РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-221/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Еврострой» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о непринятии к рассмотрению заявления и обязании принять к рассмотрению заявление ООО «Еврострой» с даты первоначального обращения,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Еврострой» (далее – Общество, ООО «Еврострой») обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области (далее – Комиссия) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления от <....> года № <....> о непринятии к рассмотрению Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости арендуемого административным истцом земельного участка с кадастровым номером <....> и обязании принять к рассмотрению заявление ООО «Еврострой» с даты первоначального обращения – <....> года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <....> года обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, приложив к названному заявлению все необходимые документы. Однако уведомлением от <....> года, подписанным секретарем Комиссии, Обществу было отказано в принятии к рассмотрению его заявления со ссылкой на то обстоятельство, что заявление подано без приложения экспертного заключения в форме электронного документа. Такой вывод был сделан секретарем Комиссии на основании того, что представленное экспертное заключение на бумажном носителе не идентично заключению в электронном виде, поскольку первое подписано <....>, <....> и <....>, а второе – усиленной квалифицированной электронной подписью <....>, <....> и <....>, усиленная квалифицированная электронная подпись <....> отсутствует. Данное уведомление, которое административный истец считает незаконным, лишило его возможности изменить с <....> года размер арендных платежей и выкупить земельный участок по выкупной цене, исчисленных исходя из новой кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Зимакина О.В. по тем же основаниям поддержала заявленные требования, а также просила восстановить срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, пропущенный административным истцом по уважительной причине, о чем представила письменное заявление.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенностям ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая уведомление о непринятии к рассмотрению заявления ООО «Еврострой» о пересмотре кадастровой стоимости соответствующим законодательству, а также заявила о применении последствий пропуска административным истцом срока обращения в суд и просила отказать в удовлетворении заявленных им требований.
Выслушав объяснении лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 08.06.2015 года № 145-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы Комиссии, формы принимаемых ею документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра № П/321 от 25.07.2012 года была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области, утвержден её состав. Полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тульской области <....> (приказ Росреестра от 02.11.2015 года № П/569).
Согласно статье 24.18 вышеназванного Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Приведенные выше положения Федерального закона продублированы в пункте 13 Порядка.
Судом установлено, что ООО «Еврострой» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <....>, расположенного по адресу: <....>, что подтверждается договором аренды от <....> года № <....>.
Согласно условиям указанного договора (пункты 4.3, 4.5) и прилагаемому к нему расчету размер арендной платы определяется на основании государственных и муниципальных нормативных правовых актов и в соответствии с решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 года № 7/95 «О порядке исчисления арендной платы за землю в городе Туле» (в редакции решения Тульской городской Думы от 28.11.2012 года № 53/1173) рассчитывается по формуле исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, административный истец, являясь собственником расположенного на указанном земельном участке нежилого здания (свидетельство о государственной регистрации от <....> года № <....>), имеет исключительное право выкупа земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации по выкупной цене, исчисляемой в соответствии с Законом Тульской области от 15.12.2011 года № 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области» также из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора и плательщика арендной платы, а также лица, имеющего исключительное право выкупа земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
<....> года ООО «Еврострой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области с заявлением (вх.№ <....>) о пересмотре кадастровой стоимости арендуемого им вышеуказанного земельного участка на основании установления в отношении данного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как усматривается из вышеназванного заявления от <....> года, к заявлению были приложены кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок – договора аренды, отчет на бумажном носителе и в форме электронного документа (подлинник), экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на бумажном носителе и в форме электронного документа (подлинник), документ, подтверждающий полномочия заявителя (заверенная копия приказа № 01 от <....> года), то есть все необходимые документы, перечисленные в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ.
Между тем, уведомлением от <....> года № <....>, подписанным секретарем комиссии, главным специалистом-экспертом отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тульской области <....>, Обществу с ограниченной ответственностью «Еврострой» было отказано в принятии к рассмотрению Комиссией его заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на том основании, что заявление подано без приложения экспертного заключения № <....> в форме электронного документа.
Такой вывод, как видно из содержания указанного уведомления, был сделан на основании того, что представленное экспертное заключение на бумажном носителе подписано заместителем председателя Экспертного Совета <....>, экспертом <....>, исполнительным директором <....>, а экспертное заключение, составленное в электронном виде, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью <....>, <....>, <....>, усиленная квалифицированная подпись <....> отсутствует, в связи с чем информация, содержащаяся в документе на бумажном носителе, была расценена как неидентичная информации, содержащейся в документе, составленном в электронном виде.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Аналогичные полномочия секретаря Комиссии предусмотрены пунктами 2.4, 2.5 Инструкции по делопроизводству в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, утвержденной председателем комиссии 30.06.2014 года (далее – Инструкция).
Анализ вышеприведенных положений пунктов 14,15 Порядка и пунктов 2.4, 2.5 Инструкции позволяет сделать вывод о том, что содержащийся в них перечень оснований для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии на стадии принятия заявления четко регламентированы; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Указанные Порядок и Инструкция не наделяют секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению проверять содержание приложенных к заявлению документов и давать им оценку, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка и пункте 2.5 Инструкции, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию и оформлению требованиям законодательства может являться основанием для принятия Комиссией решения об отклонении заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Как видно из содержания уведомления, отказывая в принятии заявления, секретарь комиссии сделала вывод об отсутствии экспертного заключения в электронном виде, сославшись при этом на неидентичность информации, содержащейся в экспертном заключении на бумажном носителе, подписанном <....>, <....>, <....>, информации, содержащейся в экспертном заключении в электронном виде, подписанном <....>, <....> и <....>, тем самым дав оценку содержанию документа, в связи с чем отказ в принятии заявления к рассмотрению не может быть признан законным и обоснованным.
В подтверждение правомерности возврата документов представитель административных ответчиков указала на письмо Управления оценки объектов недвижимости Росреестра от <....> года № <....>, однако в данном письме выражено мнение относительно той ситуации, когда экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
В силу пунктов 20, 21 Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» порядок утверждения экспертного заключения устанавливается саморегулируемой организацией оценщиков и должен содержать требования о подписании экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Положением о порядке утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами Межрегиональной саморегулируемой организации - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (ОПЭО), утвержденным Правлением данной организации <....> года (протокол № <....>), предусмотрено подписание экспертного заключения, выполненного в форме электронного документа, усиленными квалифицированными электронно-цифровыми подписями эксперта, выполнившего экспертизу отчета, и утверждающего лица (Председателя Экспертного Совета или иного уполномоченного лица), а также заверение их подписей квалифицированной электронно-цифровой подписью Исполнительного директора или Уполномоченного лица Исполнительной дирекции.
Как видно из скриншота результата проверки электронной подписи и письменных возражений Управления Росреестра по Тульской области, представленное административным истцом экспертное заключение в электронной форме содержит, как и экспертное заключение на бумажном носителе, подписи всех предусмотренных лиц – эксперта, выполнившего экспертизу, утверждающего лица и заверяющего лица.
Сопоставление подписей на документах означает проверку их содержания, что к компетенции секретаря комиссии не относится.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что уведомление от <....> года № <....> о непринятии к рассмотрению Комиссией заявления административного истца о пересмотра кадастровой стоимости земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Еврострой» и, в частности, его право на определение размера арендной платы из новой кадастровой стоимости с <....> года.
Не свидетельствует об обратном нереализованное административным истцом право на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка на основании документов, являвшихся предметом рассмотрения Комиссии в 2014 году, поскольку осуществление данного права зависит исключительно от волеизъявления и усмотрения административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть оспорены в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что уведомление о непринятии к рассмотрению заявления было вынесено <....> года. В нарушение пункта 15 Порядка уведомление с приложением самого заявления и приложенных к нему документов административному истцу не направлялось.
Представителем ООО «Еврострой» уведомление было получено лишь <....> года при личной явке в Управление Росреестра по Тульской области.
В Тульский областной суд, как видно из накладной (экспедиторской расписки) службы экспресс-доставки отправлений, Общество обратилось с административным исковым заявлением <....> года, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока, исчисляемого в соответствии с положениями части 3 статьи 92 КАС РФ с <....> года и истекшего в силу положений части 1 статьи 93 КАС РФ <....> года.
Вместе с тем, частью 7 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из приложенных административным истцом к заявлению о восстановлении пропущенного процессуального срока документов усматривается, что в период установленного срока обращения в суд Общество дважды (<....> года и <....> года) подавало административное исковое заявление в суд, которое определениями судьи от <....> года и <....> года было возвращено Обществу для устранения недостатков, препятствовавших его принятию к производству суда. Определение судьи от <....> года было получено административным истцом <....> года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, то есть по истечении установленного срока обращения в суд.
Изложенное свидетельствует об уважительности причин пропуска административным истцом срока обращения в суд и наличии правовых оснований для его восстановления, в связи с чем соответствующее заявление Общества подлежит удовлетворению, а заявление представителя Управления Росреестра по Тульской области о применении последствий пропуска срока подачи административного искового заявления суд оставляет без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, когда оспариваемое уведомление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Еврострой», заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 1 статьи 95, частью 7 статьи 219, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «Еврострой» срок подачи в суд административного искового заявления к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о непринятии к рассмотрению заявления и обязании принять к рассмотрению заявление ООО «Еврострой» с даты первоначального обращения, пропущенный по уважительной причине.
Заявленные ООО «Еврострой» административные исковые требования удовлетворить.
Признать уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от <....> года № <....> о непринятии к рассмотрению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <....> незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО «Еврострой».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области принять к рассмотрению на заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление ООО «Еврострой», поданное <....> года за вх.№ <....>.
Об исполнении настоящего решения сообщить в суд и ООО «Еврострой» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий