ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-223/18 от 07.11.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-223/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 07 ноября 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия к Правительству Республики Хакасия о признании не действующим пункта 4.9 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 04 мая 2017 г. № 211 (в ред. постановления от 13.02.2018),

У С Т А Н О В И Л:

04 мая 2017 г. постановлением Правительства Республики Хакасии № 211 (далее – Постановление Правительства РХ № 211) утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия (далее - Порядок).

Постановление Правительства РХ № 211 действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 13 февраля 2018 г. № 57.

И.о. прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 4.9 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, мотивируя требования тем, что оспариваемый пункт противоречит положениям статей 2, 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании участвующий прокурор Васильева Е.В. доводы административного иска поддержала по основаниям, изложенным в нем.

Представители административного ответчика Правительства Республики Хакасия Князева Н.В., Попов А.А., действующие на основании доверенности, требования не признали, представили письменные возражения, указав, что оспариваемое положение не противоречит федеральному и региональному законодательству.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании части 1 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

В силу статьи 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия. В состав Правительства Республики Хакасия входят Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, первый заместитель и заместители Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия (статья 93 Конституции Республики Хакасия).

Статьёй 97 Конституции Республики Хакасия предусмотрено, что Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия.

Согласно статье 10 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

04 мая 2017 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление № 211 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия».

Пунктом 1 данного постановления утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия.

Постановление и утвержденный Порядок опубликованы 05 мая 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 23 мая 2017 г. в печатном издании «Вестник Хакасии».

В постановление Правительства РХ № 211, Порядок вносились изменения постановлениями Правительства Республики Хакасия от 31.10.2017 № 561, от 11.12.2017 № 648, от 13.02.2018 № 57. Все постановления были опубликованы в официальном печатном издании «Вестник Хакасии», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 февраля 2018 № 57 Порядок дополнен пунктом 4.9 следующего содержания:

«4.9. При отсутствии волеизъявления физических или юридических лиц о принятии безнадзорных животных либо о принятии их в приют для животных организация по отлову безнадзорных животных выпускает безнадзорных животных после проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий (вакцинации против бешенства, стерилизации, кастрации) в среду обитания в месте отлова, вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания, за исключением случаев, установленных пунктом 5.2 настоящего Порядка.

По факту выбытия из пункта временного содержания безнадзорных животных составляется акт по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.».

Пунктами «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, состоящего как из отлова, так и содержания таких животных, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне общественных отношений в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их возврат в прежнюю среду обитания.

Такое толкование согласуется с предписаниями, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 г. № 54.

Так, Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика бешенства среди людей», устанавливающие основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, соблюдение которых обязательно на всей территории Российской Федерации, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункты 1.1 и 1.2), включают в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, в том числе и после прививки против бешенства (пункты 9.2 и 9.5).

Аналогичные нормы содержаться в пунктах 8.2 и 8.4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации, в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

Статья 230 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что задержавшее безнадзорных животных лицо или лицо, которым такие животные переданы на содержание и в пользование, обязаны принять меры к их надлежащему содержанию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Из содержания данных норм следует, что федеральный законодатель предусматривает не только отлов безнадзорных животных, но и в обязательном порядке их содержание в специальных питомниках.

Следовательно, Правительство Республики Хакасии, осуществляющее организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, приняв оспариваемое правовое предписание о возврате безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, вышло за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сведений о том, что оспариваемое положение применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций не предоставлено, следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт признается недействующим со дня его принятия – с 13 февраля 2018 г.

Руководствуясь статьями 174-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия к Правительству Республики Хакасия удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 4.9 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 04 мая 2017 г. № 211 (в ред. постановления от 13.02.2018).

Направить для опубликования в печатное издание «Вестник Хакасии» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 12 ноября 2018 г.