ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-221/2022 от 03.10.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-221/2022

3 октября 2022 года город Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

административных истцов – ФИО1 и ФИО2,

заинтересованного лица – председателя территориальной избирательной комиссии Карабудахкентского района Республики Дагестан Алпанаева М.М.,

заинтересованного лица – Главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан Билалова У.А.,

прокурора Железного А.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об определении срока и обязании представительного органа муниципального образования – Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД и соответствующую избирательную комиссию назначить муниципальные выборы главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет-Какашуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан,

установил:

Граждане Российской Федерации, избиратели муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан ФИО1 и ФИО2 обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании бездействия представительного органа местного самоуправления и Территориальной избирательной комиссии (УИК № 0620) Карабудахкентского муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан незаконным, назначении даты выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого права, при тайном голосовании, указав в обоснование заявленных требований на то, что 17 октября 2017 года глава муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД Билалов У.А. избирался депутатами представительного органа местного самоуправления сроком на 5 лет. Срок полномочий главы муниципального образования истекает 17 октября 2022 года, однако ни представительным органом местного самоуправления, ни избирательной комиссией муниципального образования в установленные действующим избирательным законодательством сроки выборы не были назначены, чем нарушены их избирательные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Указывает, что решением Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД от 30 мая 2020 г. № 3 в Устав муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД внесены изменения, в том числе в части 1, 2 статьи 12 и в части 2, 3 статьи 30, согласно которым муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов сельского поселения, а также Главы сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по мажоритарной избирательной системе. Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Порядок проведения выборов Главы сельского поселения определяется федеральным законодательством и законом Республики Дагестан.

22 июля 2020 г. Управлением Министерства юстиции РФ по РД вышеуказанные изменения зарегистрированы в Устав за государственным регистрационным номером RU 055163102020001.

В возражениях на требования заявителей председатель Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД Абусавов Ч.И. просит отказать в их удовлетворении в связи с незаконность и необоснованностью приведённых доводов.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Статья 19 КАС РФ устанавливает общее правило определения подсудности, в соответствии с которым все дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, подсудны в качестве суда первой инстанции районному суду, за исключением дел, предусмотренных ст. ст. 17.1, 18, 21 КАС РФ.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы публичной власти федеральных территорий, а также в органы местного самоуправления.

Статья 21 КАС РФ не относит к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов дела о назначении выборов в органы местного самоуправления.

Помимо Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок проведения выборов в органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Пункт 7 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ предусматривает, что верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Из содержания данной нормы следует, что дела о назначении выборов отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых судов, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

Исходя из изложенного, определением судьи от 29 августа 2022 года заявление ФИО1 и ФИО2 принято к производству Верховного Суда Республики Дагестан для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО2 уточнили требования своего заявления, которые поддержали и просили обязать представительный орган местного самоуправления – Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан назначить муниципальные выборы главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан в соответствии с внесёнными в Устав МО СП «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД изменениям от 30 мая 2020 г. № 3. Также указали, что согласно действующему Уставу муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, учитывая, что срок полномочий действующего главы муниципального образования Билалова У.А., избранного главой в октябре 2017 году представительным органом местного самоуправления из своего состава, истёк в октябре 2022 года.

Глава муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД Билалова У.А., просил суд отказать в удовлетворении требований заявителей и пояснил, что в октябре 2017 г. представительным органом местного самоуправления «Сельсовет Кака-Шуринский» РД он был избран главой муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» РД, сейчас стоит вопрос о проведении очередных выборов главы села, что они и собираются делать.

Председатель территориальной избирательной комиссии Карабудахкентского района Республики Дагестан Алпанаев М.М., также просил суд отказать в удовлетворении требований заявителей, указав, что глава МО СП «Сельсовет Кака-Шуринский» РД избирается конкурсной комиссией по окончании срока. О внесении 30 мая 2020 г. изменений в Устав данного МО ему не известно.

Прокурор Железный А.Н., в своём заключении исходя из исследованных материалов дела, представленных доказательств, уточнённые требования административных истцов ФИО1 и ФИО2 счёл законными и обоснованными, и просил их удовлетворить.

Выслушав объяснения административных истцов ФИО1 и ФИО2, заинтересованных лиц Алпанаева М.М. и Билалова У.А., заслушав заключение прокурора ФИО7, полагавшего требования заявителей обоснованными, суд находит административное исковое заявление с учётом сделанных уточнений подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Как установлено судом, административные истцы ФИО1 и ФИО2 постоянно проживают в селе Какашура Карабудахкентского района РД, являются избирателями муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Согласно частям первой и второй статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В статье 12 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьями 130 - 133 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.

Федеральный закон № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.

В пункте 1 статьи 1 названного Федерального закона определено, в каких случаях данный Закон подлежит применению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названный Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года в случаях установления нарушений конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

В соответствии со ст. ст. 1,3 (пункт 6) Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 г. соответствующее решение принимается судом при нарушении прав граждан избирать и быть избранными, в частности, в случае, если истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, выборы представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что глава муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан Билалов У.А. 17 октября 2017 года был избран представительным органом муниципального образования – Собранием депутатов сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.

Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного, при определении срока, на который был избран Глава муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД Билалов У.А., избранный главой 17 октября 2017 года, суд руководствуется положениями Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», а также Уставом муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан, принятым на сессии Сельского собрания муниципального образования 26 апреля 2011 г., (с учётом изменений и дополнений), поскольку данный Устав и названный выше Закон Республики Дагестан действовали на момент проведения выборов, состоявшихся в октябре 2017 года.

Согласно положениям Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», также действовавшего на день проведения выборов, глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Согласно Уставу муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД, принятого на сессии Сельского собрания муниципального образования 26 апреля 2011 г., глава муниципального образования избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава или жителями села путём всеобщих выборов при тайном голосовании. Конкретный вариант проведения выборов определяется по решению представительного органа местного самоуправления с учетом мнения жителей села.

Вместе с тем, суд также руководствуется положениями действующего на день рассмотрения дела судом Устава муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан, принятого решением Сельского собрания муниципального образования от 9 октября 2019 г. № 1, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от 13 ноября 2019 года и обнародованного в установленном порядке (государственный регистрационный номер RU 055163102019001), и Решениями принятыми Собранием депутатов сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» от 30.05.2020 г. № 3, от 21.12.2020 г. № 1, от 28.07.2022 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО СП «Сельсовет Кака-Шуринский».

Так, решением Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД от 30 мая 2020 г. № 3 в Устав муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД внесены изменения, в том числе в части 1, 2 статьи 12 и в части 2, 3 статьи 30, согласно которым муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов сельского поселения, а также Главы сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по мажоритарной избирательной системе. Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Порядок проведения выборов Главы сельского поселения определяется федеральным законодательством и законом Республики Дагестан.

22 июля 2020 г. Управлением Министерства юстиции РФ по РД вышеуказанные изменения зарегистрированы в Устав за государственным регистрационным номером RU 055163102020001.

24 апреля 2021 г. на собрании граждан селений Какашура и Какамахи вышеуказанные изменения, внесённые в Устав села были обнародованы, а также опубликованы в газете Молодёжь Дагестан за № 33 от 26.08.2022 г.

Таким образом, с указанного времени должность главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района является выборной. Однако несмотря на фактическое истечение срока, на который был избран действующий глава муниципального образования, выборы главы муниципального образования также не были назначены.

Согласно ст. ст. 12, 30 действующего Устава муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан, с учётом внесённых в указанные статьи Устава изменений и дополнений в редакции решения «О внесении изменений и дополнений» от 30 мая 2020 г. № 3 – муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов сельского поселения, а также Главы сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по мажоритарной избирательной системе. Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Порядок проведения выборов Главы сельского поселения определяется федеральным законодательством и законом Республики Дагестан.

Однако, как пояснил глава муниципального образования Билалов У.А. в судебном заседании, этот правовой акт (Решение о внесении изменений и дополнений от 30 мая 2020 г. № 3) не вступил в действие, поскольку находится на регистрации в органах юстиции, после чего подлежит обнародованию в установленном законом порядке.

Между тем, приведённые Билаловым У.А. доводы опровергаются вышеприведёнными обстоятельствами установленными судом о регистрации и обнародовании принятого решения от 30 мая 2020 г. № 3 о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД.

Более того, по результатам проведённой прокуратурой проверкой обращения заявителей по факту неопубликования Устава с внесёнными в него изменениями от 30.05.2020 г. № 3, выявлены нарушения ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», в связи с чем прокуратурой района приняты меры прокурорского реагирования и 8 сентября 2022 г. в адрес главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан внесено представление прокурора.

Так, было установлено, что 22 июля 2020 г. Управлением Минюста РФ по РД осуществлена государственная регистрация решения о внесении изменений в Устав муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД.

Из информации представленной, Управлением Минюста РФ по РД следует, что сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта не представлены.

Из ответа главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД Билалова У.А. от 14 сентября 2022 г. за № 158 на имя прокурора района следует, что ими рассмотрено представление прокурора и принятыми мерами устранены нарушения законодательства путём опубликования в газете «Молодёжь Дагестана» за № 33 от 26.08.2022 г. решения от 30 мая 2020 г. № 3.

При этом приведённые сведения об опубликовании документа, в Управление Минюста РФ по РД Билалов У.А. не представил, требование прокурора фактически не исполнил, мер для устранения нарушения законодательства не принял.

Как было указано выше, уставной срок, на который был избран глава муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан, истекает 17 октября 2022 года.

Учитывая это обстоятельство, а также приведенные выше положения Устава, установленные Федеральным законом и законами Республики Дагестан сроки назначения и проведения выборов, представительный орган муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района должен был назначить выборы главы муниципального образования на сентябрь 2022 года, однако такое решение не было принято, чем нарушены конституционные права административных истцов ФИО1 и ФИО2 и неопределенного круга лиц избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Как было указано выше, согласно статьёй 12 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан выборы депутатов представительного органа муниципального образования, выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования.

В соответствии со статьёй 26 названного закона избирательная комиссия муниципального образования:

- осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

- обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, издание необходимой печатной продукции;

назначает выборы депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в случае, если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в установленные настоящим Законом сроки.

Как установлено судом, Избирательная комиссия муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД возложенные на неё законом обязанности не выполнила, в нарушение требований действующего избирательного законодательства также не приняла решения о назначении представительного органа местного самоуправления и выборов главы муниципального образования в установленные законом сроки.

Таким образом, судом установлено, что представительным органом муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД избирательной комиссией этого муниципального образования нарушены конституционные права заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституцией Республики Дагестан, Законом Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», Уставом муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД.

Таким образом, представительный орган муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД и Территориальная избирательная комиссия данного муниципального образования, фактически бездействовали, что выразилось в виде не назначения выборов главы муниципального образования в предусмотренный законом срок.

Требования заявителей об определении даты, не позднее которой должны быть назначены выборы главы администрации муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД также основаны на законе.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 1).

В случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (пункт 5).

Таким образом, при определении срока, не позднее которого должны быть назначены выборы главы муниципального образования, суд учитывает порядок определения дня голосования, установленный статьёй 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в РД».

Статья 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, устанавливающая порядок назначения выборов, в пункте 1 предусматривает, что выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

В пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ срок выборы указанных органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, то на основании пункта 9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Аналогичные положения содержатся в статье 12 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», согласно которой выборы депутатов представительного органа муниципального образования, выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования (часть 1).

Учитывая изложенное, суд находит, что обязанность по назначению и проведению выборов в установленные судом сроки главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД следует возложить на представительный орган местного самоуправления - Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района РД.

Определяя срок, в течение которого уполномоченный орган должен принять решение о назначении выборов, в соответствии с положениями пунктов 3, 7 и 9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд принимает во внимание, что назначение выборов с учётом установленных законом сроков проведения избирательных действий на сентябрь 2022 года не обеспечит реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и может ущемить их избирательные права, поскольку выборы компетентными органами не были назначены вплоть до дня рассмотрения дела судом, а назначение выборов на следующий после указанной даты, установленный избирательным законодательством единый день голосования - второе воскресенье сентября 2022 года не представляется возможным ввиду позднего обращения заявителей в суд (заявление избирателей поступило в суд 12 августа 2022 года).

При этом суд считает, что решение о проведении выборов 15 января 2023 года будет соответствовать требованиям разумности.

В связи с этим решение о назначении очередных выборов главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет-Какашуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан должно быть принято указанным уполномоченным органом в срок не позднее 17 октября 2022 года, что также будет соответствовать требованиям разумности.

Муниципальные выборы главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан подлежат проведению на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе в соответствии с Законом Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» и Уставом муниципального образования «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан от 9 октября 2019 года № 1, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 13 ноября 2019 года за № RU 055163102019001, с изменениями и дополнениями, внесенными решением Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» № 3 от 30 мая 2020 года, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 22 июля 2020 года за № RU 055163102020001; с изменениями и дополнениями, внесенными решением Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Кака-Шуринский» № 1 от 21 декабря 2020 года, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 15 января 2021 года за № RU 055163102021001 (действующие на момент принятия судом решения редакции Устава муниципального образования).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Обязать представительный орган местного самоуправления – Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «Сельсовет-Какашуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан назначить муниципальные выборы главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет-Какашуринский» Карабудахкентского района Республики Дагестан в срок не позднее 17 октября 2022 года.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2022 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров