ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-223/19 от 11.06.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-223/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2019 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежит автостоянка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: (адрес), (адрес) на указанный земельный участок принадлежат ей по соглашению о переводе прав и обязанностей по договору аренды земель от (дата)

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области № 1122-П от 24 декабря 2012 г. по состоянию на 1 января 2012 г. и составляет 3 620 862 рубля.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка является завышенной. Согласно представленному отчету его рыночная стоимость на эту же дату составляет 1 010 600 рублей.

Административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного иска и установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 29 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Оренбургской области, в качестве заинтересованного лица – администрация МО г.Новотроицк.

Административный истец ФИО2, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, администрации МО г.Новотроицк, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Так, частью 1 статьи 245 Кодекса определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно договору купли-продажи от 3 октября 2018 г. ООО *** (продавец) продал, а покупатели ФИО4 и ФИО2 купили автостоянку с кадастровым номером , расположенную на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, адрес: (адрес), (адрес) по (адрес) земельный участок арендован продавцом у администрации муниципального образования г.Новотроицк.

21 ноября 2018 г. заключено соглашение о переводе на ФИО4 и ФИО2 прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 9 апреля 1996 г. Так, согласно п. 1 Соглашения администрация муниципального образования город Новотроицк (арендодатель) дает свое согласие на переход всех прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером от арендатора ООО ***» к демировой Е.М. и ФИО4 Как следует из приложения к Соглашению расчет арендной платы зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.

По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. № 1122-п, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 8 403 609,60 рублей.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 согласно абзацу первому ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропуск указанного срока не служит основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 декабря 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2012 г., сведения внесены в реестр объектов недвижимости 31 декабря 2012 г. С административным исковым заявлением ФИО2 обратилась 26 апреля 2019 г., то есть с пропуском предусмотренного законом пятилетнего срока.

Поскольку на момент обращения в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не вносились, кадастровая стоимость является актуальной, принимая во внимание, что собственником объекта недвижимости, расположенного на этом земельном участке административный истец стала только в октябре 2018 г., срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке от 1 февраля 2019 г., выполненный оценщиком ФИО5, являющимся членом Общероссийской общественной организации «ФИО1 общество оценщиков».

Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 1 010 600 рублей.

Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцу.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Замечания к представленному административным истцом отчету, изложенные в отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, не могут стать основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку не влияют на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости.

При этом, суд исходит из того, что согласно пункту 5 ФСО № 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

При составлении отчета оценщиком не был нарушен указанный пункт ФСО.

Анализ рынка был произведен оценщиком в последовательности, определенной в ФСО № 7.

При определении рыночной стоимости земельного участка применен метод сравнения продаж. Учитывая, что в рамках оценки это единственный применяемый метод, использовался максимальный весовой коэффициент -1 (стр. 58).

Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете о рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 1 010 600 рублей.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку ФИО2 обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26 апреля 2019 г., датой подачи заявления следует считать 26 апреля 2019 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Доводы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела и о переводе Филиала в состав заинтересованных лиц являются ошибочными.

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).

Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).

Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по ведению ЕГРН.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ «ФКП Росреестра». Поскольку решением суда обязанность исполн6ить определённые действия может быть возложена на ответчика, оснований для удовлетворения ходатайства о переводе ФГБУ «ФКП Росреестра» в статус заинтересованного лица суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Восстановить ФИО2 срок для подачи административного иска о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, адрес: (адрес), (адрес)» по (адрес), равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 1 010 600 рублей.

Датой подачи заявления считать 26 апреля 2019 г.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен: (дата).