических показателей, имеющихся в общем доступе, официальные статистические показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения в Республике Алтай отражены следующим образом: естественный прирост населения за 2018 год - 5,2; 2019 год – 3,5; 2020 год – 2,0.

Согласно Методическим указаниям по оценке общей численности населения, утвержденным приказом Росстата от 03.06.2010 года №209, численность населения определяется с учетом естественного и миграционного учета. Общий прирост численности населения равен сумме естественного прироста и миграционного прироста.

Соответственно, с учетом Методических указаний, средний естественный прирост населения в Республике Алтай за три года (2018-2020 годы) составляет 0,57%.

Таким образом, указание в Территориальной схеме в абзаце 7 подраздела «Демографическая ситуация» раздела «Введение» и в разделе 2 «Количество образующихся отходов» процента среднего естественного прироста населения в Республике Алтай за последние три года в размере 3,57%, является не достоверным показателем, влекущий недостоверность расчета прогноза объема и массы образования твердых коммунальных отходов по годам реализации территориальной схемы.

Доводы административного истца о признании Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года, недействующей со дня его принятия в части раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части учета туристов в качестве вида источника образования отходов и раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части расчета общего объема и массы твердых коммунальных отходов, образуемых на территории Республики Алтай в части зоны АПО-1, указанных в таблицах (графы: «объем отходов от туристов» и «итого объем ТКО»), приложения № 5 «Образуемые жителями и туристами объемы и масса твердых коммунальных отходов по каждому муниципальному образованию по зонам деятельности регионального оператора» в части расчета для зоны АПО-1, графы «Туристы», «Условное количество туристов, постоянно проживающих на территории МО», «Объем отходов от туристов», «Масса отходов от туристов» нахожу заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно пункту 2 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 (далее – Правила № 1130) источник образования отходов - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.

Пунктом 4 Правил № 1130 установлено, что при разработке территориальных схем используются:

а) картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, а также схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы территорий;

б) сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

в) данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления;

г) нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

В силу пункта 7 Правил № 1130 раздел «Количество образующихся отходов» содержит данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V (далее - виды и классы опасности отходов).

Согласно статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269. Во исполнение данного постановления приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 17.08.2018 № 55-ВД установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай, в частности в разделе 5 «Культурно-развлекательные, спортивные учреждения» имеется подраздел 5.3 «пансионаты, дома отдыха, туристические базы», для которых установлен норматив накопления ТКО на 1 кв.м общей площади в размере 2,37 кг на 1 расчетную единицу и 0,01281 кб.м на 1 расчетную единицу, при этом иных нормативов для туристической деятельности, туристов данным приказом не установлено.

В силу пункта 5 Основ ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484, тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту названных 18 Основ ценообразовании тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, сведения территориальной схемы относительно количества твердых коммунальных отходов могут быть использованы при установлении тарифов и повлиять на их величину.

Первым годом тарифного регулирования административного истца является 2021 г., в этой связи данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года де-факто не имеется, следовательно, при установлении тарифа для АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» орган регулирования – Комитет по тарифам Республики Алтай должен руководствоваться данными территориальной схемы или, при ее отсутствии, нормативами накопления твердых коммунальных отходов.

В свою очередь разделом 1 оспариваемой Территориальной схемы «Нахождение источников образования отходов в Республике Алтай» в качестве источников образования ТКО рассматривается территория (часть территории) муниципальных образований РА, с учётом расположенных на них - объектов торговли, гостиничного хозяйства и общественного питания, объектов предоставления услуг в области образования, искусства, развлечений, отдых и спорта, иных объектов, связанных с туризмом, в качестве источника образования отходов территориальная схема не предусматривает.

Кроме того, из пояснений представителя ответчика установлено, что сведения в таблицах по расчету общего объема и массы объема ТКО, образуемых на территории Республики Алтай в графе «Объем отходов от туристов» указаны произвольно, без документального подтверждения. Оспариваемая Территориальная схема была разработана не Министерством, а сторонней организацией, в связи с чем представить документы, подтверждающие применение в Территориальной схеме сведений не представляется возможным. В настоящее время Министерством разработана и находится на стадии обсуждения новая территориальная схема, в которой уже туристы не учтены в качестве самостоятельного источника образования отходов, поскольку учтены они в юридических лицах, поэтому Министерство признает исковые требования в полном объеме.

Таким образом, в Территориальной схеме в разделе 2 «Количество образующихся отходов» учет туристов в качестве самостоятельного вида источника образования отходов является незаконным, поскольку объем и масса твердых коммунальных отходов, образованных от туристов учтены в юридических лицах в нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай, в разделе 5 «Культурно-развлекательные, спортивные учреждения» в подразделе 5.3 «пансионаты, дома отдыха, туристические базы», утвержденных приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 17.08.2018 № 55-ВД.

Следовательно, расчет объема и массы ТКО, представленный в таблицах раздела 2 Территориальной схемы, содержащий данные об общем объеме отходов от туристов в кубических метрах (графа 3) и содержащий данные об общей массе отходов от туристов в тоннах (графа 3), а также графы 5 обеих таблиц, содержащие сведения об общем объеме и массе отходов от всех источников образования отходов, приведенных в таблицах, является недостоверным.

Таким образом, административное исковое заявление Автономного учреждения «Кызыл-Озек Сервис» к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании недействующим в части Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года, подлежит удовлетворению.

Согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" - установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемая в части территориальная схема не применялась и на ее основании не были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о признании оспариваемой части территориальной схемы недействующей с момента его принятия.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Автономного учреждения «Кызыл-Озек Сервис» к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании недействующей в части Территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года, удовлетворить.

Признать Территориальную схему в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, утвержденную приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №408-Д от 29 декабря 2021 года, недействующей со дня его принятия в части:

абзаца 7 подраздела «Демографическая ситуация» раздела «Введение» и раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части процента среднего естественного прироста в Республике Алтай за последние три года в размере 3,57%,

раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части учета туристов в качестве вида источника образования отходов,

раздела 2 «Количество образующихся отходов» в части расчета общего объема и массы твердых коммунальных отходов, образуемых на территории Республики Алтай в части зоны АПО-1, указанных в таблицах (графы: «объем отходов от туристов» и «итого объем ТКО»), и в части прогноза объема и массы образования твердых коммунальных отходов по годам реализации территориальной схемы, рассчитанного на основании демографического прогноза Росстата в части зоны АПО-1, указанных в таблицах,

приложения № 5 «Образуемые жителями и туристами объемы и масса твердых коммунальных отходов по каждому муниципальному образованию по зонам деятельности регионального оператора» в части расчета для зоны АПО-1, графы «Туристы», «Условное количество туристов, постоянно проживающих на территории МО», «Объем отходов от туристов», «Масса отходов от туристов».

Обязать Министерство регионального развития Республики Алтай опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Министерства регионального развития Республики Алтай (http://www.minregion-ra.ru).

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Алтай.

Судья Э.В. Ялбакова

Мотивированное решение суда изготовлено 26 мая 2023 года.