ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/2017 от 26.04.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Тарарухиной И.Л.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Иркутской области Шебетниковой Ж.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2 - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-36-2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп «О переводе земельного участка»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 13160 кв.м., с кадастровым номером , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка, переведен из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства базы отдыха. Постановление опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 8 февраля 2013 года № 13.

Заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп «О переводе земельного участка».

В обоснование административных исковых требований заместитель прокурора Иркутской области указал, что постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп, которое является нормативным правовым актом, принято в рамках предоставленных Правительству области полномочий, однако не соответствует требованиям федерального законодательства.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) установлено, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, создания туристско-рекреационных особых экономических зон, в иных установленных Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ) и другими федеральными законами случаях. Ни ЗК РФ, ни другими федеральными законами не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с п.27 ч.1 ст. 14, п.22 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать только лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемая территория в рассматриваемой местности органами государственной власти области не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.

Административный истец просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым номером из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

В судебном заседании прокурор Шебетникова Ж.В. административные исковые требования поддержала, изложив доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В предварительных судебных заседаниях 18 января 2018 года, 9 февраля 2018 года, в судебном заседании 28 февраля 2018 года представитель административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО4 административные исковые требования не признала. Указала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление Правительства Иркутской области. Пояснила, что полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта у Правительства Иркутской области имеются. Частью 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что перевод земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случаях: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях. Перевод, осуществленный постановлением №750-пп, послужил отнесением земельного участка к землям рекреационного назначения. Кроме того, статьей 4 Федерального закона №172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категорию в другую. У Правительства Иркутской области отсутствовали основания для отказа в переводе земельного участка.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, поддержав позицию Правительства Иркутской области. В обоснование возражений пояснила, что в соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия у Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта имелись в соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», п.1 ч.2 ст. 64 Устава Иркутской области, ч.2 ст. 4 Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года №30-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области». Оспариваемое постановление принято на основании поступившего в Министерство 14 ноября 2012 года ходатайства ФИО2 о переводе земельного участка из одной категории в другую для строительства базы отдыха. Указала, что к ходатайству прилагались: договор аренды земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке, согласие администрации Усольского районного муниципального образования на перевод земельного участка. В соответствии с требованиями ч.4.1 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ Министерством была запрошена выписка из государственного кадастра недвижимости и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно сведений о земельном участке и правах на земельный участок. В уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 23 августа 2012 года указано, что сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок категория земель: земли запаса. Частью 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях. Статья 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий отнесла, в том числе, земли рекреационного назначения, понятие которых дано в статье 98 ЗК РФ. Полагает, что административным истцом не представлены доказательства, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц. Порядок отнесения к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения федерального значения устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст. 94 ЗК РФ), а регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4 ст. 94 ЗК РФ). Правительством Российской Федерации, Правительством Иркутской области данное полномочие не реализовано. Прокурором Иркутской области не указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены. Федеральным законом №172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При рассмотрении ходатайства несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования не было. Согласно информации Службы архитектуры Иркутской области (служебная записка от 3 декабря 2012 года) на дату принятия постановления документы территориального планирования на территории Усольского районного муниципального образования приняты не были. Основания для отказа в переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.

Представитель заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на административный иск представитель заинтересованных лиц по доверенности ФИО5 поддержал административные исковые требования. Указал, что частью 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрены основания для перевода земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов. Данная норма, учитывающая особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, ограничивает возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, а в качестве необходимых оснований для перевода предусматривает принятие уполномоченными органами решений о создании особо охраняемых территорий или туристско-рекреационных особых экономических зон, что предполагает необходимость последующего комплексного освоения и развития соответствующих земельных участков в общественных интересах. Оспариваемый акт не содержит основания изменения категории в земли особо охраняемых территорий и объектов, а именно решения о создании особо охраняемой территории с определением особого правового режима, туристско-рекреационной особой экономической зоны либо иного, установленного Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами случая.

Представитель заинтересованного лица администрации Усольского районного муниципального образования ФИО6 в судебное заседание не явилась. Представила отзыв на административное исковое заявление, указав, что администрация Усольского районного муниципального образования возражает относительно удовлетворения административного иска. Указала, что администрацией муниципального района было издано постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях размещения базы отдыха. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет. ФИО2 был направлен в Правительство Иркутской области для получения перевода испрашиваемого земельного участка. Поддержала правовую позицию административного ответчика относительно законности перевода земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов. Полагала, что у Правительства Иркутской области отсутствовали основания для отказа в переводе спорного земельного участка. Указала, что на момент предоставления земельного участка на территории городского поселения Тельминского муниципального образования отсутствовали документы территориального планирования. В соответствии с документами территориального планирования, которые приняты органом местного самоуправления после принятия оспариваемого постановления, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне природного ландшафта.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения административного иска. Указала, что земельный участок с кадастровым номером находится в пользовании ФИО2 на основании договора аренды от 20 августа 2013 года. На земельном участке ФИО2 возведены капитальные строения: два гостевых дома и столовая, а также беседки для отдыха. Право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано. Полагает, что перевод земельного участка из одной категории в другую был выполнен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Поддержала доводы административного ответчика и Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель Министерства ФИО7, действующий на основании доверенности, направил в суд письменные пояснения, в которых указал, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219, Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий в земли другой категории. Спорный земельный участок не входит в границы особо охраняемых природных территорий федерального значения, не относится к землям водного и лесного фонда.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект») в судебное заседание не явился. В информации о положении земельного участка с кадастровым номером указали, что при совмещении материалов лесоустройства и границ земельного участка с кадастровым номером установлено пересечение с землями лесного фонда: Иркутская область, Усольское лесничество, Усольское участковое лесничество, ТУ . Площадь пересечения 3314 кв.м.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. Указала, что земельный участок с кадастровым номером не относится к землям лесного фонда, права и законные интересы не нарушаются.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, администрации Тельминского муниципального образования, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных пояснениях указали на отсутствие заинтересованности в данном деле, представили истребованные судом документы.

В соответствии с положениями статей 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства административного дела и не представивших доказательств уважительности причин отсутствия.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В данном административном деле прокурор Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена, из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

В силу положений части 8 статьи 213 указанного кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает семь категорий земель по целевому назначению, в том числе земли запаса (подпункт 7 пункта 1 статьи 7), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7).

Как усматривается из оспариваемого постановления Правительства Иркутской области, земля, категория которой изменена, по целевому назначению относится к землям запаса, государственная собственность на которую не разграничена.

Решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых территорий регионального значения; планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений пп.8, 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия в соответствии с законами Иркутской области.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства Иркутской области.

Из анализа положений федерального и регионального законодательства следует, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области принято в пределах предоставленных полномочий.

Правительство Иркутской области как высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области вправе принимать решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Иркутской области.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.

Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.

Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.

Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.

Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп «О переводе земельного участка» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 8 февраля 2013 года № 13 (л.д.28 том 1), которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ. Постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп «О переводе земельного участка» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Судом проверена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 31 мая 2012 года на основании заявления и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенный Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка. Категория земель – земли запаса, разрешенное использование – не установлено.

28 февраля 2013 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения о категории земель в соответствии с представленным постановлением Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп. Категория земель земельного участка с кадастровым номером изменена на земли особо охраняемых территорий и объектов.

По заявлению от 13 июня 2013 года об изменении сведений о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с постановлением администрации Усольского районного муниципального образования от 25 апреля 2013 года №659 в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения: разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером - для строительства базы отдыха.

В сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствует информация о расположении земельного участка с кадастровым номером в границах зон с особыми условиями территорий, особо охраняемых природных территорий.

Постановлением мэра Усольского районного муниципального образования от 9 апреля 2012 года №381 «О предварительном согласовании места размещения базы отдыха ФИО2» (л.д. 202 том 1) утвержден акт выбора земельного участка для строительства базы отдыха ФИО2 площадью 1,3 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка. Предварительно согласовано место размещения базы отдыха ФИО2 из земель запаса по адресу: Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка (акт выбора земельного участка со схемой размещения земельного участка от 28 октября 2011 года (л.д. 18-19 том 1).

Постановлением мэра Усольского районного муниципального образования от 25 апреля 2013 года №659 «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства базы отдыха» ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 13160 кв.м., с кадастровым номером из земель особо охраняемых территорий и объектов для строительства базы отдыха, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка (л.д. 201 том 1).

20 августа 2013 года на основании постановления мэра Усольского районного муниципального образования от 25 апреля 2013 года №659 заключен договор аренды земельного участка между комитетом по управлению муниципальным имуществом, недропользованию и землеустройству администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования и арендатором ФИО2 В аренду сроком с 25 апреля 2013 года по 25 апреля 2023 года передан земельный участок площадью 13160 кв.м., с кадастровым номером из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, ... км к западу от рабочего поселка Тельма, южнее р. Тельминка. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 27 сентября 2013 года за номером (л.д.203-206 том 1).

Земельный участок с кадастровым номером передан ФИО2 20 августа 2013 года, что подтверждено актом приема-передачи от 20 августа 2013 года, подписанного сторонами договора аренды (л.д. 207 том 1).

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории городского поселения Тельминского муниципального образования Усольского районного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена, находится в пользовании ФИО2 на основании договора аренды. Площадь земельного участка составляет 13160 кв.м., категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования – для строительства базы отдыха.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области в виде соответствующих выписок из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровыми паспортами на земельный участок от 31 мая 2012 года и от 28 декабря 2017 года, документами, представленными заинтересованными лицами Министерством имущественных отношений Иркутской области, администрацией Усольского районного муниципального образования, администрацией Тельминского муниципального образования.

На земельном участке с кадастровым номером ФИО2 возвел нежилое здание – гостевой дом №1, 2-х этажный из бруса, общей площадью 71,3 кв.м; нежилое здание – гостевой дом №2, 2-х этажный из бруса, общей площадью 69,3 кв.м; нежилое здание – столовую, 2 этажа из бруса, общей площадью 248,4 кв.м., право собственности на указанные строения не зарегистрировано, что подтверждено в судебном заседании пояснениями представителя заинтересованного лица ФИО2 - ФИО3, представленными ею техническим документами ( л.д. 1- 56 том 2).

Судом принята во внимание информация Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером не относится к землям лесного фонда, принимая во внимание следующее.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (п.5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области (пункт 8 статьи 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области).

Являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области и осуществляя функции по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской области не заявляет о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером от 31 мая 2012 года весь земельный участок относится к категории земель - земли запаса.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основывается данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года №264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые функции по подготовке и представлению Правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона №172-ФЗ, в редакции от 19 июля 2011 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок; категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ). При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

14 ноября 2012 года в Министерство имущественных отношений Иркутской области поступило ходатайство ФИО2 о переводе земельного участка из одной категории в другую (л.д.176 том 2), из которого следовало, что земельный участок с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена, относится к категории земель – земли запаса. Данный земельный участок предполагается использовать под строительство базы отдыха. Место размещения базы отдыха на земельном участке из земель запаса предварительно согласовано. Схема территориального планирования Усольского района отсутствует.

К ходатайству прилагалось: письмо мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования от 19 августа 2012 года №43/2335 об отсутствии документов территориального планирования; постановление мэра Усольского районного муниципального образования от 9 апреля 2012 года №381 «О предварительном согласовании места размещения базы отдыха ФИО2»; акт выбора земельного участка со схемой размещения земельного участка от 28 октября 2011 года; письмо мэра Усольского районного муниципального образования №43/1929 от 10 июля 2012 года; выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

В соответствии с требованиями части 4.1 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ Министерством имущественных отношений Иркутской области по системе межведомственного взаимодействия запрошены выписки из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно сведений о земельном участке и правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагалось осуществить.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ).

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ).

Из положений указанных норм следует, что устанавливая порядок перевода земель из одной категории в другую законодатель предусмотрел возможность обращения с таким заявлением заинтересованного лица. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность обратиться с таким заявлением имеют только собственник или иные правообладатели земельного участка.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 13160 кв.м. является вновь образованным земельным участком из земель запаса, который поставлен на кадастровый учет 31 мая 2012 года, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 31 мая 2012 года . В соответствии с требованиями статьи 103 ЗК РФ земли запаса могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам только после перевода их в другую категорию.

ФИО2, обратившийся в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о переводе указанного земельного участка не являлся и не мог являться в силу закона собственником, арендатором либо иным пользователем земельного участка с кадастровым номером . Не представил правоустанавливающие документы на земельный участок, а также доказательства о своих правах, зарегистрированных в установленном законом порядке на объекты, возведенные на спорном земельном участке, дающие преимущественное право заявителю на земельный участок. Орган местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка в иную категорию не обращался. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что с ходатайством о переводе земельного участка, относящегося к землям запаса, обратилось ненадлежащее лицо, что в силу требований части 2 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В силу пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Согласно статье 4 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, туристско-рекреационных особых экономических зон, а также в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Указанная норма статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ учитывает особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, ограничивает возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, а в качестве необходимых оснований для перевода предусматривают принятие уполномоченными органами решений о создании особо охраняемых территорий или туристско-рекреационных особых экономических зон, что предполагает необходимость их последующего комплексного освоения в общественных интересах.

В силу части 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Из системного толкования положений статей 94 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организации массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Из анализа указанных норм следует, что для перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов предполагается установление их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, они должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.

Поскольку до перевода земельного участка с кадастровым номером из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов органами государственной власти субъекта Российской Федерации – Иркутской области не создавалась рекреационная зона регионального значения, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп.

В связи с этим, суд считает ошибочной правовую позицию Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что перевод земельного участка возможен путем отнесения к землям рекреационного назначения без создания рекреационной зоны и о том, что сам факт издания постановления о переводе земельного участка с указанием цели перевода – для строительства базы отдыха является отнесением земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

На региональном уровне принят Закон Иркутской области от 19 июня 2008 года № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области», который на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп действовал в редакции Закона Иркутской области от 30 июня 2009 года № 39/5-оз и не предусматривал принятие решений об образовании особо охраняемых территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий.

В указанный Закон Иркутской области внесены изменения Законом Иркутской области от 6 июня 2014 № 57-ОЗ, от 11 декабря 2015 года № 116-ОЗ, что дополнительно подтверждает необходимость создания рекреационной зоны, поскольку федеральное законодательство не изменялось в части создания рекреационных зон, а создание данной территории привело бы к соблюдению федерального законодательства об особо охраняемых территориях.

Так, согласно статье 11 указанного Закона Иркутской области (в редакции Закона Иркутской области от 11 декабря 2015 года № 116-ОЗ) решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения должны содержать наименование, сведения о площади, описание местоположения границ особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения подлежат официальному опубликованию. Одновременно с принятием решений об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения Правительство Иркутской области утверждает положения о них.

В соответствии с указанным Законом Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2017 года №905-пп в Положение о порядке образования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2016 года №542-пп, внесены соответствующие изменения, касающиеся порядка образования особо охраняемой территории рекреационного назначения регионального значения.

Доводы заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что при рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов были соблюдены требования статей 2 и 3 Федерального закона №172-ФЗ и был соблюден порядок предоставления государственной услуги, не свидетельствуют о соблюдении федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Указанные положения федерального закона регламентируют процедуру рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, но не предусматривают в качестве основания для перевода земельного участка ходатайство заинтересованного лица. Таким основанием для перевода земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов является создание рекреационной зоны с соблюдением требований статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Судом установлено, что на момент перевода земельного участка с кадастровым номером из одной категории в другую отсутствовали документы территориального планирования и градостроительного зонирования.

Генеральный план Тельминского муниципального образования, на территории которого находится земельный участок с кадастровым номером , утвержден решением Думы городского поселения Тельминского муниципального образования от 25 сентября 2013 года №54. Правила землепользования и застройки Тельминского муниципального образования утверждены решением Думы городского поселения Тельминского муниципального образования от 25 сентября 2013 года №53. В соответствии с выкопировкой из правил землепользования и застройки Тельминского муниципального образования, выпиской из градостроительных регламентов Тельминского муниципального образования земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне ПТЗ 1106 – зона природного ландшафта.

Тот факт, что в соответствии с документами территориального планирования органа местного самоуправления земельный участок отнесен к зоне рекреации, не подтверждает соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14, пунктом 22 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в редакции от 10 июня 2008 года и в редакции от 29 декабря 2017 года, органы местного самоуправления вправе создавать только лечебно-оздоровительные местности и курорты и не обладают правом на создание рекреационной зоны, предусмотренной требованиями статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Представленные органами местного самоуправления документы территориального планирования не указывают на создание в районе испрашиваемого земельного участка на территории Тельминского муниципального образования Усольского районного муниципального образования особо охраняемой территории, туристско-рекреационной зоны особых экономических зон. Между тем, создание указанных территорий и зон в силу части 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ является основанием для перевода земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов. При этом, Правительством Иркутской области, Правительством Российской Федерации не принималось решений о создании особо охраняемой территории в районе указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 94 ЗК РФ, сведений о создании таких территорий не представлено.

Суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении испрашиваемому земельному участку статуса особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением ему особого правового режима, а также подтверждающих наличие оснований для изменения целевого назначения спорного земельного участка. Кроме того, в исполнительный орган государственной власти направлено ходатайство лица - ФИО2, у которого отсутствуют какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером . При отсутствии правовых оснований и доказательств необходимости перевода земельного участка из одной категории в другую у административного ответчика отсутствовали основания для принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При принятии оспариваемого нормативного правового акта не соблюдены нормы федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствии требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Суд установил, что оспоренный прокурором нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, поэтому требования заместителя прокурора Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп «О переводе земельного участка» подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что он применялся в период с 28 декабря 2012 года по день вынесения решения суда и на основании него были реализованы права граждан.

В связи с этим, оспариваемое прокурором Иркутской области постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым номером из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в газете «Областная», в которой и было опубликовано оспариваемое постановление Правительства Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования заместителя прокурора Иркутской области об оспаривании постановления Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 750-пп «О переводе земельного участка» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 28 декабря 2012 года №750-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым номером из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Резолютивная часть решения подлежит публикации в газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.Г. Кравченко

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2018 года.