ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/19 от 16.05.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 мая 2019 г. № 3а-220/2019

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желтухиной А.И. об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

решением Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 года № 47 утверждены Правила землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Пунктом 1 статьи 3 части III «Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области» установлено, что на карте градостроительного зонирования территории Высоковского сельского поселения выделяются территориальные зоны - зоны с особыми условиями использования территории (сервитуты) - С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности.

Статьёй 26 части III «Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области» установлена зона затопления паводком 1 % обеспеченности (С-4).

Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки на территории населённого пункта - посёлок Высокое Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области содержит графическое изображение зоны с особыми условиями использования территории (сервитуты) - С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности, устанавливает её границы.

Указанное решение обнародовано на информационных стендах администрации поселения и размещено на официальном сайте Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Административный истец Желтухина А.И. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части решения Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 года № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области».

В обоснование исковых требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

29 января 2019 года Желтухина А.И. направила в администрацию Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке.

Уведомлением от <ДАТА>№... администрация Усть-Кубинского муниципального района сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером №... находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, а разработка проекта инженерной защиты территории от подтопления и проведение мероприятий по инженерной защите территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами не произведено.

По мнению административного истца, оспариваемые положения Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения приняты при отсутствии полномочий у Совета Высоковского сельского поселения в решении вопроса об установлении границ зон затопления (подтопления), противоречат статье 2, пункту 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

С учётом уточнения исковых требований просила суд признать не действующим с момента принятия решение Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 года № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области» в части утверждения подпункта «С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности» пункта 1 статьи 3, статьи 26 части III Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, графического обозначения на карте градостроительного зонирования посёлка Высокое зоны «С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности» и её границ.

Административный истец Желтухина А.И. и её представитель Монастырева О.Б. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрации Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области глава поселения Семенов В.В. уточнённые исковые требования не признал. Указал, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции Совета Высоковского сельского поселения и в соответствии с действующим законодательством. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление (т.1, л.д. 76-78, 118-121).

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. В отзыве заместителя руководителя указано на то, что предложений от органов исполнительной власти Вологодской области и органов местного самоуправления с предложением об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны в Высоковском сельском поселении Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в период с 22 февраля 2012 года по 27 июня 2014 года не поступало, зоны затопления и подтопления на территории Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области не определены. Заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Росводресурсов.

Представитель заинтересованного лица Двинско-Печерского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменных пояснениях и.о. руководителя Двинско-Печорского БВУ указал, что обращений органов исполнительной власти Вологодской области и органов местного самоуправления с предложением об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны в Высоковском сельском поселении Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области не поступало и не рассматривалось. Заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении уточнённых исковых требований.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ) (здесь и далее по тексту в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного акта) утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения сельского поселения и относится к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области градостроительной деятельности.

В силу положений статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Устава Высоковское сельское поселение является муниципальным образованием Вологодской области и имеет статус сельского поселения, установленный законом Вологодской области от 09 апреля 2009 года № 1997-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области».

Согласно пункту 21 части 1 статьи 4 Устава утверждение правил землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения.

Статьей 21 Устава определена структура органов местного самоуправления, в которую входит представительный орган поселения - Совет Высоковского сельского поселения.

Совет поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения. Решения Совета поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета поселения, если иное не установлено законодательством.

На основании пункта 12 части 2 статьи 24 Устава к полномочиям Совета Высоковского сельского поселения относится утверждение правил землепользования и застройки поселения.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на следующий день после официального опубликования, либо в срок, указанный в муниципальном правовом акте, после официального опубликования.

Источник официального опубликования муниципальных правовых актов поселения определяется решением Совета поселения (часть 8 статьи 37 Устава).

Как усматривается из материалов дела, 22 февраля 2012 года администрацией Высоковского сельского поселения принято постановление № 29 «О подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории Высоковского сельского поселения» (т.1, л.д.175-180).

19 марта 2014 года на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки принято решение одобрить проект правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения, рекомендовать главе Высоковского сельского поселения направить его на публичные слушания (т.1, л.д.181).

21 марта 2014 года администрацией Высоковского сельского поселения принято постановление № 42 «О назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки территории Высоковского сельского поселения» (т.1, л.д.182).

По итогам публичных слушаний составлены протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, согласно которым публичные слушания признаны состоявшимися, участники публичных слушаний (28 человек) проголосовали за утверждение правил землепользования и застройки (т.1, л.д.183-189).

20 июня 2014 года администрацией Высоковского сельского поселения принято постановление № 102 «О направлении проекта Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения на Совет Высоковского сельского поселения» (т.1, л.д.190).

27 июня 2014 года в ходе второго заседания Совета Высоковского сельского поселения второго созыва принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения», подписано главой поселения за № 47.

Пунктом 2 решения Совета Высоковского сельского поселения от 27 июня 2014 года № 47 указано, разместить Правила землепользования и застройки Высоковского сельского поселения на сайте Высоковского сельского поселения - http://visokovskoe.poselenie35.ru.

Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) (пункт 3 решения Совета Высоковского сельского поселения от 27 июня 2014 года № 47).

Решение было обнародовано на информационных стендах администрации поселения и размещено на официальном сайте администрации Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Исходя из разъяснений пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В обязательном порядке на карте градостроительного зонирования отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Зоны затопления, подтопления в силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного акта).

18 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).

В соответствии с Правилами границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления.

Сведения должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 Правил определения границ).

Зоны затопления, подтопления считаются определёнными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил определения границ).

После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 17 Правил определения границ).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил определения границ).

Как следует из материалов дела, Желтухина А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т.1,л.д.20-21).

Кадастровым инженером Даниловой Н.Е. подготовлено пользовательское графическое построение, в программе ТехноКад-Гео произведено совмещение кадастрового плана территории квартала 35:11:0303004 с файлом «Карта градостроительного зонирования территории» и установлено, что земельный участок с кадастровым номером №... расположен в зоне С-4 «Зона затопления паводком 1 % обеспеченности».

В связи с этим на указанный земельный участок распространён запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах указанной территории. Администрацией Усть-Кубинского муниципального района административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Судом установлено, что предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и органов местного самоуправления об определении границ зон затопления, подтопления в Высоковском сельском поселении Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в Федеральное агентство водных ресурсов не поступало, зоны затопления и подтопления на территории Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области не определены, в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон затопления и подтопления Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области не внесено.

В ответе на судебный запрос филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области указано, что сведения об установленных территориальных зонах, в которых располагается земельный участок с кадастровым номером №... в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми Правилами землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области отображена зона с особыми условиями использования территорий, а именно зона подтопления паводком 1% обеспеченности, которая не была установлена в предусмотренном нормами действующего законодательства порядке, к полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (часть 2).

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области от 27 июня 2014 года № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в Усть-Кубинской районной газете «Северная новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточнённые исковые требования Желтухиной А.И. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 года № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области» в части утверждения подпункта «С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности» пункта 1 статьи 3, статьи 26 части III «Градостроительные регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области»; графического обозначения на карте градостроительного зонирования посёлка Высокое зоны «С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности» и её границ.

Опубликовать сообщение о принятом решении в Усть-Кубинской районной газете «Северная новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 года.