ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-222/2021 от 03.09.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-222/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 сентября 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Антонова Евгения Витальевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Антонов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что на основании вступившего в законную силу 14 августа 2010 года решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми и исполнительного листа в отделе судебных приставов по Троицко-Печорскому району 1 сентября 2010 года возбуждено исполнительное производство № 2029/10/17/11 с предметом исполнения: «обязать администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» в срок до 31 октября 2010 года обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, выполнив следующие действия: водоотводящую канаву, начинающуюся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящую между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, очистить от мусора, укрепить стенки водоотводящей канавы и предотвратить попадание в водоотводящую канаву содержимого помойки». Указанное исполнительно производство не окончено, решение суда до настоящего времени не исполнено. Общая продолжительность производства по исполнению указанного судебного акта составила 10 лет 10 месяцев 27 дней или 3983 дня (в период с 1 сентября 2010 года по 28 июля 2021 года). Полагает, что указанная продолжительность исполнения судебного акта нарушает его право на исполнение судебного акта в разумный срок. Кроме того указал, что решением Верховного Суда Республики Коми от 23 июля 2020 года в пользу истца взыскана компенсация за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей.

Определением судьи от 17 августа 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального района «Троицко-Печорский», УФССП России по Республике Коми в лице Отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району.

Административный истец Антонов Е.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Администрация городского поселения «Троицко-Печорск», Финансовое управление администрации муниципального района «Троицко-Печорский», УФССП России по Республике Коми, Отделение судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 ч. 1; ст. 46 ч.ч. 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (ст. 2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (ч. 1), 15 (ч. 2), 17 (ч. 3), 18, 52, 53, 55, 71 (п. «в»), 72 (п. «б» ч. 1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

В соответствии с позицией Европейского Суда по правам человека «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться заинтересованное лицо в том случае, когда было возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера и судебный акт не исполнен в установленный законом срок.

При этом анализ указанных положений позволяет заключить, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок как неправомерное деяние по своей правовой природе является длящимся, возникшим не ранее восьми месяцев с момента возбуждения исполнительного производства и оканчивающимся по истечении шести месяцев со дня окончания исполнительного производства.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 года) предусмотрено, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

При этом Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что толкование Верховного Суда Российской Федерации согласуется с позицией самого Европейского Суда о том, что, если заявитель по какой-либо причине получил исполнительный лист в суде первой инстанции и сам не передал его в компетентный орган, власти не могут нести ответственность за его последующее необъяснимое несоблюдение исполнительной процедуры, установленной законодательством Российской Федерации (см. Решение Европейского Суда по делу «Эдуард Николаевич Штольц и другие против Российской Федерации» (Eduard Nikolayevich Shtolts and Others v. Russia) от 30 января 2018 г., жалоба № 77056/14 и две другие жалобы, а также Постановление Европейского Суда по делу «Гаджиханов и Сауков против Российской Федерации» (Gadzhikhanov and Saukov v. Russia) от 31 января 2012 г., жалобы №№ 10511/08 и 5866/09 <1>, § 22, с дополнительными ссылками).

Следовательно, возбуждение процедуры принудительного исполнения решения суда является необходимым условием для наступления ответственности государства за неисполнение решения суда, в случае если действия государственных органов окажутся неэффективными. Без возбуждения исполнительного производства невозможно исчисление сроков на обращение в суд и привлечение к ответственности государства, поскольку сам взыскатель не воспользовался установленной законом процедурой воздействия со стороны государства на лиц, обязанных совершить определенные действия или выплатить взысканную судом сумму.

Как следует из материалов дела, решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года по делу № 2-224/2010 на администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» возложена обязанность в срок до 31 октября 2010 года обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, выполнив следующие действия: водоотводящую канаву, начинающуюся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящую между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, очистить от мусора, укрепить стенки водоотводящей канавы и предотвратить попадание в водоотводящую канаву содержимого помойки.

1 сентября 2010 года взыскателю Антонову Е.В. выдан исполнительный лист серии ВС № 006916086.

9 сентября 2010 года Антонов Е.В. обратился в службу судебных приставов за принудительным исполнением решения суда от 29 июля 2010 года.

14 сентября 2010 года постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми в отношении администрации городского поселения «Троицко-Печорск» возбуждено исполнительное производство № 87/17/10529/6/2010 (в последующем № 2029/10/17/11) с предметом исполнения: обязать администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» в срок до 31 октября 2010 года обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, выполнив следующие действия: водоотводящую канаву, начинающуюся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящую между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, очистить от мусора, укрепить стенки водоотводящей канавы и предотвратить попадание в водоотводящую канаву содержимого помойки. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней с момента получения копии постановления.

Копия указанного постановления поступила в администрацию городского поселения «Троицко-Печорск».

Определением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 2 декабря 2010 года исполнение решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года отсрочено до 1 июня 2011 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 декабря 2010 года в связи с предоставлением должнику отсрочки исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения отложены до 1 июня 2011 года.

Определением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 14 декабря 2010 года по заявлению администрации городского поселения «Троицко-Печорск» разъяснено, что в соответствии с решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года администрация городского поселения «Троицко-Печорск» обязана: укрепить стенки водоотводящей канавы, начинающейся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящей между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, щитами из деревянных досок; предотвратить попадание содержимого помойки в водоотводящую канаву путем устройства над канавой перекрытия из деревянных досок.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 2 июня 2011 года исполнительные действия возобновлены.

Определением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 17 марта 2014 года удовлетворено заявление начальника отдела - старшего судебного пристава по Троицко-Печорскому району о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 июля 2010 года до 1 июня 2014 года по причине невозможности проведения проверки исполнения должником требований исполнительного документа.

Определением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 февраля 2020 года администрации городского поселения «Троицко-Печорск» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 29 июля 2010 года до 1 июня 2020 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми от 27 апреля 2020 года исполнительное производство № 2029/10/17/11 окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

3 июня 2020 года Антонов Е.В. вновь обратился в службу судебных приставов за принудительным исполнением решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года.

3 июня 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми в отношении администрации городского поселения «Троицко-Печорск» возбуждено исполнительное производство № 11726/20/11017-ИП с предметом исполнения: обязать обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, выполнив следующие действия: водоотводящую канаву, начинающуюся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящую между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, очистить от мусора, укрепить стенки водоотводящей канавы и предотвратить попадание в водоотводящую канаву содержимого помойки. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней с момента получения копии постановления.

Копия указанного постановления поступила в администрацию городского поселения «Троицко-Печорск».

В рамках исполнения решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года судебными приставами-исполнителями главе администрации городского поселения «Троицко-Печорск» вручались предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, с должника взыскан исполнительский сбор, администрации городского поселения «Троицко-Печорск» неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда. За неисполнение требований об исполнении решения суда в установленный срок, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, несмотря на принимаемые судебными приставами-исполнителями меры в отношении должника решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года исполнено лишь в августе 2021 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми от 30 августа 2021 года исполнительное производство № 11726/20/11017-ИП окончено.

Анализируя соблюдение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законодателем с 1 января 2017 года предусмотрено право обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Решение суда от 29 июля 2010 года, которым на администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» возложена обязанность обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, выполнив следующие действия: водоотводящую канаву, начинающуюся от угла дома № 18 по ул. Мира п. Троицко-Печорск и проходящую между жилым домом № 4-а и нежилым зданием № 4-в по ул. Ленина, очистить от мусора, укрепить стенки водоотводящей канавы и предотвратить попадание в водоотводящую канаву содержимого помойки, находилось на исполнении с 14 сентября 2010 года по 30 августа 2021 года.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что этот Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1); если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом (часть 2).

Из разъяснений, указанных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Исходя из установленных обстоятельств, решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года не было исполнено в установленный данным решением срок.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта (пункт 56 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11).

Таким образом, общая продолжительность исполнения указанного судебного акта, исчисляемая со дня поступления в службу судебных приставов от взыскателя Антонова Е.В. исполнительного листа серии ВС № 006916086 от 1 сентября 2010 года – 9 сентября 2010 года, составила 10 лет 11 месяцев 21 день. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта была чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока по следующим основаниям.

Администрация городского поселения «Троицко-Печорск» была осведомлена о судебном решении от 29 июля 2010 года, и после вступления данного решения суда в законную силу с учетом положений действующего законодательства должна была обеспечить его исполнение в установленные законом сроки.

Доказательств совершения достаточных действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта, а также доказательств невозможности исполнения обязанностей с целью своевременного исполнения судебного акта, администрацией МО ГП «Троицко-Печорск» суду не представлено.

Действия администрации МО ГП «Троицко-Печорск», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, привели к нарушению права Антонова Е.В. на исполнение судебного акта в разумный срок.

При этом отсутствие бюджетных средств, достаточных для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного акта. Европейский суд по правам человека неоднократно высказывал позицию, в силу которой отсутствие бюджетного финансирования, достаточного для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения и что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неисполнения решения суда.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше правовых норм, позиций Европейского Суда по правам человека, а также принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу, что требования Антонова Е.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом с учетом требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.

Таким образом, право на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок имеет публично-правовую природу; механизм определения данной компенсации не связан с разрешением вопросов о правах заявителя в частноправовых (гражданских, жилищных или иных) отношениях; размер компенсации не может определяться величиной предполагаемых убытков заявителя вследствие нарушения гражданско-правовых обязательств, для которых законодательством установлены иные гражданско-правовые способы защиты прав. Размер компенсации определяется с учетом критериев, установленных частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ.

При этом судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Верховного Суда Республики Коми от 10 июля 2020 года, Антонову Е.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей.

Из данного решения суда следует, что указанная компенсация присуждена за длительное неисполнение решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 29 июля 2010 года.

Следовательно, в настоящем деле право на эффективное средство правовой защиты от нарушения разумных сроков исполнения судебного акта уже было реализовано Антоновым Е.В. в состоявшемся ранее судебном процессе (при вынесении решения Верховного Суда Республики Коми от 10 июля 2020 года). В связи с этим повторное взыскание компенсации за одно и то же нарушение противоречит правовой сути указанного института.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Таким образом, при определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд, руководствуясь частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», принимает во внимание требования истца, учитывает обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта, значимость последствий для Антонова Е.В., принимаемые должником меры по исполнению решения суда в период с 14 сентября 2010 года по 30 августа 2021 года, а также то, что решением Верховного Суда Республики Коми от 10 июля 2020 года, Антонову Е.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей, при этом продолжительность неисполнения решения суда от 29 июля 2010 года после вынесения решения суда от 10 июля 2020 года составила 1 год 1 месяц 19 дней.

Исходя из установленных обстоятельств дела, с учетом решения Верховного Суда Республики Коми от 10 июля 2020 года, принципов разумности и справедливости, практики Европейского Суда по правам человека, суд считает, что требуемая административным истцом сумма 100000 рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации за нарушение права Антонова Е.В. на исполнение судебного акта в разумный срок равным 10000 рублей, которая подлежит перечислению на банковский счет административного истца.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Поскольку решением суда обязанность обеспечить поверхностный водоотвод на территории между жилым домом № 4-а по ул. Ленина п. Троицко-Печорск и нежилым зданием – гаражом, принадлежащим Антонову Е.В., расположенным по адресу п. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4-в, была возложена на администрацию МО ГП «Троицко-Печорск», являющуюся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которая должна была предпринять все необходимые меры для своевременного исполнения этой обязанности, суд приходит к выводу, что присужденная компенсация подлежит взысканию с муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В рамках рассматриваемого дела таким финансовым органом является Финансовое управление администрации муниципального района «Троицко-Печорский».

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Антонова Евгения Витальевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» в лице Финансового управления администрации муниципального района «Троицко-Печорский» за счет средств местного бюджета муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» в пользу Антонова Евгения Витальевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 рублей.

Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2021 года.

Судья - А.В. Кондратюк