ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/2021 от 23.09.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2021-000178-85

дело № 3а-220/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононенко О.И.,

с участием административного истца Долгоносова А.Н.,

представителя административного истца адвоката Злодухова М.А.,

представителя административного ответчика городской Думы г. Шахты Колесниковой Т.А.,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты Нестеровой Л.В.,

прокуроров отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А., Зонова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Долгоносова А. Н. о признании недействующим решения городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты» в редакции решений городской Думы города Шахты от 25 октября 2007 г. № 374, от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, от 29 октября 2015 г. № 31, от 25 февраля 2016 г. № 82, от 22 декабря 2016 г. № 216, от 25 января 2018 г. № 366, от 29 октября 2018 г. № 465, от 28 июля 2020 г. № 704,

у с т а н о в и л :

Решением городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Администрации г. Шахты (далее – Положение о Комитете), которое действует в редакции решения городской Думы города Шахты от 28 июля 2020 г. № 704.

Согласно пункту 1.1 раздела I Положения о Комитете: «комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты (далее по тексту - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Шахты, входящим в структуру Администрации города Шахты и обеспечивающим от ее имени координацию деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Шахты», в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Шахты, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления, кроме средств бюджета города Шахты.

Комитет в качестве отраслевого (функционального) органа Администрации города Шахты образован в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Шахты» путем утверждения новой редакции Положения о Комитете».

Согласно пункту 2.1 раздела II Комитет осуществляет следующие функции: «в рамках своей компетенции разрабатывает с учетом требований федерального, областного законодательства, муниципальных правовых актов проекты постановлений Администрации города Шахты по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью города Шахты, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Шахты, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления (далее - земельные участки), кроме средств бюджета города Шахты».

Долгоносов А.Н. первоначально заявил требование о признании недействующими пунктов 1.1 и 2.1 Положения о Комитете как несоответствующих требованиям пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом поданных в предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) порядке уточнений, административный истец просит: признать решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты» в редакции решений городской Думы города Шахты от 25 октября 2007 г. № 374, от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, 29 октября 2015 г. № 31, 25 февраля 2016 г. № 82, 22 декабря 2016 г. № 216, 25 января 2018 г. № 366, от 29 октября 2018 г. № 465, от 28 июля 2020 г. № 704 и пункты 1.1 и 2.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты, утвержденного указанным решением, в тех же редакциях, недействующими и не подлежащими применению для регулирования отношений по порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления.

По мнению административного истца, решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 с учетом всех внесенных изменений должно быть признано недействующим поскольку в нарушение требований ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.46 Устава города Шахты, текст решения официально опубликован не был. Пункты 1.1 и 2.1 Положения о Комитете противоречат положению пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», положениям Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку орган местного самоуправления имеет право лишь на предоставление размежеванных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а не на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, пункт 1.1 Положения о Комитете содержит нечеткую формулировку относительно «координации деятельности».

Таким образом, требования административного истца направлены на оспаривание одного нормативного правового акта ввиду отсутствия полной публикации его текста и несоответствия содержания его отдельных положений - пунктов 1.2 и 2.1, нормативным правовым актам большей юридической силы.

В обоснование требований Долгоносов А.Н. указал, что с 2017 г. является собственником незавершенного строительством объекта недвижимости в г. Шахты. Земельный участок, на котором расположен данный объект, относится к федеральной собственности, образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена и первоначально имел площадь 6300 кв.м. Комитет по управлению имуществом города Шахты, действуя в соответствии с полномочиями, перечисленными в пунктах 1.2 и 2.1 Положения о Комитете, распоряжается земельным участком в ущерб интересам административного истца, лишая его возможности получить положительное экспертное заключение по проектной документации.

Долгоносов А.Н. и его представитель адвокат Злодухов М.А., действующий по доверенности и ордеру, в судебном заседании поддержали изложенные требования.

В качестве административного ответчика к участию в деле привлечена городская Дума г.Шахты, в качестве заинтересованного лица - Комитет по управлению имуществом Администрации г.Шахты.

Представитель городской Думы г.Шахты Колесникова Т.А., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска Долгоносова А.Н. по основаниям изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и уточненное административное исковое заявление. Указала, что решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты» принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Порядок принятия оспариваемого акта соблюден. Комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты в соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 является муниципальным казенным учреждением, образован для осуществления управленческих функций в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Шахты», действует в рамках полномочий, установленных оспариваемым Положением о Комитете, обладает правами юридического лица. Решение № 277 в 2006 году не было опубликовано в Шахтинских известиях, однако Положение находится в свободном доступе на сайте Администрации г.Шахты. Все изменения внесенные в Положение, в том числе, действующие редакции пунктов 1.1. и 2.1 были опубликованы.

Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты Нестерова Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика, доводы изложенные в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении административного иска Долгоносова А.Н.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Ростовской области Зонова О.В. об отказе в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления в силу; соответствие нормативного правового акта (в оспариваемой части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277, которым утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты, определяет правовой статус Комитета, наделяет его полномочиями необходимыми для урегулирования общественных отношений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитано на неоднократное применение, то есть, обладает признаками нормативного правового акта, оспаривание которого осуществляется по правилам, установленным главой 21 КАС РФ.

На момент рассмотрения дела, оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции от 28 июля 2020 г., не отменен и не изменен.

Долгоносов А.Н. является собственником объекта незавершенного строительством с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенного в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на земельном участке с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, который согласно выписке из ЕГРН, образован из земель или земельного участка государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДолгоносов А.Н. обращался за предварительным согласованием предоставления земельного участка под указанным объектом недвижимости, утверждением схемы расположения, в чем ему было отказано, отказ был признан незаконным.

Изложенное свидетельствует, что административный истец является субъектом правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и вправе оспорить его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Муниципальное образование «Город Шахты» наделено статусом городского округа в соответствии с положениями Областного закона Ростовской области от 19 ноября 2004 г. № 191-ЗС.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления, согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ).

На основании части 8 статьи 37 Закона № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 поименованного закона).

Положениями части 4 статьи 30 Устава муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением городской Думы г. Шахты от 8 ноября 2005 г. № 106 (далее – Устав г.Шахты) предусмотрено, что перечень отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты установлен Уставом, их полномочия утверждаются решением городской Думы.

Согласно части 4 статьи 37 Устава г.Шахты в структуру Администрации входят органы Администрации, имеющие статус юридического лица, в том числе, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Шахты.

Представительным органом муниципального образования «Город Шахты» является городская Дума (статья 32 Устава г.Шахты); нормативные правовые и иные правовые акты городской Думы включены в систему муниципальных правовых актов города Шахты (статьей 41 Устава г.Шахты).

Регламентом городской Думы города Шахты, утвержденным решением городской Думы города Шахты от 22 декабря 2005 г. № 139 (далее - Регламент) установлен порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов в пределах полномочий городской Думы, установленных федеральными и областными законами, Уставом города, которые обязательны для исполнения расположенными на территории города предприятиями и организациями всех форм собственности, органами местного самоуправления, органами Администрации, а также общественными объединениями и гражданами.

Согласно положениям пунктов 5.1, 5.3, 5.7, 5.9 Регламента (в редакции от 22 декабря 2005 г.), городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов; решения подписываются Главой муниципального образования (Мэром) и вступают в силу с момента их официального опубликования (обнародования).

Согласно положениями пунктов 3.9, 5.1, 5.5, 5.7, 5.9 Регламента (в редакции действовавшей после 27 сентября 2007 г.) городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, заседание правомочно, если на нем присутствую не менее двух третей от установленной численности, решение принимается, если за него проголосовали более половины от установленной численности депутатов, подписывается Главой муниципального образования (Мэром) и вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования).

С декабря 2017 г. согласно положениями пунктов 3.9, 5.1, 5.5, 5.7, 5.9 Регламента, городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, заседание правомочно, если на нем присутствую не менее 50 процентов от установленной численности, решение принимается, если за него проголосовали более половины от установленной численности депутатов, подписывается председателем городской Думы - главой города Шахты (в редакции от 23 апреля 2015 г.) и вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования).

Решением городской Думы города Шахты от 24 марта 2005 г. № 23 было утверждено положение о комитетах городской Думы города Шахты четвертого созыва. Статьей 19 данного положения изложены пределы компетенции Комитета по бюджету, налогам, сборам и муниципальной собственности. 14 декабря 2006 г. данный комитет рекомендовал проект решения об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом на рассмотрение заседания городской Думы.

Оспариваемое решение № 277 было принято 21 декабря 2006 г. на 24-м заседании городской Думы г.Шахты единогласно присутствующими депутатами (19 при общей численности 25).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно положений части 1 ст. 47 Закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

При этом часть вторая данной статьи, в редакции на момент принятия оспариваемого Положения содержала норму о вступлении в силу после официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 171-ФЗ к ним были дополнены устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения между органами местного самоуправления. В редакции Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 83-ФЗ, часть вторая данной статьи была дополнена положениями о том, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Согласно положениям частей 1,2,4 статьи 46 Устава г.Шахты (ред. от 8 ноября 2005 г.) муниципальные правовые акты, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если иной срок вступления в силу не предусмотрен самим актом. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной городской газете.

Согласно положений указанных норм в действующей редакции, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если иной срок вступления в силу не предусмотрен самим актом. Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в муниципальном периодическом печатном издании, распространяемом в городе Шахты. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание, определенное правовым актом Администрации города Шахты. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Установлено, что согласно распоряжения Мэра г.Шахты от 19 января 2000 г. №74 было создано муниципальное учреждение «Редакция газеты «Шахтинские известия».

Доказательств опубликования текста решения городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 с Положением о Комитете в муниципальной газете «Шахтинские известия» не представлено.

Долгоносов А.Н. и его представитель в судебных заседаниях неоднократно поясняли, что решение, утвердившее Положение о Комитете, за исключением пунктов 1.1 и 2.1, оспаривается в его действующей редакции исключительно по мотиву отсутствия официального опубликования.

Установлено, что в решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 были внесены изменения решениями городской Думы города Шахты от 25 октября 2007 г. № 374, от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, 29 октября 2015 г. № 31, от 25 февраля 2016 г. № 82, от 22 декабря 2016 г. № 216, от 25 января 2018 г. № 366, от 29 октября 2018 г., от 29 октября 2018 г. № 465, от 28 июля 2020 г. № 704.

Соблюдение порядка принятия указанных решений подтверждается протоколами заседаний комитетов, на которых рассматривались и были одобрены проекты решений о внесении указанных изменений - комитета по бюджету, налогам, сборам и муниципальной собственности городской Думы от 17 октября 2007 г., комитета по местному самоуправлению и молодежной политике (полномочия установлены решением городской Думы города Шахты от 27 мая 2010 г. № 22) от 18 ноября 2011 г., 11 мая 2015 г., 23 октября 2015 г., 19 февраля 2016 г., 16 декабря 2016 г., 22 января 2018 г., 23 октября 2018 г., 21 июля 2020 г..

Изменения приняты на заседаниях городской Думы г.Шахты, что следует из протоколов № 33 от 25 октября 2007 г. (присутствовали 21 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 20 от 30 ноября 2011 г. (присутствовали 22 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 64 от 28 мая 2015 г. (присутствовали 19 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 2 от 29 октября 2015 г. (большинством (23) из 25 присутствовавших), № 5 от 25 февраля 2016 г. (присутствовали 24 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 16 от 22 декабря 2016 г. (присутствовали 24 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 26 от 25 января 2018 г. (присутствовали 17 из 25 депутатов, голосовали единогласно), № 41 от 29 октября 2018 г. (присутствовали 19 из 25 депутатов, голосовали единогласно), от 28 июля 2020 г. (присутствовали 18 из 23 депутатов, голосовали единогласно).

Решения городской Думы №№ 374, 188, 637, 31, 82, 216, 366, 465, 704 были опубликованы в Шахтинских известиях № 228-230 от 14 ноября 2007 г., № 308-309 от 9 декабря 2011 г., № 44 от 12 июня 2015 г., № 89 от 13 ноября 2015 г., № 18 от 11 марта 2016 г., № 4 от 18 января 2017 г., № 15 от 23 февраля 2018 г., № 55 от 16 июля 2021 г., № 70 от 9 сентября 2020 г.

Таким образом, все изменения, внесенные в содержание Положения о Комитете с 2007 года и создающие действующую редакцию оспариваемого решения, опубликованы в соответствии с требованиями статьи 46 Устава муниципального образования и вступили в законную силу.

Кроме того, беспрепятственная возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, была обеспечена на территории муниципального образования путем размещения для всеобщего сведения в течение длительного времени на официальном сайте района в сети Интернет.

Так, решение городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 с полным текстом Положения размещено на официальный сайт муниципального образования «Город Шахты» www.shakhty-gorod.ru. в редакции от 25 января 2018 г. Указанное подтверждается скриншотами страницы сайта.

Из письма заместителя главы Администрации от 23 сентября 2021 г. и информационного письма начальника отдела социально-политических коммуникаций Администрации города Шахты от 21 сентября 2021 г. следует, что официальный сайт Администрации зарегистрирован 20 октября 2006 г., Положение о Комитете опубликована на сайте Администрации с января 2007 г. Поскольку информация о Положении изменялась в соответствии с вносимыми в него изменениями, Положение на сайте сохранилось лишь на дату актуализации файла - на 25 января 2018 г., сохранение архивных версий сайт не предусматривает.

Из письма муниципального бюджетного учреждения культуры города Шахты «Централизованная библиотечная система» от 21 сентября 2021 г., а также сведений, размещенных на официальном сайте этого учреждения (cbs@kultura-shakhty.ru) следует, что библиотека предоставляет населению услуги по бесплатному доступу к сети Интернет (оказывает справочную и консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, обеспечивает доступ граждан ко всем видам информации о жизни местного сообщества и местного самоуправления, обеспечивает доступ и поиск информации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»), имеет в своем составе 14 структурных подразделений (библиотек), которые подключены к сети Интернет, обеспечены компьютеризированными местами с возможностью доступа к электронным ресурсам и выхода в Интернет, обеспечены необходимой копировально-множительной техникой, мультимедийным оборудованием.

Согласно распоряжения Администрации города Шахты от 3 марта 2020 г. № 138 официальный сайт муниципального образования «Город Шахты» www.shakhty-gorod.ru определен сайтом в сети Интернет, на котором размещаются правовые акты Администрации города Шахты.

Оценивая фактические обстоятельства, суд также учитывает, что изменения внесенные в Положение решением городской Думы от 24 ноября 2011 г. значительно изменили содержание нормативного правового акта, в том числе, изменив содержание пунктов 1.1 и 2.1 которые в первоначальной редакции не содержали полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, то есть, прав Долгоносова А.Н. не затрагивали.

Право собственности Долгоносова А.Н. на объект незавершенного строительства, с которым связано участие административного истца в правоотношениях, регулируемых оспариваемым нормативным актом возникли в декабре 2017 года, то есть, когда Положение о Комитете уже находилось в свободном доступе на сайте с внесенными в него изменениями, опубликованными в установленном порядке, возможность ознакомиться с его содержанием Долгоносову А.Н. была обеспечена.

Судом учитываются разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которых, учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Суд признает рассматриваемый случай исключительным и полагает, что не имеется достаточных оснований для признания решения городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты» в редакции решений городской Думы города Шахты от 25 октября 2007 г. № 374, от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, от 29 октября 2015 г. № 31, от 25 февраля 2016 г. № 82, от 22 декабря 2016 г. № 216, от 25 января 2018 г. № 366, от 29 октября 2018 г., от 28 июля 2020 г. № 704 недействующим полностью с момента его принятия, по одному лишь формальному признаку доведения до сведения населения содержания этого решения иным способом, чем тот, что был предусмотрен муниципальными актами, с учетом изложенного и в условиях оспаривания указанного нормативного правового акта в редакциях, каждое из которых было официально опубликовано.

Нарушение своих прав Долгоносов А.Н. связывает с положениями пунктов 1.1 и 2.1 в их действующей редакции (пункт 1.1. действует в редакции решений от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, от 29 октября 2018 г. № 465, пункт 2.1 действует в редакции решения от 24 ноября 2011 г. № 188) не оспаривая данные положения в редакции решения от 21 декабря 2006 г. Действующие редакции данных норм опубликованы в Шахтинских известиях и вступили в силу в соответствии с требованиями ст. 47 Закона № 131-ФЗ и ст. 46 Устава г.Шахты.

Абзац 1 пункта 1.1. определяет правовое положение Комитета в структуре Администрации г. Шахты, его полномочия, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Шахты», в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Шахты, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления, кроме средств бюджета города Шахты.

Абзац 2 пункта 1.1 содержит нормативные правовые акты в соответствии с которыми образован Комитет. О несоответствии его содержания нормативным правовым актам большей юридической силы административный истец не заявлял.

Пункт 2.1 Положения определяет полномочия Комитета на разработку проектов постановлений Администрации города Шахты по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью города Шахты, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Шахты, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления (далее - земельные участки), кроме средств бюджета города Шахты.

Проверяя оспариваемые Долгоносовым А.Н. нормы на предмет соответствия их содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

Принцип разграничения государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную является одним из важнейших принципов земельного законодательства, закрепленным в пп. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок такого разграничения установлен ст. 3.1 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) и касается земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости либо которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе) лицам в целях выполнения ими своих функций.

Согласно части 1 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков из числа неразграниченных земель установлено в части 2 ст.3.3 Закона № 137-ФЗ, и отнесено на орган местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, и является основанием разграничения государственной собственности и последующей регистрации права собственности в силу закона.

Согласно положений п.26 статьи 16 Закона №131-ФЗ и пункта 26 части 1 статьи 39 Устава г.Шахты, осуществление муниципального контроля в границах городского округа г.Шахты относится к полномочиям Администрации г.Шахты.

Комитет, являясь отраслевым органом Администрации, то есть исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Город Шахты», наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения, уполномочен в области управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Шахты», в том числе, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления.

Наделение отраслевого органа Администрации конкретными функциями по решению вопросов местного значения в целях эффективного осуществления полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, положениям Закона № 131-ФЗ и Устава городского округа не противоречит.

Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 5 апреля 2021 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В редакции от 23 мая 2016 г. данная норма предусматривала, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Суд также учитывает, что пункт 10 статьи 3 Закон № 137-ФЗ предусматривал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При этом, было закреплено, что такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки. В случае отсутствия правил землепользования и застройки распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.

Пункт 10 статьи 3 утратил силу с 1 марта 2015 года, согласно положению п. «к» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Одновременно с этим, положения Федерального закона № 137-ФЗ были дополнены статьей 3.3 содержащей (ч.4 ст.11 Федерального закона № 171-ФЗ).

Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 3.3 Закона № 137-ФЗ были внесены изменения, и с 1 января 2017 г. зависимость от наличия правил землепользования и застройки была исключена. При этом, в отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.

Изменение слов «распоряжение земельными участками», государственная собственность на которые не разграничена на слова «предоставление земельных участков», государственная собственность на которые не разграничена, не изменила объема полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений, предусмотренных частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд отклоняет доводы административного истца относительно неопределенности формулировки в пункте 1.1 предусматривающей, что Комитет обеспечивает от имени Администрации «координацию деятельности», поскольку указанный термин отражает процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей в интересах выполнения стоящих задач в указанной сфере управления и распоряжения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункты 1.1, 2.1 Положения о Комитете не противоречат нормам Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171 на соответствие которым просил проверить административный истец, в правоотношениях касающихся управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена не являются произвольными. Оснований к удовлетворению исковых требований Долгоносова А.Н. не имеется.

Суд отклоняет доводы представителя административного истца относительно неправомерных действий органов местного самоуправления в лице Комитета по управлению имуществом, в отношении участка земли на котором расположен принадлежащий Долгоносову А.Н. объект недвижимости. Суд неоднократно разъяснял Долгоносову А.Н., что указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения в порядке главы 21 КАС РФ.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение отказать в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку доводы административного истца не нашли своего подтверждения, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Долгоносова А. Н. о признании недействующим решения городской Думы города Шахты от 21 декабря 2006 г. № 277 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г.Шахты» в редакции решений городской Думы города Шахты от 25 октября 2007 г. № 374, от 24 ноября 2011 г. № 188, от 28 мая 2015 г. № 637, от 29 октября 2015 г. № 31, от 25 февраля 2016 г. № 82, от 22 декабря 2016 г. № 216, от 25 января 2018 г. № 366, от 29 октября 2018 г. № 465, от 28 июля 2020 г. № 704.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2021 г.

Судья: О.В.Журба