Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Чертковой С.А., при секретаре Девятериковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-222/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИВЕКО-Ангара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ИВЕКО-Ангара» (далее – ООО «ИВЕКО-Ангара») обратилось в Иркутский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков:
с кадастровым номером Номер изъят, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по почтовому адресу: <адрес изъят>, - по состоянию на 1 января 2012 г.;
с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, - по состоянию на 16 июня 2017 г.;
с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на 4 октября 2018 г. - равной их рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят рассчитана на основании Приложения № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в ред. постановления от 5 мая 2014 г. № 239-пп) и составляет 32 037 351,5 руб. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят рассчитана на основании Приложения № 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в ред. постановления от 5 мая 2014 г. № 239-пп) и составляет 49 542 392,07 руб. и 20 963 782,4 руб. соответственно.
В целях досудебного урегулирования спора ООО «ИВЕКО-Ангара» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлениями об определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Решениями комиссии от
2 июля 2020 г. и от 18 июня 2020 г. заявления ООО «ИВЕКО-Ангара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости отклонены.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании отчетов З. от
23 марта 2020 г. Номер изъят.
Уточнив в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исковые требования, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости в размере 5 487 879 руб. по состоянию на 1 января 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости в размере 8 029 373 руб. по состоянию на 16 июня 2017 г.; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной его рыночной стоимости в размере 2 656 414 руб. по состоянию на 4 октября 2018 г., определенном судебной оценочной экспертизой.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Правительства Иркутской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в письменной форме возражения относительно административного иска, в которых указала, что проведенная процедура установления кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков соответствует действующему законодательству и утверждена Правительством Иркутской области. В силу закона обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на истца. ФИО1 выразила несогласие с представленным административным истцом отчетом об определении рыночной стоимости, указав на допущенные оценщиком нарушения требований законодательства об оценочной деятельности. Ссылаясь на законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, представитель ответчика в возражениях указала на возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании судебной оценочной экспертизы, и просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Иркутской области (л.д.
131-137 т. 3).
В возражениях относительно заявленных исковых требований представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области также просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие, указав, что не несут ответственности за результаты кадастровой оценки, с которой истец не согласен, и не имеют заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может выступать в деле в качестве административного ответчика, поскольку не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, или государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (л.д. 47-50, 57-61 т. 2).
Представители заинтересованных лиц - администрации муниципального образования города Братска, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в судебное заседание также не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, письменных возражений на административное исковое заявление не направили.
Учитывая, что административный истец, административные ответчики и заинтересованные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседании, суд на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (абзацы 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247, частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Судом установлено, что ООО «ИВЕКО-Ангара» является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 24 745 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по почтовому адресу: <адрес изъят>, - категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, для размещения производственных зданий. Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости 14 сентября 2010 г. (л.д. 85-93 т. 3).
В соответствии с положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
ООО «ИВЕКО-Ангара» является арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 31 137 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания автотранспорта, код 4.9 (размещение гаражей с несколькими стояночными местами), под иными объектами специального назначения, - на основании договора аренды земельного участка Номер изъят, заключенного 19 сентября 2017 г. с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска по результатам аукциона от 18 сентября 2017 г. (л.д. 83-97, 88-90 т. 1).
Обременение земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в виде аренды в пользу ООО «ИВЕКО-Ангара» зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости 17 октября 2017 г. (л.д. 94-100 т. 3).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок установлены договором аренды земельного участка от
19 сентября 2017 г. Номер изъят согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, открытом по составу участников от 18 сентября 2017 г., в соответствии с которым начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером Номер изъят) составляет 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 88 т. 1).
Также ООО «ИВЕКО-Ангара» является арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью
16 192 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: заготовка древесины, код 10.1 (размещение сооружений, необходимых для обработки и хранения древесины (лесных складов, лесопилен), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, - на основании договора аренды земельного участка Номер изъят заключенного 21 января 2019 г. с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска по результатам аукциона от 17 января 2019 г. (л.д. 175-183 т. 1).
Обременение земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в виде аренды зарегистрировано в пользу ООО «ИВЕКО-Ангара» в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости 4 февраля 2019 г. (л.д. 101-107 т. 3).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок установлены договором аренды земельного участка от
21 января 2019 г. Номер изъят согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, открытом по составу участников от 15 января 2017 г., в соответствии с которым начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером Номер изъят) составляет 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 182 т. 1).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в первую очередь путем проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и О. по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г.
Номер изъятО. проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области. В соответствии с указанным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. Номер изъят по состоянию на 1 января 2012 г.
Э. подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. Номер изъят о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Согласно акту от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп
«О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп,
от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от
19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.
Сведения о земельных участках, в отношении которых административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Так, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на государственный кадастровый учет
6 сентября 2007 г., земельный участок с кадастровым номером Номер изъят - 16 июня 2017 г., земельный участок с кадастровым номером Номер изъят - 4 октября 2018 г. (л.д. 85, 94, 101 т. 3).
17 июля 2014 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от
5 мая 2014 г. № 239-пп) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 32 037 351,5 руб. по состоянию на
1 января 2012 г. с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 294,70 руб. за 1 кв.м (л.д. 18 т.1, л.д. 6 т. 4).
16 июня 2017 г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 49 542 392,07 руб. по состоянию на
16 июня 2017 г. с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 591, 11 руб. за 1 кв.м (л.д. 91 т.1, л.д. 108 т. 3).
4 октября 2018 г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 20 963 782,4 руб. по состоянию на 4 октября 2018 г. с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 294,7 руб. за 1 кв.м (л.д. 184 т.1, л.д. 109 т. 3).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят могут повлиять на права и обязанности ООО «ИВЕКО-Ангара» как налогоплательщика и плательщика арендной платы, поэтому у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков общество обратилось в З. Оценочная компания, согласно отчетам которого от 23 марта 2020 г. Номер изъят, № Номер изъят,
Номер изъят рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 4 072 200 руб., земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - 2 810 500 руб. по состоянию на 16 июня 2017 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - 1 610 100 руб. по состоянию на
4 октября 2018 г. (л.д. 69-225 т. 2, л.д. 1-57 т. 3).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18 июня 2020 г. Номер изъят заявления ООО «ИВЕКО-Ангара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят в размере их рыночной стоимости отклонены ввиду несоответствия представленных отчетов по определению рыночной стоимости требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 2 июля 2020 г. Номер изъят заявление ООО «ИВЕКО-Ангара» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят также отклонено (л.д. 19-21, 92-94, 185-187 т. 1, л.д. 60 т. 2).
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду закрепленной Законом об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В абзац 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности внесены изменения относительно периодичности проведения государственной кадастровой оценки, при этом изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относительно срока обращения с административным исковым заявлением в суд по данной категории дел не внесены, таким образом суд полагает необходимым разрешить вопрос о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в государственный кадастр недвижимости 17 июля 2014 г. С настоящим иском ООО «ИВЕКО-Ангара» обратилось в суд 30 июля 2020 г., то есть с пропуском установленного пятилетнего срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, копии которого направлены участникам процесса (л.д. 67-68 т. 2, л.д. 120-121 т. 3). Каких-либо возражений относительно просьбы истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28).
Принимая во внимание, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не зависит от волеизъявления собственников объектов недвижимости, и что Правительством Иркутской области до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в государственный кадастр недвижимости не внесены, суд признает причины пропуска
ООО «ИВЕКО-Ангара» срока обращения в суд уважительными и приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С целью проверки достоверности сведений о величине рыночной стоимости земельных участков, по ходатайству представителя административного истца ФИО2, определением суда от
7 сентября 2020 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза. Назначая оценочную экспертизу, суд исходил из необходимости объективно, независимо от ходатайства истца и наличия или отсутствия возражений со стороны административного ответчика, оценить представленные административным истцом документы и установить на основе имеющихся в деле доказательств кадастровую стоимость земельных участков в ином, нежели указанный в административном исковом заявлении, размере рыночной стоимости.
Согласно заключению судебного эксперта К. от
9 октября 2020 г. Номер изъят и дополнениям к нему от 16 ноября 2020 г.
Номер изъят, выполненные оценщиком З. отчеты об оценке от 23 марта 2020 г.
Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 5 487 879 руб., земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 16 июня 2017 г. – 8 029 373 руб., земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 4 октября 2018 г. – 2 656 414 руб. (л.д. 177-248 т.3, л.д. 10-22 т. 4).
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Заключение содержит точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, анализ рынка, к которому относится объект экспертизы, результаты анализа ценообразующих факторов, влияющих на его стоимость. Судебным экспертом обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор сравнительного подхода. Корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной оценочной экспертизы, поскольку заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Лицами, участвующими в деле, их представителями заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости земельных участков не поступило. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленной заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, административными ответчиками в нарушение требований статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
Суд признает заключение судебной экспертизы от 9 октября 2020 г.
Номер изъят и дополнения к нему от 16 ноября 2020 г. Номер изъят надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований
ООО «ИВЕКО-Ангара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от
29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В этой связи в резолютивной части решения суда надлежит указать сведения о дате обращения ООО «ИВЕКО-Ангара» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят – 26 мая 2020 г., земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – 10 июня 2020 г., и о дате обращения ООО «ИВЕКО-Ангара» в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 30 июля 2020 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ИВЕКО-Ангара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 24 745 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по почтовому адресу: <адрес изъят>, - в размере его рыночной стоимости 5 487 879 руб. по состоянию на
1 января 2012 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 31 137 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, - в размере его рыночной стоимости 8 029 373 руб. по состоянию на 16 июня 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 16 192 кв.м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, - в размере его рыночной стоимости 2 656 414 руб. по состоянию на 4 октября 2018 г.
Дата обращения общества с ограниченной ответственностью «ИВЕКО-Ангара» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят – 26 мая 2020 г., земельного участка с кадастровым номером Номер изъят –
10 июня 2020 г., дата обращения в суд – 30 июля 2020 г.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья С.А. Черткова
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2020 г.