Дело № 3а-312/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 2 февраля 2021 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Хабеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заявив требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка общей площадью 2 987 кв.м., с кадастровым номером **5614, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания 2-этажного кирпичного здания столовой № 15, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1586000 рублей;
- объекта капитального строительства: кирпичного здания столовой инв. № 1000478, назначение: нежилое здание, кадастровый номер **5671, общая площадь 1422,80 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 7082000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является правообладателем вышеуказанных объектов. Кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, потому что влечет увеличение размера земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемой на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, против установления заявленной рыночной стоимости возражала, ходатайство о назначении экспертизы не заявила.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Березники П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по заявленным требованиям не имеет.
Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, мнение по заявленным требованиям не выразило.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности, закреплено в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.
Решением Березниковской городской Думы от 23 ноября 2017 года № 318 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Березники» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Пермского края № 756-п от 29 ноября 2018 года «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и постановлением Правительства Пермского края № 874-п от 28 ноября 2019 года «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в которые в 2019 году под номером 4559, в 2020 году под номером 3993 включено здание с кадастровым номером **5671, расположенное по адресу: ****.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Судом установлено, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка общей площадью 2 987 кв.м., с кадастровым номером **5614, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****;
- здания, с кадастровым номером **5671, 2-этажного (подземных гаражей - подвал), кирпичного здания столовой № 15 (лит. Ж), общей площадью 1422,8 кв.м., назначение: здание столовой № 15, расположенного по адресу: ****, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 112-113).
Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **5614, установлена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" и составляет 2749 963 рубля 30 копеек, сведения внесены в ЕГРН 16 января 2020 года (л.д. 133).
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером **5671 установлена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» в размере 25773 922 рубля 40 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 01 января 2019 года (л.д. 134).
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований административного иска представлены в суд отчет об оценке № 269/Н-20 от 30 ноября 2020 года, выполненный оценщиком Ш. (ООО «МВМ-Оценка») и отчет об оценке № 269.1/Н-20 от 30 ноября 2020 года, выполненный оценщиком Ш. (ООО «МВМ-Оценка») (л.д. 6-109).
Согласно отчету об оценке № 269/Н-20 от 30 ноября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **5614 по состоянию на 01 января 2019 года составила 1586000 рублей.
Согласно отчету об оценке № 269.1/Н-20 от 30 ноября 2020 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **5671 по состоянию на 1 января 2018 года составила 7082000 рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299. В силу пункта 3 указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Оценщик Ш., выполнивший отчеты, является членом СРОО Ассоциация «Русское Общество оценщиков», включен в реестр 31 октября 2007 года за № 1306. Ответственность оценщика застрахована в СПАО «Ингосстрах», ОА «АльфаСтрахование».
Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельных участков, оценщиком он отнесен к сегменту рынка земельных участков – предназначенных для строительства многоквартирных жилых домов, а также объектов коммерческой недвижимости, расположенных в г.Перми.
Применяя сравнительный подход при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, с применением метода сравнения продаж, оценщиком проанализирована информация о ценах предложения сходных земельных участков с видами разрешенного использования, совпадающими с видами разрешенного использования оцениваемого земельного участка. Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете об оценке надлежащим образом обоснован с учетом анализа объекта оценки.
При определении стоимости объекта оценки (здания) оценщиком использован затратный подход (без учета земельного участка) приведено обоснование отказа от использования сравнительного и доходного подходов. При проведении оценки рыночной стоимости объекта оценщиком применен Укрупненный показатель восстановительной стоимости строительства (УПВС) зданий. При расчете полных затрат за замещение зданий по справочнику оценщика УПВС использовались поправки удельной стоимости: корректировка на различие в климате, на территориальный пояс, индекс изменения цен.
Содержание отчетов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
Суд считает, что при подготовке отчетов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик Ш. при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.
Данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены, ходатайство о проведении судебной экспертизы административными ответчиками не заявлено.
С учетом изложенного, заявленные ФИО1 требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления считается дата обращения в суд или Комиссию по оспариванию кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию, как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано 21 декабря 2020 года (л.д. 2).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 987 кв.м., с кадастровым номером **5614, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1586 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания общей площадью 1422,8 кв.м., с кадастровым номером **5671, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 7082000 рублей.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 21 декабря 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в четвертый Апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Судья: подпись