ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-222/2021 от 12.01.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело ***а-35/2022 (№3а-222/2021)

УИД 68OS0000-01-2021-000192-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2022 г. г. Тамбов

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Деевой А.С. и помощником судьи Кирилловой Э.П.

с участием прокурора Ермаковой Е.С.

представителя административного истца Рогоман М.Ю., представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области Ляшенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проскурякова В.А. о признании недействующими пункта 90 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года №798 и пункта 90 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года №757,

УСТАНОВИЛ:

Приказами Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года №798 и от 25 декабря 2020 года №757 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 и 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту – Перечни на 2020 и 2021 годы), в которые под пунктами 90 включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Владея на праве общей долевой собственности данным зданием, Проскуряков В.А. обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании перечисленных выше норм Перечней недействующими, ссылаясь на их противоречие статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что названное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «под здание дома быта» по своему назначению и фактическому использованию не может быть отнесено к зданиям, предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Считал, что включение здания в Перечни на 2020 и 2021 годы неправомерно возлагает на административного истца, являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющим упрощенную систему налогообложения, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Рогоман М.Ю. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области Ляшенко Е.В. возражала против удовлетворения предъявленных требований, полагая, что спорное здание обоснованно включено в Перечни как торговый центр (комплекс) в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено без проверки фактического использования.

Ранее принимавшая участие в рассмотрении дела представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области Суслина Н.Ю., также просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица администрации Сампурского района Тамбовской области Верещагина Н.В., принимавшая ранее участие в разрешении спора, против удовлетворения административных исковых требований не возражала.

Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явился, извещён надлежаще о времени и месте судебного рассмотрения.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (статьи 3 и 15 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемые, в том числе, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц (статьи 378.2, 402, 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Тамбовской области от 28 ноября 2003 года №170-3 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» установлен налог на имущество организаций, статьей 1.1 которого закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в соответствии с которыми налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);

2) нежилых помещений общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, в том числе, наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2 постановления администрации Тамбовской области от 11 декабря 2017 года №1227 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения»).

Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области 3 марта 2020 года и 21 февраля 2019 года в адрес Комитета по управлению имуществом Тамбовской области была направлена информация о нежилых зданиях и нежилых помещениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости Тамбовской области, в том числе и о вышеуказанном объекте недвижимости следующего содержания:

- кадастровый номер ***; адрес: ***; назначение – нежилое здание; наименование - «здание КБО»; площадь 2042,3 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером ***; разрешенное использование «под здание дома быта».

Данная информация административным ответчиком была внесена на рассмотрение рабочей группы межведомственной комиссии Тамбовской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и в государственные внебюджетные фонды, созданной распоряжением администрации Тамбовской области от 29 марта 2013 года №108-р.

Протоколами заседания вышеуказанной рабочей группы от 13 декабря 2019 года №16 и от 24 декабря 2020 года №12 Комитету по управлению имуществом Тамбовской области было рекомендовано включение в Перечни на 2020 и 2021 годы соответственно спорного здания наряду с другими объектами недвижимости.

Приказ Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года №798 опубликован 30 декабря 2019 года на сайте сетевого издания газеты «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru), приказ Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года №757 опубликован 29 декабря 2020 года на сайте официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также названные выше приказы размещены на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.uprim.tmbreg.ru), что соответствует порядку обнародования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Тамбовской области, установленному статьями 29 и 30 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года №51-З «О правовых актах Тамбовской области».

Таким образом, оспариваемые в части указанные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом государственной власти в установленной форме с соблюдением порядка их принятия и введения в действие в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Исходя из системного толкования приведённых выше положений закона, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Из материалов административного дела следует, что принадлежащее административному истцу на праве общей долевой собственности здание с кадастровым номером ***, имеет наименование - здание КБО, расположено по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером ***, с видом разрешённого использования «под здание дома быта».

Мероприятия по обследованию спорного объекта недвижимости с целью установления его фактического использования административным ответчиком на момент включения его в оспариваемые Перечни не проводились.

Вместе с тем, включение спорного здания в Перечни на 2020 и 2021 годы произведено на том основании, что вид разрешённого использования земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту - ЕГРН), предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.

Положения пункта 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 утверждены классификаторы видов разрешённого использования земельных участков, согласно которым, к коду вида разрешённого использования 3.3 «Бытовое обслуживание» отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (утверждён и введён в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года №1356-ст) устанавливает, что бытовое обслуживание населения – отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). В том числе, данный стандарт раскрывает понятие «дом быта» - многопрофильное предприятие бытового обслуживания, объединяющее приемные пункты, мастерские, ателье и другие предприятия, предоставляющее широкий перечень бытовых услуг.

Помимо этого, наименование объекта недвижимости - здание КБО (комбинат бытового обслуживания) в соответствии со сведения из ЕГРН также предполагает осуществление бытового обслуживания.

В рассматриваемом случае вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположено здание комбината бытового обслуживания с кадастровым номером *** - «под здание дома быта» позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нём объектов бытового обслуживания, поскольку данный вид соответствует коду 3.3 «Бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности включения указанного здания Перечни объектов недвижимого имущества на 2020 и 2021 годы по виду разрешённого использования земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названный выше земельный участок имел иной вид разрешённого использования на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, материалы дела не содержат.

Само по себе неиспользование здания комбината бытового обслуживания административным истцом в целях, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, также как и ссылка представителя административного истца Рогоман М.Ю. на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П, с учётом установленных выше обстоятельств, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку данный объект недвижимости включён в Перечни не по фактическому использованию здания, а на основании сведений из ЕГРН исходя из вида разрешённого использования земельного участка. Названное выше постановление Конституционного Суда Российской Федерации применимо к случаям, когда земельный участок имеет множественность видов разрешённого использования для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в то время как согласно выписке из ЕГРН вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно свидетельствует о размещении на нём объекта бытового обслуживания.

В силу предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области представлены убедительные доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорного объекта недвижимости условию, которое установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, необходимым для включения его в Перечни на 2020 и 2021 годы.

Поскольку критерий, предусмотренный подпунктом 1 пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для включения здания в Перечни, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты являются законными и обоснованными, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Проскурякова В.А. о признании недействующими пункта 90 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2019 года №798 и пункта 90 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 декабря 2020 года №757

– отказать.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года.

Судья М.В. Яковлева