ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-223/19 от 23.07.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Иркутского района Шуниной Е.А., действующей на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Правительства Иркутской области - Бруслиной А.С., действующей на основании доверенностей Номер изъят от Дата изъята , Номер изъят от Дата изъята , представителя заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А., действующей на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Указа Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование уточненных административных исковых требований в защиту неопределенного круга лиц административный истец заместитель прокурора Иркутской области указал, что в результате надзора за соответствием издаваемых представительными (законодательными) и исполнительными органами Иркутской области нормативных правовых актов законам, имеющим большую юридическую силу, Прокуратурой Иркутской области было установлено несоответствие Административного регламента предоставлений государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» (далее – Административный регламент), утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставлений государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» (далее - Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг) требованиям федерального и регионального законодательства.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 сентября 2017 г., газете «Областная», № 110 от 2 октября 2017 г.

Предметом регулирования Административного регламента являются, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области.

Согласно положениям главы 1 раздела I Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области регулируется регламентом, который разработан и утвержден в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 220-пп.

Прокурор полагает, что Административный регламент, утвержденный Указом Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг, подлежит признанию недействующим в части, так как в нарушение положений части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающей право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных нужд, предусматривает на территории Иркутской области возможность реализации данного права гражданином посредством заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд исключительно для целей отопления, возведения и ремонта строений, не предусматривая при этом, возможности реализации права гражданина, закрепленного федеральным законодательством, на заготовку древесины для иных собственных нужд, не относящихся к поименованным выше целям, посредством заключения с ним соответствующего этой цели договора купли-продажи лесных насаждений.

В административном исковом заявлении прокурор указал, что ранее, реализуя полномочия, предусмотренные статьями 22, 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с целью устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, 3 сентября 2019 г. прокурором Иркутской области принесен протест на Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг.

Отклоняя протест прокурора Иркутской области, Губернатор Иркутской области в ответе от 16 сентября 2019 г. № 02-01-5168/19 указал, что Административный регламент принят в соответствии с пунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 40-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого Указа) ввиду отсутствия Административного регламента, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Административный истец считает, что утвержденный Губернатором Иркутской области оспариваемый Административный регламент не соответствует части 1 статьи 30, пункту 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и утвержден с превышением полномочий.

Административный истец просит признать Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» в редакции Указа Губернатора от 9 апреля 2019 г. № 72-уг, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой он не предусматривает возможность для граждан заключения договора купли-продажи лесных насаждений для иных собственных нужд.

В судебном заседании помощник прокурора Шунина Е.А., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Правительства Иркутской области - Бруслина А.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные административные исковые требования заместителя прокурора не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска заместителю прокурора отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска заместителя прокурора отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежащим образом, извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, в письменных пояснениях относительно заявленных административных исковых требований, указало, что согласно действующему законодательству утверждение регламента предоставления государственных услуг по заключению договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда относится к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, при этом согласно части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных нужд.

Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом, извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило.

Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Иркутской, надлежащим образом, извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилось, представителем Законодательного Собрания Иркутской области Мехряковой О.Д. суду направлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Законодательного собрания Иркутской области.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца помощника прокурора Шуниной Е.А., представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области и заинтересованного лица Бруслиной А.С., а также заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Багласарян А.А., оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит заявленные административные исковые требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статей 23, 28, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор имеет право на обращение в суд с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов, в том числе нарушающих права и свободы гражданина, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 1 июля 2017 г., действовавшей на момент утверждения оспариваемого Административного регламента а также действующей на момент рассмотрения настоящего административного дела), граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных нужд.

Согласно пункту 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.

Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 40-ФЗ, действовавшей на момент принятия Указа Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг) предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.

В силу пункта 3.1 части 10 указанной статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

До издания названных административных регламентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций (пункт 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Действующей редакцией Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, также предусмотрено (пункт 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены на территории Иркутской области Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз).

Частью 3 статьи 2 Закон Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз определен уполномоченный орган в лице Правительства Иркутской области по установлению порядка обращения гражданина с заявлением, включая перечень документов, прилагаемых к нему.

Во исполнение требований Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз постановлением Правительства Иркутской области от 1 января 2016 г. № 5-пп утверждено Положение о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Согласно части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ) порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 данного закона под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными данным Постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг.

Постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 220-пп (в редакции на момент утверждения оспариваемого Административного регламента) «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) исполнительными органами государственной власти Иркутской области», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»)

Согласно указанному выше Постановлению Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 220-пп утверждены «Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области».

Согласно пункту 1 Правил административным регламентом является нормативный правовой акт исполнительного органа, наделенного полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых исполнительным органом, предоставляющим государственную услугу, в процессе предоставления государственной услуги по запросу физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель) о предоставлении государственной услуги. Административный регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями исполнительных органов, предоставляющих государственные услуги, и их должностными лицами, между исполнительными органами, предоставляющими государственные услуги, и заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги.

Административные регламенты разрабатываются и утверждаются исполнительными органами, предоставляющими государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами, законами Иркутской области.

Пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 220-пп предусмотрено, что административные регламенты разрабатываются и утверждаются исполнительными органами, предоставляющими государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами, законами Иркутской области.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 9 Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 г. систему органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области образуют: высшее должностное лицо Иркутской области - Губернатор Иркутской области и высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, министерства и ведомства.

Статьей 57 Устава Иркутской области определено, что Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области.

Правовой статус и полномочия Губернатора Иркутской области установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ и Уставом Иркутской области.

Как предусмотрено статьей 59 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области издает правовые акты в форме указов Губернатора Иркутской области и распоряжений Губернатора Иркутской области. Правовые акты Губернатора Иркутской области издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов Иркутской области и должны содержать указания на положения правовых актов, на основании и во исполнение которых они издаются.

Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов и распоряжений Губернатора Иркутской области.

Указы Губернатора Иркутской области издаются по вопросам нормативного правового регулирования, а также в иных случаях, предусмотренных Уставом Иркутской области и законами Иркутской области (пункт 1, 3 статьи 59 Устава Иркутской области, статья 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области») (далее - Закон Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз).

Из содержания Административного регламента следует, что он подписан заместителем председателя Правительства Иркутской области Кондрашовым В.И.

В соответствии со статьей 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим свою деятельность в коллегиальных и единоначальных формах. Правительство Иркутской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Согласно статье 66 Устава Иркутской области заместители Председателя Правительства Иркутской области осуществляют координацию деятельности министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, а также иные функции в соответствии с утвержденным первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области распределением обязанностей между заместителями Председателя Правительства Иркутской области.

Анализируя регулирующее спорные правоотношения законодательство, а также собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от Дата изъята № 210-ФЗ, постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 220-пп уполномоченным на то органом - Правительством Иркутской области, в соответствующей федеральному законодательству и законодательству Иркутской области форме, подписан надлежащим должностным лицом - заместителем председателя Правительства Иркутской области и представлен на утверждение надлежащему должностному лицу – Губернатору Иркутской области.

Из содержания оспариваемого Указа Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг следует, что утвержденный им оспариваемый Административный регламент является неотъемлемой частью этого Указа Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг.

Оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг подписан Губернатором Иркутской области Левченко С.Г., является, как и утвержденный им Административный регламент, нормативным правовым актом.

Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. № 600 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Иркутской области» Временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области с 12 декабря 2019 г. назначен Кобзев И.И. до вступления в должность лица, избранного Губернатором Иркутской области, который является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что Губернатор Иркутской области имел в соответствии с федеральным законодательством право на принятие Указа от 21 сентября 2017 г. № 175-уг и утверждение Административного регламента предоставлений государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», так как на момент его утверждения административный регламент предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по вопросам заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан на федеральном уровне не был принят.

В соответствии с частью 21 статьи 54 Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».

Оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг и утвержденный им Административный регламент опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 сентября 2017 г. (номер публикации) 3800201709260008, а также в общественно - политической газете «Областная» от 2 октября 2017 г. № 110.

Административным истцом порядок принятия и обнародования оспариваемого нормативного правового акта не оспаривается.

Анализируя указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт - Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг, а также утвержденный им Административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» изданы надлежащим должностным лицом, с соблюдением установленной процедуры его разработки, в установленным для принятия таких нормативных правовых актов порядке, с соблюдением требований закона об их обнародовании (опубликовании).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок заключения таких договоров устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации). Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

Проверяя оспариваемый Административный регламент на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд установил, что на уровне субъекта – Иркутской области спорные правоотношения регулируются Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции от 5 июня 2019 г.), Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», утвержденным Указом Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг, постановление Правительства Иркутской области постановление от 11 января 2016 г. № 5-пп «Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз предусматривает, что граждане заготавливают древесину на основании договора купли-продажи лесных насаждений без цели осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли для следующих собственных нужд: отопление, возведение строений, текущий и капитальный ремонт жилых помещений, строительство и ремонт хозяйственных построек, иных собственных нужд.

Частями 2 и 3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз предусмотрено, что заготовка древесины включает в себя работы по рубке лесных насаждений (деревьев, кустарников), трелевке, частичной переработке и вывозу древесины из леса, очистке мест рубок.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд в соответствии с федеральным и областным законодательством и договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Иркутской области (далее - уполномоченный орган), с гражданином в зависимости от вида нужды в срок:

1) для цели отопления - не позднее чем через 65 календарных дней с даты регистрации заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - заявление) в электронном реестре учета заявлений граждан (далее - реестр);

2) для целей возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек - не позднее чем через пять лет с даты регистрации заявления в реестре;

3) для цели возведения строений в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара или иного стихийного бедствия - не позднее чем через шесть месяцев с даты регистрации заявления в реестре.

Граждане, чье жилое помещение в результате пожара или иного стихийного бедствия признано непригодным для проживания, в порядке реализации права на заготовку древесины для собственных нужд для цели возведения строений имеют право на первоочередное заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Порядок обращения в уполномоченный орган гражданина с заявлением, включая перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается Правительством Иркутской области.

Заявление гражданина о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, поступившее в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, уполномоченный на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Иркутской области, с 1 января 2017 г. и до дня вступления в силу Закона Иркутской области от 12.05.2017 № 29-оз, включается в электронный реестр учета заявлений граждан (часть 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 12.05.2017 № 29-оз).

Статьями 3, 4 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз регламентированы нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, обеспечение использования гражданами древесины, заготовленной в соответствии с настоящим Законом для целей, определенных договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. При этом, представление древесины и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданином ограничено только целями: отопления; возведения строений; текущего ремонта жилых помещений; капитального ремонта жилых помещений; строительства и ремонта хозяйственных построек; восстановления жилья в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара или иного стихийного бедствия.

Вопрос представления гражданам лесных насаждений для иных собственных нужд для целей не поименованных выше, а также заключение для реализации этой нужды договора купли-продажи лесных насаждений, в противоречие с частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз не урегулирован.

На момент рассмотрения дела Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг, а также утвержденный им Административный регламент действуют в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 9 апреля 2019 г. № 72-уг «О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», изменения действуют с 1 июля 2019 г.

Указ Губернатора Иркутской области от 9 апреля 2019 г. № 72-уг «О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» подписан Губернатором Иркутской области Левченко С.Г., опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.04.2019, а также в общественно-политической газете «Областная», № 46, 29.04.2019.

Согласно статье 21 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по представлению гражданину для собственных нужд лесных насаждений на территории Иркутской области являются: 1) заключение договора купли-продажи лесных насаждений; 2) отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений и исключение заявления гражданина из электронного реестра учета заявлений граждан (далее - реестр учета).

Как было указано выше, частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (в действовавшей на момент утверждения оспариваемого Административного регламента редакции) предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных нужд, исходя из чего следует вывод о том, что федеральным законодателем такой перечень целей заготовки древесины для собственных нужд оставлен открытым.

Анализ положений Административного регламента, в том числе пунктов 22, 28, 30, приводит к выводу о том, что реализация права гражданина на заготовку древесины для собственных нужд, реализуемой через заключение с ним договора купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области, также как и в приведенном выше Законе Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз, обусловлена исключительно целями: отопления; возведения строений; текущего ремонта жилых помещений; капитального ремонта жилых помещений; строительства и ремонта хозяйственных построек; восстановления жилья в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара или иного стихийного бедствия, что ограничивает, по сравнению с закрепленным в части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (имеет открытый перечень целей собственных нужд), право гражданина на заключение с ним договора купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области для собственных нужд (иных собственных нужд) не связанных с поименованными выше целями.

Анализируя регулирующее данные спорные правоотношения законодательство, суд приходит к выводу о том, что сужение прав граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области по отношению к установленным федеральным законодательством (частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации) является выходом Губернатора Иркутской области за переделы предоставленных ему полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 30, пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Довод представителя административного ответчика о том, что оспариваемый Административный регламент содержит положения, позволяющие заключить на территории Иркутской области с гражданином договор купли-продажи лесных насаждений для иных собственных нужд, не связанных с целями: отопления; возведения строений; текущего ремонта жилых помещений; капитального ремонта жилых помещений; строительства и ремонта хозяйственных построек; восстановления жилья в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара или иного стихийного бедствия, не нашел подтверждения при осуществлении анализа указанного выше Административного регламента, поэтому не может быть принят судом, как не соответствующий нормам материального права.

Довод представителя административно ответчика о том, что в пункте 34 оспариваемого Административного регламента не предусмотрено такого основания к отказу в заключении договора купли-продажи лесных насаждений с гражданином для собственных нужд, как отсутствие непоименованной в Административном регламенте цели собственной нужды в приобретении древесины, не может быть принят судом во внимание, так как возможность заключения с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд обусловлен исключительно поименованными в Законе Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз и данном Административном регламенте целями, которые не предусматривают возможности заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений на заготовку для собственных нужд древесины на цели, не поименованные в указанных выше нормативных правовых актах.

Кроме того, препятствует заключение с гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для иных не поименованных в Законе Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз и Административном регламенте целей и отсутствие нормирования объема древесины, который может быть предоставлен гражданину для заготовки для этих целей.

Из положений стати 59 Устава Иркутской области, статьи 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» следует, что Губернатором Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издаются нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области.

Таким образом, как противоречащий положениям части 1 стати 30 Лесного кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 9 апреля 2019 г. № 72-уг «О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», в той мере, в которой он не предусматривает для граждан возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений для иных собственных нужд, кроме отопления, возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительств и реконструкции хозяйственных построек.

Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг следует признать не действующим с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области в защиту неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу Указ Губернатора Иркутской области от 21 сентября 2017 г. № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 9 апреля 2019 г. № 72-уг «О внесении изменений в административный регламент предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», в той мере, в которой он не предусматривает для граждан возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений для иных собственных нужд, кроме отопления, возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительств и реконструкции хозяйственных построек.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Решение в полной форме изготовлено Дата изъята