ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/20 от 18.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» – ФИО1, действующей на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (далее – ООО «ВЕГА») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В обоснование административных исковых требований ООО «ВЕГА» указывает, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: Номер изъят, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы.

Указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят и поставлены на государственный кадастровый учет 1 ноября 2013 г.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят был поставлен на учет 22 апреля 2011 г. со следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес изъят>, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы.

Указанный земельный участок относился к «9» группе вида разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Вышеуказанные земельные участки не включены в постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп, от 5 мая 2014 г. № 239-пп. При этом вид разрешенного использования указанных земельных участков – «для эксплуатации существующей производственной базы».

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) относился к «9» группе видов разрешенного использования. Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп был отнесен к «3» группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок». Изменений вида разрешенного использования земельного участка за период с 15 ноября 2013 г. до 5 мая 2013 г. не было, так как участок был аннулирован, в связи с образованием новых земельных участков, вид разрешенного использования, которых также не подлежал изменению.

Административный истец указывает, что фактическое использование земельных участков соответствует виду разрешенного использования земельных участков – «для эксплуатации производственной базы». На земельных участках расположены производственные здания, цеха.

При осуществлении кадастровой оценки в отношении земельного участка с кадастровым Номер изъят допущена техническая ошибка, выразившаяся в необоснованном отнесении земельного участка вместо «9» группы типовых видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» к «3» группе типовых видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок», кадастровая стоимость которых рассчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».

ООО «ВЕГА» полагает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят имеет место искажение данных об объекте оценки, неправильное отнесение спорного земельного участка к «3» группе типовых видов разрешенного использования земельных участков, что является кадастровой ошибкой при осуществлении кадастровой оценки в целях определения кадастровой стоимости, что повлекло неправильное исчисление кадастровой стоимости образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят исходя из показателей кадастровой стоимости 4 104,37 рублей за 1 кв.м.

ООО «ВЕГА» указывает, что завышение кадастровой стоимости земельного участка влечет наступление негативных последствий для собственника земельного участка в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (далее – постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп). Постановление было официально опубликовано в газете «Областная» от 23 ноября 2013 г. и вступило в силу с 3 декабря 2013 г.

В соответствии с данным постановлением, в редакции, действовавшей на момент его принятия, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области исполнителем работ ООО «ФинГрупп» был отнесен согласно Типовому перечню видов разрешенного использования к «9» группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

По состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп, в соответствии с Приложением № 1 которого земельный участок с кадастровым номером Номер изъят отнесен к «9» группе видов разрешенного использования, его кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка был установлен 586,62 рублей, кадастровая стоимость составляла 73 359 177,48 рублей.

Впоследствии было принято постановление Правительства Иркутской области № 239-пп 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», в соответствии с пунктом 2 которого данный документ распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 3 декабря 2013 г.

Из данного постановления следует, что в соответствии с Приложением № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп) земельный участок с кадастровым номером Номер изъят был отнесен к «3» группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

Исходя из данного постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков рассчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят установлен в размере 4 104,37 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила 513 267 885,98 рублей.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят площадью 125 044,96 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, расположенный по адресу: <адрес изъят>, при проведении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области в результате технической ошибки был ошибочно отнесен исполнителем работ ООО «ФинГрупп» к «3» группе видов разрешенного использования Типового перечня: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» без учета того, что исходный земельный участок был предназначен и использовался под производственную базу, что соответствовало «9» группе Типового перечня видов разрешенного использования.

ООО «ВЕГА» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Дата изъята получен ответ, согласно которому постановлением № 239-пп, в постановление № 517-пп внесены изменения, в частности земельный участок с кадастровым номером Номер изъят отнесен к «3» группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок». Органом регистрации прав не допущено ошибки при внесении сведений о группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят

ООО «ВЕГА» с учетом уточнений просит суд:

- восстановить срок на обращение с иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости спорных земельных участков;

- установить что в сведениях Государственного реестра (кадастра) недвижимости при утверждении результатов государственной кадастровой оценки Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», Постановления Правительства Иркутской области от 26 августа 2015 г. № 422-пп «О внесении изменений в приложение 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», Постановления Правительства Иркутской области от 11 января 2016 г. № 4-пп «О внесении изменений в Приложение 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» допущена техническая ошибка, возникшая в результате неправильного отнесения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) к «3» группе видов разрешенного использования Типовых видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок», что повлекло неправильное исчисление кадастровой стоимости образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят исходя из показателей кадастровой стоимости 4104 рублей за 1 кв.м.;

- устранить в сведениях Государственного реестра (кадастра) недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) путем установления с даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции последующих изменений, внесенных Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, и внесения этих сведений в Государственный реестр (кадастр) недвижимости кадастровой стоимости данных земельных участков исходя из удельного показателя для «9» группы видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» в размере 1 035,65 рублей за 1 кв.м.

Представитель административного истца ООО «ВЕГА» – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования с учетом утонений, поддержала ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, изложенное в первоначальном исковом заявлении, просила восстановить указанный срок.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась. До перерыва в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области. Указывает, что ООО «ВЕГА» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с недостоверностью сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, не обращалось. От генерального директора ООО «ВЕГА» в Управление поступило обращение от Дата изъята Номер изъят по вопросу исправления технической ошибки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к «3» группе видов разрешенного использования. В письме от Дата изъята Номер изъят Управлением было разъяснено, что поскольку в данной ситуации сведения ЕГРН об удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в постановлении Правительства Иркутской области № 517-пп, в редакции № 239-пп, уполномоченным органом не была допущена техническая ошибка исходя из ее понятия, установленного статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Также указывает, что определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки осуществляется независимыми оценщиками (исполнителями работ по определению кадастровой стоимости) в соответствии с Законом об оценочной деятельности, при этом расчет удельного показателя кадастровой стоимости и отнесение земельных участков к определенной группе видов разрешенного использования также осуществляется исполнителем работ. При проведении массовой оценки группа видов разрешенного использования определялась оценщиком самостоятельно и ее определение являлось результатом его экспертных суждений. Причины, по которым земельный участок с кадастровым номером Номер изъят был отнесен оценщиком к «3» группе видов разрешенного использования, неизвестны.

Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, произведено оценщиком ООО «ФинГрупп», в связи с чем, на указанную организацию возлагается обязанность по проведению работ но устранению недостоверности сведений в рамках гарантийных обязательств по контракту, срок исполнения которых закончился 14 ноября 2016 г. Также указывает, что 25 декабря 2019 г. ООО «ФинГрупп» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, а привлечение иной организации для проведения оценки земельного участка с кадастровым номером Номер изъят невозможно, просит в полном объеме отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, письменного отзыва на административное исковое заявление не представил.

Заинтересованное лицо администрация города Иркутска надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные отзывы на административное исковое заявление в которых возражает против удовлетворения административного искового заявления, считает указанные в нем доводы несостоятельными и противоречащими нормам законодательства. Ссылаясь на положения части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указывает на пропуск административным истцом установленного пятилетнего срока для обращения в суд с иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.

Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», оспаривание результатов государственной кадастровой оценки осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (абзац 11, 12).

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, расценивались также как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно части 1 статьи 28 указанного закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Судом установлено, что ООО «ВЕГА» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: Номер изъят вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра, представленными административным истцом и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.

Указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят и поставлены на государственный кадастровый учет 1 ноября 2013 г.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят был поставлен на учет 22 апреля 2011 г. со следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес изъят>, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующей производственной базы. Указанный земельный участок относился к «9» группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено Министерству имущественных отношений Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.

Согласно приложению 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп (в первоначальной редакции) земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) отнесен к «9» группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), при этом ошибочно установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 104,37 рублей за 1 кв.м., относящийся к «3» группе видов разрешенного использования земельных участков согласно Типовому перечню.

Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп были внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп.

Согласно приложению 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп (в редакции от 5 мая 2014 г. № 239-пп и последующих изменений) земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) отнесен к «3» группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 104,37 рублей за 1 кв.м.

Изменений вида разрешенного использования земельного участка за период с 15 ноября 2013 г. до 5 мая 2013 г. не происходило, поскольку сведения о нем были аннулированы, в связи с образованием новых земельных участков, вид разрешенного использования, которых также не подлежал изменению. Доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.

В административном исковом заявлении административный истец указывает, что фактическое использование земельных участков соответствует виду разрешенного использования земельных участков: «для эксплуатации производственной базы». На земельных участках расположены производственные здания, цеха. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, в материалы дела также не представлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) был ошибочно отнесен оценщиком к «3» группе видов разрешенного использования с установлением в отношении него удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 104,37 рублей за 1 кв.м.

Кадастровые номера, местонахождение, площадь земельных участков, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.

Полагая, что ошибочное отнесение исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к «3» группе видов разрешенного использования влечет наступление негативных последствий в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы ООО «ВЕГА» Дата изъята обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением об изменении группы видов разрешенного использования земельного участка. На данное заявление Управлением Росреестра по Иркутской области направлен ответ от Дата изъята Номер изъят в котором указано, что постановлением Правительства Иркутской области № 239-пп, в постановление Правительства Иркутской области № 517-пп внесены изменения, в частности земельный участок с кадастровым номером Номер изъят отнесен к «3» группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок». Органом регистрации прав не допущено ошибки при внесении сведений о группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят.

Не согласившись с ответом Управления Росреестра по Иркутской области Дата изъята ООО «ВЕГА» обратилось в Иркутский областной суд с данным административным исковым заявлением, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая то обстоятельство, что переоценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов в массовом порядке на территории Иркутской области по истечению пяти лет со дня утверждения результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят на момент обращения административного истца в суд уполномоченными органами не произведена, суд признает уважительной причину пропуска административным истцом срока на обращение с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка уважительной, а срок подлежащим восстановлению в соответствии с частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения административного дела установлен факт неверного отражения сведений в 2014 году в Едином государственном кадастре недвижимости вследствие ошибочного отнесения оценщиком, проводившим массовую кадастровую оценку, земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к «3» группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), при наличии данных в Едином государственном кадастре недвижимости об отнесении этого земельного участка к «9» группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) и при отсутствии сведений об изменении собственником вида разрешенного использования исходного земельного участка или вновь образованных земельных участков.

Вместе с тем, Управление Росреестра по Иркутской области не наделено полномочиями по исправлению архивных данных о кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее по тексту – архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

Учитывая изложенное выше, суд не находит оснований для прекращения производства по данному делу, поскольку неправильная кадастровая оценка исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят применялась с 2014 г., что повлекло неправильное исчисление кадастровой стоимости образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят исходя из показателей кадастровой стоимости 4 104,37 рублей за 1 кв.м., порождая для ООО «ВЕГА» налоговые обязательства по уплате земельного налога, исчисленного с неправильной кадастровой стоимости, сумма которого при удовлетворении административных исковых требований ООО «ВЕГА», подлежит перерасчету с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости неправильных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которая не приведена в соответствии с положениями статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ООО «ВЕГА» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъятДата изъята

Допущенная техническая ошибка в виде неправильного отнесения при проведении массовой кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к «3» группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), привела к неверному определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят исходя из показателей кадастровой стоимости 4 104,37 рублей за 1 кв.м. и нарушению прав ООО «ВЕГА» на уплату налогов в законно установленном размере (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца и устранения технической ошибки (по смыслу статьи 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), возникшей в результате неправильного отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок), выразившейся в ошибочном отнесении этих земельных участков к «3» группе видов разрешенного использования земельных участков Типового перечня с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 4 104,37 рублей за 1 кв.м., тогда как эти земельные участки подлежали отнесению к «9» группе видов земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» Типового перечня видов разрешенного использования земельных участков с установлением их кадастровой стоимости исходя из удельного показателя в размере 1 035,65 рублей за 1 кв.м.

Данная техническая ошибка, внесенная в сведения Единого государственного реестра недвижимости, подлежит исправлению с даты начала применения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», а также в редакции последующих изменений, в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок).

Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим её результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ООО «ВЕГА», предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует отказать.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений.

Руководствуясь статьями 178-180, 219, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

восстановить обществу с ограниченной ответственностью «ВЕГА» пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» к Правительству Иркутской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости при утверждении результатов государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», а также в редакции последующих изменений, допущена техническая ошибка, возникшая в результате неправильного отнесения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок) к «3» группе видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» Типового перечня видов разрешенного использования, что повлекло неправильное исчисление кадастровой стоимости образовавшихся из него путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят исходя из показателей кадастровой стоимости 4 104,37 рублей за 1 кв.м.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: Номер изъят, образовавшихся в результате разделения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок), путем установления с даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», а также в редакции последующих изменений, и внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, отнеся их к «9» группе видов разрешенного использования земельных участков «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» Типового перечня видов разрешенного использования с установлением их кадастровой стоимости исходя из удельного показателя для «9» группы видов разрешенного использования земельных участков в размере 1 035,65 рублей за 1 кв.м.

Внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят является Дата изъята

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА», предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята