ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/2015 от 10.12.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-220/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2015 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,

с участием представителя Муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» Левадной О.Б., представителя администрации города Лесосибирска Красноярского края Гороховика Г.Б., прокурора Марченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-220/2015 по административному иску Муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» об оспаривании подпункта 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения»,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» (далее - МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка») обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения», мотивируя тем, что оспариваемым нормативно-правовом актом утверждён норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для населения города Лесосибирска (в том числе п. Стрелка) в размере 0,025 Гкал на 1 м2 общей площади (на 12 месяцев), при этом норматив является единым (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов без учета этажности и года постройки, а также различий их конструктивных и технических параметров, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно письмам МУ «УЖКХ - Служба Заказчика» № 38 от 14 февраля 2000 года, № 6 от 19 января 2005 года, администрации города Лесосибирска Красноярского края № 54 от 15 января 2007 года норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для п. Стрелка составляет 0,034 Гкал на 1 м2 общей площади (на 12 месяцев), в то время как для предприятий города Лесосибирска он составляет 0,025 Гкал/м2 в месяц (в расчете на 12 месяцев), поскольку жилой фонд п. Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд - в основном пяти и девятиэтажные кирпичные и панельные дома.

Кроме того, в результате применения норматива 0,025 Гкал/м2 в месяц в расчете на 12 месяцев искусственно снижаются доходы МУП «ПП ЖКХ №5 Стрелка», что ведёт к невыполнению производственных программ для подготовки коммунальных объектов теплоснабжения к работе в зимних условиях 2015-2016 гг., а также невозможности приобретения топлива в полном объеме на отопительный период 2015-2016 гг.

Просило признать недействующим подпункт 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» с момента принятия Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», а также признать применение установленного норматива потребления тепловой энергии для п. Стрелка с 01 января 2015 года не законным; обязать администрацию г. Лесосибирска Красноярского края обратиться в Правительство Красноярского края о подготовке нормативного правового акта о применении на территории муниципального образования город Лесосибирск в 2012-2014 годах порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием норматива потребления тепловой энергии по отоплению утверждённого в Приложении № 6 Постановления Правительства Красноярского края № 217-п от 30 апреля 2015 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» с оплатой потребителями коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года; применить новые нормативы потребления тепловой энергии с 01 января 2015 года.

Определением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 года производство по делу в части требований о возложении на администрацию г. Лесосибирска Красноярского края обязанности обратиться в Правительство Красноярского края о подготовке нормативного правового акта прекращено в связи с принятием отказа от данной части административного иска.

В судебном заседании представитель МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» Левадная О.Б., действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации г. Лесосибирска Гороховик Г.Б., действующий на основании доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Председатель Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края Гимальтдинов З.М. представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал, что администрацией г. Лесосибирска был рассчитан норматив потребления тепловой энергии по отоплению и представлен в Лесосибирский городской Совет депутатов, который принял оспариваемый нормативный правовой акт, утвердив нормативы потребления коммунальных услуг. Необходимость и целесообразность принятия решений по нормативу теплоснабжения для п. Стрелка определяет администрация города (л.д. 110).

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края – первый заместитель министра Василовская Т.А., ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, представив письменный отзыв на административный иск, в котором указала, что Решение Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» должно соответствовать Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (л.д. 112-113).

Прокурор Марченко И.В. в своем заключении полагал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку административный истец не доказал факт нарушения его прав оспариваемым нормативным правовым актом.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителей Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» Левадная О.Б., представитель администрации г. Лесосибирска Гороховик Г.Б., прокурор Марченко И.В. не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) устанавливалось, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года № 192.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 признан утратившим силу подпункт «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 609, а также утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306).

В соответствии с пунктами 4, 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, при определении нормативов потребления в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.

В соответствии с таблицей № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» (приложение № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

До принятия вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, Решением Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» (далее - Решение Лесосибирского городского совета от 06 марта 2005 года № 409) в Приложении № 1 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в месяц по г. Лесосибирску.

Согласно подпункту 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета от 06 марта 2005 года № 409, норматив по отоплению утвержден в размере 0,025 Гкал на 1 кв.м. общей площади.

Согласно статье 19 Устава города Лесосибирска, утвержденного Решением Лесосибирского городского Совета от 30 апреля 1997 года № 19, (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Лесосибирский городской Совет является представительным органом местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города (пункт 1). Городской Совет состоит из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 4 года (пункт 2).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 Устава города Лесосибирска к компетенции Лесосибирского городского Совета относится решение вопросов, отнесенных к компетенции городского Совета федеральными и краевыми законами, а также данным Уставом.

В силу статьи 25 Устава города Лесосибирска городской Совет по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения (пункт 1). Решение принимается открытым или тайным голосованием в соответствии с Регламентом городского Совета (пункт 2). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено данным Уставом или законодательством (пункт 3). Решения городского Совета в течение 10 рабочих дней со дня их принятия подписывает Глава города (пункт 5). Нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальное опубликование осуществляется в течение 30 дней со дня подписания Решения Главой города (пункт 7).

Согласно пункту 7 статьи 4 Устава города Лесосибирска, нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Заря Енисея».

Как следует из материалов дела, Решение Лесосибирского городского совета от 06 марта 2005 года № 409 было опубликовано в газете «Заря Енисея» и в соответствии с пунктом 17 Решения оно вступило в силу со дня опубликования.

Оспаривая Решение Лесосибирского городского совета от 06 марта 2005 года № 409, МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» ссылается на то, что указанный нормативный правовой акт вступил в противоречие с пунктами 4, 10, 11 принятых позднее Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, поскольку установленный оспариваемым Решением норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,025 Гкал на 1 кв.м. общей площади по г. Лесосибирску не учитывает этажность, год постройки, степень благоустройства, а также конструктивные и технические параметры многоквартирных жилых домов в п. Стрелка, являющихся одно- и двухэтажными деревянными домами, в то время как в г. Лесосибирске жилой фонд состоит в основном из пяти- и девятиэтажных кирпичных и панельных домов.

Участвующими в деле лицами не оспаривается, что п. Стрелка входит в состав муниципального образования город Лесосибирск; жилой фонд п. Стрелка состоит из одно- и двухэтажных многоквартирных деревянных домов, в то время как в г. Лесосибирске, наряду с одно- и двухэтажными деревянными домами, в основном расположены пяти- и девятиэтажные кирпичные и панельные дома.

Из материалов дела следует, что МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» является исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуг по отоплению, в п. Стрелка.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказать, что ими были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вышеприведенные нормативные положения были разъяснены участвующим в деле лицам в определении о принятии административного дела к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было получено Лесосибирским городским Советом 03 ноября 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 1-4, 72, 76).

Вместе с тем, Лесосибирским городским Советом (органом, принявшим оспариваемый нормативный акт) не представлено в суд каких-либо доказательств, указывающих на порядок расчета оспариваемого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, а также подтверждающих, что оспариваемый норматив на момент его утверждения соответствовал положениям действующих в то время нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а после принятия Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, не вступил в противоречия с данными Правилами.

Из оспариваемого решения не следует, что утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывает названные в пунктах 4, 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, конструктивные и технические параметры многоквартирных жилых домов в п. Стрелка, а также этажность, год постройки и степень благоустройства домов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что подпункт 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 не соответствует имеющим большую юридическую силу Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, в результате чего нарушаются права административного истца, поскольку применение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, не соответствующего действующему законодательству, лишает МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка», как исполнителя коммунальных услуг по теплоснабжению, права на адекватную оплату этих услуг согласно законно рассчитанному нормативу потребления (в домах, не оборудованных приборами учета).

Кроме того, Лесосибирским городским Советом, в нарушение положений части 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленной статьей 25 Устава города Лесосибирска.

При изложенных обстоятельствах суд полагает на основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать подпункт 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 не действующим с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» об оспаривании подпункта 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» – удовлетворить.

Признать не действующим подпункт 2.3 пункта 2 Приложения № 1 к Решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 06 марта 2005 года № 409 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения» со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Обязать Лесосибирский городской совет Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2015 года