Дело № 3а-220/2023
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Хабаровск 26 сентября 2023 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Иорданашвили Д.В.,
с участием прокурора Коноватниковой К.А.,
административного истца Коледёнкова А.А., представителя административного ответчика Ислямовой Е.Г., представителя заинтересованного лица Водопьянова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коледёнкова А.А. об оспаривании постановления Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению»,
УСТАНОВИЛ:
06.07.2015 Правительством Хабаровского края принято постановление № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» (далее также - Постановление № 176-пр).
26.12.2022 Коледёнков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» не соответствующим нормам Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое постановление противоправно, ущемляет права неограниченного круга лиц, в том числе и его права, наносит материальный вред. Нормами федерального законодательства Российской Федерации предусмотрено, что при расчёте нормативов потребления коммунальных ресурсов, приоритетным является норматив, определённый методом аналогов (пункт 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме). В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее также – Постановление № 306), однозначно указано, что расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов. В соответствии с нормами государственного языка Российской Федерации «приоритет» - это преобладание, первоочередное значение чего-либо. Таким образом, преобладающими в постановлении Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» должны были быть нормативы, рассчитанные с использованием метода аналогов. Административным ответчиком неправомерно были осуществлены расчёты по иному, второстепенному методу. Применив расчёт, запрещённый актом, имеющим большую силу, ответчик поставил на грань выживания несколько десятков тысяч человек. В частности, пенсии, получаемой истцом, не хватит, чтобы оплатить счёт за отопление по противоправно рассчитанному нормативу.
Определением судьи от 06.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Определением Хабаровского краевого суда от 01 марта 2023 года административное исковое заявление Коледёнкова А.А. об оспаривании постановления Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определениям Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2023 года определение Хабаровского краевого суда от 01 марта 2023 года отменено, административное дело направлено в Хабаровский краевой суд для рассмотрения по существу.
В возражениях на административный иск представитель Правительства Хабаровского края просит в удовлетворении требований отказать, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие. Постановление № 176-пр соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Текст постановления Правительства края №176 изложен с использованием государственного языка РФ в соответствии с требованиями пунктов ч.2 ст.1, пунктов 1, 8 ч.1 ст.3 Закона о государственном языке, постановлением Правительства №714, п.3.17 раздела 3, п. 1 Приложения №5 к пункту 3.1 Инструкции, Методическим рекомендациям Госдумы по законопроектам, и не нарушает права и законные интересы административного истца. Расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению с применение расчетного метода производился в соответствии с приложениями Правил № 306.
В возражениях на административный иск представитель министерства жилищно-коммунального Хабаровского края просит в удовлетворении требований отказать. Указывает, что постановление Правительства края № 176 ничем не нарушает и не может нарушать права административного истца, поскольку расчет норматива на отопление, выполнен министерством в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 и в соответствии с п. 2 и 2.1 для поселка Переяславка вводится в действие с 01.01.2024 года, а для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в настоящее время применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 года. В связи с тем, что по краю ни в одном населенном пункте края условия необходимые для определения нормативов аналоговым методом не выполнены, министерством определены нормативы по отоплению, утвержденные постановлением Правительства края №176-пр с дифференциацией по этажности и годам постройки, расчетным методом.
В судебном заседании административный истец Коледёнков А.А. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в возражениях на административный иск, указал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – начальник управления инженерной коммунальной инфраструктуры Кондаков С.В. пояснил, что им производились расчеты нормативов потребления на основании информации, предоставленной из муниципальных районов. В настоящее время метод аналогов не применим ни в одном из муниципальных образований в связи с отсутствием достаточной выборки, поскольку достаточного количества многоквартирных домов, в которых бы осуществлялась бесперебойная работа приборов учета, для применения метода аналогов, не имеется. В настоящее время ведется работа по изменению даты введения в действие нормативов до 2025 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 3.12 вышеуказанного Положения, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пределах своих полномочий разрабатывает нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления.
В силу пп.1.1 п.1, пп 3.4 п.3 постановления Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 №363-пр «Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Хабаровского края по реализации Федеральных законов от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство Хабаровского края является исполнительным органом края, уполномоченным утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, которые были разработаны министерством жилищно-коммунального хозяйства края.
Согласно ст.2, ч.1 ст.4 Закона Хабаровского края от 31.07.2002 № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» (действующего на момент принятия и опубликования оспариваемого нормативно-правового акта) нормативные правовые акты Правительства края, краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не установлен иной порядок вступления их в силу. Частью 1 статьи 4 указанного закона края предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства края, краевых органов исполнительной власти считается первая публикация их полного текста в краевых официальных периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).
Постановление края № 176 опубликовано 08.07.2015 на официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 07.07.2015 на официальном интернет - портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 N 176-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.
Проверяя соответствие вышеуказанного нормативно-правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец Коледёнков А.А. является собственником жилого помещения – квартиры <адрес>, и является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом, соответственно, он имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления № 176-пр.
Административный истец, обращаясь с настоящим административным иском, полагает оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствующим нормам Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции РФ, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" Использование русского языка обязательно в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации". Органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации, а также право граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.
В соответствии с распоряжением Губернатора края от 16.11.2007 № 643-р (действовало на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта), исполнительным органам края предписано в целях повышения качества подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства края применять Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленные Главным государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно п.1 действующего распоряжения Губернатора Хабаровского края от 20.05.2021 № 261-р в целях обеспечения единообразия при подготовке проектов правовых актов Губернатора края, Правительства края структурным подразделениям аппарата Губернатора и Правительства края, органам исполнительной власти края применять Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), утвержденные Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
В соответствии с п.1 Приложения №5 к п.3.1 «Оформление проектов постановлений и распоряжений Губернатора края, Правительства края и иных документов» Инструкции по делопроизводству в администрации Губернатора и Правительства края, утвержденной распоряжением Губернатора края от 15.11.2013 № 610-р текст проекта правового акта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем правовых норм, быть логичным, лаконичным, ясным, точным, излагаться в соответствии с требованиями официально – делового стиля литературного языка и юридической терминологии, действующими правилами орфографии и пунктуации.
Оспариваемое Постановление № 176-пр принято на государственном языке РФ, что соответствует положениям Федерального закона № 53-ФЗ от 01.06.2005 «О государственном языке Российской Федерации», текст Постановления № 176-пр ясен, точен, логичен, не допускает двоякого толкования, выполнен в официально – деловом стиле, изложен в соответствии с требованиями пунктов ч.2 ст.1, п.1 ч.1 ст.3 Закона о государственном языке и его нормам не противоречит.
Фактически, как следует из доводов административного искового заявления, Каледёнков А.А. не согласен с методом расчета нормативов потребления коммунальной услуги, полагая, что при их определении должен был быть использован метод аналогов.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Приоритет метода аналогов над расчетным методом при установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению предусмотрен пунктом 21 Правил N 306.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Согласно пункта 31 Правил, определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах и коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил № 306, представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (за исключением выборки для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению).
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края были приняты меры по истребованию необходимой информации для установления нормативов, был соблюден порядок сбора информации, предусмотренный Правилами N 306, все необходимые сведения для формирования выборки у органов местного самоуправления, ресурсоснабжающей организации, то есть у надлежащих лиц, были запрошены.
Полученные по запросам сведения отражали наличие приборов учета в многоквартирных домах в зависимости от конструктивных и технических параметров, с учетом бесперебойной работы менее 10 домов по каждому, что исключило возможность применения метода аналогов ввиду непредставительности выборки, поскольку для предварительной выборки необходимо наличие не менее 10 домов с аналогичными конструктивными особенностями. Данное обстоятельство подтверждается представленными министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края данными о количестве многоквартирных домов с установленными приборами учета, в том числе в районе им.Лазо, пояснениями свидетеля Кондакова С.В., начальника управления инженерной коммунальной инфраструктуры, непосредственно производившего сбор информации и расчеты, письмом АО «Дальневосточная генерирующая компания» от 06.03.2023 года. Доказательств оснащения соответствующими приборами учета иных многоквартирных домов суду не представлено.
Таким образом, при определении указанных нормативов правомерно применен расчетный метод в связи с недостаточностью представительности выборки и невозможности применения метода аналогов.
Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установлен пунктами 18 - 20 приложения N 1 к Правилам N 306.
Оспариваемые нормативы определены расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к Правилам N 306.
Использование при расчете нормативов климатических условий для г.Вяземский, соответствует абзацу 4 пункта 44 Правил № 306. Довод административного истца о необходимости использования климатических условий для г.Хабаровска не состоятелен, поскольку расстояние между п.Переяславка и г.Хабаровском (57 км) больше расстояния между п.Переяславка и г.Вяземский (53 км).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При установленных судом обстоятельствах, когда региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Хабаровского края в пределах нормотворческой компетенции, соответствуют федеральному законодательству и права административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу положений п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Коледёнкова А.А. об оспаривании постановления Правительства Хабаровского края от 06.07.2015 № 176-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда