ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/20 от 11.10.2021 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-9/2021

УИД 55OS0000-01-2020-000220-93

Строка стат.отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Шевелевой А.С.

с участием прокурора Алешиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года № 76/32 «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС», Омский муниципальный район Омской области» (в редакции приказа от 17 сентября 2021 года № 215/63),

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее также РЭК Омской области) от 18 июня 2020 года № 76/32, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 июня 2020 года, установлен тариф на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС», Омский муниципальный район Омской области.

В настоящее время указанный приказ действует в редакции приказа РЭК Омской области от 17 сентября 2021 года № 215/63 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года № 76/32».

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС» (далее также – ООО УК «АСО-СЕРВИС», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанного приказа недействующим.

В обоснование требований административный истец указал, что на основании постановления Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области с 24 января 2020 года является гарантирующим поставщиком коммунальных услуг (водоотведения) на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Полагал, что при принятии оспариваемого приказа РЭК Омской области нарушена процедура принятия нормативного правового акта в части несвоевременного уведомления общества о дате проведения заседания и непредставления возможности ознакомления с материалами тарифного дела, включая проект приказа. Кроме того, регулирующим органом неверно рассчитана заработная плата сотрудников ООО «АСО-СЕРВИС», а также тариф на транспортировку для ООО УК «Ясная Поляна» определен на основании фальсифицированных документов (том 1 л.д. 4-6, 23-24, 161-164).

В ходе рассмотрения дела установлено, что тариф на водоотведение для потребителей ООО УК «АСО-СЕРВИС» на 2020 год в объемах, транспортируемых по сетям ООО «УК «Ясная поляна», предусмотренный приложением № 2 оспариваемого приказа, утвержден приказом РЭК Омской области от 18 июня 2020 года № 77/32 «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для потребителей ООО «УК Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна», Омский муниципальный район Омской области» (далее также приказ РЭК Омской области от 18 июня 2020 года № 77/32, том 1 л.д. 68-70).

21 апреля 2021 года Омским областным судом рассмотрено административное дело № 3а-18/2021 (3а-244/2020) по административному исковому заявлению ООО УК «АСО-СЕРВИС» о признании недействующим приказа РЭК Омской области от 18 июня 2020 года № 77/32. Заявленные требования оставлены судом без удовлетворения (том 2 л.д. 106-112). Решение суда вступило в законную силу 1 июня 2021 года.

В последующем административный истец уточнил заявленные требования, просил признать указанный приказ недействующим с даты его принятия, также ссылаясь на нарушение процедуры его принятия по указанным ранее основаниям и на неправомерное снижение РЭК Омской области суммы долгосрочных параметров регулирования тарифов в концессионном соглашении № 1-КС от 24 января 2020 года на 2019 год, заключенном между Администрацией Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области и ООО УК «АСО-СЕРВИС», взятых за основу для расчета операционных расходов на 2020 год, что привело к нарушению права административного истца на получение экономически обоснованного тарифа (том 2 л.д. 183-190).

В судебном заседании представители административного истца ООО УК «АСО-СЕРВИС» Величко Е.А., Слащев-Мировой М.В. поддержали заявленные требования с учетом представленных уточнений. Указали, что регулятор неправомерно согласовал размеры долгосрочных параметров регулирования в концессионном соглашении в конце 2019 года на 2019 год. Также полагали, что при принятии оспариваемого приказа регулирующий орган должен был выполнить экономически обоснованный расчет на основании представленных обществом документов на 2020 год, а не брать за основу долгосрочные параметры регулирования из концессионного соглашения.

Представители административного ответчика РЭК Омской области Шамгонова Ж.К., Беспалова Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и на отсутствие нарушений при установлении тарифа. Пояснили, что регулятором операционные расходы приняты в соответствии с пунктом 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основании согласованных долгосрочных параметров, определенных в приложении № 4 к концессионному соглашению № 1-КС от 24 января 2020 года, с применением индекса-дефлятора на 2020 год в размере 103% (письменные отзывы – том 1 л.д. 50-55, 185-186, том 2 л.д. 198-200, том 3 л.д. 18-20, 99-100, 105-106).

Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» Соловьева М.В. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, указала на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым приказом.

Заинтересованные лица конкурсный управляющий ООО «Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» Бабушкина М.Н. и Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (том 3 л.д. 154-159).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, тарифного дела № <...>, заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 (далее соответственно – Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, долгосрочных параметров регулирования тарифов, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, метода регулирования тарифов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 5, 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1). В соответствии с пунктом 13.1 Положения комиссия осуществляет вышеуказанные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 3 названного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Как следует из Правил регулирования тарифов, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда данными Правилами предусмотрено иное (пункт 12).

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 данных Правил).

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).

Судом установлено, что ООО УК «АСО-СЕРВИС» обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества на долгосрочный период регулирования, поступившим в комиссию 30 марта 2020 года. Обществом в заявлении о выборе метода регулирования был указан метод индексации тарифов.

9 апреля 2020 года РЭК Омской области в адрес общества направлено извещение об открытии тарифного дела № <...> по установлению тарифов на водоотведение на 2020-2023 годы методом индексации (№ ИСХ-20/РЭК-1320) с запросом о предоставлении дополнительных материалов.

21 апреля 2020 года общество представило в РЭК Омской области реестр и обосновывающие материалы (№ ВХ-20/РЭК-2299 от 21 апреля 2020 года).

15 мая 2020 года в адрес ООО УК «АСО-СЕРВИС» регулятором направлен запрос о предоставлении в течении семи рабочих дней дополнительных документов. Указанные документы представлены в РЭК Омской области 22 мая 2020 года (№ ВХ-20/РЭК-3481 от 22 мая 2020 года).

В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Региональной энергетической комиссией Омской области государственной функции по установлению цен (тарифов), утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 августа 2014 года № 114/42 (далее – Административный регламент РЭК Омской области), заявитель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, не менее чем за 3 дня до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) извещается письмом, факсом или по телефону о дате, времени и месте проведения заседания правления РЭК Омской области, а не позднее дня, предшествующего заседанию правления РЭК Омской области, заявителю или его представителю предоставляется возможность ознакомления с его материалами, включая проект приказа.

Как следует из отзыва РЭК Омской области и представленных документов, 15 июня 2020 года регулятором направлено письмо (№ ИСХ-20/РЭК-2800) на адрес электронной почты общества (uk-aso-service@mail.ru) с извещением о дате проведения заседания правления 18 июня 2020 года в 10 часов 00 минут (том 1 л.д. 147, том 3 л.д. 6-8).

Таким образом, административный истец был своевременно извещен о дате проведения заседания правления – 15 июня 2020 года, то есть за 3 дня до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов), что соответствует вышеприведенным положениям пункта 26 Административного регламента РЭК Омской области.

16 июня 2020 года путем направления письма (№ ИСХ-20/РЭК-2823) на указанный адрес электронной почты общество известили о переносе заседания правления на 9 часов 00 минут 18 июня 2020 года (том 3 л.д. 9-11).

17 июня 2020 года, то есть в день, предшествующий заседанию правления РЭК Омской области, на вышеуказанный электронный адрес ООО УК «АСО-СЕРВИС» направлены предварительные расчеты тарифов на водоотведение на 2020-2023 годы и проект приказа для ознакомления (том 1 л.д. 148, том 3 л.д. 12-13).

Вопрос об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества на 2020 – 2023 годы был рассмотрен на заседании правления РЭК Омской области 18 июня 2020 года, представитель ООО УК «АСО-СЕРВИС» в заседании правления участия не принимал (выписка из протокола заседания правления РЭК Омской области от 18 июня 2020 года № 32 – том 1 л.д. 88-91).

Решение по названному вопросу принято на основании экспертного заключения по делу № <...> по установлению тарифов на водоотведение на 2020-2023 годы от 16 июня 2020 года (том 1 л.д. 116-132) путем открытого голосования единогласно и оформлено приказом № 76/32.

Приказ РЭК Омской области от 18 июня 2020 года № 76/32 «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС», Омский муниципальный район Омской области» в соответствии с пунктом 17 указанного Положения и в соответствии с разделами 5, 7 Регламента РЭК Омской области, утвержденного приказом РЭК Омской области от 8 июля 2008 года № 56/29, подписан заместителем председателя РЭК Омской области Меньшиковым А.Ю. на основании распоряжения от 3 марта 2020 года № Р-20/28 «О внесении изменений в распоряжение Региональной энергетической комиссии Омской области от 30 августа 2019 года № 19/133» (том 1 л.д. 141-146).

Официальное опубликование приказа в соответствии с пунктом 10.1 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 произведено на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 июня 2020 года (том 2 л.д. 174).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме с соблюдением порядка его принятия и опубликования.

Оценивая довод административного истца о недостаточности времени для подготовки возражений, суд принимает во внимание также положения пункта 21 Правил регулирования тарифов, в соответствии с которым представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.

Таким образом, представители административного истца не были лишены возможности ознакомления с материалами тарифного дела на любом этапе рассмотрения заявления, при этом, как следует из материалов тарифного дела, воспользовались данным правом только после принятия оспариваемого приказа (материалы тарифного дела № <...> – заявления от 22 июня 2021 года № 45, от 29 июня 2020 года № 50).

Кроме этого, исходя из буквального толкования пункта 26 Административного регламента, обязанности направить заявителю расчет тарифов и проект приказа им не предусмотрено. Данным пунктом лишь предоставляется возможность ознакомления с его материалами, включая проект приказа.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о недостаточности времени не могут быть положены в основу для признания оспариваемого приказа недействующим.

Поданные ООО УК «АСО-СЕРВИС» 18 июня 2020 года возражения (№ ВХ-20/РЭК-4404) выражают общее несогласие с тарифным решением и не содержат сведений о несогласии с произведенным РЭК Омской области расчетом относительно той или иной статей затрат (том 3 л.д. 152). Действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для непринятия органом регулирования тарифного решения наличие возражений со стороны регулируемой организации. Поэтому данные возражения не повлияли бы на принятие оспариваемого приказа.

6 октября 2020 года на заседании правления РЭК Омской области рассматривался вопрос о внесении изменений в оспариваемый приказ. Решение по обозначенному вопросу принято с учетом дополнительного экспертного заключения по делу № 09-05/33, подготовленного во исполнение представления прокуратуры Омской области от 28 сентября 2020 года № 7/3-01/38-2020 «Об устранении нарушений федерального законодательства», и оформлено приказом № 206/61 от 6 октября 2020 года (том 1 л.д. 133-138, том 3 л.д. 1-5).

В последующем 22 октября 2020 года РЭК Омской области принят приказ № 239/66 «О корректировке на 2021 год тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС», Омский муниципальный район Омской области, установленного на долгосрочный период регулирования». Корректировка произведена на основании экспертного заключения от 20 октября 2020 года (том 2 л.д. 235-246).

В настоящее время оспариваемый приказ действует в редакции приказа РЭК Омской области от 17 сентября 2021 года № 215/63 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года № 76/32» (том 3 л.д. 82-86). Принятие данного приказа обусловлено вступлением в силу с 1 октября 2021 года Федерального закона от 2 июля 2021 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (дополнительное экспертное заключение по делу № 09-05/33 от 15 сентября 2021 года – том 3 л.д. 87-98).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления для каждой централизованной системы водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Постановлением Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 29 января 2020 года №6 ООО УК «АСО-СЕРВИС» определено гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Между Троицким сельским поселением Омского муниципального района Омской области и ООО УК «АСО-СЕРВИС» 24 января 2020 года заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения, находящихся на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 2 л.д. 2-66).

В соответствии с пунктом 67(1) Правил регулирования тарифов орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных Правилами.

Проект концессионного соглашения прошел все стадии согласования согласно «дорожной карте», в том числе в соответствии с вышеуказанными положениями пункта 67(1) Правил регулирования тарифов, Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района области обращалась в РЭК Омской области с заявлениями о согласовании значений долгосрочных параметров и метода регулирования тарифов на 2019 год 24 октября 2018 года, 13 ноября 2018 года, 22 ноября 2018 года, 17 декабря 2018 года, 12 августа 2019 года, 21 октября 2019 года (том 1 л.д. 151-153, л.д. том 2 л.д. 71-74, 80-81, 85-96, 100-103, том 3 л.д. 150).

Заявления неоднократно возвращались РЭК Омской области на доработку в связи с отсутствием документов, в том числе подтверждающих базовый уровень операционных расходов на 2019 год (письма РЭК Омской области от 2 ноября 2018 года ИСХ-18/РЭК-5582, ИСХ-18/РЭК-5583 – том 2 л.д. 75-76, 77-79, от 15 ноября 2018 года ИСХ -18/РЭК-5836, ИСХ-18/РЭК-5837 – том 2 л.д. 82, 83-84, от 30 ноября 2018 года ИСХ-18/РЭК-6090 – том 2 л.д. 97-99), а также в связи с истечением срока действия ранее согласованных долгосрочных параметров регулирования (письмо РЭК Омской области от 16 августа 2019 года ИСХ-10/РЭК-5822 – том 3 л.д. 151) (пояснения РЭК Омской области – том 2 л.д. 68-70).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера относится, в частности, базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования.

Значения долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2019 год и метод регулирования тарифов приняты РЭК Омской области по предложению лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, изложенных в заявлении от 21 октября 2019 года. Планируемая дата начала действия соглашения указана 28 ноября 2019 года, срок действия концессионного соглашения - по 28 ноября 2028 года (том 1 л.д. 151-153, том 2 л.д. 100-103).

Согласно пункту 67 (10) Правил регулирования тарифов срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, а также значений таких параметров, ранее согласованных органом регулирования тарифов, составляет не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев. Учитывая указанные положения, срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования согласован РЭК Омской области до 28 апреля 2020 года (письмо РЭК Омской области от 28 октября 2019 года ИСХ-19/РЭК-7272 – том 1 л.д. 149-150, том 2 л.д. 104-105).

Указанным концессионным соглашением в приложении № 4 определен базовый уровень операционных расходов для ООО УК «АСО-СЕРВИС» на 2019 год в размере <...> (том 2 л.д. 12).

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, при согласовании базового уровня операционных расходов для ООО УК «АСО-СЕРВИС» регулятором приняты за основу долгосрочные параметры регулирования, утвержденные приказом РЭК Омской области от <...>№ <...> «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей ООО-1» (том 2 л.д. 228-234, том 3 л.д. 66-70). Указанным приказом были установлены тарифы для потребителей ООО-1 на водоотведение на 2019 – 2021 годы, в приложении № 2 базовый уровень операционных расходов на 2019 год был определен в размере <...> (том 2 л.д. 230, том 3 л.д. 69).

Из экспертного заключения по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области дела № <...> об установлении тарифов на водоотведение на 2019-2021 года от 3 декабря 2018 года следует, что данная организация оказывала услуги по водоснабжению на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Имущество, используемое в процессе производства, было передано ООО-1 на основании договора аренды муниципального имущества, заключенному с МКУ «Хозяйственное управление Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» от 2 марта 2018 года (том 2 л.д. 201-213, том 3 л.д. 71-81).

Согласно приложению № 1 к указанному экспертному заключению протяженность канализационных сетей, обслуживаемых указанной организацией, составляла 4,89 км (том 2 л.д. 203, том 3 л.д. 73), что соответствует составу имущества, переданного по концессионному соглашению ООО УК «АСО-СЕРВИС» (2120,00 м + 416,00 м + 2355,00 м = 4 891 м, приложение № 1 к концессионному соглашению № 1-КС от 24 января 2020 года – том 2 л.д. 9 оборот-10).

В соответствии с пояснениями представителей регулирующего органа указанная организация находилась на упрощенной системе налогообложения, поэтому при формировании необходимой валовой выручки расходы принимались регулятором с учетом налога на добавленную стоимость (далее НДС), в связи с этим при расчете базового уровня операционных расходов для ООО УК «АСО-СЕРВИС» на 2019 год был исключен НДС по статье затрат «Ремонтные расходы». С учетом этой разницы базовый уровень операционных расходов для ООО УК «АСО-СЕРВИС» составил <...> (том 2 л.д. 198-200, 214).

Доводы представителей административного истца о необходимости принятия за основу базового уровня операционных расходов в размере <...>, установленных для ООО-2 на 2018 год, опровергаются пояснениями представителей РЭК Омской области и представленными документами (дополнение к отзыву РЭК Омской области от 1 октября 2021 года – том 3 л.д. 99-100). В соответствии с приложением № 1 к экспертному заключению по рассмотрению дела № <...> по установлению тарифа на водоотведение от 10 ноября 2015 года протяженность канализационных сетей, обслуживаемых данной организацией, составляла 11,67 км (том 3 л.д. 31).

Доводы, приводимые в ходе рассмотрения административного дела представителями административного истца о принятии за основу для расчета проиндексированного базового уровня операционных расходов ООО-1 на 2020 год в размере <...> (приказ РЭК Омской области от <...>№ <...> «О корректировке на 2020 год тарифа на водоотведение для потребителей ООО-1, Омский муниципальный район Омской области, установленного на долгосрочный период регулирования», том 3 л.д. 107-120), поскольку концессионное соглашение поступило на согласование в РЭК Омской области в конце 2019 года, опровергаются письмом Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 21 октября 2019 года № 02-23/1399, к которому был приложен проект концессионного соглашения с согласованным сторонами базовым уровнем операционных расходов на 2019 год (приложение № 4), а не на 2020 год (том 1 л.д. 151-153, том 2 л.д. 100-103).

При таких обстоятельствах суд находит доводы административного ответчика в части обоснования согласованного им размера долгосрочных параметров регулирования убедительными.

Административный истец в рамках рассмотрения настоящего административного дела об оспаривании приказа об установлении тарифа по сути пытается оспорить условия концессионного соглашения в части установления размера долгосрочных параметров регулирования. Однако условия концессионного соглашения не являются предметом рассмотрения настоящего спора.

Как следует из положений пункта 66 концессионного соглашения № 1-КС от 24 января 2020 года, изменение долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в сфере водоотведения, указанных в приложении № 4 к настоящему соглашению, осуществляется по предварительному согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), получаемому в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (том 2 л.д. 7).

Таким образом, административный истец не лишен возможности изменить условия концессионного соглашения в части долгосрочных параметров регулирования деятельности в установленном порядке.

Метод регулирования тарифов в отношении регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, должен соответствовать методу регулирования, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (абзац 2 пункта 31 Основ ценообразования).

Для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) (пункт 31(1) Основ ценообразования).

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Приложением № 5 к концессионному соглашению № 1-КС от 24 января 2020 года определен метод регулирования цен (тарифов) – это метод индексации (том 2 л.д. 12 оборот). В заявлении о выборе метода регулирования, поданном в РЭК Омской области административным истцом при обращении с заявлением об установлении тарифов на водоотведение, содержащемся в материалах тарифного дела, также указан в качестве метода регулирования тарифов метод индексации тарифов.

В соответствии с вышеуказанными положениями пунктов 31, 31 (1) Основ ценообразования для административного истца долгосрочные тарифы установлены РЭК Омской области на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, согласованных органом регулирования в установленном законом порядке, и выбран в качестве метода регулирования тарифов – метод индексации тарифов.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).

Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов (пункт 60 Основ ценообразования).

Пунктом 45 Методических указаний предусмотрено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле 8: ОРi = ОРi-1 * (1 - ИЭРi) * (1 + ИПЦi) * (1 + ИКАi), где:

ОРi-1 - операционные расходы в (i-1)-м году (базовый уровень), тыс. руб.;

ИЭРi - индекс эффективности операционных расходов в i-м году, процентов;

ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования;

ИКАi - индекс изменения количества активов в i-м году.

Представителями административного ответчика в дополнении к отзыву представлена подробная расшифровка значений, применяемых для расчета размера операционных расходов (том 3 л.д. 18-20).

Исходя из указанных дополнений следует, что «i» – это 2020 год, «i-1» – это 2019 год; «Opi-1» – базовый уровень операционных расходов на 2019 год, который равен <...>.

Согласно пункту 46 Методических указаний индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов в год. На первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.

В приложении № 4 к концессионному соглашению № 1-КС от 24 января 2020 года индекс эффективности операционных расходов (далее также ИЭР) принят в размере 1%. Таким образом, ИЭР на 2020 год для ООО УК «АСО-СЕРВИС» равен 1 %.

При расчете тарифа на 2020 год регулирующим органом использовались основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Минэкономразвития России и одобренного 19 сентября 2019 года на заседании Правительства Российской Федерации. При расчете базового уровня операционных расходов на 2020 год использовался ИПЦ на 2020 год в размере 103,0 %.

«ИКАi» – это индекс изменения количества активов на 2020 год. Количество активов в 2020 году не изменялось, поэтому ИКА на 2020 год равен 0,00.

Таким образом, подставляя в формулу 8 указанные значения, регулятором рассчитан размер операционных расходов на 2020 год равным <...> (OPi = OPi-1 * (1 - ИЭРi) * (1 + ИПЦi) * (1 + ИКАi) = ОР на 2020 год = ОР на 2019 год * (1 – ИЭР на 2020 год) * (1 + ИПЦ на 2020 год) * (1 + ИКА на 2020 год) = 967,26 * (1 - 0,01) * (1 + 0,03) * (1 + 0,00) = <...>).

Учитывая положения вышеприведенных пунктов 31, 31(1), 33, 75 Основ ценообразования, суд приходит к выводу о правомерности применения РЭК Омской области формулы 8, предусмотренной пунктом 45 Методических указаний, для расчета операционных расходов на 2020 год для ООО УК «АСО-СЕРВИС», и принятия согласованных в концессионном соглашении № 1-КС от 24 января 2020 года долгосрочных параметров регулирования за первый год регулирования.

Административным истцом также приводятся доводы об обслуживании обществом дополнительно бесхозяйных сетей, что увеличивает общую протяженность обслуживаемых канализационных сетей и приводит к увеличению расходов.

Из материалов тарифного дела следует, что распоряжением Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 29 января 2020 года № 4 во временную эксплуатацию ООО УК «АСО-СЕРВИС» переданы бесхозяйные объекты коммунального хозяйства общей протяженностью 2,00 км (1011,00 м +210 м + 210 м +360 м + 210 м = 2001 м). При этом расходы на обслуживание бесхозяйных сетей в размере <...> регулятором учтены отдельно по статье «Неподконтрольные расходы» и не включены в размер операционных расходов (приложение № 4 к экспертному заключению по делу № 09-05/33 от 16 июня 2020 года, том 1 л.д. 122).

При таких обстоятельствах доводы административного истца о принятии РЭК Омской области экономически необоснованного тарифа не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела и опровергаются представленными расчетами, выполненными на основании согласованного сторонами в приложении № № 4 к вышеуказанному концессионному соглашению значения базового уровня операционных расходов на 2019 год.

Судом также учитываются положения пункта 80 Основ ценообразования, в соответствии с которым необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

Кроме этого, в соответствии с бухгалтерской отчетностью за 2020 года, имеющейся в материалах административного дела, ООО УК «АСО-СЕРВИС» имеет положительный финансовый результат, а именно чистая прибыль общества составила <...>. Таким образом, оснований полагать, что заложенные в оспариваемом приказе РЭК Омской области затраты ниже необходимых для осуществления деятельности, не имеется (том 2 л.д. 215-220).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренных законом порядке и форме, надлежащим образом опубликован. Положения оспариваемого административным истцом приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июня 2020 года № 76/32 «Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АСО-СЕРВИС», Омский муниципальный район Омской области» (в редакции приказа от 17 сентября 2021 года № 215/63) оставить без удовлетворения.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Ершова

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года.